Напоминание

"Юный природовед"


Автор: Никитина Эвелина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №35"
Населённый пункт: город Полысаево, Кемеровская область
Наименование материала: Программа клуба с экологической направленностью
Тема: "Юный природовед"
Раздел: начальное образование





Назад





Городское управление образования г.Полысаево Информационно- методический центр Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №35» Э.В.Никитина Юный природовед Программа клуба Полысаево 2015
Автор – составитель
Эвелина Викторовна Никитина,
учитель начальных классов, отличник народного просвещения В пособии представлена программа клуба «Юный природовед» для учащихся начальной школы. Данное пособие представляет интерес для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня.
Юный природовед
[ Текст ] : программа клуба / авт.сост. Э.В.Никитина. – Полысаево, 2015. – 49 с.

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………4 Программа клуба «Юный природовед» для учащихся 1 класса…………….8 Программа клуба «Юный природовед» для учащихся 2 класса……………12 Программа клуба «Юный природовед» для учащихся 3 класса……………17 Программа клуба «Юный природовед» для учащихся 4 класса……………22 Список литературы для учителя………………………………………………27 Список литературы для учащихся…………………………………………….28 Перечень основных понятий…………………………………………………..29 Приложения………………………………………………………….. …………31 3

Пояснительная записка
Программа клуба «Юный природовед» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования и воспитания в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Их решение приобретает характер выживания человечества. Необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно – урочных, внеклассных и внешкольных форм работы. Дополнительное экологическое образование может проводиться через клубную работу. Программа клуба позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечить организацию более широкой и разнообразной деятельностью учащихся по изучению и охране окружающей среды. Данная программа опирается на основные педагогические принципы:  краеведческий принцип, основанный на восприятии природы эмоциональным способом через КВНы, игры и т.д., привлекая учащихся к исследовательской деятельности;  принцип гуманизации, который формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности; 4
 принцип преемственности, построенный с учётом возрастных особенностей учащихся;  принцип доступности знаний от простого к сложному.
Особенности содержания занятий по классам.
В 1 классе дети узнают приметы четырех времен года, пословицы, поговорки и загадки о временах года. Учатся распознавать растения и животных родного края. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, нормам поведения в природной среде, которая составляет основу экологической культуры личности. Во 2 классе дети углубляют знания о явлениях живой и неживой природы, о растениях, животных и птицах (чужеземцах, синоптиках). Знакомятся с Красной книгой. Учатся работать с энциклопедиями «Все обо всем», «Мир вокруг нас». Участие в экологических акциях способствует раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. В 3 классе в центре внимания находится Кемеровская область – ее история, природа, хозяйство, полезные ископаемые. Подбор материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию и формированию патриотических, гражданских и нравственных качеств личности. В 4 классе дети продолжают знакомиться с природой нашей Родины, с природными зонами и характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Учащиеся получают элементарные знания туристско – краеведческой работы и умения выполнять краеведческие принципы. Клуб имеет свой
девиз:
«Любить и охранять родную природу».
Заповеди
клуба: 1. Юный природовед любит родной край и бережет его. 2. Юный природовед – друг животных и всей природы. 3. Юный природовед – исследователь, читающий энциклопедии, газеты 5
и журнал «Юный натуралист». 4. Юный природовед – выпускает газеты, участвует в операциях «Ёлка», «Скворечник» и других. 5. Юный природовед разводит комнатные цветы. 6. Юный природовед - участник походов, экскурсий в природу. 7. Юный природовед собирает народные приметы и ведет наблюдение за окружающей природой. 8. Юный природовед любит свою землю, сад и свой школьный двор. Ребята клуба делятся на знатоков народных примет, кроссвордов, пословиц, стихотворений, издают книжки – малышки о природе. На занятиях используются картины, звуковые средства, изобразительный материал, «бросовый материал» для поделок. Данная программа предназначена для занятий с учащимися 1 – 4 классов.
Основная

цель

клуба

«Юный

природовед»
- формирование экологических знаний познавательно – практического характера за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, города, школы. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:  формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;  развивать интерес к познанию окружающего мира и самого себя;  воспитывать любовь к своей Родине, краю, городу. Реализация поставленных целей и задач подчинена структуре клуба, в составе которой выделяются четыре основных раздела. Раздел I .
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
Цель данного раздела – закрепление и уточнение знаний детей об изменениях, которые происходят в природе осенью; формирование устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и явлениям. 6 Раздел II .
Люби и знай родной свой край.

Цель данного радела – формирование представлений о разнообразии природы нашей Родины, о природных зонах, с характерными для этих зон экологических проблемах и способах их решения. Особое внимание уделяется изучению полезных ископаемых, водоемов, природных сообществ и охраны природы края, где живут учащиеся. Раздел III .
Снег ложится, снег идёт, скоро всё он заметёт.
Цель данного раздела – расширение представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе; воспитание желаний наблюдать за поведением животных, птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания. Раздел IV .
Весна идет – весне дорогу.
Цель данного раздела – уточнение знаний учащихся о последовательных весенних изменениях в природе, в жизни животных, насекомых, птиц; воспитание бережного отношения к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными. Содержание каждого раздела предполагает разнообразные формы организации и проведение работы клуба «Юный природовед»: праздники, викторины, экскурсии (очные, заочные), утренники, КВНы, «операции», конкурсы, экологические акции, выставки и др. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью теста, который включает 8 вопросов по 4 разделам на итоговом занятии в конце каждого года обучения. Программа клуба «Юный природовед» изучается: в 1 классе объемом 30 часов; во 2, 3, 4 классах объемом 32 часа. 7
Программа клуба «Юный природовед»


для учащихся 1 класса (30ч)
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(5ч) 1. Вводное занятие. 2. Занятие – сказка «Осенние изменения в природе». 3. Заочная экскурсия «Осень в лесу». 4. Утренник «Здравствуй, осень золотая!» 5. Конкурсно – познавательная программа «Грибная полянка». Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(7ч) 1. Экскурсия в парк «Октябрьский». Экологическая операция «Сделаем парк чище, чем он был». 2. Беседа «Это русское раздолье, это Родина моя». 3. Беседа «На всей земле нет краше уголка, где я родился». 4. Утренник «Россия - Родина моя». 5. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с животными своего края. 6. Викторина на тему русских праздников «Всякая душа празднику рада». 7. Устный журнал «Народные промыслы: Дымковская игрушка». Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(9ч) 1. Заочное путешествие в зимний лес.(Приложение 1) 2. Тематический утренник «Зимушка - зима». 3. Выставка снежинок. 4. Операция «птичья елка» в парке. Развешивание кормушек на одну сосенку. 5. Конкурс «Зимние приметы, частушки, загадки». 6. Экологическая беседа «Берегите все живое». 7. Конкурс стихов о зиме. 8. Викторина «Зимующие птицы нашего края» 9. Книги Н.Сладкова о природе. Обзорная беседа с экологической направленностью. 8 Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(9ч) 1. Утренник «Весна - красна». Выставка рисунков «Берегите первоцветы».
2. Операция «Скворечник». Выставка творческих работ «Птицы - наши друзья». 3. Заочная экскурсия «Путешествие в весенний лес». 4. Викторина «Охраняем природу». 5. Познавательно – конкурсная программа «Зеленый друг». 6. Праздник «Веселье у Короля Зодиака». 7. Игровая программа «Полна загадок чудесная природа». 8. Заочная экскурсия в лес «В гости к лету». 9. Итоговое занятие.
Содержание программы клуба «Юный природовед»
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(5ч) Вступление в члены клуба «Юный природовед», распределение поручений, знакомство с девизом и заповедями клуба. Формирование представлений об изменениях в неживой природе осенью и их влияние на мир растений и мир животных. Знакомство с правилом поведения в Природе, бережное отношение к Природе. Знакомство с народными приметами осени, с пословицами и поговорками, отгадывание загадок, исполнение частушек. Знакомство с разнообразием грибов, распознавание съедобных и несъедобных грибов. Правила их сбора. Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(7ч) Ознакомление с растениями парка, проведение работ по очистке территории парка от мусора. Знакомство с картой России, её сухопутными и морскими границами, расширение представлений о природе России. 9 Формирование знаний о городе Полысаево, его символике и достопримечательностях.
Знакомство с символикой России, с городами и народами, населяющими нашу страну. Знакомство с животными, обитающими в Кемеровской области. Знакомство с разнообразными русскими праздниками, их традициями. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка»: историей возникновения, прибаутками, читалками, загадками. Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(9ч) Расширение знаний о зимних явлениях в неживой и живой природе. Знакомство с названиями зимних месяцев, народными приметами, народными играми. Развитие воображения, творчества, чувства прекрасного. Изготовление кормушек из разных материалов и развешивание на деревья в парке. Расширение знаний народных примет, частушек, загадок о зиме. Обучение бережному отношению ко всему живому на земле. Воспитание чувства прекрасного, развитие умения выразительного чтения стихотворений. Расширение знаний о птицах, зимующих в Кемеровской области. Формирование понятия «окружающая среда» и связях между живыми организмами и окружающей средой. Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(9ч) Знакомство учащихся с названиями весенних месяцев и основными изменениями, которые происходят в неживой и живой природе. Знакомство с первоцветами и выполнение рисунков на тему «Берегите первоцвет». Знакомство с перелетными птицами своего края, необходимость изготовления домиков для птиц. Формирование умений видеть прекрасное в окружающей природе, чтение 10 стихотворений о весне. Изготовление запрещающих знаков, которые повесили бы при въезде в лес или парк.
Расширение представлений о факторах угрожающих живой природе. Формирование представлений о многообразии растений (деревья, кустарники, травы), развитие умений видеть красоту растений. Формирование навыков бережного отношения к природе и окружающему миру. Формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения». Расширение кругозора, развитие интереса и воспитания бережного отношения через материалы «Легенды о растениях». Расширение знаний о летних явлениях в неживой и живой природе. Охрана природы. Проверка знаний по важнейшим вопросам в форме теста. Задания знатокам примет, загадок, пословиц и поговорок.
К концу первого класса учащиеся должны:
 знать народные приметы четырех времен года;  знать правила поведения в природе;  наблюдать за природой;  называть растения и животных своего края;  читать рассказы писателей - натуралистов;  охранять природу: птичьи гнёзда, цветы и другое. 11
Программа клуба «Юный природовед»


для учащихся 2класса (32ч)
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(6ч) 1. Вводное занятие. 2. Конкурс загадок, народных примет, пословиц и поговорок о природе. 3. КВН «К нам пришла осень». 4. Выставка овощей «Дары осени». 5. Выставка композиций «Осенний букет». 6. Викторина «Все обо всем». Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(7ч) 1. Устный журнал «Земля – наш общий дом». 2. Познавательно – игровое занятие «Разнообразие растений родного края». 3.Познавательно – игровое занятие «Разнообразие животных родного края». 4. Устный журнал «Нет дерева сердцу милей». 5. Праздник русской речки. 6. Игровая экологическая программа «Загадки природы» 7. Обзорная беседа по рассказам В.Бианки «Лесная газета». Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(9ч) 1. Экскурсия в зимний лес «Птицы и животные зимой». 2. Экологическая акция «Помоги деревьям школьного двора». 3. Выставка птичьих кормушек. 4. Город Птицеград. 5. Конкурс «Зимние картины природы». 6. Экологическая викторина «Что растет в лесу?». (Приложение 2) 7. Экологическая викторина «Кто живет в лесу?». (Приложение 2) 8. КВН «Природа вокруг нас». 9. Информационный час «Это интересно». Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(10ч) 1. Устный журнал «Весна в поэзии, музыке, живописи». 12 2. Конкурс «Сезонные изменения в природе нашего края».
3. Экскурсия «Весна, весна и всё ей радо!». 4. Выставка скворечников. 5. Праздник «День птиц». 6. «Береги подснежник Экологическая акция». 7. Загадки Лесовичка «Полна загадочных чудес природа». 8. Интеллектуальный час «Птичьи рекорды». 9. Путешествие в мир лекарственных растений. 10. Итоговое занятие.
Содержание программы клуба «Юный природовед»
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(6ч) Задачи и программа клуба на новый учебный год. Распределение поручений. Отчет знатоков загадок, народных примет, пословиц и поговорок. Углубление знаний об осенних явлениях в природе, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе. Развитие творческих способностей через описание выращенных овощей причудливой формы. Развитие творческих способностей через составление букетов из осенних цветов, названия к ним. Изготовление эмблем об охране цветов, изготовление книжек – малышек «Астра», «Георгин» и др. Расширение знаний о природном многообразии, связях в природе, значение природы для людей. Моделирование экологических связей. Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(7ч) Формирование представлений об отрицательных и положительных воздействиях человека на природу, о мерах по охране природы. Формирование представлений о многообразии растений родного края, различие их по существенным признакам. Меры охраны растений. 13 Формирование представлений о многообразии животных родного края (насекомые, рыбы, птицы, звери), различие их по существенным признакам. Меры охраны животных.
Знакомство с символом русского дерева России – берёзой, народными приметами о ней, полезными свойствами. Знакомство с разнообразием водоемов родного края. Определение частей у реки. Приобщение к красоте рек родного края. Знакомство с народными приметами, растениями и животными, которые предсказывают погоду. Расширение представлений о связях между живыми организмами и окружающей средой. Меры по охране природы. Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(9ч) Наблюдения за зимними явлениями в природе, распознавание следов животных и птиц на снегу, ознакомление с особенностями зимней жизни зверей. Подгребание снега к деревьям для предохранения их от вымерзания. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Развешивание кормушек для птиц на деревьях и кустарниках на территории школы, подкармливание птиц в течение зимы. Расширение знаний о зимних явлениях в неживой и живой природе. «Экологическая цена» новогодних вырубок. Выявление факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Знакомство с растениями, нуждающимися в охране. Экологические знаки по охране растений. Обоснование необходимости охраны животных. Знакомство с животными, внесенными в Красную книгу России. Экологические знаки по охране природы. Обогащение и конкретизация представлений о природном многообразии, распознавание природных объектов. Соблюдение правил поведения в природе. 14 Знакомство с книгой рекордов Гиннеса «Деревья – чемпионы». Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(10ч)
Ознакомление с поэтами, художниками, писателями, посвятившими свои произведения красоте весны. Воспитание чувств прекрасного. Формирование навыков различия объектов и природы, происходящие с ними явления. Ввод понятий «явления природы», «сезонные изменения». Рассказывание о сезонных явлениях, которые наблюдали. Наблюдение за весенними явлениями в природе, расширение знаний о весенних явлениях в неживой и живой природе. Изготовление скворечников, развешивание птичьих домиков на деревьях в парке. Формирование представлений о многообразии птиц, об их разновидностях и происхождении названий. Воспитание бережного отношения к птицам. Выпуск стенгазет, листовок, плакатов с призывами к защите и охране цветов – первоцветов. Углубление представлений о деревьях, кустарниках, травах, фруктах, овощах, грибах через занимательные задания в игровой форме. Расширение кругозора и углубление знаний о продолжительности жизни, высоте и скорости полёта птиц родного края. Формирование представлений о разнообразии лекарственных трав, произрастающих в Кемеровской области. Значение и применение их от болезней, время и правила сбора растений. Проверка знаний по важнейшим вопросам в форме теста. Задания знатокам животных, птиц, растений, деревьев, цветов.
К концу второго класса учащиеся должны:
 уметь работать с энциклопедиями Ликума «Всё обо всём», «Мир вокруг нас»;  углублять знания о животных и растениях, их охране;  знакомиться с произведениями писателей - натуралистов; 15  вести организаторскую и пропагандистскую работу среди учащихся школы по охране деревьев, цветов, птиц нашего края и города.
16
Программа клуба «Юный природовед»

для учащихся 3класса (32ч)

Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(6ч) 1. Вводное занятие. 2. Выставка поделок из природного материала «Люблю я пышное природы увяданье». 3. КВН «Во саду ли, в огороде». 4. Познавательный час «Перелётные птицы». 5. Праздник «Осенний бал». 6. Устный журнал «Осень в лесу». Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(9ч) 1. Заочная экскурсия по карте России «Кемеровская область». 2. Заочное путешествие «Природа и поверхность Кемеровской области». 3. Познавательно – развлекательная программа «Растения Кемеровской области». 4. Познавательно – развлекательная программа «Животные Кемеровской области». 5. Интеллектуальный час «Полезные ископаемые Кемеровской области». 6. Заочная экскурсия по карте Кемеровской области «Места добычи полезных ископаемых». 7. Экскурсия в краеведческий музей «История вокруг нас». 8. Занятия в городской библиотеке «Красная книга России». 9. Познавательная программа «Лес – наше богатство».(Приложение 3) Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(7ч) 1. Развлекательный час «Народные приметы, шутки - прибаутки о зиме». 2. Экскурсия в зимний парк «Хоровод ёлочек». 3. Конкурсы «Загадки четырёх сестёр». 4. Фольклорный праздник «Масленица». 5. Конкурс «Поем частушки о зиме». 17 6. Викторина «Узелок загадок о зиме». 7. Познавательная программа «Животные севера». Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(10ч)
1. Утренник «Весна к нам в гости мчится». 2. Литературная гостиная «Природа в творчестве поэтов и писателей». 3. Природоведческая игротека «Наши пернатые друзья». 4. Заочная экскурсия «Растительный и животный мир пресных водоёмов». 5. Экологическая викторина «Цветы приносят радость». 6. Выставка комнатных цветов. 7. Игротека «Большой экологический экзамен». 8. Конкурс на лучшую клумбу. «Украсим школу многолетниками». 9. Встреча – утренник «Здравствуй, лето». 10. Итоговое занятие.
Содержание программы клуба «Юный природовед»
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(6ч) Задачи и программа клуба на новый учебный год. Распределение поручений. Развитие творческих способностей через изготовление поделок из природного и бросового материала. Расширение знаний о плодово – ягодных и овощных культурах, приобщение к садово – огородническому делу. Систематизация и расширение знаний о перелетных птицах нашего края, прослеживание маршрутов сезонных перелетов некоторых птиц. Углубление и систематизация представлений об осенних явлениях в неживой и живой природе. Расширение знаний о делах лесных жителей осенью, об осенних народных приметах. Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(9ч) 18 Знакомство с политико-административной картой России, определение местонахождения Кемеровской области. Определение положения своего края на физической карте России и карте природных зон. Формирование представлений о природе и формах земной поверхности Кемеровской области. Охрана земной поверхности.
Знакомство и распознавание растений Кемеровской области. Охрана исчезающих растений. Знакомство и распознавание животных Кемеровской области. Охрана исчезающих животных. Формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых Кемеровской области, изучение их свойств и использование полезных ископаемых. Систематизация и углубление знаний о расположении и местах добычи полезных ископаемых Кемеровской области. Охрана подземных богатств. Знакомство с историческими достопримечательностями родного города. Знакомство с Красной книгой России, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее. Раскрытие основных причин сокращения численности этих видов и мер, необходимых для их охраны. Обобщение представлений о факторах угрожающих живой природе. Выполнение важнейших правил поведения в природе. Изготовление знаков «Возьми под защиту». Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(7ч) Углубление знаний о народных приметах зимы и народных традициях Руси. Систематизация и расширение знаний о зимних явлениях в неживой и живой природе. Распознавание деревьев. Формирование представлений о различных состояниях земли в разные сезоны. Знакомство с «холодными» цветами зимы: голубым, синим, фиолетовым. 19 Активизация познавательной мыслительной деятельности, знакомство с русскими народными традициями в зимнее время. Расширение знаний зимних примет. Усвоение жизненных правил. Норм поведения, житейской мудрости. Развитие наблюдательности и интереса к природе в зимнее время года, формирование умений выделять главное.
Уточнение и расширение знаний о животных Севера (внешний вид, повадки, питание, детеныши). Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(10ч) Уточнение знаний о последовательных весенних изменениях в природе, в жизни животных, прилете птиц, гнездовании. Знакомство с раннецветущими растениями, воспитание бережного отношения к ним. Расширение представлений о многообразии перелетных птиц, их особенностях, существенных различиях, пользе. Знакомство с разнообразием растений и животных пресного водоема, умение распознавать их. Установление факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Знакомство с видами цветов, нуждающихся в охране. Правила поведения в природе. Уточнение представлений о роли цветов в жизни людей и название цветов. Развитие эстетических чувств прекрасного. Закрепление представлений о времени. Формирование умения по частному определять общее и из общего выделять частное. Знакомство с семенами цветов, условиями прорастания семян и развития растения из семени. Углубление знаний о летних явлениях в неживой и живой природе, о народных названиях летних месяцев. Проверка знаний по важнейшим вопросам в форме теста. Задания знатокам полезных ископаемых. 20
К концу третьего класса учащиеся должны:
 определять географическое положение своей области;  уметь пользоваться картой Кемеровской области;  знать особенности климата своего края;  знать основные полезные ископаемые, добываемые в области;  делать сообщения на любую экологическую тему, пользуясь
справочниками. 21
Программа клуба «Юный природовед»

для учащихся 4класса (32ч)
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(9ч) 1. Вводное занятие. 2. Экологический час «Берегите Землю!» 3. Экскурсия в парк «То березка, то рябинка».
4. Практический час №1 «Мы – туристы». 5. Практический час №2 «Туристическое снаряжение». 6. Практический час №3 «Туристические навыки». 7. Информационный час №1 «Туристические законы». 8. Информационный час №2 «Туристические законы». 9. Выставка «Семена для всех». Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(9ч) 1. Беседа «Экология - наука о том, как сберечь свой дом». 2. Информационный час «Как живет планета «Земля»! 3. Дискуссия на тему «Экологические катастрофы». 4. Познавательный час «Авария на Чернобыльской АС». 5. Познавательный час «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека». 6. Устный журнал «Хвойные деревья – жемчужины леса».(Приложение 4) 7. КВН «Путешествие по природным зонам нашей Родины». 8. «Звездный час «Я люблю тебя, Россия». 9. Час музыки «Русская природа в музыке П.И.Чайковского». Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(5ч) 1. Операция «Птицам - нашу заботу». 2. Заочное путешествие «Зимние картины природы». 3. Поход на выставку картин местных художников «Красота и величие природы Кемеровской области». 4. Конкурс поделок «Зимний букет». 22 5. Интеллектуальная викторина «Зона арктических пустынь». Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(9ч) 1. Конкурсно - игровая программа «Весенний калейдоскоп». 2. Заочная экскурсия «Многообразие растительного мира». 3. Заочная экскурсия «Многообразие животного мира». 4. Экологическая акция «Помоги березам». 5. Панорама на тему «Живые существа, которым угрожает исчезновение».
6. Интеллектуальный час «Способы охраны природы». 7. Конкурс «Занимательная география». 8. Устный журнал «Волшебная трава». 9. Итоговое занятие. Выставка книжек – малышек, экологических эмблем, знаков охраны природы.
Содержание программы клуба «Юный природовед»
Раздел І.
Осень! Славная пора! Любит осень детвора!
(9ч) Задачи и программа клуба на новый учебный год. Распределение поручений. Составление и систематизация правил поведения в природе. Развитие умений выражать свои наблюдения за осенними изменениями в природе через литературное творчество и поэзию. Распределение поручений и выполнение обязанностей: краеведа, санитара, топографа, кострового. Ознакомление и обучение туристско - краеведческим навыкам: укладывание рюкзака, разжигание костра, умение одеваться по погоде. Ознакомление и обучение туристско - краеведческим навыкам: запоминание интересных объектов, необходимых для навыков самообслуживания. Обучение выполнению туристических законов:  после нас чище, чем до нас;  сорим не мы, а убираем мы;  назвался туристом - надевай рюкзак. 23 Обучение выполнению туристических законов:  если устал, помоги товарищу;  умей командовать и подчиняться;  спеши делать добро. Ознакомление с плодами и семенами растений, условиями прорастания семян и развития растения из семени. Раздел ІІ.
Люби и знай родной свой край.
(9ч)
Расширение и углубление знаний об экологии как науке, ее роли в жизни человека и общества. Установление экологических связей между живыми организмами и окружающей средой. Формирование представлений об отрицательном влиянии хозяйственной деятельности людей на природу. Формирование представлений о радиоактивном загрязнении среды и влияние последствий на природу и человека. Расширение знаний о видах экологических катастроф и влияние последствий на природу Земли. Углубление и систематизация знаний о путях попадания вредных веществ в организм человека. Изготовление условных знаков, эмблем, экологических памяток к правилам поведения в природе. Обобщение и систематизация знаний о природе, растительном и животном мире нашей Родины. Расширение кругозора об истории возникновения Русского государства, древнерусских сооружениях, праздниках, предметах одежды русского народа, полководцах. Раскрытие величия и красоты русской природы в музыкальных произведениях П.И.Чайковского. Развитие умений слышать звуки природы в музыке. Раздел ІІІ.
Снег ложится,

снег идет. Скоро все он заметет.
(5ч) 24 Изготовление кормушек и подкормка птиц. Углубление и обобщение знаний зимних народных примет, пословиц, правил поведения в лесу, о жизни животных и птиц зимой. Приобщение к красоте родной природы через художественные средства. Знакомство с творчеством местных художников. Изготовление поделок из природного и бросового материала. Развитие фантазии и творческой активности.
Обогащение представлений о живой и неживой природе зоны арктических пустынь, экологических связях, взаимодействия природы и человека. Раздел ІV.
Весна идет - весне дорогу.
(9ч) Систематизация знаний о весенних изменениях в природе, в жизни растений, животных и человека. Формирование представлений о многообразии растений: с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники и др.), использование энциклопедических сведений книг «Всё обо всём». Знакомство с многообразием животных: черви, моллюски, раки и др., использование энциклопедических сведений книг «Мир вокруг нас». Формирование навыков бережного отношения к природе во время сбора берёзового сока (правила и места сбора). Выпуск листовок в защиту берёз. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение, особенности их внешнего вида, распространение, поведение (подснежник альпийский, бабочка – аполлон, снежный барс и др.) Формирование представлений об охраняемых природных территориях: заповедниках, зоопарках, ботанических садах. Сохранение и размножение редких видов растений и животных. Расширение и систематизация знаний о глобусе, карте, материках, странах, морях и других. 25 Формирование представлений о лекарственном растении – зверобое: его внешнем виде, местах произрастания, целебных свойствах, способах применения и сборе. Проверка знаний по важнейшим вопросам в форме теста. Выставка книжек – малышек, экологических эмблем, знаков охраны природы.
К концу четвертого класса учащиеся должны:
 знать о необходимости охраны окружающей среды;  знать о природном равновесии, о причинах и последствиях его
нарушения;  знать о положительном и отрицательном воздействии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;  уметь выполнять краеведческие принципы. 26
Список литературы для учителя
1 .
Бескоровайная,Л.С.
Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин [ Текст ] / Л.С. Бескоровайная.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 192с. 2.
Брыкина,Н.Т.
Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир» [ Текс / Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко.- М.: ВАКО, 2004.- 320с. 3.
Дорохов,А.А.
Как себя вести [ Текст ] / А.А.Дорохов.- М.: «Педагогика», 1995.- 110с.
4.
Забелин,С.И.
Время понять и время терять [ Текст ] / С.И.Забелин.- М.: Со ЭС, 1998.- С.38-42. 5.
Закон
«Об охране окружающей природной среды» [ Текст ] . – М., 1991.- 10с. 6.
Зверев,И.Д.
Экология в школьном обучении. Новый аспект образования [ Текст ] / И.Д.Зверев.- М.: «Просвещение», 1999.- 138с. 7.
Каркошкина,Т.Н.
Нравственное воспитание в начальной школе: праздники, игры,викторины [ Текст ] / Т.Н.Каркошкина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 105с. 8.
Касабуцкий,Н.И.
Давайте п о и г р а е м [ Текст ] / Н.И.Касабуцкий.- М.:«Просвещение», 1991.- 80с. 9.
Селихова,Л.Г.
Ознакомление с природой и развитие речи [ Текст ] /Л.Г.Селихова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 160с. 10.
Яровая,Л.Н.
В н е к л а с с н ы е м е р о п р и я т и я [ Текст ] / Л.Н.Яровая,О.Е.Жиренко.- М.: ВАКО, 2007.- 256с. 11.
Ясвин,В.А.
Мир природы в мире игр [ Текст ] / В.А.Ясвин.- М.: Эколого- просветительский центр «Заповедники», 1998.- 40с. 27
Список литературы для детей
1 .
Вакуленко, Ю.А.
Веселая карусель для младших школьников

[ Текст ] : учеб.пособие / Ю.А.Вакуленко.- Волгоград: Учитель, 2007.- 88с. 2 .
Зайцева,

О.В.
Игры в школе, дома, во дворе [ Текст ] / О.В. Зайцева, Е.В.Карлова.- Ярославль: Академия развития.- 1997.-98с. 3 .
Круглов,

Ю.Г.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки [ Текст ] /Ю.Г.Круглов.- М.: «Просвещение», 1999.- 98с. 4 .
Ликум,

А.
Всё обо всём [ Текст ] : популярная энциклопедия для детей / А.Ликум.- М.: «Пресса», 1993.- т.3 - 540с. 5 .
Сухин,

И.Г.
200 школьных кроссвордов [ Текст ] / И.Г.Сухин.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 256с.
6 .
Тихомирова,

Л.Ф.
Логика для младших школьников [ Текст ] : учеб. пособие / Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 144с. 7 .
Тимофеев,

О.Н.
Рецепты весёлой вечеринки: игры, забавы [ Текст ] / О.Н.Тимофеев.- Ярославль: Академия развития, 2002.- 215с. 28
Перечень основных понятий
1. Гуманные отношения 2. Девиз клуба 3. Животные 4. Задачи клуба 5. Заповеди клуба 6. Звуковые средства 7. Знатоки народных примет 8. Изобразительный материал 9. Интерес к природе 10. Качества личности 11. Книжки – малышки 12. Насекомые 13. Окружающий мир
14. Педагогические принципы 15. Полезные ископаемые 16. Природные зоны 17. Природные сообщества 18. Природная среда 19. Птицы 20. Растения 21. Родная природа 22. Сезонные изменения в природе 23. Социальная среда 24. Тесты 25. Туристско- краеведческая работа 26. Формы работы 27. Целостность природы 29 28. Цель клуба 29. Экологическая акция 30. Экологическое воспитание 31. Экологическая культура 32. Экологическая направленность 33. Экологическое образование 34. Экологические проблемы 35. Экологическая ситуация
30
Приложения
Приложение 1
Заочное путешествие в зимний лес

Цели:
способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе и лесных животных; обобщить представления учащихся о зимней природе; учить помогать животным и птицам пережить зиму; воспитывать нравственно-эстеические качества.
Ход мероприятия

I.

Подготовка к путешествию
Перед путешествием нам важно вспомнить народные приметы, чтобы хорошо ориентироваться в лесу. Вороны летают и кружатся … (к морозу). Облака против ветра идут … (к снегу). Галки стаей собираются … (тепло накричат).
Как мы должны вести себя в лесу? (Громко не кричать; не разводить костров в неположенном месте; не ломать веток; не оставлять после себя мусор.)
II.

Сказка зимнего леса
Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу». Давайте дадим клятву: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом. Там, где лес из сосен рыжих, Там, где снега кутерьма, Побежим на быстрых лыжах. Здравствуй, зимушка – зима! 31 Ведущий: А что вы знаете о зиме? 1-й ученик:Пришла зима с морозами, Пришла зима с метелями. Сугробы под березами, Белым-бело под елями. Зима веселой ласкою Заходит к нам в дома, Волшебной доброй сказкою Нам кажется зима. 2-й ученик: Заготовила зима Краски все для всех сама: Полю – лучшие белила, Зорьке – алые чернила, Всем деревьям чистые
Блестки серебристые. Целый день зима кует На реке прозрачный лес Ведущий: Остановитесь, послушайте первую сказку зимнего леса.(чтение стихов сопровождается показом слайдов) 3-й ученик: Много есть у леса глаз. Все тайком глядят на нас. Волк сверкнул недобрым глазом. Вот бы всех он слопал разом. Заяц в ельнике притих: «Ружья, может быть, у них?» Из-за пня лиса косится: «Что вам дома не сидится?» Где нам дома усидеть? Как на свет не поглядеть? 4-й ученик: Белка спряталась в дупло. 32 В нем и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод Столько, что не съесть и за год! 5-й ученик: Под корягой, в буреломе, Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет. Ложится мишка на покой – Под сосну кривую Спать на боковую?
III.

Остановка «Птичьи голоса» (Слайд)
Ведущий: Путешествие продолжается. А вот и остановка «Птичьи голоса». Посмотрите какой снегирь сидит на ели. На лапке, на ели, сидит снегирек –
Чудесный веселый лесной огонек. Да он не один! Ты наверх погляди – Второй вот и третий на ветке сидит. И вот встрепенулась красотка лесная, На ней загорелась гирлянда живая! 1-й ученик: У нас такой обычай – Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесить на сучок. Ни зерен, ни травинок, Мороз трещит в лесах. Иголки тонких льдинок Белеют на кустах. Но здесь, в лесу, Среди седых ветвей Готов обед веселый 33 Для птичек и зверей. 2-й ученик: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетится, как домой, Стайка на крыльцо. 
Остановка «Снежная поляна»
Ведущий: А вот и остановка «Снежная поляна». Здесь можно отдохнуть, поиграть в снежки. Да вы посмотрите! Здесь и жители леса отдыхали, оставили свои следы. Отгадайте загадки про тех, кто отдыхал на этой полянке: Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Угадайте, что за шапка? Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У ствола грызет кору. (Заяц) Неуклюжий, косолапый, Но попробуй одолеть. Говорят, сосет он лапу, А зовут его … (медведь). Все время стучит, Деревья колотит. Но их не колечит, А только лечит. (Дятел) (Все животные появляются на экране)
IV.

Подведение итогов
Ведущий: Наше путешествие в лесу подходит к концу. Красотой леса, 34 мира любуются люди. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее – это высшее проявление культуры человека. У вас, может быть, возникло желание нарисовать, прочитать стихи? Ученица: Я сегодня днем была На лесной поляне. То, что видела вокруг, Расскажу я маме. Тихо падал там снежок – Легкий и пушистый, Укрывая зимний лес Мехом серебристым. И цветы из хрусталя Над прудом звенели, И сидели снегири
На ветвях-качелях. А береза и ольха В кружево рядились. На их ветках отдохнуть Белочки садились. Краски я сейчас возьму – Белую, цветную – И в альбоме голубом Зиму нарисую. (показ пейзажей зимнего леса) Дети рисуют в альбомах зимний лес. Звучит запись фрагмента из «Времен года» П.И.Чайковского. Заочное путешествие в лес закончилось. 35 Приложение 2
Викторина

«

Кто

в

лесу

живёт

,

что

в

лесу

растёт

»

Цели

.
Обобщить знания о живой и неживой природе , их взаимосвязи . Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края . Воспитывать любовь к природе . Развивать экологическое мышление , память , внимание .
Ход

мероприятия
Итак , мы отправляемся в лес . Кто же нас встречает ? Старичок – Лесовичок . Как вы думаете , кто он такой ? ( хранитель леса , сторож , волшебник , добрый дух и т . д .) Старичок – Лесовичок пришел не с пустыми руками , он принес нам интересную историю . Жил – был художник . Однажды решил этот художник нарисовать лес . Взял он
кисти и краски , и стал рисовать . Очень хорошо получились у него деревья . И так похожи , что казалось , вот - вот пробежит ветерок – затрепещут листочки осины , закачаются лапы елей и ветви берез . Повесил художник картину на стену и уехал куда - то . А когда вернулся , увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы . Почему засох мой лес ? – удивлялся художник . Какой же это лес ? – услышал он голос Старичка – Лесовичка . Деревья – то ты нарисовал хорошо , да вот за деревьями леса не увидел . Художник подошел к картине … и вдруг отшатнулся . Все на ней и земля , и стволы , и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц . 36 - Почему погиб лес ? Что же делать ? – в отчаянии воскликнул художник . – Что еще должен нарисовать художник ? Давайте поможем ему . ( дети по очереди подходят к доске , выбирают картинку животного , объясняют свой выбор , прикрепляют на модель ). Долго работал художник , стараясь ничего не забыть . Вот теперь это настоящий лес , - теперь он будет жить . Что же такое лес ? Лес – это не просто трава , деревья , это сообщество , дружное содружество – как наша школа . Все живут дружно , помогают друг другу .
Отгадайте



загадки
Ростом мал , но работящий и охотник настоящий . Дом из хвои собирает , лес от гусениц спасает . Над цветками я жужжу , целый день в заботах - Я пыльцу в карман беру , наполняю соты .

Узнай

зверя

по

голосу


Узнай

дерево

по

ветке

Узнай

следы


38
Узнай

и

объясни

пословицу

Кто не сажал дерева , тому его не рубить . тому в лес не ходить . тому не лежать в тени . тому не ломать ветки .
Кто

не

сажал

дерево

,

тому

не

лежать

в

тени

.
39
Приложение 3
Познавательное программа "Лес – наше богатство"

Цели

мероприятия:
расширение представлений детей о лесе, о лекарственных растениях; ознакомление детей с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; воспитание бережного отношения к природе.
Ход мероприятия

Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
Ведущая:
Дети, сегодня мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Ученик
: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Ученик
: Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.
Ученик
: Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это 40
наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ученик
: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущая
: С ранней весны и до поздней осени в лесах, в поле и даже около пыльной дороги растут лекарственные травы в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы поговорим о распространенных растениях. (За столом сидит ученик переодетый в костюм Доктора, ученики задают ему вопросы)
Ученик
: К вам вопрос, доктор. Если болит сердце, чем его лечить?
Доктор
: Родился ландыш в майский день. И лес его хранит Мне кажется, его задень! Он тихо зазвенит И этот звон услышал луг, И птицы, и цветы вокруг. При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
Ученик
: Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор
: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика Носит одуванчик желтый сарафанчик Подрастет, нарядится в беленькое платьице, Пышное, воздушное. 41
Он заметный, золотой, постарел и стал седой, И как только поседел, вместе с ветром улетел. Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят животные , люди из листьев одуванчика готовят салаты.
Ученик
: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?
Доктор
: Это растение – лекарственная ромашка. Золотая серединка и лучи идут кругом Это может быть картина? Солнце в небе голубом? И если случится тебе простудиться, привяжется кашель, подымится жар, подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. Знакомые с детства родные ромашки, как белые звезды средь розовой кашки, в букете сияющие лепестки.
Ученик
: Мы любим лес в любое время года. Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природой Давайте же всегда ее беречь.
Ведущая
: А сейчас отгадаем загадки о лесе и его обитателях. 1. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса). 42
2. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий, ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось встретить. Знайте, это (лось) 3. Он как елка весь в иголках ловит смело страшных змей! И хотя он очень колкий, обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(еж). 4. В сосне дупло в дупле – тепло, а кто в дупле живет в тепле? (белка.) 5. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь.) 6. Зимой на ветках яблони, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это…(снегири).
Ученик
: Когда ты входишь в лес – душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины. Встречает грудь твоя так радостно, так жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Привет тебе, приют свободы и покоя, Родной страны неприхотливый лес! Ты полон свежести, и все в тебе живое, А сколько у тебя загадок и чудес!
Ведущая
: Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому- что почти все лесные растения- целебные. Не зря говориться, что лес излечит, обогреет, накормит.
Ученик
: Все-все на свете, на свете нужны И мошки не меньше нужны, чем слоны. 43
Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников, злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд: Кто делает мед, и кто делает яд!
Ведущая
: 1. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц? 2. А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков? 3. А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба?
Ведущая
: Ребята, кроме лекарственных растений, ягод, орехов, что еще растет в лесу?
Ученик
: Берем по лукошку и скорее в путь дорожку. Разбежались по полянке мухоморы и поганки, Рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.
Ведущая
: На столе лежат открытки на них грибы. Вам нужно выбрать где на открытке съедобные грибы и повесить на доску.
Ведущая
: Когда вы, дети, идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?  Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.  Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.  Не разорять муравейники и птичьи гнезда. 44
 Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)  Не разжигать костры, беречь лес от пожара.  ПОМНИТЕ : из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!
Ученик
: Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Ведущая
: Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются птицы, охраняются даже цветы.
Ученик
: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.
Ведущая
Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса. 45
Приложение 4
Устный журнал «Хвойные деревья - зеленые жемчужины леса»

Цели:
сохранение сосновых и еловых насаждений Кемеровской области, формирование у обучающихся понимания единства человека и природы, вовлечение обучающихся в активную природоохранную и экологическую деятельность.
Ход

Первая страница. ЦАРИЦА ЛЕСОВ И ЕЕ ПОДРУГИ.
Царицей называют сосну, а ее подругами – представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник, тис, секвойи. Роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты. На земном шаре насчитывается 200 видов сосен. Особым авторитетом среди них пользуется сосна кедровая. Сосновые леса широко распространены в нашей стране. Их можно видеть и в европейской части, и в Сибири, и на Кавказе. Сосна — могучее дерево до 30–40 м. высотой, имеющее диаметр ствола до 1 м., кора ее отливает красной медью. Предельный возраст 350–400 лет. Нижние части ствола лишены ветвей. Сосна очень светолюбива. Под пологом других деревьев она расти и возобновляться не в состоянии. Игловидные листья сосны — хвоинки — достигают 3-4см. в длину. Они расположены по две на сильно укороченных побегах, поверхность их покрыта восковым налетом. Вечнозеленость сосны служила объектом множества загадок у разных народов. Зимой и летом одним цветом. Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. Хвоинки на дереве держатся 2–3 года. Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40 м. 46
Лиственница — это быстрорастущее, светолюбивое, неприхотливое дерево. Хвоя лиственницы опадает ежегодно осенью, как листья листопадных деревьев. Встречается среди хвойных и кустарник — можжевельник. Листья его игловидные, колючие. Шишки имеют вид синих ягод, покрытых восковым налетом. У всех хвойных образуется смола. Польза выделения смолы для дерева несомненная: появляясь в местах повреждения, она заживляет раны. Отсюда и название смолы — живица.
В т о р а я

с т р а н и ц а .

С О С Н А



ОД Н О

И З

ДРЕВНЕЙШИХ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет тому назад. Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной форме микроэлементы — цинк, медь, железо, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.
Третья страница ЗНАЧЕНИЕ ХВОЙНЫХ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, стволовая древесина — сырье для различных производств. В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у неё “аппетит”. Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. Древесина остается основным сырьем для изготовления бочек, спичек, шахтного крепления. Кедровая древесина обладает отличным резонансным свойством: из неё изготавливают рояли, арфы, гитары. 47
Сосна — поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев: смола, живица, скипидар, канифоль, дубильные вещества, деготь, искусственный шелк, а из ели — бумагу. Более двух тысячелетий владеют люди секретом изготовления бумаги. Сырьем для бумажной промышленности служили в старину папирус, хлопок, конопля и др. Бумага из них была дорогой, а изделия из нее не по карману простым людям. В 1840 году немецкий инженер Келлер, а потом наши соотечественники Усачев, Жерестов и другие нашли способ изготовления бумаги из древесины. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Из какого дерева делают спички? (Осина) 2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза) 3. Какое дерево применяется для изготовления пианино? (Ель) 4. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха-липа) 5. У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина) 6. Какое дерево, как и береза дает сладкий сок? (Клен) Из соснового угля получают карболен, применяемый в качестве лекарства при отравлениях и скоплениях газов в кишечнике. Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле — это янтарь. Из него делают украшения, декоративные скульптуры, мозаичное панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе (ныне г.Пушкин), в которой всё, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря. Хвойные леса богаты ягодами, грибами. Они среда обитания для животных.
Пятая страница. ХВОЙНЫЕ И ЭКОЛОГИЯ.
Наши предки придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых им приходилось жить (тихо звучит песня “В лесу родилась елочка”). Все знают о еще одной старинной традиции — ставить в дом украшенное хвойное дерево в честь праздника Нового года. К сожалению, это приводит к 48
уничтожению миллионов хвойных деревьев. От браконьерства страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах. В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру 1. Однако, это не совсем так. Его указ от 1700 г. обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми и можжевеловыми. Первая же публичная елка появилась в Петербурге в 1852 г. К концу 19 в. эта традиция прочно вошла в быт наших предков. В то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас. В 1920 г. устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь. В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играет осушение болот, затопление, добыча нефти, угля и других полезных ископаемых. Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов растений. Скудеет тайга сосной. АНКЕТА 1. Сколько лет вы празднуете Новый год с елкой? 2. Сколько еловых вы посадили? 3. Какую помощь вы оказали деревьям? 4. Что губит деревья? БЕРЕГИТЕ ЛЕС. Внесите свой вклад в его сохранение. Соблюдайте правила: в лесу будьте осторожны с огнем, охраняйте, берегите муравейники (санитары леса), не оставляйте мусор. ЖИВИТЕ В ПОКОЕ И СИЛЕ, КАК ВЕЧНАЯ СКАЗКА ЗЕМЛИ, ЗЕЛЕНЫЕ СОСНЫ РОССИИ — БЕССМЕРТНЫЕ СЁСТРЫ МОИ. \Т. Тютчев\. 49


В раздел образования