Автор: Тогой Светлана Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Самбург, Тюменская область
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 2 класс. УМК «Школа России»
Учитель: Тогой Светлана Васильевна
Учебник: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 класс
Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Цели:
познакомить
с
понятием
родственные
слова,
с
признаками
однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас слов
учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и
образовывать родственные слова, употреблять их в своей речи; отвечать,
доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- проявлять этические чувства;
Регулятивные умения:
-контролируют
и
оценивают
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей;
Познавательные:
- общеучебные – используют знаково-символические средства;
-логические - сравнение, анализ, рассуждение;
Коммуникативные:
-проявляют готовность разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон;
Ход урока
1.Организационный момент.
Настрой на урок.
-Удобно сядьте. Повторяйте за мной.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
-Сейчас у нас урок русского языка. Ребята, мы с вами будем продолжать
изучать тайны русского языка. И каждый из вас на уроке русского языка
будет исследователем. Сегодня работа каждого из вас на уроке будет
оцениваться жетонами. Жетон может получить каждый на уроке, кто проявит
активность, чьи ответы будут верны и доказательны.
3.Самоопределение к деятельности. Работа с доской.
а) Составление слов по книжке-ширме, страницы книжки-ширмы
открываются поочерёдно с рисунком грибок.
гриб
грибок
грибочек
грибник
грибной
грибница
б)Запись полученных слов одним из учащихся на доске в столбик
Гриб
Грибок
Грибочек
Грибник
Грибной
Грибница
в) Выяснение значения всех слов.
г) Выделение в этих словах общей одинаковой части значком ( корень),
табличка со значком прикрепляется к доске.
д) Установление связи между лексическим значением слова и его
морфологическим составом:
- Сравните слова и скажите, чем они сходны?
-Они похожи как родственники.
- Можно ли сказать, что они родственны (связаны) по смыслу?
- Это слова – родственники.
- Ребята, кого называют родственниками ? (тех, кто вместе живут, одна
семья, имеет одну фамилию).
-Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие
родители, бабушки и дедушки, то есть произошли от одного рода, из одной
семьи, и они часто похожи между собой.
- Среди слов тоже есть «родственники».
-Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу называются
родственными ( вывешивается табличка со словом «родственные»).
- Общая часть, выделенная в словах таким значком (показ значка «корень»),
называется Корнем (вывешивается табличка со словом «корень»).
-Поэтому эти слова ещё называются однокоренными (вывешивается
табличка со словом «однокоренные слова»).
-Почему эти слова называются родственные?
- Почему однокоренные?
4. Работа по теме урока
4.Ознакомление учащихся с происхождением термина «корень».
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы
можем найти эту информацию? (в словаре)
- Почему общую часть родственных слов назвали корнем? Это станет
понятным, если вы послушаете стихотворение Е.Измайлова «Как растут
слова»:
-Когда-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он просто словом.
Это слово, слово –корень,
Разрастаться стала вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадка рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. ( по ходу чтения на магнитную доску к ветвям
силуэта дерева прикрепляются «листочки» напечатанными на них
однокоренными словами: сад, рассада, посадка, садовод, садовник).
- Какие из этих слов вам непонятны?( учитель объясняет значение слов:
рассада, садовод, садовник).
-Итак, как вы поняли, почему одинаковую часть родственных слов стали
называть корнем?
-Правильно, от этого слова «САД», слова-корня, образуются родственные
однокоренные слова, так же как от корня растут и питаются все его части. От
словесного корня «растут» слова, как листья на ветках дерева. Человек не
может жить без сердца, а дерево – без корня. Корень слова – это его
сердцевина.
- Определите корень этих слов.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на странице 61.
Физкультминутка.
Зайка серый умывался,
Видно в гости собирался,
Вымыл хвостик,
Вымыл ушки,
Вытерся он очень сухо.
5. Закрепление изученного материала.
1.Первичное закрепление. Работа в парах. Выполнение упражнения 84,
страница 61.
- Проверьте друг друга. (работа в парах, самооценка).
2.Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 88, из учебника
страница 62( один учащийся работает у доски)
6. Домашнеее задание:
-Правило на странице 61 учебника.
- Каждому из вас надо нарисовать дерево и написать на нём однокоренные
слова к данному на вашем листочке ( каждый ряд получает листочки со
словами:
1 ряд – снег;
2 ряд – вода;
3 ряд – лес;
7. Итог урока.
-Что мы с вами хотели сделать?
-Какие цели ставили и достигли ли вы своей цели?
-Мы все справились с поставленной целью на уроке.
8. Рефлекция.
- Продолжите мои предложения:
- Я понял, что…
- Я узнал…
- Теперь я могу сам…
-Мне было трудно…
- Мне понравилось …
-Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.