Напоминание

"Уроки по В.М. Шукшину


Автор: Данилова Оксана Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Костромы "Средняя общеобразовательная школа №18"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: методическая разработка уроков"
Тема: "Уроки по В.М. Шукшину
Раздел: полное образование





Назад





«Добро и

душа –

главное в

человеке»

Василий Макарович Шукшин

(1929 - 1974) – писатель,

кинорежиссёр, актер.
Данилова О.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№18

«Нам бы про душу не

забыть…

Нам бы немножко

добрее быть…

Мы один раз, так уж

случилось, живем на

земле…

Но так и будьте

повнимательнее друг

к другу, подобрее…»

В. М.Шукшин.



Родился Шукшин 25 июля 1929 года в небольшом селе
Сростки
Алтайского края
.
После окончания 7 классов школы в биографии Шукшина состоялось поступление в автомобильный техникум, в котором проучился 2.5 года. Не окончив техникум, стал трудиться в колхозе, затем слесарем (в Калуге, Владимире)
Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знала вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский, пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, Что Сростки- Это Родина Шукшина.
После прохождения морской службы в 1953 году возвращается в Сростки, работает директором школы сельской молодежи, одновременно преподает русский язык и литературу. В 1954 году поступает на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии, который заканчивает в 1960.
В 1 9 5 8 г. с ы г р а л первую главную роль в фильме М.Хуциева "Два Федора", в этом же году в центральной печати был напечатан первый рассказ Шукшина "Двое на телеге". В 1 9 6 3 г . в издательстве "Молодая гвардия" вышла первая книга - "Сельские жители".
С 1963 г. года работает режиссером на киностудии им. М.Горького, снимает свой фильм "Живет такой парень". В 1965, 1969, 1972 г.г. на экраны страны выходят фильмы Шукшина "Ваш сын и брат", "Странные люди" и "Печки-лавочки". Слава актера, режиссера и писателя будет сопровождать В.Шукшина до конца жизни.

ПЕЧКИ-

ЛАВОЧКИ


КОГДА

ДЕРЕВЬЯ

БЫЛИ

БОЛЬШИМИ

В 1968 г. в издательстве "Советский писатель" вышел сборник рассказов "Там, вдали", в 1973 г. - сборник "Характеры", в 1974 г. - "Беседы при ясной луне". В 1974 г. фильм Шукшина "Калина красная", где он выступил как сценарист, режиссер и актер, стал явлением в советском кинематографе.

КАЛИНА

КРАСНАЯ

В мае 1974 шли съемки фильма "Они сражались за Родину", где Шукшин играл роль Петра Лопахина. В июне был сдан в издательство роман "Я пришел дать вам волю". 2 октября во время съемок фильма "Они сражались за Родину" в станице Клетской Волгоградской области Шукшин скоропостижно скончался. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.

ОНИ

СРАЖАЛИСЬ

ЗА РОДИНУ

«
Добрый, добрый…

Эту медаль носят

через одного. Добро –

это доброе дело, это

трудно, это

непросто. Не

хвалитесь добротой,

не делайте хоть зла!

Культурный человек…

Это тот, кто в

состоянии

сострадать. Это

горький, мучительный

талант».


Если дух твой лишится опоры,

Мгла надвинется, взор

затемняя,

Ты припомни, какие просторы,

За тобой и – горой за тебя.

Пусть развеется грусть по

дорогам,

Выводящим на волю, на свет,

Что разлит над курганом

дозорным,

Над горой под названьем

Пикет.

Снова дали с небес неоглядны,

Для бессилия нету причин.

Есть Россия.

Есть поиски правды

Есть Василий Макарыч

Шукшин.

Деревенская проза • Появившийся в 60-е годы термин «деревенская» проза до сих пор употребителен. Произведения о деревне, созданные в 60-70 годах Ф. Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным и другими писателями, занимают заметное место в русской литературе этого периода. • В «деревенской» прозе не просто изображается жизнь села, но решаются важнейшие проблемы человеческого бытия, среди которых немаловажное значение занимают проблемы взаимоотношений человека и природы, личного и коллективного сознания. Чрезвычайно остро ставится в этой вопрос о перестройке жизни человека, вызванной массовым переселением из деревни в город.
• О чём писал в своих рассказах В.М. Шукшин? • О чём заставляет нас задуматься? • Актуальны ли в настоящее время проблемы, поднимаемые В.М. Шукшиным? • Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». • Какие «чудики» вам запомнились? • Как автор относится к героям-«чудикам»?
Чудик • Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? • Какое первое впечатление производит Чудик? • Каким мы видим главного героя рассказа? • Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? • Изменится ли когда-нибудь Чудик? • Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа? • Прототипом каких героев русской литературы является «Чудик»? • Можно ли согласиться со словами М. Горького, что “чудаки украшают мир? Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”.
Верую! • Что вы можете сказать о герое рассказа? • Чем мучается Максим? • Как звучат слова о больной душе из уст героя рассказа? • Какую истину открывает Максиму поп?
Алеша Бесконвойный • Что мы знаем о герое? • Что вы думаете о том, что у героя как бы два имени? • Какими чертами характера наделяет Шукшин своего героя? • В чем, на ваш взгляд, самобытность героя? • Как вы думаете, что значит последняя песенка в рассказе?
Миль пардон, мадам! • Каков жанр этого рассказа? • Каков главный герой рассказа? • Как проявляются качества героя в жизни? Как к ним относятся окружающие? • Как выявляется внутренняя трагедия героя? • О чем рассказ Пупкова и как его воспринимают слушатели? • С какой целью, на ваш взгляд, Бронька снова и снова рассказывает свою небылицу?


В раздел образования