Автор: Ниязбаева Венера Бикбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Ноябрьск
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи
Тема: "Составление рассказа о любимой игрушке"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию
речи «Составление рассказа о любимой игрушке»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка»
Ниязбаева В.Б.
Цель:
-связная речь: учить описывать и сравнивать кукол : правильно называть
наиболее характерные признаки , строить законченные предложения ;
-словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить
пользоваться словами с противоположным значением, разбор нового слова
«заводная», закрепить представления о понятии «игрушки»
- звуковая культура речи: развивать выразительность речи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно
отгадать.
Загадка о кукле.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети отгадывают. Появляется кукла.
Кукла: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Наша кукла очень красивая. С ней можно будет поиграть, если
сначала рассказать о ней: какая кукла, во что одета, как с ней можно играть.
Давайте рассмотрим нашу куклу. Что на ней надето?
Дети: Платье, носки, туфли.
Воспитатель: Какое платье?
Дети: Синее, красивое, нарядное…
Воспитатель: Что есть на платье?
Дети: Карманы, воротник, пуговицы…
Воспитатель: Какие у куклы волосы? глаза?
Ответы детей…
2
Воспитатель: Ребята, кукла пришла к нам в гости не одна, а принесла с собой
мешок. Хотите узнать, что там лежит?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы?
Дети: Да!
«
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши»
(Плюшевый мишка)
«Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает,
И усталости не знает»
(Мяч)
«Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть…»
(Кубики)
«Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?»
(Машина).
(После
каждой
отгаданной
загадки
из
мешка
достаётся
соответствующая игрушка)
Воспитатель: Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке?
Дети: Игрушки
Кукла: Молодцы ребята! Отгадали загадки про мои любимые игрушки, а
вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут
описывать свои любимые игрушки по схеме (вопросы по схеме).
Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые,
синие)
3
Воспитатель:
По
форме игрушки
бывают? (Круглые,
квадратные,
треугольные)
Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие)
Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показать на
схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые). Из
железа? (Железные).Из дерева? (Деревянные). Из меха? (Меховые). А еще
такие игрушки называют плюшевые.
Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Дети: плюшевые…
Воспитатель: Ребята, прежде, чем вы начнете рассказывать, давайте
немного поиграем и куклу пригласим с нами поиграть.
Физкультминутка «Игрушки»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться,
поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (руки на поясе,
подняться на носочки)
Воспитатель: А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка –
кукла Катя. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу
очень понравилась. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были желтые,
платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я
очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду.
Свою куклу я очень любила и берегла.
Воспитатель: А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как
вы с ними играете. Рассказы детей.
(Игрушки детей под стульчиками)
Воспитатель: Ребята, а давайте еще поиграем с куклой, хотите?
Дети: Да!
Игра «Расскажи, какие»
Воспитатель: Ребята, сколько у нашей куклы игрушек. А главное, они все
разные.
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)
Кубик какой? (красный, твердый)
Дидактическая игра «Один - много»
Кукла называет один предмет, а дети хором говорят: «А у нас много…»
Мяч - мячей, шар - шаров, кубик – кубиков….
Воспитатель: Ребята, к игрушкам нужно относится очень бережно, чтобы они
не ломались и долгое время радовали нас. Давайте, Кукле Тане расскажем,
стихотворение про игрушки.
Стихотворение Н. Найдёновой "Наши игрушки".
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, -
Все у нас общее в детском саду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Кукла Таня говорит, вам спасибо. Мы с вами
сегодня не просто поиграли, но и вспомнили, как можно описывать игрушки,
поиграли в интересные игры.