Автор: Нестеренко Наталия Геннадьевна Должность: воспитатеь Учебное заведение: МБОУ № 165 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: Статья Тема: "Навыки самообслуживания" Раздел: дошкольное образование
Статья
Навыки самообслуживания.
В детских садах воспитатели часто встречаются с такой проблемой как
самообслуживание ребенка.
Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности .
Жалея свое чадо, помогая ему во всем родители не осознают , что
промедление приводит к появлению у детей капризов, упрямства или лени:
ребенок надеется, что все для него должны делать взрослые, родители.
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности
ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания. Играя, ребенок
самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из
собственной жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в
процессе приобретения и закрепления умения заниматься ( слушать сказку,
объяснения, отвечать на заданные вопросы и таким образом передавать
несложное содержание, самому реализоваться в рисунках). Ребенок учится
выполнять простейшие поручения: собирать в коробку свои игрушки ,
расставлять их по местам , поливать цветы, кормить домашних животных,
мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться
и т. п.
Кроме того , ребенок не только учиться обслуживать себя, но и оказывать
простейшую помощь по дому(раскладывать хлеб, вытирать пыль и т. п.)
Для своевременного формирования самостоятельности родители должны
сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных
обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не шуметь, когда его просят.
Задача родителей - создавать все необходимые условия для того, чтобы в
самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные
знания и опыт.
Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто
говорить приказным тоном, что следует делать, а объяснять и показывать на
собственном примере.
В процессе показа того, что ребенок может и должен делать самостоятельно,
малышу следует задавать вопросы, чтобы направить его внимание на
действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, чтобы
ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так.
По мере накопления ребенком сведений родители должны показывать
меньше, а больше предоставлять детям действовать по словесному
указанию. Когда ребенок учится наводить порядок в том углу, в котором
играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки, кубики и кукол нужно
положить в ящик, а книжки и карандаши в шкаф». В дальнейшем достаточно
лишь напоминать: «Помнишь, что нужно делать с игрушками после того, как
закончил игру?».
Когда мама или папа одеваются, собираясь гулять с малышом, нужно сделать
так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они
одеваться, в какой последовательности надевают вещи. Нужно проговаривать
свои действия. Так у ребенка развивается зрительная память и способность к
самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию.
Банальная проблема - спадание штанов, во время игры или бега. Надо
вовремя указывать на эту обязанность. Нужно спокойным тоном напоминать
ребенку, что ему неудобно ходить, когда спущены штанишки, выглядит не
аккуратно, просить ребенка, чтобы он сам поправил и заправил кофточку.
Таким образом, ребенок не только учится самообслуживанию, но и
привыкает следить за своим внешним видом.
Научив ребенка надевать и снимать с себя простейшую одежду, следует
приучать его к самостоятельному хождению в туалет - это одно из самых
основных функций самообслуживания. В три года ребенок должен ходить в
туалет, тогда когда ему хочется и делать это в основном без помощи
родителей.
Нужно сопровождать его действия похвалой. Это производит на ребенка
положительное впечатление он гордится своим достижением, понимает, что
он делает то, что нужно делать.
Чтобы ускорить процесс важно научить ребенка понимать, о чем с ним
говорят. Надо не только хвалить за понимание, но и говорить о том, чтобы он
делал это каждый раз, когда захочет. Просите ребенка, чтобы он
самостоятельно снимал штанишки.
Добрый, ласковый и уверенный ваш тон позволит, достигнуть
взаимопонимание с вашим ребенком, и поможет приучить его к
самостоятельности. Не надо жалеть и все делать самим, дайте возможность
вашему ребенку самостоятельно обслуживать себя.
Воспитатель МБДОУ № 165 Нестеренко Наталия геннадьевна.