Автор: Амелина Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" г. Калуги Населённый пункт: Калуга Наименование материала: методическая разработка Тема: Склонение имен существительных Раздел: начальное образование
Учитель: Амелина Елена Николаевна, МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Тип
урока:
изучение
нового
материала
с
элементами
уровневой
дифференциации.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
индивидуальная,
работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог,
фронтальная.
Средства обучения: учебник, учебная презентация.
Ц е л ь
у р о к а : познакомить
с
грамматической
категорией
имени
существительного - склонение.
Обучающие цели:
ввести понятие о трех типах склонения,
установить
отличительные
признаки
имени
существительного,
научиться определять типы склонения имен существительных в зависимости
от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие цели:
формирование учебно-познавательной деятельности,
формирование
готовности
учащихся
к
разным
видам
интеллектуальной деятельности,
развитие речи, умения слушать,
развитие внимания и орфографической зоркости,
развитие
умения
на
основе
наблюдений
делать
выводы,
формулировать правила,
развитие интереса к предмету.
Воспитывающие цели:
воспитание навыка самостоятельной работы,
воспитание навыка работы в группах, парах,
воспитание
самостоятельности,
аккуратности,
усидчивости,
целеустремленности.
Задачи:
создавать условия для "открытия" учащимися понятия склонение
имен существительных и наличия у существительных трех склонений,
формирование
умения
опред еля ть
склонение
и м е н
существительных в начальной форме.
формировать универсальных учебных действий.
личностные ууд
формирование
учебно-познавательного
интереса
к
новому
учебному материалу,
осознание
смысла
и
личной
ответственности
за
будущий
результат,
готовность открыто выражать вою позицию на уроке,
Формирование адекватной самооценки.
регулятивные ууд
умение формулировать тему и цели урока,
умение составлять алгоритм и последовательность действий,
умение контролировать свою деятельность способом сравнения с
образцом,
умение видеть ошибку,
умение оценивать процесс и результат деятельности.
познавательные ууд
умение строить устные высказывания,
формулирование проблемы и ее решения,
поиск и выделение необходимой информации,
структурирование знаний и построение моделей,
классификация объектов по основаниям,
установление причинно-следственных связей.
коммуникативные ууд
умение слушать и слышать учителя, других учеников, вступать в
диалог,
сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач,
адекватно оценивать себя и свою работу,
формировать собственное мнение.
Ход урока
1. Орг. момент
Все ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
2. Чистописание
Запись на доске - число, классная работа.
Какую орфограмму встретили в имени прилагательном? удвоенная согласная
выпишите в тетрадь: сс
Запишите однокоренное имя существительное - класс
3. Работа с рядом слов
сказка, сказительница, присказка, сказывать, сказ, сказочный.
Выпишите имена существительные. Какое слово отличается и почему? (сказ -
м.р.)
4. Работа над новой темой
На доске 3 зАмка, В них мы поселим имена существительные.
Вопросы:
Что
такое
имя
существительное,
как
изменяются
имена
существительные, назовите постоянные признаки имен существительных.
Сделайте выводы.
А сейчас мы побудем исследователями.
Вы
будете
исследовать
имя
существительное
и
его
морфологические
признаки.
Слова: степь, земля, поле, дедушка, мышь, дядя, скала, руль, герой, стол,
стекло.
Найдите орфограммы. Запишите слова, распределив их в три группы по
родам.
У существительных какого рода есть одинаковые окончания в И.п. (ж.р. и м.р.
- а,я)
У существительных какого рода в И.п. нулевое окончание? (ж.р. и м.р.)
У существительных какого рода в И.п. окончание о,е? (с.р.)
А теперь давайте изменим существительные по падежам и сравним (работа в
группах)
1 - земля
2 - дядя
3 - поле
4 - руль
5 - степь
6 - мышь
На доске схема
Почему склонение?
Сравните окончания (с помощью сигнальной карточки)
От чего зависит склонение существительного? (от рода и окончания)
Расселить слова по зАмкам. (1, 2 и 3 склонение)
Работа
с
учебником
-
Найдите
по
содержанию
тему
нашего
урока.
Прочитайте правило. Давайте сравним его с нашими выводами.
В
парах
составляют
таблицу
падежей
самостоятельно
и
сравнивают
со
слайдом.
Упражнения на определение склонений - работа с учебником. (по алгоритму)
Работа с тетрадью на печатной основе.
5. Итог урока. Рефлексия.
Что такое склонение?
Как различать склонение?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся к 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Понравился ли вам урок?
Было ли трудно? Почему?
Раскрасьте смайлик, выражающий ваше отношение к уроку (зеленый - все
понравилось и получилось, желтый - были небольшие проблемы, красный -
делал много ошибок, было очень трудно)