Автор: Урлова Татьяна Геннадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 222 Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: Музыкальный фольклор, как средство приобщения дошкольников к народной культуре Тема: "Приобщение дошкольников к народной культуре" Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Приобщение детей к истокам русской народной культуры является средством
формирования духовно-нравственного развития человека.
Музыкальное воспитание в детском учреждении сочетает в себе разные виды
музыкальной деятельности, которые направлены на развитие музыкальных
способностей с целью становления творческой личности ребенка. Частью
общего музыкального воспитания является русское народное творчество, где
уделяется
внимание
фольклору:
т.е.
знакомству
с
народной
музыкой,
традициями, праздниками, обычаями русского народа. В русском фольклоре,
по
моему
мнению,
каким
–
то
особым
образом
сочетается
слово,
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное
будущее.
Простота
этих
произведений,
многократная
повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с
удовольствием
исполняют
их
в
своей
деятельности.
Воспитательно
–
обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с
дошкольниками.
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит
большой творческий подъем, создаются различные программы и технологии
по
отдельным
видам
деятельности,
но
ознакомлению
дошкольников
с
фольклором отводится незначительное место. Познание детьми народной
музыки в единой системе планируется недостаточно. В результате яркий
художественный
и
воспитывающий
потенциал
народной
отечественной
культуры остается невостребованным. Осознав важность данной проблемы,
определила для себя направление для дальнейшей работы с дошкольниками:
Формирование базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста
п о с р е д с т в о м
м у з ы к а л ь н о г о
ф о л ь к л о р а .
Реализуемая в детском саду комплексная программа « Детство» направлена
на
приобщение
детей
к
истокам
народной
культуры
и
включает
раздел
«народное
творчество».
Взаимодействуя
с
детьми
дошкольного
возраста,
пользуюсь
дополнительной
программой
«Ладушки»,
развивающей
м у з ы к а л ь н ы е
с п о с о б н о с т и
д е т е й
д о ш ко л ь н о г о
в о з р а с т а .
Особое внимание в своей работе уделяю народному творчеству и нацеливаю
ее на решение следующих задач:
-
формировать
у
детей
целостное
восприятие
народной
культуры;
- организовать творческую деятельность малышей посредством активного
включения их в процесс народного исполнительства;
-
развивать
эмоциональную
сферу
ребенка
с
помощью
привлечения
доступных его пониманию разных видов фольклора;
-
развивать
музыкальный
слух,
голос
путем
ознакомления
детей
с
музыкальным фольклором.
Для
работы
с
детьми
в
данном
направлении
разработала
систему
тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального
фольклора, который отражает различные виды музыкальной деятельности и
куда входит:
-слушание народной музыки;
-пение народных песен;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных инструментах.
Тематические занятия составила в соответствии с возрастными категориями
дошкольников:
-младший дошкольный возраст (2 – 3 года) – введение в мир фольклора;
-средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) – знакомство с азами народной
культуры;
-старший
дошкольный
возраст
(6
–
7
лет)
–
активный
этап
освоения
фольклора.
Занятия
выстроила
с
учетом
возрастных
особенностей
детей
и
тесного
взаимодействия
со
всем
учебно
–
воспитательным
и
оздоровительным
к о м п л е к с о м
з а н я т и й
в
д о ш к о л ь н о м
у ч р е ж д е н и и .
В 1,5 – 2 года ребенок начинает реагировать на звучание музыки, которая
воздействует
на
ребенка
на
самых
ранних
этапах,
а
потому
основными
видами
деятельности
детей
в
этом
возрасте
на
занятиях
с
элементами
фольклора,
являются
слушание
-
восприятие
и
игры
(музыкальные
и
словесные).
Вводя в мир фольклора, знакомлю детей с песенными и стихотворными
детскими
жанрами:
колыбельными
песнями,
пестушками,
прибаутками,
закличками. Песенный материал подбираю несложный по мелодичному и
ритмичному строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик.) Все
занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так
как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к
в ы п о л н е н и ю
т о г о
и л и
и н о г о
з а д а н и я .
В
среднем
возрасте
знакомлю
детей
с
народным
календарем,
обращаю
внимание
детей
на
виды
фольклорных
песен:
лирических,
плясовых,
шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки,
заклички, небылицы, прибаутки и т.д., народный быт раскрываю в теме
«Народный костюм». Музыкальный материал для детей данного возраста
более
развернут,
тематика
разнообразнее,
мелодическая
и
ритмическая
структура
сложнее.
Хореографические
навыки
детей
приобретаются
в
элементарных
играх,
хороводах,
плясках.
Продолжается
игра
на
детских
музыкальных
инструментах:
свистульках,
ложках,
бубне,
коробочке,
колокольчиках, трещетках, рубеле.
Целенаправленная
систематическая
и
последовательная
работа
в
данном
направлении приводит к тому, что к подготовительной группе дети имеют
углубленные знания о народном календаре. В детском саду традиционно
отмечаются
народные
праздники:
8
сентября
–
рябинник,
14
октября
–
покровская
ярмарка,
в
рождество
дети
колядуют,
весной
празднуют
масленицу, пасху, где дети выступают в роли ряженых, поют частушки, водят
хороводы, играют в народные игры, играют на народных инструментах. Все
праздники
проходят
ярко,
красочно,
эмоционально.
Все
мероприятия
в
детском
саду
проходят
совместно
с
родителями.
Старшие
дошкольники
я вля ют с я
а кт и в н ы ми
у ч а с т н и ка ми
го р од с к и х
ме р о п р и я т и й .
В результате комплексного и творческого подхода достигнута положительная
динамика в овладении детьми культурными ценностями русского народа.
Народная музыка вызывает большой интерес детей, развивает их творческие
способности,
приносит
радость,
создает
хорошее
настроение.
Нельзя
прервать связь времен и поколений, чтобы н6е исчезла душа русского народа.
Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников,
петь
песни,
водить
хороводы,
играть
в
любимые
народные
игры.
Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с
детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с
обычаями
и
традициями
русского
народа,
создает
положительную
эмоциональную обстановку в детском учреждении.