Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"
Автор: Грицаева Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат №1" г.Курска Населённый пункт: город Курск Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века" Раздел: начальное образование
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____/ Е.А.Грицаева /
Протокол № 5 от
« 18 » мая 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора
по
Н М Р
О Б О У
« Л и ц е й
–
интернат №1» г.Курска
___________/
«19 » мая 2015 г.
«Утверждаю»
Директор ОБОУ «Лицей –
интернат №1» г.Курска
_________/ М.Е.Моршнева /
Приказ № 267
от « 1 »сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 класса А
Разработана
учителем начальных классов
первой категории
Грицаевой Е.А.
1
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса
А разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
Примерной
основной
образовательной программы начального общего образования (Начальная
школа, составитель Е.С.Савинов – 4-е изд., - М., Просвещение, 2013 г.) и
авторской программы предмета «Русский язык» для обучающихся 2 класса
общеобразовательных школ
автора программы
С.В. Иванова,
М.И.
Кузнецовой.,
А.
О.
Евдокимовой
УМК
«Начальная
школа XXI
века»,
Основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
(ООП НОО), положения о рабочей программе педагога, реализующего
Федеральные
государственный
образовательный
стандарт
в
ОБОУ
«Лицей-интернат №1» г. Курска.
Цели и задачи учебного предмета:
цели:
- ознакомить
обучающихся
с
основными
положениями
науки
о
языке;
-формировать умения и навыки грамотного, безошибочного письма;
-развивать устную и письменную речь обучающихся;
-развивать языковую эрудицию обучающихся,
интерес к языку и
речевому творчеству;
-формировать
у
обучающихся
положительную
мотивацию
к
изучению русского языка.
Рабочая
программа
совпадает
с
авторской
программой,
расхождений нет.
задачи:
·
развитие речи,
мышления,
воображения
обучающихся,
умения
выбирать
средства
языка
в
соответствии
с
целями,
задачами
и
условиями общения;
·
освоение учащимися
первоначальных
знаний
о
лексике,
фонетике,
грамматике русского языка;
·
овладение обучающимися
умениями
правильно
писать
и
читать,
участвовать
в
диалоге,
составлять
несложные
монологические
высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования
небольшого объема;
·
воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению
его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
·
Расхождение с авторской программой: 16 часов резерва распределены
по следующим темам -
·
«Как устроен наш язык» - 3ч., из них
-Слово и предложение - 1ч.
-Состав слова - 2ч.
·
«Правописание» - 10ч.
·
«Развитие речи»- 3ч.
2 Общая характеристика учебного предмета
С
целью
соблюдения
принципа
научно сти
пр о г р а м ма
предусматривает
выделение
в
предмете
«Русский
язык»
трёх
содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация»,
«Развитие речи».
Содержательная
линия
«Система
языка»
выделяет
в
качестве
объекта изучения языковые единицы: звук, морфему, слово, часть речи,
предложение.
Содержательная
линия
«Орфография
и
пунктуация»
выделяет
в
качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму.
Содержательная
линия
«Развитие
речи»
выделяет
в
качестве
объекта
изучения
текст,
как
законченное
устное
и
письменное
высказывание.
Данная
программа
предусматривает
изучение
каждой
линии
в
рамках одного урока. Методический принцип «один урок — один объект
— одна цель» позволил выделить в структуре программы три блока: «Как
устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».
Уроки
блока
«Как
устроен
наш
язык»
реализуют
научно-
исследовательскую
цель
—
познакомить
обучающихся
с
основами
лингвистических
знаний.
Уроки
данного
блока
соответствуют
содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы
следующих
уровней:
фонетика,
графика
и
орфоэпия,
состав
слова(морфемика), грамматика(морфология и синтаксис).
Уроки
блока
«Правописание»
направлены
на
достижение
социокультурной цели - сформировать навыки грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока
соответствуют
содержательной
линии
«Орфография
и
пунктуация»
и
изучают офограммы и пунктограммы.
Уроки блока «Развитие речи» реализуют социокультурную цель,
совершенствуют
коммуникативные
умения
в
условиях
устного
и
письменного
общения.
Уроки
данного
блока
с о от ве т с т ву ют
содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное
устное и письменное высказывание на определённую тему.
Формирование
познавательной
мотивации
осуществляется
в
процессе
достижения
предметных
целей
изучения
русского
языка
–
социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная
цель
изучения
русского
языка
достигается
решением
задач
развития
устной
и
письменной
речи
учащихся
и
формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное
письмо
и
правильная
речь
являются
обязательным
элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного
письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к
тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом
индивидуальных
способностей
ученика:
развитой
зрительной
или
моторной
памяти,
логического
мышления
или
репродуктивного
воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном
выполнении
заданий
и
упражнений,
предусмотренных
методическим
аппаратом средств обучения;
-
разнообразные
виды
деятельности
при
обучении
грамотному
письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и
на самоконтроль ученика;
-
научить
правильной
речи
–
это
значит
научить
правильному
отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская
(познавательная)
цель
реализуется
в
процессе
ознакомления
учащихся
с
основными
положениями
науки
о
языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят,
мы формируем у них научное представление о системе структуре родного
языка,
развиваем
логическое
и
абстрактное
мышление
младших
школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего
их мира.
Реализация
заявленных
целей
возможна
только
при
условии
осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать,
зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся
писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом
уроке
при
выполнении
любого
задания
или
упражнения
у
учащихся
сформированы следующие целевые установки:
-
«Я
хочу
научиться
писать
без
ошибок,
правильно
готовить
и
составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что
этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве
мира характеризует меня как современного, образовательного человека.
Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я
живу, родной язык русского народа».
3 Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Во втором классе на изучение русского языка отводится 170 часов
(34 учебные недели) 5 часов в неделю.
1 четверть - ___39__ час.
2 четверть - __42___ час.
3 четверть - ___46__ час.
4 четверть - ____43_ час.
Формы контроля:
-текущий(контрольная
работа-2,
тест-1,
диктант-1,
итоговый
диктант-3, списывание-3, контрольный словарный диктант-5, итоговая
контрольная работа-5);
-промежуточный( диктант с заданием-1, ).
4
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Ведущее
место
предмета
«Русский
язык»
в
системе
общего
образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством
межнационального
общения.
Изучение
русского
языка
способствует
формированию у обучающихся
представлений о языке как основном
средстве
человеческого
общения,
явлении
национальной
культуры
и
основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной
школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку. Стремление к его грамотному использованию, понимание
того,
что
правильная
устная
и
письменная
речь
является
показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают
начальное
представление
о
нормах
русского
литературного
языка
и
правилах
речевого
этикета,
учатся
ориентироваться
в
целях,
задачах,
условиях
общения,
в
выборе
адекватных
языковых
средствах
для
успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса
обучения,
средством
развития
их
мышления,
во о б р а же н и я ,
интеллектуальных
и
творческих
способностей.
Основным
каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5 Требования к результатам освоения обучающимися
содержания учебного предмета
Рабочая
программа
обеспечивает
достижение
необходимых
личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса,
заложенных ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»
Ученик научится:
- использовать язык как основное средство человеческого общения;
- воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
-
понимать,
что
правильная
устная
и
письменная
речь
есть
показатели индивидуальной культуры человека;
- оценивать на основе наблюдения собственную речь.
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать поступки свои и других людей;
-ориентироваться
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях;
-соблюдать
нормы
речевого
взаимодействия
при
интерактивном
общении.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные:
Ученик научится:
-
использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-ориентироваться в целях, задачах урока с учётом названия блока,
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Ученик получит возможность научиться:
-аргументированно доказывать свою позицию;
-корректировать план действий.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций
общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера,
учитывать
различные
мнения
и
координировать
различные
позиции
в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- точно выражать собственное мнение и позицию; умение задавать
вопрос;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
взаимопомощь.
Ученик получит возможность научиться:
общаться по электронной почте, в социальных сетях.
Познавательные:
Ученик научится:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
-искать необходимую информацию;
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-анализировать объект с целью выделения признаков;
- строить логические цепи.
Ученик получит возможность научиться:
-выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
-выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Предметные результаты освоения курса «Русский язык».
Блок «Правописание»
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-парные
и
непарные
по
твердости-мягкости
согласные
звуки,
парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
-изменяемые и неизменяемые слова;
-выделять, находить:
-в
словах
с
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончание,
корень, суффикс, приставку
-делить слова на слоги;
-подбирать однокоренные слова;
-определять
(уточнять)
написание
слова
по
орфографическому
словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-
60 слов;
применять правила :
-перенос слов;
-проверяемые безударные гласные в корнях слов;
-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
-непроизносимые согласные ;
-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов
(словарные
слова, определенные программой);
-разделительные твердый и мягкий знаки;
-правописание приставок :об-; от-; до, по-, под-, про-, за-, на-, над;
-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных
местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно
находить
ответы
на
возникающие
вопросы
в
различных источниках(справочниках, в Интернете, через интервью).
Блок «Как устроен наш язык»
Ученик научится:
различать, сравнивать:
-формы слова и однокоренные слова;
-однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с
синонимичными корнями;
-предложения по цели высказывания;
-предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать соблюдение норм русского литературного языка в речи
собеседников;
-проводить
исследования
словообразования
и
структуры
предложений.
Блок «Развитие речи»
Ученик научится:
выделять, находить:
-лексическое значение слова в толковом словаре;
-основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
-проверять
собственный
и
предложенный
тексты,
находить
и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-подбирать
заголовок
к
предложенному
тексту,
озаглавливать
собственный текст,
-исправлять
деформированный
текст
(с
нарушенным
порядком
следования частей);
Ученик получит возможность научиться:
-само стоятельно
со ставить
статью,
сочинить
р а с с ка з ,
стихотворение, сказку;
-взять интервью у одноклассника, родителя, учителя.
6
Содержание программы
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний),(60ч.)
Фонетика и графика (10ч.)
Повторение
изученного
в
1
классе:
различение
звуков
и
букв;
различные
ударные
и
безударные
гласные
звуков,
твердых
и
мягких
согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на
письме мягкости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах
типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в
словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка.
Слово и предложение (7ч).
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.
Слова
с
предметным
значением
–
имена
существительные.
Слова,
называющие
признаки,
-
имена
прилагательные.
Слова,
обозначающие
действия, - глаголы.
Предложение.
Отличие
предложения
от
слова.
Различение
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные
и
побудительные;
по
эмоциональной
окраске:
восклицательные
и
невосклицательные.
Состав слова (морфемика) (21ч).
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания.
Различение
изменяемых
и
неизменяемых
слов.
Корень
как
часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные)
слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же
слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов
с
омонимичными
корнями.
Суффикс
как
часть
слова; значения
суффиксов. П р и с т а в к а
к а к
ч а с т ь
с л о в а ; значения
приставок.
Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слова.
Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделенными морфемами
окончания, корня, приставок, суффикса.
Лексика (22 ч).
Слово
и
его
лексическое
значение.
Выявление
слов,
значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение
за
использованием
в
речи
синонимов,
антонимов,
омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы.
Наблюдение
за
использованием
в
речи
фразеологизмов.
Правописание(формирование
навыков
грамотного
письма),
(68ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки,
использование
разных способов решения и орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова,
определенные программой);
- разделительные твердые и мягкие знаки;
- правописание приставок: об-, -то-, до-, под-, про-, за-, на-, над-;
- правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-,
-чив-, -лив ;
-
раздельное
написание
предлогов
с
другими
словами
(кроме
личных местоимений).
Использование
орфографического
словаря
учебника
для
определения
(уточнения)
написания
слова.
Формирование
действия
контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (37ч).
Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения
для
эффективного
решения
коммуникативной
задачи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного
и
бытового
общения.
Умение
договариваться
и
приходить
к
общему решению в совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы.
Письменная речь.
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль).
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение
по заголовкам содержания текста.
Выражение
в
тексте
законченной
мысли.
Подбор
вариантов
окончания
текстов.
Начало
текста
(зачин),
подбор
зачинов
к
предложенным текстам.
Последовательность
предложений
в
тексте. Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего
по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении
предложения.
Абзац.
Последовательность
абзацев
в
тексте. Корректирование
текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Типа
текста: описание, повествование, рассуждение, их особен
8 Учебно–тематический план
№ Наименование
раздела
Программа
С.В.
Иванова
Рабочая
программа
Резер
в
уроко
в
Диктант
Контрольное
списывание
Тематичес
кая
работа
1
«Как устроен
наш язык»
(основы
лингвистических
знаний)
57 ч
60
Фонетика
10 ч
10
Слово и
предложение
6 ч
7
1
1
Состав слова
19 ч
21
2
Лексика
22 ч
22
1
2
«Правописание»
(формирование
навыков
грамотного
письма)
58 ч
68
10
Ст.р.-1
+10
3
3
Развитие речи
34 ч
37
3
4
Повторение
5 ч
5
5
Резервные уроки
16 ч
Итого
170 ч
170
16
1
4
9 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.
Кузнецова [и др.] – 4-е изд., переб. – М: Вентана-Граф, 2012. – 176с.:
ил. – (Начальная школа ХХI века).
2.
Пишем
грамотно: 2
класс:
рабочие
тетради
для
учащихся
образовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.1,2/ М.И. Кузнецова. – 3-е
изд., - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа ХХI века).
3.
Учимся писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 2-е изд., - М.:
Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа ХХI века).
4.
Русский
язык
в
начальной
школе: контрольные работы, тесты,
диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В.
Иванова. – 2-е изд., исправл. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Оценка
знаний).
5.
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение:
2 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.:
Вентана-Граф, 2012.