Напоминание

"Формирование профессионального самоопределения учащегося средствами создания музея "История железнодорожной станции Мга"


Автор: Аникина Людмила Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 37 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: гп Мга Ленинградская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская работа
Тема: "Формирование профессионального самоопределения учащегося средствами создания музея "История железнодорожной станции Мга"
Раздел: полное образование





Назад





"Средняя общеобразовательная школа №37 ОАО "РЖД"

Проектно-исследовательская работа

«Формирование профессионального

самоопределения учащегося средствами

создания музея «История железнодорожной

станции Мга»


Выполнила: Аникина Людмила Ивановна учитель истории "Средняя общеобразовательная школа №37 ОАО "РЖД" Кировский р-н Санкт-Петербург 2014 г
Содержание Введение  Актуальность  Цели и задачи  Гипотеза исследования  Новизна Цели и задачи Цели: Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание гражданственности, патриотизма и развития личности, способной к социализации. Задачи: Образовательные  развитие познавательного интереса к истории своей малой Родины  вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую и творческую деятельности  обучение навыкам поисково-исследовательской и проектной деятельности Воспитательные  формирование активной, деятельной позиции школьников по отношению к родному краю на основе значения его истории  создание условий для социализации личности учащегося Развивающие  развитие навыков самостоятельного приобретать знания и использовать их в практической деятельности  развитие коммуникативных навыков и творческой активности  формирование раннего профессионального самоопределения учащихся. 1.1 1. Формирование профессионального самоопределения учащегося средствами создания музея «История железнодорожной станции Мга» 2
Заключение В многообразной деятельности школ по социальному воспитанию учащихся в современных условиях все большее значение приобретают школьные музеи, как социальные институты, в практике которых произошли изменения, состоящие в усилении образовательной, развивающей, социальной адаптирующей и профориентационной функций. Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно- нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся. Разрушение прежней системы ценностей создало духовный вакуум. Обесценились идеи патриотизма, служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, агрессивность, антипатриотические настроения. Невысок интерес к изучению истории России. В этих условиях возрастают роль и значение школьных музеев в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программ по патриотическому воспитанию молодежи. Повышается роль и значимость музея, оказывающего значительное влияние на формирование личности ученика, расширение его кругозора, пробуждение гражданско- патриотических чувств, что отвечает задачам современной школы. Цели: Оптимизация ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание гражданственности, патриотизма и развития личности, способной к социализации. Задачи: Образовательные  развитие познавательного интереса к истории своей малой Родины  вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую и творческую деятельности  обучение навыкам поисково-исследовательской и проектной деятельности Воспитательные  формирование активной, деятельной позиции школьников по отношению к родному краю на основе значения его истории  создание условий для социализации личности учащегося Развивающие  развитие навыков самостоятельного приобретать знания и использовать их в практической деятельности  развитие коммуникативных навыков и творческой активности 3
 формирование раннего профессионального самоопределения учащихся. Гипотеза исследования: процесс формирования гражданственности и патриотизма средствами школьного музея будет эффективным если:  развивать у педагогов потребность строить свою работу в контексте задач учебно- воспитательного процесса школы и использовать воспитательный потенциал музея.  способствовать взаимодействию школы, семьи и музея в целях нравственного воспитания учащихся Новизна исследования заключается  в определении социально-педагогических предпосылок в деятельности школьного музея, влияющих на формирование гражданственности и патриотизма.  в разработке и экспериментальном обосновании процесса формирования гражданственности, патриотизма и профессионального самоопределения средствами школьного музея во взаимодействии с социальными институтами.  в обосновании необходимости согласования деятельности школьного музея с учебно- воспитательным процессом. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип «музей для детей и руками детей». Школьный музей оказывает существенную помощь и в социализации личности ученика. Участие в работе музея формирует у учащихся навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет возможности для самостоятельной творческой работы. Ребята оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего сейчас особую ценность. Здесь проявляются инициатива, умение работать в команде, учитывать интересы других людей, проявлять лидерские качества, что впоследствии положительно скажется в профессиональной деятельности, поможет в социальной адаптации. 4
1. Метод проектов в музейной педагогике. Школьные музеи можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, которые в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Рубеж XX-XXI столетий стал для России переломным этапом, что сказалось на деятельности социальных институтов, включая школу. Перемены затронули и школьные музеи. 1.1. Роль школьного музея в формировании личности учащихся. Рассматривая школьные музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе утверждать, что он является звеном между образованием и культурой, что появилось новое направление – музейная педагогика. Это понятие стало употребляться с 70-х годов и получило широкое распространение. Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А. Столяров – автор целого ряда публикаций и руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея. Многие школы стали полноправно и профессионально включать музейную педагогику в образовательный процесс. С этой целью ряд учреждений образования разработали инновационные проекты по внедрению программ воспитания учащихся средствами музейной педагогики. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Целями деятельности современных школьных музеев являются:  содействие в развитии коммуникативных компетенций, навыков исследовательской деятельности учащихся;  поддержка творческих способностей;  формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;  формирование чувства ответственности за сохранение культуры края, гордости за свое отечество, семью, школу, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;  воспитание патриотического сознания школьников. 5
Музей обладает огромным образовательным потенциалом. Использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучение и описание предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, конференций способствует заполнению их досуга. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследований, проводить анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием гипотез, идей, их проверкой, оформлением выборов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации. Социальная функция музея заключается в его неограниченном влиянии на умы и души учащихся. Работа школьного музея строиться на следующих принципах:  системная связь с уроками и учебно-воспитательным процессом;  проведение научного и учебно-исследовательского поиска;  использование различных приемов и форм внеурочной работы – музейных уроков, экскурсий по экспозиции, конференций, поисковой и проектной деятельности;  связи с общественностью  организация связей с государственными музеями, архивами, их методическая помощь школьному музею  экспозиция – результат творческой работы учеников и педагогов. Школьный музей работает по нескольким направлениям: 
Поисково-собирательское.
Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. Это направление дает возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех 6
этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.) Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход дает возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различными способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. 
Экспозиционное

(оформительское).
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий в несколько этапов: 1) разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач ее создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции 2) разработка художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на уроках труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно- лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых 7
материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции. 
Экскурсионное.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремиться к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: 1) Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; 2) Содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов; 3) Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строиться текст экскурсии, и ее проведение. 
Культурно-массовые

мероприятия,

дела.
Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно- воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, известными людьми. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. Проведение занятий, внеклассных мероприятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. 8
К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально- образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Задача учителя, занимающегося музейной педагогикой, - создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально- нравственной оценки. Наличие школьного музея важно не только для учащихся – краеведческая работа оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Применение краеведческого материала в учебно-воспитательной работе существенно влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков или воспитательных мероприятий и позволяет на этой основе достичь более высокого уровня знаний и развития учащихся. Появляется стремление применять новые педагогические технологии – технологии коллективно-творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения, компьютерные технологии. Одним из перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс, является проектный метод. 9
1.2. Проектная методика в работе с музейным материалом. Мы живем во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования, предполагающая важность проблемы формирования личности, которая способна успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Чем этот метод лучше? Во-первых, он позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого из них. Во-вторых, реализуются принципы личностно - ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности. Учебные проекты должны быть прообразами их будущей самостоятельной жизни. В-четвертых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы. К истории метода проектов. Проект (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчётов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2)предварительный текст какого-либо документа 3)замысел, план. И на самом деле, планируя проект, учитель, как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия. 10
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в XX в. в США. Его называли также методом проблем, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Метод предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учеников, сообразуясь с его личным интересом. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысли учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно решать проблему, применив знания из разных областей, получить реальный и ощутительный результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В советской педагогике метод получил развитие в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Была создана комплексная система обучения по подготовке, учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате проектная методика была осуждена и до 90-х годов XX века в практике школы не использовалась. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критической и творческой мысли. В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов способствует формированию ответственных и творчески- активных, осознанно расширяющих сферу собственных знаний, умений и навыков учащихся, непрерывно занимающихся исследовательской работой в школьных музеях. Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяются прикладные, исследовательские, ролево - игровые проекты. Прикладные проекты отличают следующие черты: 11
 четко обозначенный результат деятельности;  тщательно продумывание структуры проекта;  четкое распределение функций между участниками;  оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием; Исследовательские проекты подразумевают:  деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестными результатами;  наличие этапов, характерных для любой научной работы. Информационные проекты направлены на изучение характеристики процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции. Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:  конструирование гипотетической игровой ситуации;  исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения.  результат остается неизвестным до конца работы. Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт. В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметые проекты. По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными, по количеству исполнителей - индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными. В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами. Любой проект независимо от вида, имеет одинаковую структуру. То есть проект- это “пять П”  Проблема (постановке проблемы выдвижение гипотез ее решения)  Проектирование (планирования деятельности)  Поиск информации (сбор структурирование информации)  Продукт (изготовление и оформление)  Презентация (выбор формы, подготовка, презентация, самооценка и самоанализ) Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. 12
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Перед руководителями проектов стоят задачи - за отведенный период научить школьников выполнять проекты по музейным школьным исследованиям, организации и руководству процессом проектирования. На всех этапах осуществления проект носит характер совместной деятельности. Проектная деятельность предполагает отход от авторитарных методов, даёт учителю способ развития индивидуальности и творческих возможностей личности каждого ученика. Тематика проектов может предполагаться самими учащимися, но окончательный выбор остаётся за педагогом. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика. Необходимо особо обратить внимание на отражение в тематике проектов местных особенностей. Проекты могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система. Применение проектной методики как средство совершенствования исследовательской работы в школе, музеях без сомнения является актуальным, расширяет возможности, как для учеников, так и для педагога, в сочетании с традиционными методиками обучения, позволяет постоянно повышать уровень знаний выходить за рамки учебной программы, развивать мышление и духовные качества. 2. Формирование профессионального самоопределения учащегося средствами создания музея «История железнодорожной станции Мга» 13
В настоящее время в учебной и внеклассной деятельности широко используется метод проектов. Так как одним из условий этапов проектной деятельности является поисково- исследовательский этап, то этот метод оказалось возможным применить в работе школьного музея. Считаю большой удачей наличия в нашей школе давно и успешно функционирующего школьного музея Боевой славы. Он был открыт 8 сентября 1981 г. По инициативе ветеранов 2-ой ударной армии и директора школы Вычуба Семена Лазаревича. Музей отражает историю Синявинской наступательной операции, проходившей на территории района. С годами накопился богатый материал: карты, схемы, плакаты, различные виды оружия времен войны, фотографии военных лет и послевоенного времени, письма, воспоминания, стихи, рисунки ветеранов Великой Отечественной войны. В год 40-летия Победы школа представила свои материалы на Всесоюзном смотре музеев, который проходил на ВДНХ в Москве и участвовала в семинаре «Роль музеев в военно-патриотическом воспитании школьников». По итогам смотра наш школьный музей был награжден Дипломом III степени Главного комитета ВДНХ СССР, активисты школьного музея были награждены серебряными медалями. Экспозиция этого зала музея незаменима при проведении уроков истории и внеклассных мероприятий – нетрадиционные формы уроков, экскурсии, встречи с ветеранами, «круглые столы», викторины, творческие конкурсы. Обстановка музея делает их интересными, эмоциональными, запоминающимися. В школе всегда уделялось большое внимание воспитанию патриотизма. Хочется отметить, что Мгинской железнодорожной школе осенью 2011 г. исполнится 90 лет. Школа, как и сам поселок, обязаны своим появлением строительству железной дороге Обухово – Званка (ныне Волховстрой) в 1905 г. С января 1922 г. Мгинская школа стала железнодорожной школой 1-го района Мурманской, а затем Октябрьской железной дороги в системе МПС. Она была призвана учить детей железнодорожников, а железная дорога стала оказывать школе ощутимую помощь. В 2004 г. в связи с реорганизацией школа перешла в ведение ОАО «РЖД» и одной из ее задач стало активная профориентационная работа, оказание помощи учащимся в самостоятельном осознанном выборе жизненного пути, привлекая их внимание к истории своей малой Родины, семьи, достижениям жителей поселка железнодорожников. Было решено начать проектную деятельность по созданию музея «История железнодорожной станции Мга». Цели и задачи:  создать целостное представление об истории ст. Мга;  выяснить связи между историей семьи, поселка, страны;  повысить интерес к изучению истории; 14
 воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;  формировать умения самостоятельно определять цели и задачи своей работы;  вести поисковую и исследовательскую работу;  способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;  формировать профессиональное самоопределение старшеклассников. Предполагаемый результат: интеграция экспозиции музея в учебный процесс и внеклассную работу с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский, межпредметный, внутришкольный, групповой, продолжительный. Конечным продуктом стали проектные работы учащихся по самостоятельно избранным темам в рамках общешкольного проекта «История железнодорожной станции Мга». Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать продукт. Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идею, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с заданным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала при проведении анализа проделанной работы. Этапы работы над проектом. 1. Информационный этап Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяет общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:  обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;  проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;  создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию. 2. Плановый этап 15
Проводится коллективное обсуждение проект, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:  проанализировать и сгруппировать выдвинуть идеи;  выделить среди них наиболее удачные;  помочь учащимся составить план работы над проектом; 3.Поисково-исследовательский этап Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдения, анкетирование, социологические опросы, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навык отбора, классификации и анализа информации. На этом этапе учителю необходимо:  составить список возможных источников информации;  следить за ходом исследования;  проводить консультации по методике сбора и отбора информации;  корректировать деятельность участников проекта;  обобщить промежуточные результаты. 4.Обобщающий этап. Производиться обработка полученной информации. Интерпретируются факты, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:  организовать консультирование по обобщению материала;  помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей решения;  продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;  выбрать форму представления проектов. 5. Этап представления и защиты проекта. Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо: 16
 определить время и форму защиты проектов;  подготовить сценарий защиты проектов;  оказать помощь учащимся в подготовки защиты проектов. 6.Аналитический этап На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований. На первом (информационном) этапе учащимся была предложена общая тема проекта - создание школьного музея «История железнодорожной станции Мга», в доступной, увлекательной форме сформирована мотивация – необходимость и важность создания такого музея для школы и поселка. Далее ученики самостоятельно выбирали тему и предполагаемую форму защиты проекта по направлениям:  История строительства железных дорог  Мга – поселок железнодорожников  Железная дорога в годы Великой Отечественной войны  Железнодорожные организации станции Мга  Мгинская дистанция пути ПЧ-29  Мгинская дистанция электроснабжения ЭЧ-14  Путевая машинная станция ПМС-28  Начальники вокзала станции Мга  Семейные династии железнодорожников Для каждого учащегося был выбран его личный уровень сложности и темп работы над проектом. В ходе поисково-исследовательского этапа ученики получили рекомендации, где и как собирать материалы для музея, как документальные, так и вещественные. Были названы организации и лица, которые могут помочь в поисковой деятельности. Ученики консультировались с учителями-предметниками, посещали библиотеки, знакомились с документами из архивов железнодорожных предприятий, беседовали с жителями поселка – очевидцами или участниками событий, записывая их рассказы или воспоминания, брали интервью, предварительно составляя необходимые вопросы, делали фотоснимки, получали информацию в сети Internet, консультировались в железнодорожных музеях Санкт – Петербурга (Центральный железнодорожный музей и железнодорожный музей Малой Октябрьской железной дороги). Наконец, знакомились с историей своей семьи, применяя умение составлять родословную, проникаясь уважением к близким людям, прожившим интересную и, чаще всего, нелегкую жизнь. 17
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности, представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различными способами отражены сведения по одной и той же теме. В процессе работы учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой работы, знакомятся с основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой, постигают азы исследовательской деятельности. У учащихся формируются коммуникативные навыки, происходит социальная адаптация, так как через личное отношение к существующей проблеме выявляется их гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. На обобщающем этапе происходит совместное обсуждение полученных учениками результатов с учителями-предметниками. Проанализировав информацию, учитывая замечания и предложения, проектанты оформляют проект и выбирают форму представления продукта проектной деятельности: доклад, компьютерная презентация, выставка, коллекция, экспресс-викторина, экскурсия. Завершающий этап представления и защиты проектов был проведен в традиционно проводимый в школе «День открытых дверей». Многочисленным гостям был представлен созданный в школе музей. Защищая проект, учащиеся должны были продемонстрировать умение обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, грамотно изложить содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Проектные работы оценивались по заранее сообщенным критериям:  актуальность и важность темы;  самостоятельность работы над проектом;  полнота раскрытия темы;  использование средств наглядности, технических средств; После подведения итогов лучшие проектные работы были рекомендованы к представлению на районные краеведческие конкурсы и конкурсы, проводимые ОАО «РЖД», где получили высокую оценку. На общешкольной линейке всем участникам проекта были вручены Почетные грамоты или памятные подарки. Проанализировав выполненную проектную деятельность по созданию музея, первые выводы можно сделать уже сегодня:  применение проектной методики на уроках истории и во внеклассной деятельности перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных и воспитательных задач; 18
 опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Исследовательские навыки, полученные в процессе работы над проектом, помогут учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный и творческий потенциал;  в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями, что способствовало сохранению семейных традиций;  работа над проектом по созданию музея помогла старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии. 19
Заключение Одной их форм работы по формированию гражданственности и патриотизма является создание школьного музея. Школьный музей – большой помощник в решении образовательно-воспитательных задач. Он способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся. Для повышения качества исторического образования наш школьный музей постепенно становится учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практику учителей входят музейные уроки. При изучении курса истории России привлекается экспозиция школьного музея, где материалы систематизированы по темам в хронологическом порядке. При изучении темы Великая Отечественная война незаменимы экспонаты зала Боевой славы. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроке значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. Образовательные задачи на уроках истории тесно взаимосвязаны с воспитанием гражданственности и чувства патриотизма. Страницы прошлого нашей страны представляют нам такую возможность. Внеклассная работа, проводимая в музее, развивает и углубляет знание истории родного края. Участие ребят в поисково-собирательной работе, близкое знакомство с историческими фактами помогают сформировать чувство ответственности и гордости за свой край, Отечество, то есть чувство сопричастности к прошлому и настоящему нашей страны. В курсе истории России XIX - XX вв. (8 – 11 класс), в краеведческих курсах «Серебряный пояс России» (5 класс) и «История и культура ленинградской земли» (8 класс) присутствуют темы: «Начало промышленного переворота», «Становление индустриального общества» и другие, подробно говорится о начале строительства первых железных дорог, о «железнодорожной горячке», строительстве Транссибирской магистрали, КВЖД, о «рельсовой войне» и «Дороге жизни» в годы Великой отечественной войны. Здесь важны экспонаты зала музея с железнодорожной тематикой. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учениками исторического процесса, играет важную роль в формировании исторического сознания, профессионально ориентирует. Музей создает вокруг ученика образовательное пространство, которое выводит его за рамки школы, что способствует выстраиванию профессионального самоопределения обучающихся. 20
Применение проектной методики как средства совершенствования исследовательской работы в школьных музеях без сомнения является актуальным, расширяет возможности, как для ученика, так и для педагога, в сочетании с традиционными методами обучения позволяет постоянно повышать уровень знаний, выходить за рамки учебной программы, развивать мышление и интеллектуальные качества. Школьный музей является важным фактором в социализации личности ученика. Участие в работе музея формирует у учащихся навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет возможности для самостоятельной творческой работы. Ребята оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего сейчас особую ценность. Здесь проявляется инициатива, умение работать в команде, учитывать интересы других людей, проявлять лидерские качества, что в последствии положительно скажется в профессиональной деятельности, поможет в социальной адаптации. Таким образом, для повышения общеобразовательного уровня уроков, их воспитательного значения учителям необходимо строить свою деятельность в контексте задач учебно-воспитательного процесса школы, используя образовательный и воспитательный потенциал школьного музея. 21
Литература 1. Туманов Е.Е. Школьный музей, М., 2002 2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика Кафедра музейного дела. М., 1997 3. Е. Алексеева, П.Белкин. Школьные музеи в новом информационном пространстве / Директор школы, № 1, 2006 4. П. Голышева. Музейная педагогика / Преподавание истории в школе, № 2, 2003 5. Краеведческая работа в школе: Методические рекомендации / Сост.Л.М. Логинов; Под редакцией С.А. Лисицина. – СПБ, ЛОИРО, 2005 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / М., «Аркти», 2009 7. Новые и педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Е.С. Палат. М, 2003 8. Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицина. Инновации и качество школьного образования. СПБ, «Каро», 2007 9. Сиденко А.С. Метод проектов: История и практика применения / Завуч, №6, 2003 10. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории / Школьные технологии, №1, 1997 11. Учебное проектирование, электронное пособие. «Учитель», 2010 22


В раздел образования