Напоминание

"Родственные слова и формы слова"


Автор: Лабик Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: село Новоблагодарное, Предгорного района, Ставропольского края
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Родственные слова и формы слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Предгорного муниципального района Ставропольского края
Разработка урока

по теме:

Русский язык

2 класс.
Выполнила: учитель начальных классов Лабик Галина Ивановна
Тема:
«Родственные слова и формы слова».
Цели:
научить детей различать родственные слова и формы слова; расширить знания учащихся об исторических родственниках слова (о происхождении слов); воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:
карточки – слова (однокоренные), рисунки (гусь, гусыня, гусята, гусеница), карточки для индивидуальной, групповой работы, мультимедийная установка, CD «Игры на уроке» (русский язык, родственные слова и формы слова).
1.

Организационный момент.
Ход урока. Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже кончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться.
2.

Чистописание.
ббб ггг ззз (слайд №1).
3.

Актуализация знаний.

Сообщение темы и целей.
- Чтобы определить тему нашего урока мы немножко поиграем. - Получите карточки – слова, прочитайте, а теперь быстро соберите слова по группам. - Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень, объясните от какого корня образовано каждое слово. болеть глазок зубастый больница глазной зубок больной глазунья зубной глазница глазастый - Сформулируйте тему нашего урока. (корень и однокоренные слова). - Что мы называем корнем слова? - Какие слова называются однокоренными? - Сегодня мы продолжим учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.
4.

Работа по теме урока.
Язык наш учитель. А каждое слово урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. - Найдите однокоренные слова. - Какова их роль в тексте? (Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.) Слайд №2. 1. Трава подорожник растёт у дороги.
2. Это кормушка. В ней корм для птиц. 3. Рыбаки на зимней рыбалке. - Прочитайте слова (слайд №3). Вода, в...дяной, в...дица, в...дный. Дер...во, дер...вцо, дер...вяшка, дер...вья. - Что объединяет эти слова? - Какую гласную букву нужно писать в каждой из строчек? - Вспомним правило: как пишется корень в однокоренных словах? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.) - Спишите слова, вставьте пропущеные буквы, выдилите корень. 1 вариант – 1 строчка Работа в паре. 2 вариант – 2 строчка Взаимопроверка. - Послушайте сказку (инсценировка) «Родственница» - Найдите два признака родственных слов. - Вы кто такие? - Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Права ли гусеница? - Назовите два признака родственных слов.
5.

Физминутка.
Лесоруб рубил дрова; Раз – два, раз – два, Прямо постоял немножко, Поскакал на правой ножке И на левой поскакал. Снова прямо постоял. Стал опять рубить дрова; Раз – два, раз – два.
6.

Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику (УМК «Перспективная начальная школа») с. 159, №126. - На интерактивной доске. (Рябина.) - где нужно уточнить написание слов со звёздочками (В словаре «Пиши правильно») - Найдите слова с безударными гласными и обязательно проверьте их. - Проверить слова основа которых заканчивается на парный
согласный звук. - Слова на жи – ши. Спишите текст. 2. Работа с интерактивной доской. CD «Игры на уроке». - Распределите слова на группы. 1 группа – однокоренные слова; 2 группа – формы слова. 3. Дифференцированная работа. Работа по группам. Карточка №1. Являются ли все эти слова однокоренными? Выпишите только родственные слова, выделите корень. Подберите к оставшимся словам однокоренные слова. 1 группа – лист, лиса, лисёнок. 2 группа – горный, горка, городок. Карточка №2. Подчеркните однокоренные слова, выделите корень. Найдите лишнее слово, подберите к нему однокоренные слова. 3 группа. Чужак. Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. 4 группа. Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем – с безударной. Выдели корень. Л...дник, л...д, л...дниковый, л...дяной, подл...дный (лов), зал...денеть. Б...лить, б...ляк, б...лок, б...лизна, поб...лка, б...лина, б...лый. Т...шина, т...хий, зат...шье, т...хоня, т...хо, пот...хоньку, исподт...шка. Карточка №3 Задание для слабых учеников.
Найди однокоренные слова, выдели корень. Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капали смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.
7.

Рефлексия.
- Какие слова называются однокоренными. - Назовите признаки однокоренных слов. - Как пишутся корни в однокоренных словах. - Оцените свою работу на уроке.
8.

Итог урока.
- Какие задания вызвали затруднение? 9.
Домашнее задание.
Тетрадь для самостоятельной работы №1: №66 (с. 52- 53).


В раздел образования