"Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию"
Автор: Ченцова Татьяна МихайловнаДолжность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеек"ст.Сторожевая"
Населённый пункт: ст.Сторожевая КЧР
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
Назад
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЛИСТКИ
.
Экологическое
воспитание
является
одной
из
актуальнейших
проблем
современности
.
Чтобы
сохранить
природу
на
планете
,
нужны
образованные
люди
.
От
них
будет
зависеть
ее
судьба
.
И
первые
основы
экологической
культуры
должны
закладываться
нами
–
дошкольными
работниками
.
Мои
рекомендации
направлены
на
организацию
просвещения
родителей
,
направленное
на
формирование
экологической
культуры
всех
членов
семьи
.
В
своей
статье
я
раскрываю
,
как
развивать
положительные
нравственные
качества
,
побуждающие
детей
к
соблюдению
норм
поведения
в
природе
,
в
обществе
.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЮ.
1.
ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ
В
ПРИРОДЕ
.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его
чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется,
что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-это много
красивых снежинок, для него поют птицы. Так дети воспринимают природу,
тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. У детей проявляется
активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям,
погодным явлениям. «Почему?» порой ставят взрослых-родителей в тупик,
порождают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть
явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления
воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив
при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для
разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые
навыки активности мышления- важные задачи для всех взрослых. Если
рядом находятся взрослые люди (родители, которые удивляются вместе с
детьми, учат не только смотреть, но и видеть, то дети захотят узнать еще
больше. Для родителей важно расширять представления детей о предметах
и явлениях природы, растительном мире, взаимосвязи природы и человека,
развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и
беречь ее.
Приучайте ребят не рвать без необходимости цветы, не ломать
кустарники, не портить деревья.
Учите ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При
необходимости оказывать им помощь.
Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.
Учите замечать красоту окружающей природы
Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде
и электроэнергии.
Когда вы собираете цветы, не следует срывать их больше, чем вы
сможете поставить в изящном букете. Приучайте детей не рвать растение с
корнем.
Ранней весной ходят в лес, чтобы полакомиться сладким березовым
соком. Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится
садовый вар или обычный пластилин.
На вашем пути встретился родничок. Расчистите его и усталый путник
скажет вам спасибо.
Знаете ли вы, что грибы лучше не срезать, а осторожно выкручивать, так
как в оставшемся пеньке заводятся вредители.
Черничку нельзя срывать с веточками. Здоровые побеги вырастут только
через 7-8 лет. Кустарник черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4-5
лет.
Не разрешайте уничтожать мухоморы – и у них свое назначение в
природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от глистных заболеваний.
Приучайте в лесу ходить по тропинкам, так как можно нечаянно
наступить на насекомых.
Объясните детям, что на утоптанной земле дождевым червям трудно
делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений « задыхаются» без
воздуха и постепенно отмирают.
Объясните детям, почему нельзя разжигать костры в лесу – может
возникнуть лесной пожар, и на месте сгоревшего корневища несколько лет
ничего не будет расти.
Птиц, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить
почти не возможно. Лучше незаметно уйти, и мать прилетит покормить их.
Нельзя трогать муравьиные кучи – так как муравьи – защитники наших
лесов.
2.
ПРОГУЛКА
В
ПОЛЕ
.
Большую помощь в экологическом воспитании оказывают прогулки.
Прогулки представляют для этого большие возможности. На каждой из них
дети узнают что-то новое, закрепляют ранее полученные знания. Прогулки с
детьми будут радостными и достигнут цели при условии, если родители
воспринимают все глазами ребенка и обогащают их знания. Кроме того,
родители должны научить своих малышей любить и беречь природу,
показывая это на деле. Каждый родитель должен иметь элементарные
знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь
показывать детям, как правильно сажать деревья, растения, ухаживать за
животными, птицами, рыбами и т. д. Усвоив эти знания и навыки, дети легче
будут понимать и изучать такие науки, как природоведение, биология,
география.
Постарайтесь показать ребенку пшеничное или овсяное поле в период
колошения. Полюбуйтесь его неоглядной красотой. Рассмотрите колосок,
когда в нем будет заметно зерно. Очень важно познакомить ребенка с
хлебными злаками, многие дети не знают, откуда хлеб пришел. Небрежно
обращаются с куском хлеба, потому что не знакомы с трудом людей,
создающих это чудо. Покажите ребенку уборку урожая и расскажите о
тружениках полей. Прочтите стихотворение
Е.Серовой «О хлебе».
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь золотая
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и
пшеницы, посмотреть, как работают зерноуборочные машины. Можно
дать ребенку подержать спелый, тяжелый колосок.
Расскажите ему из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких белый хлеб.
Прочитайте стихотворение Ю. Котова «Калачи».
Вы откуда – калачи ?
Как откуда – из печи !
И куда идете?
К тем, кто в поле на работе!
Пусть их вдоволь поедят, а
лентяи - поглядят.
3.
ПРОГУЛКА
В
ЛЕС
.
Наблюдение играет огромную роль по экологическому воспитанию.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому
мышлению и речи. Поэтому каждый родитель должен приучать детей
любоваться яркими красками природы: небо при закате и восходе солнца,
просторами полей, замысловатой формой снежинок, необычной формой
облаков, пением птиц…У ребенка разовьется художественный вкус, он
сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию
красоты своими руками.
В
выходной день, как можно раньше утром
выезжайте с ребенком в парк или в лес. Когда воздух особенно чист, когда
сверкающие глянцем листья, еще не высохли от росы, когда особенно
громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе.
Он пахнет распускающимся тополем, лимонным запахом кленов и
медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками
цветов.
Солнечный, погожий выдался денек
На тропинке каждой пляшет огонек. (О. Высотская )
Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные
цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на её
белоснежные листки цветов, отделанные «чёрным бархатом».
Постарайтесь показать ребёнку красу весеннего леса – черёмуху.
Расскажите, как она гибнет, когда её беспощадно обламывают, неся домой
огромные охапки цветов. Прочтите стихотворение Л. Татьяничевой
«Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
4.
ПРОГУЛКА
ЗА
ГРИБАМИ
.
Август самый грибной месяц. Необходимо научить ребёнка правильно
собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую
подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем
травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо
аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год.
Научите отличать ядовитые грибы от съедобных. Разъясните почему
нельзя сшибать ядовитые грибы, такие как мухомор. Мухоморами лечатся
олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки
насекомых. Прочтите стихотворение :
Средь хвойного бора,
Дремучего бора,
Нельзя не заметить меня, мухомора.
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен
Для них я прекрасен.
А вот для детишек
Я очень опасен. (Е. Трутнева)
5.
ПОГУЛКА
ЗА
ЦВЕТАМИ
.
Работая на дачах, огородах, в саду, родители обращают внимание детей
на то, с какой любовью, старанием они могут сажать ту или иную культуру, с
какой заботой за ней ухаживают. Родителям нужно всегда разрешать своим
деткам работать с землей. Эта работа требует усердия, старания, это
позволит малышам усвоить экологические нормы, беречь и сохранять
природу, заботиться о своем здоровье и здоровье родных.
Поезжайте в июне в лес, в парк, в рощу, чтобы познакомить ребенка с
цветущими лесными травами и показать всё богатство разнотравья. В лесу
в это время цветут : колокольчик крупнолистный, ромашка, гвоздика,
купальница, ландыш и ароматная любка- двулистая или ночная фиалка.
Покажите детям цветы, охраняемые государством. Расскажите, что
нельзя рвать редкие цветы, можно лишь собирать семена.
Я нашла в лесу фиалку, а срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу - я лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела, пожалела ландыш белый.
Пусть останется в лесу, одуванчик принесу.
Встречая в лесу цветущее растение, обратите внимание ребёнка, что у
каждого есть своё любимое место, где ему хорошо расти. Незабудка – в
сыром месте у ручейка, гвоздика – на сухом солнечном пригорке, а
колокольчики и ландыши – в лесной тени. Такие наблюдения помогут
ребёнку понять, что каждому растению и животному необходимы свои
условия для жизни.
6.
ПРОГУЛКА
НА
ПРУД
ЛЕТОМ
.
Как только в пруду вода согреется и оживёт растительный и животный
мир. Как только заспешат к пруду лягушки и жабы метать икру, пойдите
туда с ребёнком. Расскажите ему, что все они – наши верные друзья,
защитники урожая, враги вредных насекомых.
Дети не должны обижать земноводных. Для этого их необходимо
познакомить с жизнью лягушек и жаб. Можно поймать в начале мая
немного лягушечьей икры и вывести головастиков. Покажите ребёнку «
удивительное и обыкновенное» : из прозрачной икринки в стеклянной
банке выведется живое существо – головастик. Когда у него отрастут задние
передние лапки, малыша нужно выпустить в пруд.
Итак, экологическое воспитание охватывает все виды детской деятельности:
игровую, трудовую, изобразительную, двигательную и т. д. И про это нельзя
забывать! Важно, чтобы каждый родитель перед прогулкой в природу
намечал цель, связывая с восприятием объекта природы (полюбоваться,
присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.)
Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга,
родители смогут выполнить ту задачу, которую поставило общество перед
ними-воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца-
созидателя нашего будущего
.
В раздел образования