Автор: Володская Лилия Анатольевна
Должность: преподаватель ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным
Учебное заведение: КГБ ПОУ «Дивногорский медицинский техникум»
Населённый пункт: город Дивногорск Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия для преподавателя
Тема: «Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли, лицевой маски, носового катетера (на фантоме)»
Раздел: среднее профессиональное
1
Министерство здравоохранения Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Дивногорский медицинский техникум»
Физиотерапия
Методическая разработка практического занятия № 45
для преподавателя
Тема: «Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой
кислородной канюли, лицевой маски, носового катетера
(на фантоме)»
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.
ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу за больным.
Специальность: 34.02.01.Сестринское дело (базовой подготовки)
2 курс 4 семестр
2
г. Дивногорск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта практического занятия № 45
«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОКСИГЕНОТЕРАПИИ С ПОМОЩЬЮ
НОСОВОЙ КИСЛОРОДНОЙ КАНЮЛИ, ЛИЦЕВОЙ МАСКИ,
НОСОВОГО КАТЕТЕРА (НА ФАНТОМЕ)»
3-5
Этапы и хронология практического занятия
6
Приложение 1 – Контрольные вопросы
7
Приложение 2 – Техника безопасности
8
Актуальность темы
9-10
Приложение 3 - Техника безопасности при работе с кислородным
баллоном
11
Приложение 4 – Алгоритм подачи увлажненного кислорода через
носовой катетер
12-13
Приложение 5 – Подача увлажненного кислорода с помощью
носовой канюли
14-15
Приложение 6 – Подача увлажненного кислорода с помощью
лицевой маски
16-17
Приложение 7 - Тест «Оксигенотерапия»
18-19
Приложение 8 - Ситуационная задача
20
Приложение 9 – Графический диктант
21
Приложение 10 - Критерий оценки студента на практическом
занятии
22
3
Технологическая карта практического занятия № 45
Тема: «Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной
канюли, лицевой маски, носового катетера (на фантоме)»
Продолжительность занятия: 4 часа (180 минут), группы 211, 212, 213,214
Уровень усвоения – 3
Цели занятия:
Учебная цель: студент должен знать:
1.
Понятие «простейшая физиотерапия».
2.
Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур.
3.
Возможные
осложнения
физиотерапевтических
процедур
и
их
профилактика.
4.
Оксигенотерапия.
Цели
и
методы
оксигенотерапии.
Техника
безопасности при работе с кислородом.
В ходе изучения темы студенты должны уметь:
1.
Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной
канюли, лицевой маски, носового катетера (на фантоме).
2.
Проведение
дезинфекции
использованного
оборудования.
Соблюдение ТБ при проведении процедур.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода.
4
ПК 4.5.Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и
персонала.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
её достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пациентами.
ОК 7 Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники
безопасности.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
Воспитательные:
- ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за результаты своей работы;
5
- ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пациентами;
ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники
безопасности.
Развивающие:
- способствовать развитию логического и клинического мышления;
- развивать самостоятельность, внимание, память.
Материально-техническое оснащение:
Компьютер или ноутбук, образцы медицинской документации, дневники
практических занятий студентов, фантом, манипуляционный столик, набор
для
проведения
физиотерапевтических
процедур,
фантом,
емкости
с
дезинфицирующими растворами.
Учебно-методическое оснащение:
Методическая разработка для преподавателя; Методическая разработка для
студента; Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы студента; дидактические материалы и материалы текущего контроля.
Информационное обеспечение:
1.
Лекционный материал.
2.
Литература основная:
1.
Сестринское
дело
и
сестринский
уход:
учебное
пособие/
Т.П.Обуховец. – Москва: КНОРУС, 2017. – 680 с. – (Среднее
профессиональное образование).
2.
Основы
сестринского
дела:
курс
лекций,
сестринские
технологии/
Л.И.Кулешова,
Е.В.Пустоветова;
под
ред.
В.В.Морозова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 733 с.:ил.
– (Среднее медицинское образование).
3.
Основы сестринского дела/ Т.П.Обуховец, О.В.Чернова; под ред.
Б.В.Кабарухина. – Изд. 21-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. –
766 с.:ил. – (Среднее медицинское образование).
6
Этапы и хронология практического занятия 45
«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОКСИГЕНОТЕРАПИИ С ПОМОЩЬЮ НОСОВОЙ
КИСЛОРОДНОЙ КАНЮЛИ, ЛИЦЕВОЙ МАСКИ,
№
п/п
Этапы занятия
Время
Содержания занятия
(формируемые ПК и ОК на этапах)
1.
Организационный
момент.
5
мин.
Преподаватель приветствует обучающихся, в
учебном
журнале
отмечает
отсутствующих,
контролирует соответствие внешнего вида и
готовности студентов к занятию. ОК 1.
2.
Проверка
исходного уровня
знаний.
10 мин
Преподаватель
проводит
устный
опрос
по
лекционному
материалу
(Приложение
№1-
Контрольные вопросы). ОК1, 4,5
3.
Формулировка
темы, ее
мотивация.
10
мин.
Преподаватель сообщает тему, цели занятия,
проводит
вводный
инструктаж
по
технике
безопасности,
проводит
мотивацию
(Приложение № 2-Инструктаж по ТБ). ОК 1,8,
11.
(Приложение
№
3-
Правила
техники
безопасности
при
работе
с
кислородным
баллоном). ОК 1,8, 11
4.
Самостоятельная
аудиторная работа
студентов
40
мин.
Студенты
самостоятельно
изучают
и
конспектируют
в
дневнике
алгоритм
выполнения подачи кислорода через носовой
катетер (Приложение № 4, 5, 6 - Алгоритмы).
Преподаватель демонстрирует методику подачи
кислорода (на фантоме). ОК6
5.
Закрепление
изученного
материала.
90
мин.
Студенты
демонстрируют
методику
подачи
кислорода не фантоме, отвечают на вопросы
теста на определение итогового уровня знаний
по изученной теме (Приложение № 7 – Тест
«Оксигенотерапия»). ОК 2, 3, 4
(Приложение № 8 - Ситуационная задача)
(Приложение № 9 – Графический диктант)
6.
Подведение итогов
занятия.
Комментарий
оценок. Задание на
дом.
5
мин.
Самооценка занятия и саморефлексия.
Преподаватель
соотносит
полученные
результаты с целями практического занятия,
оценивает деятельность студентов на занятии,
выставляет оценки в журнал. ОК 8.
(Приложение № 10 - Критерий оценки
студента на практическом занятии).
НОСОВОГО КАТЕТЕРА (НА ФАНТОМЕ)»
7
Приложение №1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Как воздействуют простейшие физиотерапевтические процедуры на
кровообращение человека?
2.
Чем отличается реакция организма человека на холод от реакции на
тепло?
3.
Перечислите ингаляционные методы оксигенотерапии.
4.
Какое
действие
оказывает
вдыхание
чистого
кислорода
на
дыхательный центр?
5.
Перечислите показания для оксигенотерапии?
6.
Какова оптимальная концентрация кислорода во вдыхаемой смеси?
7.
Назовите неингаляционный способ подачи кислорода?
8.
Преимущество подачи кислорода через носовой катетер
9.
Как называется аппарат для увлажнения кислорода?
10.Каким образом можно увлажнить кислород?
8
Приложение № 2
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(ПРОТИВОПОЖАРНОЙ И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ)
В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ
1.
Все работники техникума и все обучающиеся (студенты) обязаны
соблюдать
следующие
правила
и
поддерживать
безопасный
противопожарный режим работы.
2.
Преподаватели
и
студенты
обязаны
выполнять
меры
предосторожности при пользовании предметами бытовой химии, при
проведении работ с легковоспламеняющимися жидкостями, другими
опасными веществами и оборудованием.
3.
Преподаватели,
кураторы
учебных
групп,
которым
поручено
проведение мероприятий с массовым участием людей (вечера,
дискотеки и т. п.), обязаны перед их началом тщательно осмотреть
помещения и убедиться в полной их готовности в противопожарном
отношении, в безопасной работе оборудования.
4.
Запрещается в техникуме пользоваться неисправным лечебным и
бытовым электрооборудованием (розетками, электровыключателями,
лампами, электронагревателями и т.п.), а также самодельными
электроприборами.
Обо
всех
неисправностях
незамедлительно
сообщать в хозяйственную часть.
5.
В кабинетах допускается хранение медикаментов и реактивов,
относящихся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям (эфир,
спирт и т.п.), в специальных закрывающихся металлических шкафах
общим количеством не более 3 кг, с учётом их совместимости.
6. В кабинетах запрещается курить и пользоваться открытым огнём.
7. По окончании работы заведующий кабинетом обязан отключить всё
электрооборудование, закрыть окна и выключить свет перед уходом.
8.
Каждый работник техникума и студент при обнаружении пожара или
признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры
и т.п.) обязан:
немедленно сообщить об этом по телефону 01 (112) в пожарную
охрану (при этом необходимо назвать адрес: ул.Парковая № 10,
место возникновения пожара, сообщить свою фамилию);
сообщить о случившемся директору (в его отсутствие -
начальнику хозяйственного отдела техникума или коменданту);
принять меры по эвакуации людей (согласно плану эвакуации
при пожаре), по тушению пожара (согласно разработанному
плану действий на случай возникновения пожара) и по
сохранности материальных ценностей.
9
Начальник хозяйственного отдела _________________
Актуальность данной темы определена тем, что потребность человека
в
кислороде
(нормально
дышать)
является
одной
из
основных
физиологических потребностей. Поддержание этой потребности должно
стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кислород является
необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому
при кислородной недостаточности он используется как лекарственное
средство
с
целью
заместительной
терапии.
Лечение
кислородом
(оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях
органов кровообращения и дыхания.
Оксигенотерапия
- это применение кислорода с лечебной или
профилактической целью. Кислород жизненно необходим в организме для
осуществления клеточного дыхания, поэтому физиологическое воздействие
такой терапии имеет очень большое значение при гипоксии, когда нужно
возместить дефицит кислорода в тканях.
Показаниями к проведению оксигенотерапии являются множество
состояний. Лечение кислородом применяется при многих заболеваниях, в
механизме развития которых имеется та или иная степень кислородного
голодания, наступившего остро или хронически как следствие недостатка
кислорода в атмосфере, так и в силу внутренних причин: нарушения
легочной вентиляции, затруднения прохождения кислорода через легочные
мембраны и пр.
Вдыхание
кислородно-воздушной
смеси
быстро
ликвидирует
кислородное голодание, но кратковременное применение кислорода дает
кратковременный
эффект,
поэтому
целесообразны
только
длительные
вдыхания кислородно - воздушной смеси. Кислородно-воздушная смесь
должна содержать только 40-5- % кислорода. Вдыхание чистого кислорода
приводит к сужению сосудов головного мозга, может вызвать их спазм и
10
нарушить кровообращение мозга. Ведь в атмосфере содержание кислорода
составляет всего 21%! В таких условиях миллионы лет эволюционировали
организмы.
Скорость подачи кислорода зависит от способа, которым он подается:
через носовую канюлю, носовой катетер или лицевую маску. Минимальная
скорость подачи – через носовую канюлю и составляет она от 1 до 5 литров в
минуту; через носовой катетер – 4-6 л/мин; через лицевую маску – 5-15
л/мин. В любом случае, скорость подачи кислорода определяет врач, сделав
запись в истории болезни.
Кислород подается обязательно увлажненным через аппарат Боброва.
Если оксигенотерапия эффективна:
у пациента нормализуется или улучшается общее состояние;
снижается одышка и цианоз;
восстанавливается нормальная окраска кожи,
нормализуются или улучшаются показатели гемодинамики —
пульс, АД,
наступает стойкость лечебного эффекта.
Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача.
Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому,
чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал
оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы
сочетаться
с
другими
методами
дыхательной
терапии
(например,
дыхательной гимнастикой).
Медицинские
сестры
должны
сегодня
владеть
глубокими
теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения
кислорода
в
организм
человека,
осуществлять
манипуляцию
оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности
медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении
удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя
сестринский процесс в зависимости от ситуации.
11
После проведения манипуляции, все использованные материалы и
инструменты подлежат дезинфекции с последующей утилизацией и в
медицинской документации делается запись о проведенной процедуре.
Приложение № 3
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
С КИСЛОРОДНЫМ БАЛЛОНОМ
1. Кислородный баллон синего цвета, устанавливается в металлическое
гнездо и закрепляется ремнями или цепью.
2. Баллон
имеет
клеймо
с
указанием
товарного
знака
завода-
изготовителя, номера, массы, года изготовления, срока технического
освидетельствования.
3. Устанавливать баллон необходимо на расстоянии не менее 1м от
отопительных приборов и в 5м от открытых источников огня.
4. Баллон должен быть защищен от воздействия прямых солнечных
лучей.
5. Исключить
попадание
масла
на
штуцер
баллона,
запрещено
смазывать жирным кремом руки при работе с кислородом.
6. Выпускать кислород только через редуктор с манометром.
7. В момент работы с баллоном становиться в стороне от выходного
отверстия редуктора.
8. Эксплуатация
баллонов
с
истекшим
сроком
технического
освидетельствования, с повреждениями корпуса, с измененной
окраской и надписью запрещена.
12
Приложение № 4
ПОДАЧА УВЛАЖНЕННОГО КИСЛОРОДА
ЧЕРЕЗ НОСОВОЙ КАТЕТЕР
Цель: устранить гипоксию тканей.
Показания: заболевания органов кровообращения и дыхания.
Оснащение: дозиметр, вода или 96 % этиловый спирт, стерильный носовой
катетер, аппарат Боброва, стерильный глицерин, лоток, бинт, лейкопластырь,
стерильные перчатки, шпатель, ножницы.
Противопоказания: определяет врач.
Этапы
Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с
ним.
Доброжелательно
и
уважительно
представиться. Уточнить, как к нему обращаться,
если медсестра видит пациента впервые. Выяснить,
знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по
какому поводу, как ее перенес.
Установление контакта с
пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и последовательность
проведения процедуры.
Психологическая
подготовка к манипуляции.
3.Получить согласие пациента на проведение
процедуры.
Соблюдение прав пациента.
4.Подговить необходимое оснащение.
Обеспечение эффективного
проведения процедуры.
5.Определить длину, на которую должен быть
введен носовой катетер (расстояние от мочки уха
до кончика носа).
Обеспечение
попадания
струи кислорода в верхние
дыхательные пути.
6.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Обеспечение
инфекционной
безопас-
ности.
13
7.Вскрыть упаковку, извлечь катетер и обработать
глицерином.
Обеспечение продвижения
катетера через носовой ход.
II.Выполнение процедуры
1.Ввести катетер в нижний носовой ход до нужной
метки (примерно15—18 см).
Обеспечение
попадания
кислорода в дыхательные
пути.
2.Осмотреть зев и убедиться, что конец катетера
виден при смотре.
Обеспечение
нахождения
катетера
в
дыхательных
путях.
3.Закрепить катетер на щеке и крыле носа пациента
лейкопластырем (катетер не должен выпадать из
носового хода и причинять неудобства).
Обеспечение фиксации
катетера.
4.Соединить катетер с дозиметром, заполненным
водой и лиловым спиртом (при отеке легких).
Исключение
высыхания
слизистых
оболочек
носового
хода
и
ожога
дыхательных путей.
5.Открыть вентиль дозиметра и отрегулировать
скорость поступления кислорода по назначению
врача.
Примечание: катетер может находиться в
полости носа более 12 ч.
Обеспечение назначенной
врачом скорости подачи
кислорода. Профилактика
развития пролежней.
6.Извлечь катетер и осмотреть слизистую оболочку
носа пациента.
Выявление возможного
раздражения слизистой
оболочки носа.
7.Помочь пациенту занять удобное положение.
Спросить о самочувствии. Удостовериться, что он
чувствует себя нормально.
Обеспечение физического и
психологического
комфорта.
III. Окончание процедуры
1.Провесети дезинфекцию оснащения и утилизацию
одноразового инструментария. Вымыть и осушить
руки.
Обеспечение
инфекционной
безопас-
ности.
2.Сделать запись в медицинских документах о
выполнении процедуры и реакции на нее пациента.
Обеспечение
преемственного
сестрин-
ского ухода.
14
Примечание: Подачу кислорода можно осуществлять через носовую
канюлю или воронку
Приложение № 5
ПОДАЧА УВЛАЖНЕННОГО КИСЛОРОДА С ПОМОЩЬЮ
НОСОВОЙ КАНЮЛИ
Цель: устранить гипоксию тканей.
Показания:
при гипоксии, интоксикации, сердечно-легочной патологии,
постоперационном периоде.
Оснащение:
стерильная носовая канюля, фиксатор канюли, емкость с
дистиллированной
водой
(аппарат
Боброва),
источник
кислорода
с
расходомером, стерильный глицерин, лейкопластырь.
Противопоказания: определяет врач.
Этапы
Обоснование
I . Подготовка к процедуре
1. Уточнить у пациента и (или) его близких
понимание цели оксигенотерапии, последствия
процедуры и получить их согласие (если это
возможно).
Установление контакта с
пациентом.
Психологическая
подготовка к манипуляции.
2. Вымыть руки.
Соблюдение
инфекционной
безопасности.
II . Выполнение процедуры
3. Очистить носовой ход
Обеспечение
беспрепятственного
прохождения кислорода.
4. Вставить кончики канюли в ноздри пациента.
Обеспечение подачи
кислорода.
5. С помощью эластичной повязки (фиксатора)
для головы зафиксировать канюлю так, чтобы
она не причиняла пациенту неудобств.
Обеспечение фиксации
канюли.
15
6. Прикрепить носовую канюлю к источнику
увлажненного кислорода с заданной
концентрацией и скоростью подачи кислорода.
Обеспечение подачи
кислорода.
7. Проверять состояние канюли и скорость
потока кислорода.
Профилактика
осложнений.
8. Наблюдать за тем, чтобы увлажняющий сосуд
был постоянно полон.
Профилактика
осложнений.
9. Осматривать слизистую носа и
ушные раковины пациента для выявления
возможных раздражений слизистой и кожи.
Профилактика
осложнений.
III . Окончание процедуры
10. Провести дезинфекцию оснащения и
утилизацию одноразового инструментария.
Обеспечение
инфекционной безопас-
ности.
11. Вымыть и осушить руки.
Обеспечение
инфекционной безопас-
ности.
12.
Отметить
способ
подачи
кислорода,
концентрацию, скорость его потока, реакцию
пациента
и
результаты
удовлетворения
потребности в нормальном дыхании пациента в
медицинской документации.
Обеспечение
преемственного
сестрин-
ского ухода.
16
Приложение № 6
ПОДАЧА УВЛАЖНЕННОГО КИСЛОРОДА С ПОМОЩЬЮ
ЛИЦЕВОЙ МАСКИ
Цель: устранить гипоксию тканей.
Показания:
при гипоксии, интоксикации, сердечно-легочной патологии,
постоперационном периоде.
Оснащение:
источник кислорода с расходомером, трубки для подачи
кислорода, маска лицевая стерильная в упаковке, емкость с дистиллированной
водой (аппарат Боброва), ножницы.
Противопоказания: определяет врач.
Этапы
Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с
ним.
Доброжелательно
и
уважительно
представиться. Уточнить, как к нему обращаться,
если
медсестра
видит
пациента
впервые.
Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией,
когда, по какому поводу, как ее перенес.
Установление контакта с
пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и
последовательность проведения процедуры.
Психологическая
подготовка к манипуляции.
3.Получить согласие пациента на проведение
процедуры.
Соблюдение прав
пациента.
4.Подговить необходимое оснащение.
Обеспечение эффективного
проведения процедуры.
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Обеспечение
инфекционной
безопас-
ности.
17
II. Выполнение процедуры.
1. Подсоединить источник кислорода к
трубке, идущей к увлажнителю.
Обеспечение эффективного
проведения процедуры.
2. Включить регулятор подачи кислорода и
повернуть его до появления пузырьков
воздуха в увлажнителе.
Обеспечение
подачи
кислорода в систему.
3. Отрегулировать поток кислорода по
назначению.
Обеспечение эффективного
проведения процедуры.
4. Надеть кислородную маску поверх носа,
рта
и
подбородка,
отрегулировать
металлическую
полоску
на
переносице,
добившись
ее
плотного
прилегания,
затянуть
эластичный
ремешок
вокруг
головы.
Обеспечение комфортного
состояния
пациента
и
эффективного
проведения
процедуры.
5. Открыть вентиль и начать подачу
кислорода.
Устранение гипоксии.
III. Окончание процедуры.
1. Перекрыть подачу кислорода.
Завершение процедуры.
2. Снять маску, поместить в емкость с
дезинфицирующим раствором.
Обеспечение
инфекционной
безопас-
ности.
3. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки
(с использованием мыла или антисептика).
Обеспечение
инфекционной
безопас-
ности.
4. Сделать соответствующую запись о
результатах выполнения в медицинскую
документацию.
Обеспечение
преемственного
сестрин-
ского ухода.
18
Приложение № 7
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ
1.
К природным физическим факторам относят:
1. диета
2.
грязь
3.
иглоукалывание
2.
Оксигенотерапия это –
1.
лечение грязью
2.
лечение светом
3.
лечение кислородом
4.
лечение водой
3.
Что может произойти при длительном вдыхании чистого кислорода:
1.
ничего
2.
повышение АД
3.
потеря сознания
4. Как можно увлажнить кислород:
1.
смочить губы пациента
2.
протереть мундштук кислородной подушки водой
3.
пропустить через аппарат Боброва.
5. Какого цвета кислородные баллоны:
1.
красные
2.
белые
3.
голубые
6. Какова функция аппарата Боброва?
1.
дезинфекция
2.
увлажнение кислорода
3.
фильтрация кислорода
7. Что не относится к методам подачи кислорода:
1.
через маску
2.
через носовой катетер
3.
через кислородную подушку
4.
через грушевидный баллон
19
8.
Как называется редкое дыхание?
1.
апноэ
2.
брадипноэ
3.
тахипноэ
4.
астма
9.
Какой из методов подачи кислорода относят к неингаляционному?
1.
через носовую конюлю
2.
через кислородную подушку
3.
введение под кожу
4.
через интубационную трубку
10.Норма ЧДД:
1.
100\60 – 140\90 мм. рт. ст.
2.
16 – 20 в мин
3.
60 – 80 в мин
11.Цианоз кожных покровов это:
1.
синюшность носогубного треугольника
2.
покраснение лица
3.
румянец щек
4.
бледность лица
12.Тахикардия это –
1.
редкое дыхание
2.
повышение температуры
3.
повышение АД
4.
частый пульс
Эталон ответов
Оксигенотерапия
1.
– 2
2.
– 3
3.
– 3
4.
– 3
5.
– 3
6.
– 2
7.
– 4
8.
– 2
9.
– 3
10 – 2
11 – 1
12 - 4
20
Критерий оценки:
0-2 ошибки – «5»
3-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок - «3»
боле 6 ошибок – «2»
Приложение № 8
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Вы – медсестра терапевтического отделения. Пациент жалуется на
затрудненное дыхание.
Объективно: испуган, кожные покровы бледные, ЧДД – 30 в мин., пульс – 62
уд/мин, хорошего наполнения и напряжения, АД – 120/70 мм. рт. ст.
Осуществите
сестринский
процесс
при
нарушении
удовлетворения
потребности пациента в поддержании нормального дыхания.
Эталон ответа к ситуационной задаче
Сестринская
проблема
Сестринская
цель
Сестринские вмешательства
Затрудненное
дыхание
(одышка)
Одышка
уменьшилась,
ЧДД 24 в мин.
1. Консультация врача
2. Поднять головной конец кровати
3. Расстегнуть стесняющую одежду
4. Открыть окно (доступ свежего воздуха)
5. Провести оксигенотерапию по назначению
врача (через носовой
катетер-4
литра в
минуту)
6. Контроль ЧДД каждые 15 минут.
21
Приложение № 9
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Прочитайте вопросы по теме и ответьте на них, только «Да» или «Нет».
1. Оксигенотерапия - применение кислорода с лечебной целью.
2. Оксигенация - введение кислорода в организм человека.
3. Кислородные баллоны окрашены в серый цвет.
4. Скорость подачи кислорода пациенту – 2-3л/мин.
5. Для увлажнения кислорода используют аппарат Боброва.
6. Гипоксия – противопоказание для проведения оксигенотерапии.
7. Гипербарическая оксигенация- лечение кислородом под пониженным
давлением в специальных барокамерах.
8. Кислород можно применять энтерально.
9. Использование кислородной канюли имеет преимущество перед введением
кислорода через маску.
10. Барокамера применяется для ингаляционного введения кислорода.
11. Скорость подачи кислорода контролируется по шкале дозиметра.
12. Кислородный катетер вводится пациенту в нижний носовой ход на
глубину 25см.
13. Кислород подается под давлением 150 атм.
14.
Децентрализованная
оксигенотерапия
проводится
с
помощью
кислородной подушки.
22
15. Стерилизация катетеров проводится в сухожаровом шкафу.
Эталоны ответа к графическому диктанту.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
да
нет
нет
да
да
нет
нет
да
да
нет
да
нет
нет
да
нет
Приложение № 10
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИЧЕСКОМ
ЗАНЯТИИ
ФИО
студента
________________________________группа
____
бригада___
Входной
контроль
(теорети
ческий
материал)
Текущий контроль
Итого
Самостоятель
но
рассказывают
правила
техники
безопасности
(противопожа
рной и
электрическо
й)
Самостоятель
но
рассказывают
правила
техники
безопасности
при работе с
кислородным
баллоном
Самостоятельн
о
осуществляют
подачу
увлажненного
кислорода
через носовой
катетер
Отвечают на
вопросы
теста по теме
«Оксигенотер
апия»
Самостоятель
но решают
ситуационну
ю задачу
Самостояте
льно
отвечают на
вопросы
графическо
го диктанта
0-5 баллов
0-5 баллов
0-5 баллов
0-5 баллов
0-5 баллов
0-5 баллов
0-5 баллов
Макс
35
балл.