Напоминание

"Приобщение детей к народным традициям".


Автор: Ризванова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №86 "Электроник"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Консультации для родителей.
Тема: "Приобщение детей к народным традициям".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ

ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ

Организация праздников в ДОО является одним из увлекательных и

интересных средств приобщения дошкольников к народным традициям.

Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что

унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ

действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции [2].

Традиции направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей,

родителей и педагогов. Они помогают ребенку освоить ценности коллектива,

способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат

прогнозировать развития событий и выбирать способы действия.

Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и

полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного

творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Г. Н. Волков отмечает, что «Традиции как бы организуют связь поколений,

на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность

старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее

традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как

традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё

более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует

восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может

быть спасительным для человечества.» [1, с. 154, ].

Народные праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В

них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными

особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна

быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало

на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем

жизненным неурядицам. Наши предки понимали праздники как период

таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и

прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между

миром людей и миром чудес и магии.

Мы живем в Республике Хакасия, поэтому необходимо обеспечить условия

для развития умения дошкольников уважать культуру и быт коренного

населения, знать русский язык и культуру русского народа для того, чтобы

вступать в эффективное взаимодействие.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить

самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его

творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и

взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать

почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

В нашем дошкольном учреждении мы организуем и проводим такие

праздники как: «Праздник урожая», «Хуртаях» (осенний бал), «Веселая

ярмарка», «День Матери», «Пришла коляда», «Чир чайаан» («День Земли»),

«Чыл-пазы» (Новый год). При подготовке праздника проводим

предварительную работу: рассказываем детям о праздничных традициях

наших предков, разучиваем народные песни и игры, характерные для того

или иного праздника. Кроме этого активно сотрудничаем с родителями:

оформляем папки передвижки, консультации, подготавливаем необходимые

атрибуты, оформляем предметно - развивающую среду.

В рамках проведения праздников мы реализуем следующие задачи:

- обеспечиваем условия для развития интереса к истории родной страны, к

истории народа, его культуре;

- воспитываем любовь к Родине, к родной природе;

- развиваем у детей интерес к народным играм, фольклору;

- знакомим с историей народного костюма, его элементами, объяснять

значения некоторых украшений костюма;

- знакомим с изделиями народных промыслов, ремесел.

При организации праздника «Чыл - пазы» совместно с родителями и

педагогами были организованы мини – музеи русской и хакасской культуры,

выставка национальных блюд. Дети представляли национальные костюмы,

играли в народные игры : гори-гори ясно, ручеек, …..

Отрадно наблюдать, как в праздничный день в чудесную атмосферу

погружается детский сад: хороводные песни, народные игры, искусно

оформленные блюда.

Хочется отметить праздник «День Земли», в котором принимали участие не

только дети, родители и педагоги, а также сотрудники ландшафтного парка

«Сады Мечты». При подготовке к празднику родители предложили посадить

аллею деревьев на территории детского сада. В группе была организована

выставка детских работ «Мое дерево»; мы провели с детьми беседу о

деревьях; разучивали песни, стихи; изготовили таблички - указатели с

названиями деревьев. Организовали экскурсию детей вместе с родителями в

парк «Сады Мечты», впечатления от экскурсии дети передавали в рисунках.

Совместно с агрономами парка «Сады Мечты» родители определили

ассортимент деревьев и кустарников для посадки. Папы заранее подготовили

лунки для высадки, а вечером все дружно стали высаживать саженцы. После

посадки пели песни, частушки, водили хороводы. Бабушки наших

воспитанников, были активными участниками данного праздника.

Организуя праздники, родители перестали быть зрителями, а превратились в

активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздников

позволила создать доверительные отношения между педагогами и

родителями. А главное, - показала каждому ребёнку огромную значимость

семьи в его жизни. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание

поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное

наследие во время и в условиях праздника.

Таким образом, организация праздников в ДОО позволяет нам не только

знакомить детей с народными традициями, а также способствует

активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей,

повышает их психолого – педагогическую культуру, развивает детско –

родительские отношения. Родители становятся активными участниками

образовательного процесса. Самое главное – праздники способствуют

преемственности поколений, а через это – причастность к истории своего

народа, развитию семейных ценностей.



В раздел образования