Напоминание

"Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"


Автор: Калмыкова Татьяна Станиславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №21 "Детский сад №39"
Населённый пункт: г.о. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание дошкольника в семье средствами музыки Муз. Руководитель Т.С. Калмыкова ДОУ №39 Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Учим ребенка, слушать музыку
Консультация для родителей. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие
музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее. Перспективный план работы с родителями и социумом музыкального руководителя
Месяц

Форма работы

Взаимодействие с

родителями

Задачи

Примечание
Сентябр ь Консультация “Музыка как средство воспитания", встреча с родителями Посещение занятий , развлечение для детей и родителей “День знаний”. Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье. Индивидуальные беседы.
вновь прибывших детей. Октябрь Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года” Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” Создать благоприятную творческую атмосферу Изготовление костюмов Ноябрь Беседы “Родителям о склонностях, способностях” пожелания. Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. Увидеть в каждом ребенке талант и способности и развивать их Ответы на вопросы Декабрь Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. “В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям. Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов. Отзывы пап о проведенном празднике. Активное участие мам и бабушек на праздничном утреннике. изготовление атрибутов совместно с родителями и детьми. Январь Родительское собрание “Давайте поговорим о музыке в серьез” Февраль Консультация “Развитие творческой деятельности на основе татарского фольклора Развлечение “День защитников Отечества” Воспитание нравственно- патриотических чувств Открытые музыкальные занятии по желанию родителей
Март “День открытых дверей” Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничный утренник “Слушай нашу песенку мамочка любимая” Стимулировать эмоционально- положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности. Подбор аудиокассет детских песен. Апрель Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех группах с показом музыкального занятия. Провести день смеха “Хохотунчики” Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. Обеспечить уровень эмоциональной стабильности в пределах нормы. Организовать фото- и видеосъемки для оформления альбомов. Май Консультация “О домашней фонотеке” Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- профилактической поддержке. Подвести итоги учебного года, советы, пожелания родителям. Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы Июнь Практикум “Приобщение детей к музыкальной деятельности средствами татарского народного творчества” Практические занятия совместно с детьми, разучивание народных хороводов, игр, знакомство с народными музыкальными инструментами. Приобщение ребенка к слушанию музыки. Июль Август Подготовить рекламу о кружковой работе, предложить посещать музыкальную студию организованную в ДОУ. Организовать музыкальные встречи с семьей воспитанников. Формирование активной творческой деятельности, с учетом индивидуальных и психических особенностей родителей и детей.
Подготовка к новому учебному году.


В раздел образования