Напоминание

" Семейный бюджет"


Автор: Колесникова Галина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Основная общеобразовательная школа № 100 им. С. Е. Цветкова"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Семейный бюджет"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок окружающего мира

Аудитория: 3 класс

Тема: « Семейный бюджет».

Личностные УУД.
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Познавательные УУД
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний .  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Ход урока:

1. Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый, Мы урок начать готовы! Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать. - На прошлом уроке мы много говорили о государственном бюджете. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему, правильно ли вы поняли, из чего состоит бюджет государства.
2. Работа в парах ( проверка домашнего задания)
- У вас на столах лежат карточки. Поиграем в игру « Учитель – ученик». Выберите, кто из вас будет сначала учителем, а кто учеником. Потом обменяетесь карточками. Итак, учитель берёт карточку № 1, на которой написаны вопросы, которые он должен задать ученику и даны ответы. На карточке № 2 дана инструкция по оцениванию ученика. За каждый правильный ответ – 1 балл. Теперь поменяйтесь ролями.
Карточка № 1.
1. Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов) 2. Что означает выражение «денежная сумка»? ( Бюджет) 3. Как называются деньги, которые в неё кладут? ( Доходы) 4. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (Расходы) 5. Что составляет доходы государства? ( Налоги граждан и организаций). - Составим схему государственного бюджета. ( На доске из карточек составляется схема государственного бюджета).
Государственный бюджет

Доходы Расходы
Здравоохранение Налоги граждан Образование Налоги организаций Армия Милиция
Наука Культура Охрана природы Пенсии Стипендии Пособия на детей - Молодцы! А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? - Да. - Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? ( Семья) - Может ли у семьи быть свой бюджет? ( Да) - Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет. А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? ( Из доходов и расходов) - Скажите, какая же будет тема нашего урока? ( Семейный бюджет)
- Составим план нашего урока:
1. Из чего состоит семейный бюджет? 2. Доходы семьи. 3. Расходы семьи. - Что мы сейчас делали? ( Планировали свою деятельность) - Итак,
тема нашего урока « Семейный бюджет» ( Слайд № 1)

3. Работа по теме. Ролевая игра « Источники доходов»
На доске карточки прикреплены магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт реквизит. Бабушке – платок, папе – галстук, маме – фартук, дочке – куклу, сыну – студенческий билет.
Задание:
каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
Задание классу
: вы должны проверить правильность выбора. - Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны правильно.
Проверка.
Бабушка – пенсия
Папа – зарплата Мама – зарплата Дочка – пособие Старший сын – стипендия - Только ли из доходов состоит семейный бюджет? - На что семья может тратить деньги?
4.Работа с учебником. С 77 – 79.

Работа в группах
. Каждой группе даётсязаданиев конверте. Идёт обсуждение. Дети чертят кластеры, затем представляют свои работы.
1 группа
А) Что такое бюджет семьи?
Бюджет
Доходы Расходы
2 группа
Б) Из чего складываются доходы семьи?
Бюджет
Заработная плата Заработная плата Пенсии бабушки и мамы папы дедушки Детские пособия Гонорар Стипендия
3 группа
В) На что семьи тратят деньги?
Расходы
Коммунальные платежи Продукты Образование детей Оплата за детский сад Разное
5. Физминутка

6. Индивидуальная работа.
- А теперь выполним более сложную работу. Откройте рабочие тетради на с. 41 № 231. Выполните самостоятельно.
Проверка. – Обменяйтесь тетрадями . - Возьмите карточку № 2. Там даны правильные ответы. Проверьте. - Поднимите руки, кто справился с этим заданием. - Подумайте и ответьте на вопрос: Как могут распределяться доходы и расходы в семье?
(

Доходы могут быть равны доходам, превышать расходы, быть меньше расходов)
( Слайд № 3) - Начертите схему распределения доходов по отношению к расходам. Доходы = Расходам Доходы< Расходы Доходы> Расходы -Чего нельзя допускать в семейном бюджете? ( Чтобы расходы превышали доходы) - Правильно, тогда образуется дефицит бюджета.
7. Работа в группах.
- На уроке у нас сегодня 3 группы – 3 семьи. Выберите фамилию своей семье. - Давайте повторим правила работы в группах: а) Говорим вежливо, называя собеседника по имени; б) Говорим по очереди, не перебивая друг друга; в) Внимательно слушаем; г) Чётко высказываем своё мнение; д) Уважаем мнение собеседника. - Дайте советы по экономии семейного бюджета. В случае затруднения вы можете воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных
.

Карточка №3

Совет

Ваш выбор
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов Уходя из дома, выключайте свет Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику Бережно относитесь к своим вещам Чаще разговаривайте с друзьями по телефону Пользуйтесь услугами горячей пиццы
Чаще пользуйтесь услугами такси - Ваши советы замечательны. - Решите пожалуйста задачу. Послушайте.
8. Индивидуальная работа. Тест.
Сейчас вам предстоит работать в группах. Возьмите карточку №4 Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Вопрос

Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет? а) из заработной платы, пенсии, стипендии б) из доходов и расходов в) из денег 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи – это… а) расходы б) проценты в) доходы 3. Авторское вознаграждение – это… а) зарплата б) налог в) гонорар 4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи – это… а) доходы б) расходы в) прибыль 5. Правильным считается ведение бюджета то, при котором доходы… а) больше расходов б) равны расходам в) меньше расходов 6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды … а) доходов б) расходов в) гонорара - Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово получилось? ( Бюджет)
10. Рефлексия.
Молодцы! Ну а теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите карточки с изображениями человечка. - Что у вас получалось лучше всего? - В чём испытывали затруднения? - Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
- Возьмите карточку № 5
. Оцените свою работу. 1. На уроке я работал Активно – пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен – не доволен 3. Урок для меня показался Коротким - длинным 4. За урок я Не устал - устал 5. Моё настроение Стало лучше – стало хуже 6. Материал урока Понятен – не понятен
*. Домашнее задание.
1 вариант - Представьте, что на день рождение вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов на 1 месяц. 2 вариант – Составьте список расходов своей семьи за 1 день.


В раздел образования