Напоминание

"Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКСЭ"


Автор: Захарина Татьяна Давидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Сахалинская область г.Оха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКСЭ"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание «Выбор модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ» на 2016 – 2017 учебный год
24.03.2016 год

Предварительный этап -
информирование родителей (законных предста- вителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить сво- бодный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающим- ся (Приложение 1) На собрании присутствуют: Директор МБОУ СОШ №1 г.Охи (ФИО) Заместитель директора по УВР (начальная школа) Т.Д.Захарина Отец Георгий настоятель прихода Преподобного Сергия Радонежского Председатель родительского комитета МБОУ СОШ №1 (ФИО)
1) Вводное выступление директора школы
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на общешкольном родительском собрании (представление присутствующих гостей). Мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения нового курса.
Презентация (прилагается)
Всоответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ав- густа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Россий- ской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс
«Основы религиозных

культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).
Это единственный пред- мет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с согласия их родителей (законных представителей) по выбору. Называется этот курс –«Осно- вы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучаю- щихся закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Отказ от изучения не допус- 1
кается. И поэтому на собрание вынесен вопрос: «Выбор модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ» на 2016 – 2017 учебный год. Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе? Потому, что
учебный курс «Основы религиозных культур и светской

этики»
включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе:  Основы православной культуры;  Основы исламской культуры;  Основы буддийской культуры;  Основы иудейской культуры;  Основы мировых религиозных культур;  Основы светской этики. Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2009-2010 учебном году осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации. Введение курса было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их роди- телями, общественностью. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и меж- конфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религи- озным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.
Цель учебного курса ОРКСЭ
: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных тра- диций многонационального народа России, а также к диалогу с представителя- ми других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддий- ской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 2
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, по- лученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Нормативно-правовая основа преподавания
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразо- вательных учреждениях осуществляется в соответствии с
нормами законода-

тельства Российской Федерации:
 Конституцией Российской Федерации  Законами Российской Федерации «Об образовании  Закон РФ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде- рации»;  Закон РФ«О свободе совести и религиозных объединениях»  Н о в ы й Ф е д е р а л ь н ы й г о с у д а р с т в е н н ы й с т а н д а р т.
Место комплексного учебного курса

в программе обучения
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связую- щим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществовед- ческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нрав- ственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и на- стоящего. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их. 3

1.В школу придут священнослужители?
Приход в государственные и муници- пальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
2.Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский харак-

тер?
Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» бу- дут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов. Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Поэтому одна из важных педа- гогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
3.Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам

между ними?
Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания. Курс имеет не ве- роучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культу- ра многонационального народа России. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
4.Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской

этики»?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе на пороге 5 класса. В этот период начинается нало- жение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную 4
школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образова- нию. Происходит переоценка ценностей. Этому процессу призван содейство- вать курс «Основы религиозных культур и светской этики».Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нрав- ственного самоопределения — это его родители.
5.Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие

школы с семьёй?
На изучение нового учебного курса предусмотрено относи- тельно небольшое количество часов — всего 34. Учебный процесс рассчитан на 1 час в неделю в 4 классе. Предмет безотметочный, вводится качественная взаи- мооценка в виде создания и презентации творческих проектов, для оперативно- го контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизирован- ные упражнения, тестовые задания разных типов.
2) Представление родителям содержания образования заместителем ди-

ректора по УВР (начальная школа).
 Представление учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей: - Думанова Оксана Геннадьевна - Зацепина Малика Сайтаминовна - Вознюк Раиса Николаевна  Представление Отца Георгия настоятеля прихода Преподобного Сергия Радо- нежского, его выступление перед родителями.
Выступление заместителя директора по УВР (начальная школа)

(презентация прилагается)

Основы светской этики
Учебный курс включает в себя модули: Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и се- мейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. 5
Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и до- стоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы мо- рали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Об- разование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Па- триотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Ре- лигии мира и их основатели. Религии России. Нравственные заповеди в религи - ях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в ис- кусстве. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы об- щества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Хри - стианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Основы исламской культуры
6
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Проповед- ническая миссия Пророка Мухаммеда. Священный Коран и Сунна как источни- ки нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Семья в исла- ме. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: со- творение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Празд- ники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буд- дийские сооружения. Буддийские ритуалы.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Учебно-методический комплекс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» оснащен: c Рабочей программой c Учебниками c Рабочими тетрадями c Методическими рекомендациями c Книгами для учителя c Электронными приложениями Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, со- ставляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной 7
культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» име- ет воспитательный, нравственно-развивающий характер. В рамках преподава- ния курса не предусматривается обучение религии. Содержание модулей по ре- лигиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности и тд.) и не включает богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.. 3) Ответы на вопросы родителей, уточнения. 4) Заполнение родителями (законными представителями) личных заявле- ний(приложение 2). Бланки заявлений заготовлены заранее и розданы родите- лям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями(закон- ными представителями) (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например МБОУ «СОШ № 1»; фа- милия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой. Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от от- ветственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них запол- ненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его пред- ставителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохра- нить его до подведения общих результатов. Недопустимо при общении с роди- телями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предло- гами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учи- 8
телей и др.). Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающее исключительную ответственность роди- телей за выбор, воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы. 5) Сдача родителями заявлений учителям, сверка ими числа заявлений по зара- нее подготовленному списку каждого класса. В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необхо- димо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администра- ции школы. Учитель должен обеспечить сбор всех заявлений. 6) Подведение итогов выбора. По каждому классу на основе данных выбора оформляется отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3). Протокол подписывается учителем 3 класса и председателем родитель- ского комитета класса. В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и полу- чении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до пере- дачи данных в органы управления образования. Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе. Администрацией школы оформляется лист сводной информации образо- вательного учреждения (приложение 4). Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательной организации и председателем родительского комитета образо- вательного учреждения, скрепляется печатью учреждения и в установленные сроки передается в органы управления образованием. Заявления роди- 9
телей, протоколы родительских собраний (оригиналы) по каждому классу хра- нятся в школе в течение года. 7) Оглашение предварительных результатов выбора модуля комплексного учеб- ного курса ОРКСЭ 8)
Пожелание от поэта Юрия Левитанского
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже - как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя!
До новых встреч!

Приложение 1

Информация
о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений 10
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители!
В соответствии с федеральным государственным образовательным стан- дартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства о б р а з о в а н и я и н ау к и Ро с с и й с ко й Ф е д е р а ц и и о т 6 о к т я б р я 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ве- дется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести учебных модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»;«Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». Преподавание направлено на воспитание обучающихся, формирование их миро- воззрения и нравственной культуры. В связи с этим выбор для изучения школь- ником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федера- ции осуществляется родителями (законными представителями) несовершенно- летнего учащегося, несущими по ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым бу- дет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из ука- занных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций. 11
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и запол- нение личного заявления — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей комплексного курса не допускает- ся и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образо- вания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дата, место, время родительского собрания: ______________________ ____________________________________________________________ С уважением, администрация ______________________________________________________________
Приложение
2 Директору МБОУ СОШ №1 г.Охи Бойчук Е.Б. 12

Заявление
Мы, родители (законные представители) учащегося _____ класса МБОУ СОШ №1 г.Охи______________________________ (Ф.И. ребенка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы ре- лигиозных культур и светской этики»: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» выбираем для своего ребенка изучение модуля: __________________________________________________________________ Дата «______»__________________20______г. __________________________________________(Ф.И.О.) _____________________ (подпись) ___________________________________________(Ф.И.О.) _____________________ (подпись)
Приложение 3

Протокол родительского собрания ____________ класса
13

МБОУ СОШ №1 г.Охи
Результаты выбора родителями (законными представителями) обучаю- щихся _______ класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
Название модуля

Число учащихся
(число цифрами и письменно) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Дата «______»______________20____г. Классный руководитель _____________________________________(Ф.И.О.) _______________(подпись) Председатель родительского комитета класса _____________________________________(Ф.И.О.) _______________(подпись)
Приложение 4

Лист сводной информации
о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 14

Наименование общеобразовательной

организации

МБОУ СОШ №1 г.Охи

Наименование модуля

Число обучающихся
(число цифрами и письменно) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики «______»_________________20____г. Директор: ___________________ Бойчук Е.Б. (подпись) Председатель родительского комитета ____________________________________(Ф.И.О.) _______________ (подпись) М.П.
Приложение 5

Практические советы для родителей

«Как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы

религиозных культур и светской этики»

Совет 1.
15

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу

как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка;

вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нрав- ственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуще- ствляться на уроках средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом, в творческой деятельности (подготовка обуча- ющимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности. На уро- ках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка ро- дительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впер- вые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё ме- сто в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в полу- чении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочув- ствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значи- мое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает ви- деть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.
Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее

средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о ду-

ховности и нравственности.
16
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обес- печивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают по- сле работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считан- ные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное. Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражне- ний на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное со- держание нового предмета. Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. За- дайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрыва- ет себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомен- довано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителя- ми даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почув- ствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диало- 17
говым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обыч- но стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руко- водствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но вре- мена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами. Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуально- сти. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не ав- торитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к про- веренным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспи- тания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и свет- ской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нуж- но действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопони- мания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мне- 18
ние, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собствен- ной жизнью и подтверждённым опытом других людей. Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. То- гда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, зна- чимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.
Совет 3

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям дру-

гого мировоззрения.
Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспиты- вать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к чело- веку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от роди- телей, ответственных взрослых. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой рели- гией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное выска- зывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устой- чивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсу- дите эту проблему с классным руководителем.
Совет 4
19

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания

детей.
Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний. Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой рели- гии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изу- чаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопро- сами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе. Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, ме- ста боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом по- ступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя ко- торых этот поступок был совершён.
Совет 5

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает ва-

шего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы ре-

лигиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важ-

на нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески под-

держивайте это в ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учи- телем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нрав- ственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть лич- ность, приобретающая нравственность. 20
И всё же — для чего нужны моральные нормы? Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу разде- тым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему не- льзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред. Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в кол- лективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздей- ствия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и обществен- ных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребён- ка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного пове- дения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накаплива- ются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Совет 6

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие

ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных ди- лемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не 21
видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприят- ностями. Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удержива- ется от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Поста- райтесь, чтобы ваши дети чаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влия- нии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет ис- точником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезны- ми. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близ- кие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нрав- ственных норм станет естественным и радостным. 22


В раздел образования