"Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся" (из опыта работы)
Автор: Овчинникова Вера Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОБУ "ООШ №5" Населённый пункт: город Кудымкар, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся" (из опыта работы) Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5» г. Кудымкара
География
Статья
«Использование технологии критического мышления на уроках
географии как средство формирования УУД обучающихся»
(из опыта работы)
Овчинникова Вера Ивановна
г. Кудымкар, Пермский край
МОБУ «ООШ №5»,
учитель географии, высшей категории
Кудымкар, 2016
В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания .
Л.С. Выготский
География –
это динамичная, быстро развивающаяся наука. Знания,
полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются,
заменяются. Перед учеником в данной ситуации стоит сложная задача – быть
готовым к восприятию и осмыслению поступающей информации, научиться
самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их
преодоления.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения
географическими
знаниями,
навыками
и
способами
действия
каждым
обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили
бы
каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Современный урок - это самостоятельная работа учащихся на всех
этапах урока, где учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
Для
результативного
итога
нам
нужно:
создать
соответствующую
атмосферу учащимся на основе системно - деятельностного подхода; создать
условия
для
развития
познавательной
активности
обучающихся
через
использование инновационных педагогических технологий. Каждый педагог
выбирает наиболее эффективные,
на
его
взгляд,
технологии
обучения. В
урочной
и
внеклассной
деятельности
использую
следующие
педагогические
технологии
или
их
элементы,
учитывая
возрастные
особенности детей:
1. Технологии критического мышления.
2.
Технологии
исследовательского
обучения
(обучение
основам
исследовательской деятельности).
3.
Технологии
проблемного
обучения
(обучение
способам
решения
проблем,
создание
условий
для
самостоятельного
выбора
разрешения
проблемной ситуации, создание условий для самореализации).
4.
Технологии
проведения
коллективных
творческих
дел
(создание
условий
для
самореализации
учащихся
в
творчестве,
исследовательской
деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у
учеников).
5.
Информационные
технологии
(обучение
работе
с
разными
источниками информации, готовности к самообразованию).
6. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует
не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения
новых способов человеческой деятельности.
Более подробно остановлюсь на технологии критического мышления.
Использование
технологии
развития
критического
мышления
позволяет
формировать
коммуникативные
способности
учащихся,
умения
самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать
навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач
и
умения
привлекать
необходимую
информацию
для
достижения
поставленных
целей,
что
соответствует
требованиям
ФГОС
второго
поколения.
Технология развития критического мышления разработана в конце XX
века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и
методы
отечественных
технологий,
коллективных
и
групповых
способов
обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является
общепедагогической,
надпредметной.
С
1997
года
технология
развития
критического мышления получила распространение в России. В основу ее
положены идеи и положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и
о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка. По представлению
американских
авторов,
думать
критически
означает
проявлять
любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед
собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее
догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный
личный
опыт.
Это
точка
опоры,
естественный
способ
взаимодействия
с
идеями и информацией.
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных
способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной
жизни.
Задача научить учащихся:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; понимать,
как различные части информации связаны между собой;
выделять
ошибки
в рассуждениях, делать выводы.
Использование данной технологии предполагает создание атмосферы
сотрудничества в системе «Учитель – ученик - класс». Дает возможность
ставить
четкие
воспитательные
и
образовательные
задачи
и
оценивать
эффективность работы по различным категориям.
Технология
критического мышления надпредметная, применима к
любым
программам
и
предмету.
В
основу
технологии
положен
базовый
дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая
стадия
-
«вызов». Задача первой фазы урока (вызов) - не
только
активизировать,
заинтересовать
учащегося,
мотивировать
его
на
дальнейшую
работу,
но
и
«вызвать»
уже
имеющиеся
знания,
создать
ассоциации
по
изучаемому
вопросу,
что
станет
активизирующим
и
мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая
стадия
«осмысление» -
содержательная,
в
ходе
которой
происходит непосредственная работа ученика с текстом, с атласом, с другими
источниками знаний.
Третья
стадия
«рефлексия»
-
размышления .
На
заключительной
фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется,
интерпретируется и творчески перерабатывается. Обучающиеся составляют
синквейны, кластеры, пишут мини - сочинения.
На уроках
использую различные
методы, способы и приемы:
синквейн, кластер, пятиминутное эссе, «мудрые вопросы», ролевую игру,
мозговой штурм, прогнозирование. Применение данных стратегий и приемов
оправдано, так как учащиеся работают с ними систематически. Как правило,
на
таких
уроках
большое
внимание
уделяется
самостоятельной
работе,
учащиеся
выполняют
работу
в
группах
(парах,
индивидуально).
Часто
проведение
уроков
основано
на
диалоге,
в
центре
которого
поисковая
деятельность
учащихся
под
руководством
учителя.
При
этом
всегда
учитываю
возрастные
и
психологические
особенности
учеников,
их
работоспособность, интересы.
Данная технология позволяет создать условия для обучения каждого
учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных
умений и навыков, успешности и признания учащихся.
Список литературы
1.Байбородова
Л.В.,
В.В.Белкина
Образовательные
технологии:
Учебно-методическое
пособие.
–
Ярославль:
изд-во
ЯГПУ
им.
К.Д.Ушинского, 2005.
2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория,
практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –
СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
3.Заир-Бек
С.И.Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;
4. КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.