Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»
I.
Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать
эти
задачи
(учебные
действия);
уметь
самостоятельно
контролировать
процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество
его
выполнения
(оценка),
только
тогда
ученик
становится
субъектом
учебной деятельности.
Одним
из
способов
превращения
ученика
в
субъект
учебной
деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность
является
средством
освоения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие
умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности.
Результатом
этой
деятельности
является
формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере
дополнительного
образования
на
внеклассных
и
внеурочных
занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе
разные
категории
участников
образовательного
процесса
(учащихся,
родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей
и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих
способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения
своих потребностей.
Так
возникла
идея
объединить
детей
и
взрослых
для
обучения
их
исследовательской деятельности.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности.
Она
является
продолжением
урочной
деятельности,
опирается
на
идеи
образовательной
системы
«Школа
России»,
методику
и
программу
исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают
возможность
посмотреть
на
различные
проблемы
с
позиции
ученых,
ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и
их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей,
творчество
и
развитие,
эмоциональное
благополучие
детей
и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального
исследования,
обучению
в
действии,
побуждает
к
наблюдениям
и
экспериментированию,
опирается
на
собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе
технологий
деятельностного
типа,
методы
проектно-
исследовательской
деятельности
определены
как
одно
из
условий
реализации
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Современные
развивающие
программы
начального
образования включают проектную деятельность в содержание различных
курсов
и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для
организации
проектной
и
исследовательской
деятельности,
в
будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный,
личностно
ориентированный,
деятельностный
подходы.
Основные принципы реализации программы – научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и
успех.
II.
Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения
учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
III.
Содержание программы
Содержание
данной
программы
согласовано
с
содержанием
программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего
мира.
Логика
построения
программы
обусловлена
системой
последовательной
работы
по
овладению
учащимися
о сновами
исследовательской
деятельности:
от
осмысления
сути
исследовательской
деятельности,
от
истоков
научной
мысли
и
теории,
от
творческой
и
уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных
частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса
побуждали
к
активной
мыслительной
деятельности,
учили
наблюдать
понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью
человека
и
наукой,
тем
самым
вырабатывать
собственное
отношение
к
окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию
устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Занятия
проводятся
в
виде
игр,
практических
упражнений.
При
прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала.
В
процессе
прохождения
курса
формируются
умения
и
навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По
окончании
курса
проводится
публичная
защита
проекта
исследовательской
работы
–
опыт
научного
учебного
исследования
по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической
готовности учащихся к представлению результатов работы.
IV.
Особенности программы.
Особенностью
д а н н о й
п р о г р а м м ы
я в л я е т с я
р е а л и з а ц и я
педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться
–
самостоятельно
добывать
и
систематизировать
новые
знания.
В
этом
качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты
и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Результат деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа,
проект.
Проекты
по
содержанию
могут
быть
т е х н о л о г и ч е с к и е ,
информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят
информационное
сообщение
и
иллюстрируют
его
изготовленными
ими
макетами
или
моделями
объектов.
По
форме
проекты
могут
быть
индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).
По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница
заключается
в
объёме
выполненной
работы
и
степени
самостоятельности
учащихся.
Чем
меньше
дети,
тем
больше
требуется
помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве
проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также
художественно-конструкторские
задачи,
включающие
и
решение
соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные
с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким
компонентом
проектной
деятельности
является
первый
этап
–
интеллектуальный
поиск.
При
его
организации
основное
внимание
уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию,
создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом
или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения
деталей
изделия
и
т.п.)
в
строгом
соответствии
с
поставленной
целью
(требованиями).
В
процессе
поиска
необходимой
информации
ученики
изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме
проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки,
эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй
этап
работы
–
это
материализация
проектного
замысла
в
вещественном
виде
с
внесением
необходимых
корректировок
или
практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной
цели
или
требованиям,
поэтому
основным
критерием
успешности
выполненного
проекта
является
соблюдение
в
изделии
(деятельности)
требований
или
условий,
которые
были
выдвинуты
в
начале
работы.
Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой
защиты
проектов,
особо
следит
за
соблюдением
доброжелательности,
тактичности,
проявлением
у
детей
внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
V.
Специфика курса.
Специфической
особенностью
занятий
проектной
деятельностью
является
их
направленность
на
обучение
детей
элементарным
приёмам
совместной
деятельности
в
ходе
исследовательской
деятельности
и
разработки
проектов.
Следует
учитывать
возрастные
особенности
детей
данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного
возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой и
познавательной
активности.
Большинство
видов
работы,
особенно
на
первых
уроках
цикла,
представляет
собой
новую
интерпретацию
уже
знакомых
детям
заданий.
В
дальнейшем
они
всё
больше
приобретают
специфические черты собственно исследовательской деятельности.
VI.
Место курса в учебном плане.
Программарассчитана на1 час в неделю. 35 часов в год.
VII.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий,
работы
детей
в
группах,
парах,
индивидуальная
работа,
работа
с
привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете,
в
музеях
различного
типа,
библиотеках,
исследовательская
деятельность
включает
проведение
опытов,
наблюдений,
экскурсий,
заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми,
соревнований,
реализации
проектов
и
т.д.
Проектная
деятельность
предусматривает
поиск
необходимой
недостающей
информации
в
энциклопедиях,
справочниках,
книгах,
на
электронных
носителях,
в
Интернете,
СМИ
и
т.д.
Источником
нужной
информации
могут
быть
взрослые:
представители
различных
профессий,
родители,
увлеченные
люди, а также другие дети.
VIII.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
научно-
исследовательская
конференция,
участие
в
конкурсах
исследовательских
работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
IX.
Программа предусматривает достижение 3 уровней
результатов:
П е р в ы й
у р о в е н ь
Второй уровень
Т р е т и й
у р о в е н ь
результатов
(1 класс)
результатов (2-3
класс)
результатов
(4 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками
новых
знаний,
опыта
решения
про ектных
задач
по
различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной
деятельности,
умении
п о э т а п н о
р е ш а т ь
проектные задачи.
предполагает
позитивное отношение
детей к базовым
ценностям общества, в
частности к
образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном
использовании
школьниками метода
проектов,
самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта самостоятельного
поиска, систематизации
и оформлении
интересующей
информации.
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в
реализации социальных
проектов по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям,
выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты.
X.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
•
с
уроками
русского
языка:
запись
отдельных
выражений,
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
•
с
уроками
изобразительного
искусства:
оформление
творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
•
с
уроками
труда:
изготовление
различных
элементов
по
темам
проектов.
XI.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей
мотивации к обучению, о
помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
развитие познавательных
навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в
информационном
пространстве, развитие
критического и творческого
мышления.
организация на занятии
парно-групповой
работы
Метапредметные результаты
регулятивные
•учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•
планировать свое действие в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане
•осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по резуль-
тату;
•
в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
•
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках
решения творческих задач и
навыках поиска, анализа и
интерпретации информации.
добывать необходимые
знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
•
осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
осуществлять
расширенный
поиск
и н ф о р м а ц и и
с
использованием
ресурсов
библиотек
и
Интернета
использованием учебной литера-
туры;
- основам смыслового чтения
художественных и познава-
тельных текстов, выделять
существенную информацию из
текстов разных видов;
осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков;
коммуникативные
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
умение координировать свои
усилия с усилиями других.
•формулировать собственное
мнение и позицию;
•договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения инте-
ресов;
задавать вопросы;
•допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве
учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
аргументировать
свою позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
продуктивно
разрешать конфликты
на основе учета
интересов и позиций
всех его участников;
с учетом целей
коммуникации
достаточно точно, по-
следовательно и полно
передавать партнеру
необходимую ин-
формацию как
ориентир для
построения действия
XII.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
XIII.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■
д а в а т ь
о п р е д е л е н и е
понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■
делать
умозаключения
и
выводы;
■ структурировать материал;
■
г о т о в и т ь
т е к с т ы
собственных докладов;
■
объяснять,
доказывать
и
защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных
задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие
способности:
Рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось,
видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и
удерживать цели);
Планировать (составлять план
своей деятельности);
Моделировать (представлять
способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать
или аргументировано отклонять точки
зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать :
•
действия,
направленные
на
выявление проблемы
и определить
направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
•
разработается
гипотеза
или
гипотезы,
в
том
числе
и
нереальные
провокационные идеи;
•
деятельность
по
самостоятельному
исследованию
выберутся
методы
исследования;
• поведется последовательно исследование;
•
зафиксируются
полученные
знания
(соберется
и
обработается
информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей
идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением
родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих
проектов, среди учащихся;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК
СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
•
активизируется
интерес
учащихся
к
приобретаемым
знаниям,
полученным
ими
в
совместной
творческой,
исследовательской
и
практической работе.
XIV.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных
дидактических и исследовательских умений.
1 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную
работу;
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с
определённой целевой установкой.
2 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и
процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически
законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение
на основе выводов.
3 - 4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами
общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
XV.
Учебно - тематическое планирование.
Тематическое планирование. 2 класс (35 часов)
№
Тема
Кол-во
часов
1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
2-3
Как задавать вопросы? Банк идей.
2
4-5
Тема, предмет, объект исследования.
2
6-7
Цели и задачи исследования.
2
8-9
Учимся выделять гипотезы.
2
10-
13
Организация исследования. (практическое занятие.)
4
14-
17
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
4
18-
19
Коллекционирование.
2
20
Экспресс-исследование
«Какие
коллекции
собирают
люди»
1
21-
22
Сообщение о своих коллекциях.
2
23
Что такое эксперимент.
1
24
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
25-
27
Сбор материала для исследования.
3
28-
29
Обобщение полученных данных.
2
30
Как подготовить результат исследования.
1
31
Как подготовить сообщение.
1
32
Подготовка к защите. (практическое занятие.)
1
33
Индивидуальная консультация.
1
34
35
Подведение итогов.
Защита.
1
1
Итого 35 часа
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие
формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование
актуальности
выбора
темы
исследования.
Предмет
исследования
как
проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь:
выбирать
тему,
предмет,
объект
исследования,
обосновывать
актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие
цели
и
задач
теме
исследования.
Сущность
изучаемого
процесса,
его
главные
свойства,
особенности.
Основные
стадии,
этапы
исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что
такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить
гипотезы.
Гипотезы
могут
начинаться
со
слов:
может
быть…,
предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,
“Что бы произошло,
если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека
на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и
др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы,
различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с
основными
доступными
детям
методами
исследования:
подумать
самостоятельно;
посмотреть книги о том, что исследуешь;
спросить у
других людей;
познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего
исследования;
обратиться
к
компьютеру,
посмотреть
в
глобальной
компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и
т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования,
задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем – 4ч.
Знакомство
с
наблюдением
как
методом
исследования.
Изучение
преимуществ
и
недостатков
(показать
наиболее
распространенные
зрительные
иллюзии)
наблюдения.
Сфера
наблюдения
в
научных
исследованиях.
Информация
об
открытиях,
сделанных
на
основе
наблюдений.
Знакомство
с
приборами,
созданными
для
наблюдения
(микроскоп, лупа и др.).
Практические
задания:
“Назови
все
особенности
предмета”,
“Нарисуй
в
точности
предмет”,
“Парные
картинки,
содержащие
различие”,
“Найди
ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия:
коллекционирование,
коллекционер,
коллекция.
Что
такое
кол л е к ц и о н и р о ва н и е .
Кто
т а ко й
кол л е к ц и о н е р .
Ч то
м ож н о
коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый
главный
способ
получения
информации.
Что
знаем
об
экспериментировании.
Как
узнать
новое
с
помощью
экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться
способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить
главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем
исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление
рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем:
“Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на
вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих
в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной
защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 2 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Критерии для оценки сформированности
коммуникативной компетентности
Уровень I (начальная школа)
1 балл
2 балла
Письменная
коммуникация
Ученик
изложил
вопрос
с
с о б л ю д е н и е м
н о р м
о ф о р м л е н и я
т е к с т а ,
заданных образцом.
Ученик
изложил
вопрос
с
с о б л ю д е н и е м
н о р м
о ф о р м л е н и я
т е к с т а
и
вспомогательной
графики,
заданных образцом.
Устная
презентация
Ученик выстроил свою речь
в
соответствии
с
нормами
русского языка, обращаясь к
тексту,
составленному
с
помощью
учителя
и л и
самостоятельно.
Ученик выстроил свою речь
в
соответствии
с
нормами
русского языка, обращаясь к
плану,
составленному
с
помощью
уч ителя
и л и
самостоятельно.
Ученик
повторил
нужный
ф р а г м е н т
с в о е г о
выступления
в
ответ
на
уточняющий вопрос.
У ч е н и к
п р и в ё л
дополнительную
информацию
в
ответ
на
уточняющий вопрос.
Продуктивная
коммуникация
(работа в
группе)
Ученики
высказывались,
следуя
теме
и
процедуре
обсуждения,
если
учитель
в ы с т у п а л
в
р о л и
координатора дискуссии.
У ч е н и к и
в
о с н о в н о м
самостоятельно
следовали
процедуре
о б суж д е н и я ,
установленной учителем.
Ученики высказывали идеи,
возникшие непосредственно
в ходе обсуждения, или своё
отношение к идеям других
членов группы, если к этому
стимулировал учитель.
Ученик
высказывал
идеи,
подготовленные заранее.
Критерии для оценки сформированности
информационной компетентности
Уровень I (начальная школа)
1 балл
2 балла
Поиск
информации
Ученик
задал
в о п р о с ы ,
указывающие
на
отсутствие
и н ф о рм а ц и и ,
в о
в р е м я
выполнения
того
действия,
для которого необходима эта
информация.
Ученик
зада л
в о п р о с ы ,
указывающие
на
отсутствие
конкретной
информации,
во
в р е м я
о б с у ж д е н и я
с
руководителем общего плана
д е я т е л ь н о с т и
в
р а м к а х
проекта.
Ученик
продемонстрировал
владение
информацией
из
у к а з а н н о г о
у ч и т е л е м
источника.
У ч е н и к
з а ф и к с и р о в а л
исчерпывающую
информацию
из
указанного
учителем источника.
Обработка
информации
Ученик изложил полученную
информацию.
У ч е н и к
и з л о ж и л
т е
ф р а г м е н т ы
п о л у ч е н н о й
и н ф о р м а ц и и ,
к о т о р ы е
оказались
новыми
для
него,
и л и
з а д а л
в о п р о с ы
н а
понимание.
У ч е н и к
в о с п р о и з в ё л
аргументацию
и
в ы в од ,
содержащийся
в
изученном
источнике информации.
Ученик
привёл
п р и м е р ,
подтверждающий
вывод ,
заимствованный из источника
информации.
Критерии для оценки сформированности
компетентности решения проблем
Уровень I (начальная школа)
1 балл
2 балла
Постановка
проблемы
У ч е н и к
п о д т в е р д и л
п о н и м а н и е
п р о б л е м ы ,
сформулированной
учителем.
Ученик объяснил причины,
по которым он приступил к
р е ш е н и ю
п р о б л е м ы ,
сформулированной
учителем.
Целеполагание
и
планирование
У ч е н и к
п о д т в е р д и л
понимание
цели
и
задач
проекта, сформулированных
учителем.
Ученик с помощью учителя
сформулировал
з а д ач и ,
соответ ствующие
ц е л и
проекта.
После
завершения
проекта
ученик рассказал, что было
сделано в ходе работы над
проектом.
После
завершения
проекта
у ч е н и к
о п и с а л
п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь
и
взаимосвязь
предпринятых
действий.
После
завершения
проекта
ученик описал полученный
продукт.
На
этапе
планирования
ученик
описал
продукт,
ко т о р ы й
п р е д п о л а г а л
получить.
Оценка
результата
Ученик высказал оценочное
отношение
к
полученному
продукту.
Ученик
привёл
аргумент,
подтверждающий
справедливость
высказанного
оценочного
отношения.
Ученик
высказал
с в о ё
впечатление от работы над
проектом.
Ученик назвал трудности, с
которыми он столкнулся при
работе над проектом.