Автор: Тогой Светлана Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ШИСОО" с. Самбург
Населённый пункт: село Самбург, Тюменская область
Наименование материала: Разработка урока по литературному краеведению урок-путешествие
Тема: Роман Прокопьевич Ругин "Руки мамы"
Раздел: начальное образование
Урок-путешествие для 3 класса по литературному краеведению
«Роман Прокопьевич Ругин «Руки мамы»
Учитель: Тогой Светлана Васильевна
Тема: Роман Прокопьевич Ругин «Руки мамы»
Цель:
- знакомство с поэзией национальных поэтов - с творчеством Р.П. Ругина;
- знакомство с бытом, культурой, трудом коренных народов севера;
- знакомство с природными условиями родного края;
- развитие кругозора учащихся;
- развитие мышления, речи, воображения, творческих способностей;
- привитие интереса к традициям коренных жителей Севера;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта Тюменской области; портрет и книги Р.П. Ругина; литература
с произведениями автора.
Планируемые
результаты:
учащиеся
должны
уметь
читать
стихотворения,
передавая с помощью интонации настроение поэта.
Ход урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний:
- Ребята, а вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно
путешествовать? Сегодня мы с вами все вместе отправимся в путешествие по
удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси,
ненцы и где живём мы с вами. А по пути мы с вами заедем в одно стойбище в гости, к
одному замечательному человеку, которого знают и любят все и взрослые и дети.
3. Работа по теме урока:
-А сейчас повторим то, что знаем о Ямале. Наш край…Ямало-Ненецкий округ…
Полуостров Ямал… Когда-то называли его краем земли, краем крещённого света. О
Ямале есть загадка: какой полуостров в мире жалуется на свою величину? ( Я-мал.)
- Многочисленные реки, озёра, болота расположены на территории Ямала. В
тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живёт и трудится здесь сильный
выносливый народ. Коренные жители края - ханты, селькупы, ненцы и коми. Они пасут
оленей, ловят рыбу, охотятся, занимаются звероводством. Недра Ямала таят нефтяные и
газовые запасы.
-А сейчас послушайте отрывок из стихотворения о Ямале.
«На Ямале мы живём».
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите
Мы на севере живём,
Потому что здесь наш дом;
Вот заря, как знамя, реет,
Солнца луч ударил ввысь,
Из столицы в это время
Позывные донеслись.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила:
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов.
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Тишину окрест нарушив,
Из соседней буровой
Из земной коры наружу
Взвился факел голубой…
Загремел над нашей крышей
Вертолёт, бросая тень…
Мы диктант в тетрадках пишем:
- «Над Россией новый день».
- Домашний олень - это уют тундры, чума. Ненецкий писатель Леонид Лапцуй
рассказывал: «Иногда, во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученными
оленями, имевшими свои клички, пел им песню, он благодарно смотрит на меня, шевелит
ушами, мотает головой, тычет свою мордочку мне в грудь и внимательно слушает пение».
Послушайте внимательно отрывок из стихотворения « Песня ненецкого мальчика» автор
Юрия Вэлла (читает наизусть ученик):
«Песня ненецкого мальчика»
Оленёнок, оленёнок,
Мой пушистый колобок,
Хорошо играть с тобою
И поглаживать твой бок.
Хорошо тебя с ладони
Белой рыбкою кормить
И озёрною водою
Твою мордочку помыть
Пусть сияет солнце с неба
Пусть ласкает ветерок
Лаской тёплой, мятой леса
Твой коротенький пушок [6, с.250].
- Как заботится мальчик о своём маленьком друге?
- Есть ли у вас друзья - животные? Расскажите о них.
- А вот и по пути доезжаем до первой остановки, стойбище, где проживает
талантливый поэт Роман Прокопьевич Ругин. В течение нескольких дней нам предстоит
встреча с удивительным человеком.
- Роман Прокопьевич Ругин - родился в 1939 году в пос. Питляр, Шурышкарского
района, в семье рыбака. Его стихотворение «Родина» так и начинается со слов «Я родился
в рыбацком хантыйском селенье…»... Окончив семилетку, учился в Салехардском
педагогическом
училище,
затем
в
ЛГПИ имени
А.И.
Герцена…
Литературную
деятельность начал в 1959 году. В 1964 году вышел первый сборник стихов «Живая вода»
[1, с. 113]. Многие стихи Романа Прокопьевича переведены на разные языки - венгерский
и словацкий язык. В 1993 году опубликован сборник стихов «Многодумная Обь», в
который вошло большинство стихов поэта. Стихотворения писал о своем крае, там где
прошла его жизнь: «Имя родного селенья», «Берег детства», «Речка Питляр», «Салехард»,
«Обь».
- Также поэт в своих стихах вспоминает о далёком детстве, о братьях, о матери, и
во всём этом - милая его сердцу малая родина:
Пойдём со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч - и ещё немножко!
Смотри: на скулах у ложбин
Сквозь листья светится сморода-
Так звёзды светят из глубин
Таинственного небосвода…
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнём смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек…
-Как вы думаете, зачем поэт приглашает нас в лес?
- Как чувствует себя человек в лесу?
- Какими «всевозможнейшими чудесами» богат лес?
- Какие «добрые» слова употребляет поэт в стихотворении? Найдите эти слова в
стихотворении. Молодцы.
- Теперь послушайте отрывок из стихотворения Романа Прокопьевича Ругина
«Берёза» (читает наизусть ученик) [6, с.213].
3.Работа по учебнику. [6, с.365-366].
- Сегодня в гостях у Романа Прокопьевича Ругина познакомимся с его любимым
стихотворением «Руки мамы» [6, с.365]. Послушайте внимательно стихотворение и
представьте перед глазами картину его детства.
- Какие картины вы себе представляли, слушая это стихотворение?
- Когда вся семья накормлена, для женщины - тундровички наступает время, когда
она спокойно дошивает новую малицу хозяину, чинит кисы и рукавички детям,
переворачивает и сушит кисы. В её обязанности также входит строить чум и разбирать его
при перекочёвках. Весной женщина выделывает шкуры, шьёт для всей семьи новую
тёплую и красивую одежду. И это ещё не всё, много ещё работы делает женщина - мать. В
её обязанности также входит строить чум и разбирать его при перекочевках. На ней лежит
труднейшая ответственность по выделке шкур для нюков (покрышек в два слоя зимой)
для зимнего и летнего чума. Женщина обычно упаковывает нарты в дорогу, отвечает за
хранение продуктов. Без женщины в чуме холодно, голодно, одиноко. Мир от женщины
теплеет, светлеет, становится большим и интересным. Женщина - это душа жилища, душа
тундры!
- Откройте хрестоматию «Северные родники» на странице 365, прочитайте
стихотворение самостоятельно, вдумываясь в каждое слово.
- Найдите в стихотворение незнакомые, непонятные вам слова, попробуйте
самостоятельно объяснить их значение. Проведите словарную работу:
Например, нутро-внутренность, внутренности.
Пластовали - резать, накладывать пластами.
Сновали - торопливо двигались, туда и сюда.
Сохале - изделие из шкур.
Хлопотунья -хлопотать, заниматься чем-нибудь усердно, находясь в движении.
- Итак, давайте прочитаем стихотворение вслух.
Беседа по содержанию стихотворения:
- О чём вы прочитали? Так какие же руки у мамы? (проворные, умелые, нежные)
- Что ж умеют руки мамы? - Без женщины в чуме холодно, голодно, одиноко. Мир
от женщины теплеет, светлеет, становится большим и интересным. Женщина - это душа
жилища, душа тундры.
- Чему мы можем научиться, прочитав это стихотворение? (Быть внимательными,
заботливыми, чуткими и т.д.)
- Расскажите о своих мамах, какие они ваши мамы, что они умеют? (Рассказы детей
о любимых мамах.)
4. Рефлексия.
Подведение итогов:
- С творчеством какого талантливого хантыйского писателя мы познакомились?
- Чем обогатило вас стихотворение поэта?
- Чем обогатили вас уроки литературного краеведения?
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок к одному из стихотворений, научиться читать выразительно
стихотворения, выучить по желанию одно из стихотворений Романа Прокопьевича
Ругина.
Литература:
1.
Федорова
Л.В.
Родная
литература
(ненецкая,
хантыйская,
мансийская,
селькупская, коми). / Программно-методическое пособие. Тюмень, Институт проблем
освоения Севера СО РАН, 1995. - 142с.
2. Федорова. Л.В. Ямальский калейдоскоп. // Учебное пособие по литературному
краеведению 2 класс. / Автор-составитель Тюмень: Изд - во ИПОС СО РАН, 2003 г.- 152
с.
3. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй. // Страницы жизни и творчества: Пособие для
учащихся. - Тюмень: «СофтДизайн»,1995 г. - 80 с.
4. Лапцуй Л.В. Песни мои - детям: Сб. стихотворений и поэм. // Пер. с ненец. Сост.
Е.Г. Сусой, Н.И.Ного. / Изд - во «Просвещение», 2001 г. - 271 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
6. Северные родники. / Автор - составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд - во
Института проблем освоение Севера СО РАН, 2001 г. – 448 с.