Напоминание

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"


Автор: Грицаева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат №1" г.Курска
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"
Раздел: начальное образование





Назад





ОБОУ "Лицей-интернат №1" г. Курска

«Рассмотрено»
Руководитель МО _____/ Е.А.Грицаева / Протокол № 5 от « 18 » мая 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по Н М Р О Б О У « Л и ц е й – интернат №1» г.Курска ___________/ «19 » мая 2015 г.
«Утверждаю»
Директор ОБОУ «Лицей – интернат №1» г.Курска _________/ М.Е.Моршнева / Приказ № 267 от « 1 »сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 2 класса А Разработана учителем начальных классов первой категории Грицаевой Е.А. 1

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса А разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Начальная школа, составитель Е.С.Савинов – 4-е изд., - М., Просвещение, 2013 г.) и авторской программы предмета «Русский язык» для обучающихся 2 класса общеобразовательных школ автора программы С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой., А. О. Евдокимовой УМК «Начальная школа XXI века», Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), положения о рабочей программе педагога, реализующего Федеральные государственный образовательный стандарт в ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска.
Цели и задачи учебного предмета:

цели:

-
ознакомить обучающихся с основными положениями науки о языке; -формировать умения и навыки грамотного, безошибочного письма; -развивать устную и письменную речь обучающихся; -развивать языковую эрудицию обучающихся, интерес к языку и речевому творчеству; -формировать у обучающихся положительную мотивацию к изучению русского языка. Рабочая программа совпадает с авторской программой, расхождений нет.
задачи:
· развитие речи, мышления, воображения обучающихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; · освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; · овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
· воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. · Расхождение с авторской программой: 16 часов резерва распределены по следующим темам - · «Как устроен наш язык» - 3ч., из них -Слово и предложение - 1ч. -Состав слова - 2ч. · «Правописание» - 10ч. · «Развитие речи»- 3ч.
2 Общая характеристика учебного предмета
С целью соблюдения принципа научно сти пр о г р а м ма предусматривает выделение в предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук, морфему, слово, часть речи, предложение. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму. Содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст, как законченное устное и письменное высказывание. Данная программа предусматривает изучение каждой линии в рамках одного урока. Методический принцип «один урок — один объект — одна цель» позволил выделить в структуре программы три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно- исследовательскую цель — познакомить обучающихся с основами лингвистических знаний. Уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова(морфемика), грамматика(морфология и синтаксис). Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели - сформировать навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока
соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают офограммы и пунктограммы. Уроки блока «Развитие речи» реализуют социокультурную цель, совершенствуют коммуникативные умения в условиях устного и письменного общения. Уроки данного блока с о от ве т с т ву ют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное и письменное высказывание на определённую тему. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка – социокультурной и научно-исследовательской (познавательной). Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее: - грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных способностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний; - навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения; - разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика; - научить правильной речи – это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформированы следующие целевые установки: - «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно готовить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»; - «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образовательного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
3 Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Во втором классе на изучение русского языка отводится 170 часов (34 учебные недели) 5 часов в неделю. 1 четверть - ___39__ час. 2 четверть - __42___ час. 3 четверть - ___46__ час. 4 четверть - ____43_ час.
Формы контроля:
-текущий(контрольная работа-2, тест-1, диктант-1, итоговый диктант-3, списывание-3, контрольный словарный диктант-5, итоговая контрольная работа-5); -промежуточный( диктант с заданием-1, ).
4

Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку. Стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средствах для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, во о б р а же н и я , интеллектуальных и творческих способностей. Основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5 Требования к результатам освоения обучающимися

содержания учебного предмета
Рабочая программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.
Личностные результаты
освоения курса «Русский язык»
Ученик научится:
- использовать язык как основное средство человеческого общения; - воспринимать русский язык как явление национальной культуры; - понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; - оценивать на основе наблюдения собственную речь.
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать поступки свои и других людей; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; -соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Метапредметные результаты
освоения курса «Русский язык». Регулятивные:
Ученик научится:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; -ориентироваться в целях, задачах урока с учётом названия блока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Ученик получит возможность научиться:
-аргументированно доказывать свою позицию; -корректировать план действий. Коммуникативные:
Ученик научится:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; - понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; - точно выражать собственное мнение и позицию; умение задавать вопрос; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Ученик получит возможность научиться:
общаться по электронной почте, в социальных сетях. Познавательные:
Ученик научится:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; -искать необходимую информацию; -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -анализировать объект с целью выделения признаков;
-
строить логические цепи.
Ученик получит возможность научиться:
-выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. -выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Предметные результаты
освоения курса «Русский язык».
Блок «Правописание»

Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать: -парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки; -изменяемые и неизменяемые слова;
-выделять, находить: -в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку -делить слова на слоги; -подбирать однокоренные слова; -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; -безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов; применять правила : -перенос слов; -проверяемые безударные гласные в корнях слов; -парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; -непроизносимые согласные ; -непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); -разделительные твердый и мягкий знаки; -правописание приставок :об-; от-; до, по-, под-, про-, за-, на-, над; -раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы в различных источниках(справочниках, в Интернете, через интервью).
Блок «Как устроен наш язык»

Ученик научится:
различать, сравнивать: -формы слова и однокоренные слова; -однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с синонимичными корнями; -предложения по цели высказывания; -предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников; -проводить исследования словообразования и структуры предложений.
Блок «Развитие речи»

Ученик научится:

выделять, находить: -лексическое значение слова в толковом словаре; -основную мысль текста; решать учебные и практические задачи: -использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; -подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст, -исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
Ученик получит возможность научиться:
-само стоятельно со ставить статью, сочинить р а с с ка з , стихотворение, сказку; -взять интервью у одноклассника, родителя, учителя.
6

Содержание программы

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний),(60ч.)

Фонетика и графика (10ч.)
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различные ударные и безударные гласные звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (7ч).
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Состав слова (морфемика) (21ч).
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. П р и с т а в к а к а к ч а с т ь с л о в а ; значения приставок. Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слова. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделенными морфемами окончания, корня, приставок, суффикса.
Лексика (22 ч).
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
Правописание(формирование

навыков

грамотного

письма),

(68ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения и орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - перенос слов; - проверяемые безударные гласные в корнях слов; - парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; - непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); - разделительные твердые и мягкие знаки; - правописание приставок:
об-, -то-, до-, под-, про-, за-, на-, над-;
- правописание суффиксов имен существительных:
-онок-, -енок-,

-ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- правописание суффиксов имен прилагательных:
-ов-, -ев-, -ив-,

-чив-, -лив
; - раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (37ч).

Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь.
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Типа текста: описание, повествование, рассуждение, их особен

8 Учебно–тематический план
№ Наименование раздела Программа С.В. Иванова Рабочая программа Резер в уроко в Диктант Контрольное списывание Тематичес кая работа 1 «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 57 ч 60 Фонетика 10 ч 10 Слово и предложение 6 ч 7 1 1 Состав слова 19 ч 21 2 Лексика 22 ч 22 1 2 «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 58 ч 68 10 Ст.р.-1 +10 3 3 Развитие речи 34 ч 37 3 4 Повторение 5 ч 5 5 Резервные уроки 16 ч Итого 170 ч 170 16 1 4

9 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Русский язык:
2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.] – 4-е изд., переб. – М: Вентана-Граф, 2012. – 176с.: ил. – (Начальная школа ХХI века). 2.
Пишем

грамотно:
2 класс: рабочие тетради для учащихся образовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.1,2/ М.И. Кузнецова. – 3-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа ХХI века). 3.
Учимся писать без ошибок:
2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 2-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа ХХI века). 4.
Русский

язык

в

начальной

школе:
контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – 2-е изд., исправл. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Оценка знаний). 5.
Проверочные тестовые работы:
русский язык, математика, чтение: 2 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2012.


В раздел образования