Напоминание

"Я - исследователь"


Автор: Гильмутдинова Расуля Шамиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: г.Удачный,Мирнинский район,Саха ( Якутия)
Наименование материала: Авторская рабочая программа
Тема: "Я - исследователь"
Раздел: начальное образование





Назад





Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»

I.

Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская

деятельность
является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе
разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.


Ценность программы
заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее
актуальность
основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы
– научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

II.

Цель и задачи курса «Я – исследователь»

Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность.
III.

Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися о сновами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;  участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  участвовать в работе конференций, чтений. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
IV.

Особенности программы.

Особенностью
д а н н о й п р о г р а м м ы я в л я е т с я р е а л и з а ц и я педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно-воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Результат деятельности
– личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, проект. Проекты по содержанию могут быть т е х н о л о г и ч е с к и е , информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения
деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
V.

Специфика курса.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе исследовательской деятельности и разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой и познавательной активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно исследовательской деятельности.
VI.

Место курса в учебном плане.
Программарассчитана на1 час в неделю. 35 часов в год.
VII.

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с
привлечением родителей. Занятия проводятся
1 раз в неделю
в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
VIII.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  моделирующая деятельность;  поисковая деятельность;  информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии;
IX.

Программа предусматривает достижение 3 уровней

результатов:

П е р в ы й

у р о в е н ь

Второй уровень

Т р е т и й

у р о в е н ь


результатов
(1 класс)
результатов
(2-3 класс)
результатов
(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения про ектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении п о э т а п н о р е ш а т ь проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги
реализации программы могут быть
представлены
через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
X.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
XI.

Личностные и метапредметные результаты
результаты формируемые умения средства формирования
личностные  формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно-групповой работы Метапредметные результаты регулятивные •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль- тату; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные  умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  осуществлять расширенный поиск и н ф о р м а ц и и с использованием ресурсов библиотек и Интернета
использованием учебной литера- туры; - основам смыслового чтения художественных и познава- тельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; коммуникативные  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  умение координировать свои усилия с усилиями других. •формулировать собственное мнение и позицию; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте- ресов;  задавать вопросы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;  с учетом целей коммуникации достаточно точно, по- следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин- формацию как
ориентир для построения действия
XII.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию

реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента
XIII.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их

оценки:
Должны научиться Сформированные действия Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ д а в а т ь о п р е д е л е н и е понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ г о т о в и т ь т е к с т ы собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать
: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ; • организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; • продемонстрируются результаты на мини- конференциях; • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

XIV.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных

дидактических и исследовательских умений.
1 класс  слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;  осваивать материал на основе внутреннего плана действий;  вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;  вести рассказ от начала до конца;  творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;  работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 2 класс  наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;  пересказывать подробно и выборочно;  выделять главную мысль на основе анализа текста;  делать выводы из фактов, совокупности фактов;  выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части  выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;  делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 3 - 4 класс  переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;  отбирать необходимые знания из большого объёма информации;  конструировать знания, положив в основу принцип созидания;  систематизировать учебный план;  пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;  высказывать содержательно свою мысль, идею;  формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;  решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;  свободно владеть операционными способами усвоения знаний;  переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

XV.

Учебно - тематическое планирование.

Тематическое планирование. 2 класс (35 часов)
№ Тема Кол-во часов 1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1 2-3 Как задавать вопросы? Банк идей. 2 4-5 Тема, предмет, объект исследования. 2 6-7 Цели и задачи исследования. 2 8-9 Учимся выделять гипотезы. 2 10- 13 Организация исследования. (практическое занятие.) 4 14- 17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 4 18- 19 Коллекционирование. 2 20 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1 21- 22 Сообщение о своих коллекциях. 2 23 Что такое эксперимент. 1 24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 1 25- 27 Сбор материала для исследования. 3 28- 29 Обобщение полученных данных. 2 30 Как подготовить результат исследования. 1 31 Как подготовить сообщение. 1 32 Подготовка к защите. (практическое занятие.) 1
33 Индивидуальная консультация. 1 34 35 Подведение итогов. Защита. 1 1 Итого 35 часа
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у
других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17.

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ

выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования – наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое кол л е к ц и о н и р о ва н и е . Кто т а ко й кол л е к ц и о н е р . Ч то м ож н о коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:
- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и

подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 2 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Критерии для оценки сформированности

коммуникативной компетентности

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла

Письменная

коммуникация
Ученик изложил вопрос с с о б л ю д е н и е м н о р м о ф о р м л е н и я т е к с т а , заданных образцом. Ученик изложил вопрос с с о б л ю д е н и е м н о р м о ф о р м л е н и я т е к с т а и вспомогательной графики, заданных образцом.
Устная

презентация
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя и л и самостоятельно. Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью уч ителя и л и самостоятельно. Ученик повторил нужный ф р а г м е н т с в о е г о выступления в ответ на уточняющий вопрос. У ч е н и к п р и в ё л дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.
Продуктивная

коммуникация

(работа в

группе)
Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель в ы с т у п а л в р о л и координатора дискуссии. У ч е н и к и в о с н о в н о м самостоятельно следовали процедуре о б суж д е н и я , установленной учителем. Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель. Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.
Критерии для оценки сформированности

информационной компетентности

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла


Поиск

информации
Ученик задал в о п р о с ы , указывающие на отсутствие и н ф о рм а ц и и , в о в р е м я выполнения того действия, для которого необходима эта информация. Ученик зада л в о п р о с ы , указывающие на отсутствие конкретной информации, во в р е м я о б с у ж д е н и я с руководителем общего плана д е я т е л ь н о с т и в р а м к а х проекта. Ученик продемонстрировал владение информацией из у к а з а н н о г о у ч и т е л е м источника. У ч е н и к з а ф и к с и р о в а л исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.
Обработка

информации
Ученик изложил полученную информацию. У ч е н и к и з л о ж и л т е ф р а г м е н т ы п о л у ч е н н о й и н ф о р м а ц и и , к о т о р ы е оказались новыми для него, и л и з а д а л в о п р о с ы н а понимание. У ч е н и к в о с п р о и з в ё л аргументацию и в ы в од , содержащийся в изученном источнике информации. Ученик привёл п р и м е р , подтверждающий вывод , заимствованный из источника информации.
Критерии для оценки сформированности

компетентности решения проблем

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла

Постановка

проблемы
У ч е н и к п о д т в е р д и л п о н и м а н и е п р о б л е м ы , сформулированной учителем. Ученик объяснил причины, по которым он приступил к р е ш е н и ю п р о б л е м ы , сформулированной учителем.
Целеполагание

и

планирование
У ч е н и к п о д т в е р д и л понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. Ученик с помощью учителя сформулировал з а д ач и , соответ ствующие ц е л и проекта. После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. После завершения проекта у ч е н и к о п и с а л п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь и взаимосвязь предпринятых действий.
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. На этапе планирования ученик описал продукт, ко т о р ы й п р е д п о л а г а л получить.
Оценка

результата
Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. Ученик высказал с в о ё впечатление от работы над проектом. Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.


В раздел образования