Напоминание

Склонение имен существительных


Автор: Амелина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Склонение имен существительных
Раздел: начальное образование





Назад





Склонение имен существительных

Учитель: Амелина Елена Николаевна, МБОУ "СОШ №7" г. Калуги

Тип

урока:
изучение нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Формы

организации

познавательной

деятельности:
индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения:
учебник, учебная презентация.

Ц е л ь

у р о к а :
познакомить с грамматической категорией имени существительного - склонение.
Обучающие цели:
 ввести понятие о трех типах склонения,  установить отличительные признаки имени существительного, научиться определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие цели:
 формирование учебно-познавательной деятельности,  формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности,  развитие речи, умения слушать,  развитие внимания и орфографической зоркости,  развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила,  развитие интереса к предмету.
Воспитывающие цели:
воспитание навыка самостоятельной работы, воспитание навыка работы в группах, парах, воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
 создавать условия для "открытия" учащимися понятия склонение имен существительных и наличия у существительных трех склонений,  формирование умения опред еля ть склонение и м е н существительных в начальной форме.  формировать универсальных учебных действий. личностные ууд  формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу,
 осознание смысла и личной ответственности за будущий результат,  готовность открыто выражать вою позицию на уроке,  Формирование адекватной самооценки. регулятивные ууд  умение формулировать тему и цели урока,  умение составлять алгоритм и последовательность действий,  умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом,  умение видеть ошибку,  умение оценивать процесс и результат деятельности. познавательные ууд  умение строить устные высказывания,  формулирование проблемы и ее решения,  поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний и построение моделей,  классификация объектов по основаниям,  установление причинно-следственных связей. коммуникативные ууд  умение слушать и слышать учителя, других учеников, вступать в диалог,  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач,  адекватно оценивать себя и свою работу,  формировать собственное мнение.

Ход урока

1. Орг. момент
Все ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, книжки и тетрадки?
2. Чистописание
Запись на доске - число, классная работа. Какую орфограмму встретили в имени прилагательном? удвоенная согласная выпишите в тетрадь: сс Запишите однокоренное имя существительное - класс
3. Работа с рядом слов
сказка, сказительница, присказка, сказывать, сказ, сказочный. Выпишите имена существительные. Какое слово отличается и почему? (сказ - м.р.)
4. Работа над новой темой
На доске 3 зАмка, В них мы поселим имена существительные. Вопросы: Что такое имя существительное, как изменяются имена существительные, назовите постоянные признаки имен существительных. Сделайте выводы. А сейчас мы побудем исследователями. Вы будете исследовать имя существительное и его морфологические признаки. Слова: степь, земля, поле, дедушка, мышь, дядя, скала, руль, герой, стол, стекло. Найдите орфограммы. Запишите слова, распределив их в три группы по родам. У существительных какого рода есть одинаковые окончания в И.п. (ж.р. и м.р. - а,я) У существительных какого рода в И.п. нулевое окончание? (ж.р. и м.р.)
У существительных какого рода в И.п. окончание о,е? (с.р.) А теперь давайте изменим существительные по падежам и сравним (работа в группах) 1 - земля 2 - дядя 3 - поле 4 - руль 5 - степь 6 - мышь На доске схема Почему склонение? Сравните окончания (с помощью сигнальной карточки) От чего зависит склонение существительного? (от рода и окончания) Расселить слова по зАмкам. (1, 2 и 3 склонение) Работа с учебником - Найдите по содержанию тему нашего урока. Прочитайте правило. Давайте сравним его с нашими выводами. В парах составляют таблицу падежей самостоятельно и сравнивают со слайдом. Упражнения на определение склонений - работа с учебником. (по алгоритму) Работа с тетрадью на печатной основе.
5. Итог урока. Рефлексия.
Что такое склонение?
Как различать склонение? Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие существительные относятся к 2 склонению? Какие существительные относятся к 3 склонению? Понравился ли вам урок? Было ли трудно? Почему? Раскрасьте смайлик, выражающий ваше отношение к уроку (зеленый - все понравилось и получилось, желтый - были небольшие проблемы, красный - делал много ошибок, было очень трудно)


В раздел образования