Напоминание

"Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию"


Автор: Ченцова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеек"ст.Сторожевая"
Населённый пункт: ст.Сторожевая КЧР
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ .
Экологическое

воспитание

является

одной

из

актуальнейших

проблем

современности

.

Чтобы

сохранить

природу

на

планете

,

нужны

образованные

люди

.

От

них

будет

зависеть

ее

судьба

.

И

первые

основы

экологической

культуры

должны

закладываться

нами



дошкольными

работниками

.

Мои

рекомендации

направлены

на

организацию

просвещения

родителей

,

направленное

на

формирование

экологической



культуры

всех

членов

семьи

.

В

своей

статье

я

раскрываю

,

как

развивать

положительные

нравственные

качества

,

побуждающие

детей

к

соблюдению

норм

поведения

в

природе

,

в

обществе

.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЮ.

1.

ПРАВИЛА

ПОВЕДЕНИЯ

В

ПРИРОДЕ

.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его

чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется,

что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-это много

красивых снежинок, для него поют птицы. Так дети воспринимают природу,

тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. У детей проявляется

активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям,

погодным явлениям. «Почему?» порой ставят взрослых-родителей в тупик,

порождают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть

явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления

воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив

при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для

разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые

навыки активности мышления- важные задачи для всех взрослых. Если

рядом находятся взрослые люди (родители, которые удивляются вместе с

детьми, учат не только смотреть, но и видеть, то дети захотят узнать еще

больше. Для родителей важно расширять представления детей о предметах

и явлениях природы, растительном мире, взаимосвязи природы и человека,

развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и

беречь ее.




Приучайте ребят не рвать без необходимости цветы, не ломать

кустарники, не портить деревья.

Учите ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При

необходимости оказывать им помощь.

Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

Учите замечать красоту окружающей природы

Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде

и электроэнергии.

Когда вы собираете цветы, не следует срывать их больше, чем вы

сможете поставить в изящном букете. Приучайте детей не рвать растение с

корнем.

Ранней весной ходят в лес, чтобы полакомиться сладким березовым

соком. Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится

садовый вар или обычный пластилин.

На вашем пути встретился родничок. Расчистите его и усталый путник

скажет вам спасибо.

Знаете ли вы, что грибы лучше не срезать, а осторожно выкручивать, так

как в оставшемся пеньке заводятся вредители.

Черничку нельзя срывать с веточками. Здоровые побеги вырастут только

через 7-8 лет. Кустарник черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4-5

лет.

Не разрешайте уничтожать мухоморы – и у них свое назначение в

природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от глистных заболеваний.

Приучайте в лесу ходить по тропинкам, так как можно нечаянно

наступить на насекомых.

Объясните детям, что на утоптанной земле дождевым червям трудно

делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений « задыхаются» без

воздуха и постепенно отмирают.

Объясните детям, почему нельзя разжигать костры в лесу – может

возникнуть лесной пожар, и на месте сгоревшего корневища несколько лет

ничего не будет расти.


Птиц, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить

почти не возможно. Лучше незаметно уйти, и мать прилетит покормить их.

Нельзя трогать муравьиные кучи – так как муравьи – защитники наших

лесов.

2.

ПРОГУЛКА

В

ПОЛЕ

.

Большую помощь в экологическом воспитании оказывают прогулки.

Прогулки представляют для этого большие возможности. На каждой из них

дети узнают что-то новое, закрепляют ранее полученные знания. Прогулки с

детьми будут радостными и достигнут цели при условии, если родители

воспринимают все глазами ребенка и обогащают их знания. Кроме того,

родители должны научить своих малышей любить и беречь природу,

показывая это на деле. Каждый родитель должен иметь элементарные

знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь

показывать детям, как правильно сажать деревья, растения, ухаживать за

животными, птицами, рыбами и т. д. Усвоив эти знания и навыки, дети легче

будут понимать и изучать такие науки, как природоведение, биология,

география.

Постарайтесь показать ребенку пшеничное или овсяное поле в период

колошения. Полюбуйтесь его неоглядной красотой. Рассмотрите колосок,

когда в нем будет заметно зерно. Очень важно познакомить ребенка с

хлебными злаками, многие дети не знают, откуда хлеб пришел. Небрежно

обращаются с куском хлеба, потому что не знакомы с трудом людей,

создающих это чудо. Покажите ребенку уборку урожая и расскажите о

тружениках полей. Прочтите стихотворение

Е.Серовой «О хлебе».

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь золотая

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.


В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и

пшеницы, посмотреть, как работают зерноуборочные машины. Можно

дать ребенку подержать спелый, тяжелый колосок.

Расскажите ему из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких белый хлеб.

Прочитайте стихотворение Ю. Котова «Калачи».

Вы откуда – калачи ?

Как откуда – из печи !



И куда идете?

К тем, кто в поле на работе!

Пусть их вдоволь поедят, а

лентяи - поглядят.

3.

ПРОГУЛКА

В

ЛЕС

.

Наблюдение играет огромную роль по экологическому воспитанию.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому

мышлению и речи. Поэтому каждый родитель должен приучать детей

любоваться яркими красками природы: небо при закате и восходе солнца,

просторами полей, замысловатой формой снежинок, необычной формой

облаков, пением птиц…У ребенка разовьется художественный вкус, он

сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию

красоты своими руками.

В

выходной день, как можно раньше утром

выезжайте с ребенком в парк или в лес. Когда воздух особенно чист, когда

сверкающие глянцем листья, еще не высохли от росы, когда особенно

громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе.

Он пахнет распускающимся тополем, лимонным запахом кленов и

медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками

цветов.

Солнечный, погожий выдался денек

На тропинке каждой пляшет огонек. (О. Высотская )

Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные

цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на её

белоснежные листки цветов, отделанные «чёрным бархатом».

Постарайтесь показать ребёнку красу весеннего леса – черёмуху.

Расскажите, как она гибнет, когда её беспощадно обламывают, неся домой


огромные охапки цветов. Прочтите стихотворение Л. Татьяничевой

«Черёмуха».

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

4.

ПРОГУЛКА

ЗА

ГРИБАМИ

.

Август самый грибной месяц. Необходимо научить ребёнка правильно

собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую

подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем

травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо

аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год.

Научите отличать ядовитые грибы от съедобных. Разъясните почему

нельзя сшибать ядовитые грибы, такие как мухомор. Мухоморами лечатся

олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки

насекомых. Прочтите стихотворение :

Средь хвойного бора,

Дремучего бора,

Нельзя не заметить меня, мухомора.

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен


Для них я прекрасен.

А вот для детишек

Я очень опасен. (Е. Трутнева)

5.

ПОГУЛКА

ЗА

ЦВЕТАМИ

.

Работая на дачах, огородах, в саду, родители обращают внимание детей

на то, с какой любовью, старанием они могут сажать ту или иную культуру, с

какой заботой за ней ухаживают. Родителям нужно всегда разрешать своим

деткам работать с землей. Эта работа требует усердия, старания, это

позволит малышам усвоить экологические нормы, беречь и сохранять

природу, заботиться о своем здоровье и здоровье родных.



Поезжайте в июне в лес, в парк, в рощу, чтобы познакомить ребенка с

цветущими лесными травами и показать всё богатство разнотравья. В лесу

в это время цветут : колокольчик крупнолистный, ромашка, гвоздика,

купальница, ландыш и ароматная любка- двулистая или ночная фиалка.

Покажите детям цветы, охраняемые государством. Расскажите, что

нельзя рвать редкие цветы, можно лишь собирать семена.

Я нашла в лесу фиалку, а срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу - я лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела, пожалела ландыш белый.

Пусть останется в лесу, одуванчик принесу.

Встречая в лесу цветущее растение, обратите внимание ребёнка, что у

каждого есть своё любимое место, где ему хорошо расти. Незабудка – в

сыром месте у ручейка, гвоздика – на сухом солнечном пригорке, а

колокольчики и ландыши – в лесной тени. Такие наблюдения помогут

ребёнку понять, что каждому растению и животному необходимы свои

условия для жизни.


6.

ПРОГУЛКА

НА

ПРУД

ЛЕТОМ

.

Как только в пруду вода согреется и оживёт растительный и животный

мир. Как только заспешат к пруду лягушки и жабы метать икру, пойдите

туда с ребёнком. Расскажите ему, что все они – наши верные друзья,

защитники урожая, враги вредных насекомых.

Дети не должны обижать земноводных. Для этого их необходимо

познакомить с жизнью лягушек и жаб. Можно поймать в начале мая

немного лягушечьей икры и вывести головастиков. Покажите ребёнку «

удивительное и обыкновенное» : из прозрачной икринки в стеклянной

банке выведется живое существо – головастик. Когда у него отрастут задние

передние лапки, малыша нужно выпустить в пруд.

Итак, экологическое воспитание охватывает все виды детской деятельности:

игровую, трудовую, изобразительную, двигательную и т. д. И про это нельзя

забывать! Важно, чтобы каждый родитель перед прогулкой в природу

намечал цель, связывая с восприятием объекта природы (полюбоваться,

присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.)

Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга,

родители смогут выполнить ту задачу, которую поставило общество перед

ними-воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца-

созидателя нашего будущего

.


В раздел образования