Автор: Колесникова Галина Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Основная общеобразовательная школа № 100 им. С. Е. Цветкова" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: " Семейный бюджет" Раздел: начальное образование
Личностные УУД.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя
Познавательные УУД
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- На прошлом уроке мы много говорили о государственном бюджете. Сейчас мы
проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему, правильно ли вы поняли, из чего состоит
бюджет государства.
2. Работа в парах ( проверка домашнего задания)
- У вас на столах лежат карточки. Поиграем в игру « Учитель – ученик». Выберите, кто из
вас будет сначала учителем, а кто учеником. Потом обменяетесь карточками. Итак,
учитель берёт карточку № 1, на которой написаны вопросы, которые он должен задать
ученику и даны ответы. На карточке № 2 дана инструкция по оцениванию ученика. За
каждый правильный ответ – 1 балл. Теперь поменяйтесь ролями.
Карточка № 1.
1. Что такое государственный бюджет?
( План доходов и расходов)
2. Что означает выражение «денежная сумка»?
( Бюджет)
3. Как называются деньги, которые в неё кладут?
( Доходы)
4. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?
(Расходы)
5. Что составляет доходы государства?
( Налоги граждан и организаций).
- Составим схему государственного бюджета. ( На доске из карточек составляется схема
государственного бюджета).
Государственный бюджет
Доходы Расходы
Здравоохранение
Налоги граждан Образование
Налоги организаций
Армия
Милиция
Наука
Культура
Охрана природы
Пенсии
Стипендии
Пособия на детей
- Молодцы! А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
- Да.
- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? ( Семья)
- Может ли у семьи быть свой бюджет? ( Да)
- Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет. А как вы думаете, из чего
складывается семейный бюджет? ( Из доходов и расходов)
- Скажите, какая же будет тема нашего урока? ( Семейный бюджет)
- Составим план нашего урока:
1. Из чего состоит семейный бюджет?
2. Доходы семьи.
3. Расходы семьи.
- Что мы сейчас делали? ( Планировали свою деятельность)
- Итак, тема нашего урока « Семейный бюджет» ( Слайд № 1)
3. Работа по теме. Ролевая игра « Источники доходов» На доске карточки прикреплены
магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт реквизит.
Бабушке – платок, папе – галстук, маме – фартук, дочке – куклу, сыну – студенческий
билет.
Задание: каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник
доходов (карточку на доске).
Задание классу : вы должны проверить правильность выбора.
- Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны правильно.
Проверка.
Бабушка – пенсия
Папа – зарплата
Мама – зарплата
Дочка – пособие
Старший сын – стипендия
- Только ли из доходов состоит семейный бюджет?
- На что семья может тратить деньги?
4.Работа с учебником. С 77 – 79.
Работа в группах . Каждой группе даётсязаданиев конверте. Идёт обсуждение. Дети
чертят кластеры, затем представляют свои работы.
1 группа
А) Что такое бюджет семьи?
Бюджет
Доходы Расходы
2 группа
Б) Из чего складываются доходы семьи?
Бюджет
Заработная плата Заработная плата Пенсии бабушки и
мамы папы дедушки
Детские пособия Гонорар Стипендия
3 группа
В) На что семьи тратят деньги?
Расходы
Коммунальные платежи Продукты Образование детей
Оплата за детский сад Разное
5. Физминутка
6. Индивидуальная работа.
- А теперь выполним более сложную работу. Откройте рабочие тетради на с. 41 № 231.
Выполните самостоятельно.
Проверка. – Обменяйтесь тетрадями .
- Возьмите карточку № 2. Там даны правильные ответы. Проверьте.
- Поднимите руки, кто справился с этим заданием.
- Подумайте и ответьте на вопрос: Как могут распределяться доходы и расходы в семье? (
Доходы могут быть равны доходам, превышать расходы, быть меньше расходов) (
Слайд № 3)
- Начертите схему распределения доходов по отношению к расходам.
Доходы = Расходам
Доходы< Расходы
Доходы> Расходы
-Чего нельзя допускать в семейном бюджете? ( Чтобы расходы превышали доходы)
- Правильно, тогда образуется дефицит бюджета.
7. Работа в группах.
- На уроке у нас сегодня 3 группы – 3 семьи. Выберите фамилию своей семье.
- Давайте повторим правила работы в группах:
а) Говорим вежливо, называя собеседника по имени;
б) Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
в) Внимательно слушаем;
г) Чётко высказываем своё мнение;
д) Уважаем мнение собеседника.
- Дайте советы по экономии семейного бюджета. В случае затруднения вы можете
воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных .
Карточка №3
Совет
Ваш выбор
Планируйте семейный бюджет, исходя из
доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к
каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Чаще разговаривайте с друзьями по
телефону
Пользуйтесь услугами горячей пиццы
Чаще пользуйтесь услугами такси
- Ваши советы замечательны.
- Решите пожалуйста задачу. Послушайте.
8. Индивидуальная работа. Тест.
Сейчас вам предстоит работать в группах. Возьмите карточку №4
Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии
б) из доходов и расходов
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет
семьи – это…
а) расходы
б) проценты
в) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
а) зарплата
б) налог
в) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета
семьи – это…
а) доходы
б) расходы
в) прибыль
5. Правильным считается ведение бюджета
то, при котором доходы…
а) больше расходов
б) равны расходам
в) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные
виды …
а) доходов
б) расходов
в) гонорара
- Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов
ответов. Какое слово получилось? ( Бюджет)
10. Рефлексия.
Молодцы! Ну а теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите карточки с
изображениями человечка.
- Что у вас получалось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
- Возьмите карточку № 5 . Оцените свою работу.
1. На уроке я работал
Активно – пассивно
2. Своей работой на уроке я
Доволен – не доволен
3. Урок для меня показался
Коротким - длинным
4. За урок я
Не устал - устал
5. Моё настроение
Стало лучше – стало хуже
6. Материал урока
Понятен – не понятен
*. Домашнее задание.
1 вариант - Представьте, что на день рождение вам подарили 1000 рублей. Составьте план
своих расходов на 1 месяц.
2 вариант – Составьте список расходов своей семьи за 1 день.