Автор: Голубева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/сад "Парус"
Населённый пункт: г. Урень Нижегородской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Нетрадиционное рисование в подготовительной группе "Сказочный зимний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в
подготовительной группе на тему «Сказочный зимний лес»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
-Учить прижимать капустный лист к тонированной бумаге и наносить
оттиск на бумагу;
-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом, отпечаток
(оттиск) штампом из белокочанной капусты, рисованием зубной щёткой.
-Учить находить слова для описания красоты природы, рассказывать о ней.
-Развивать творческую индивидуальность, память.
- Развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном
выполнении работы.
-Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через
изобразительное искусство, музыку, поэзию.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
-Воспитывать интерес к зимней природе, живописи.
Материал и оборудование: презентация «Пейзажи о зимней
природе», музыкальная запись П.И. Чайковский «Времена года», большая
снежинка с загадкой, маленькие снежинки, тонированные листы бумаги
формата А4, гуашь белая, голубая, губки пропитанные зелёной гуашью для
штампов, баночки с водой, зубные щётки, жёсткая кисть, салфетки.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Руки к солнцу протянули,
Лучики взяли,
К сердцу прижали,
Друг другу отдали.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка. Не
простая снежинка, а с загадкой. Вот послушайте:
С неба падали дождинки-
А теперь летят снежинки.
Назови нам время года,
Где морозная погода?
- Правильно. А как вы поняли, что это зима? (падали дождинки, летят
снежинки, морозная погода).
- Зимушка – зима каждого человека очаровывает своей красотой. Поэты,
художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят
рассказывать нам о зиме.
Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами
говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий,
серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
-На что снег похож, когда лежит на земле? (одеяло, ковёр, шапку, покрывало)
-Что снежинки делают? (падают, кружатся, летят и т. д.)
-Почему идёт снег? (из всех водоёмов испаряется вода, пар поднимается
высоко в небо, там он охлаждается, и образуются маленькие снежинки -
льдинки)
Воспитатель: Мы с вами тоже расскажем о зиме. Я предлагаю вам поиграть
с волшебной снежинкой. Я передаю снежинку, а вы должны одним словом
сказать, какая бывает зима? (сказочная, волшебная, пушистая, морозная,
снежная, суровая, радостная).
Воспитатель: Художники нарисовали много картин о зиме, зимние
пейзажи. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? (картина, на которой
изображена природа). А кто такой пейзажист? (Пейзажист – это художник,
который рисует пейзажи).
Посмотрите на пейзажи, которые нарисовали известные художники.
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А хотите сегодня стать
художниками-пейзажистами? Сегодня вы будете создавать свой зимний лес,
учиться передавать настроение в рисунке, как художники. Для начала мы с
вами побываем в зимнем лесу.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся (движение «фонарики» и смотрят вверх).
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг! Деревья укрыты снеговыми
шапками. Снег на солнце блестит, сверкает, искрится.
- Как вы думаете. Зачем зима укрыла деревья снежным покрывалом?
Ответы детей
Воспитатель: Поможем зиме в этом важном деле.
Подул зимний ветерок,
С неба полетел снежок.
Вы умеете дуть, как зимний ветерок? (Да)
Дыхательное упражнение.
Дети дуют на снежинки на нитках, наблюдая за их кружением.
Воспитатель: Вдохните глубоко носом, медленно выдохните через рот.
Ветер усилился, началась метель, как бы нам не замёрзнуть.
Воспитатель: А сейчас вы все закроете глаза, и пока звучит пьеса
П.И.Чайковского «Времена года», каждый из вас представит себе свой
пейзаж со сказочно красивым зимним лесом. Я произношу волшебные
слова: «Вьюги, метели закружите нас. В царство зимнее унесите нас» (Дети
слушают музыку и представляют свой зимний лес.) «Вьюги, метели
закружите нас. В детский сад верните нас».
- Откройте глаза, представили свой зимний лес? А сейчас я предлагаю вам
пройти за стол.
Воспитатель: Ребята, а что мы будем рисовать сегодня? Правильно, мы
будем рисовать сказочный зимний пейзаж. Посмотрите, есть ли что-то
необычное на ваших столах? (листы пекинской капусты, штампы из
белокочанной капусты, зубные щётки). Ребята, сегодня я хочу познакомить
вас с необычной техникой рисования. Она называется отпечаток (оттиск)
капустным листом, отпечатком (штампом) приготовленным из белокочанной
капусты, рисованием зубной щёткой. Посмотрите, как выполняется работа по
этой технике.
- Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую поверхность
капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный
лист. Отпечатываем. Дерево почти готово. Прорисуем стволы и веточки чуть
повыразительнее. Можно взять другие оттенки голубого или розового цвета.
Штампами из белокочанной капусты рисуем ёлочки. Прижимаем их к губке,
пропитанной зелёной гуашью и наносим отпечаток на рисунок. В конце
работы рисуем сугробы зубной щёткой. В тарелочку с белой гуашью
опускаем щётку, набираем краску и прорисовываем снежные волнистые
сугробы.
Но прежде чем вы начнете рисовать, сделаем упражнение – разминку:
Маленькая снежинка села на ладошку
(дети показывают кусочек ваты - снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко.
(накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики)
Отпускаю полетать
(дуют на снежинку)
Дети рисуют под музыку Свиридова «Метель».
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи у вас
получились. На них лес волшебный, сказочный, чудесный, великолепный. У
каждого получился свой неповторимый пейзаж.
Ребята, вы бы хотели сейчас оказаться в зимнем лесу? (Ответ). Почему?
Воспитатель: Я тоже хотела бы оказаться в этом зимнем лесу,
полюбоваться на высокие деревья, поискать следы птиц, покататься на
лыжах и на снежных горках.
Воспитатель: Вспомним, где мы сегодня побывали, что делали. (Ответ
детей)
Ребята, зима – волшебница! Мы с вами сегодня увидели, как разные виды
искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках,
поэты – в словах.
Воспитатель: У вас есть у каждого на столе по одной снежинке, пройдите,
посмотрите на пейзажи друг друга, положите снежинку у той работы,
которая вам больше всего понравилась.