"Ознакомление с предметным и социальным окружением"
Автор: Конюхова Светлана Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с "Белоснежка" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: рабочая программа Тема: "Ознакомление с предметным и социальным окружением" Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа
Образовательная область
«Познавательное развитие»
первая младшая группа
образовательный компонент
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
на 2015 - 2016 уч. год
4 периода организованной детской деятельности в месяц
(всего 37 периодов)
Составитель:
С.В.Конюхова
воспитатель
МБДОУ
«Белоснежка»
2015г.
Пояснительная записка к рабочей программе
по разделу «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
для первой младшей группы
образовательная область – «Познавательное развитие»
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением детей
первой младшей группы составлена в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной
программой
дошкольного
образования
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск по
образовательной области «Познавательное развитие».
Рабочая
программа
ориентирована
на
использование
учебно-методического
комплекта:
1.
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
«ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой.–
М.:/ Мозаика-Синтез, 2014.
2.
Павлова
Л.
Н.
«Знакомим
малыша
с
окружающим
миром».
–
Москва:
Просвещение, 1987.
3.
Сотникова В.М. Самые маленькие в детском саду. - М.: Линка - Пресс, 2005.
4.
Алешина
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью. Младшая группа. - М.: ЦГЛ. - 2004 -112с.
Программа рассчитана на проведение непосредственной образовательной
деятельности 37 раз в год, (1 раз в неделю), продолжительность непрерывной
непосредственной образовательной деятельности 10 минут, по подгруппам.
Программой предусмотрено проведение:
№
Тема
Количество непосредственно
образовательной деятельности
Время
(минуты)
1
Явления окружающей
жизни
18
180
2
Предметное окружение
19
190
итого
74
370
Цель программы – развитие познавательных интересов детей, формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и
следствиях и др.); развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, умения
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие
обобщения.
Задачи программы:
1.
Ознакомление с предметным окружением
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших
связях между ними.
Учить
детей
называть
цвет,
величину
предметов,
материал,
из
которого
они
сделаны
(бумага,
дерево,
ткань,
глина);
сравнивать
знакомые
предметы
(разные
шапки,
варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару),
группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать
включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части
предмета, гладить их и т. д.).
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими
одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик —
маленький кубик).
Учить
детей
называть
свойства
предметов:
большой,
маленький,
мягкий,
пушистый и др.
2.
Ознакомление с социальным миром
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.
Способствовать
появлению
в
словаре
детей
обобщающих
понятий:
игрушки,
посуда, одежда, обувь, мебель и пр.
Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает формирование у
детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество;
понимание
взаимосвязи
между
составляющими
мира
и
взаимозависимости;
выработку
правильных форм взаимодействия с окружающей средой. Программа учитывает возрастные
особенности
дошкольников
и
дидактические
принципы
развивающего
обучения.
Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей
программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых
компетенций.
Программой
предусмотрено
применение
информационно-
коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к
ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и
способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции,
изменить
структуру
мироощущения
посредством
проблемного
подхода
и
поисково-
исследовательской
деятельности,
позволяющей
выразить
эмоции
и
другие
содержания
психики.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является:
выявление индивидуальных возможностей воспитанника;
создание ситуации успеха в ходе образовательной деятельности;
использование нетрадиционных видов (опыты, эксперименты, экскурсии, игры -
путешествия, проблемные ситуации, игровые задания).
Реализация национально-регионального компонента представлена по следующим
направлениям:
рассматривание иллюстраций, картин;
использование подвижных, дидактических игр, физкультминуток народов Севера.
Особенности организации образовательного процесса
Организация
деятельности
взрослых
и
детей
по
реализации
и
освоению
образовательной
области
«Познавательное развитие» осуществляется в двух основных
моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение
образовательных
задач
осуществляется
в
ходе
организованной
детской
деятельности, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Одним
из
важных
средств
ознакомления
детей
с
окружающим
миром
является
наблюдения. Они проводятся ежедневно. Дети при этом должны обследовать предметы с
помощью
всех
анализаторов
и
пытаться
самостоятельно
сделать
элементарные
умозаключения.
Формы организации образовательного процесса
Содержание
работы
Формы работы
Форма
организации
детей
Организованная детская деятельность
«Ознакомление
с предметным и
социальным
окружением»
Познавательная беседа, наблюдения,
рассматривание картин, чтение художественных
произведений и иллюстраций, создание
специальных ситуаций, проектная и опытническая
деятельность, исследовательская деятельность,
подгрупповая
индивидуальная
просмотр видеофильмов и телепередач,
музыкально-дидактические игры, целевые
экскурсий и прогулки,, игры и развлечения,
трудовая и продуктивная деятельность,
проблемные ситуации, составление описательного
рассказа, презентации.
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная
деятельность,
ситуативно-деловое
общение
ребенка
и
взро слого;
совершенствуются
восприятие,
речь,
начальные
формы
произвольного
поведения,
игры,
наглядно-действенное мышление.
Основной
формой
мышления
становится
наглядно-действенная.
Ее
особенность
заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются
путем реального действия с предметами.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов
по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
появляются действия с предметами-заместителями.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость
чувств
и
желаний
от
ситуации.
Дети
легко
заражаются
эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность
поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются
чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок
осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Требования к результатам освоения образовательного компонента
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
образовательной области «Познавательное развитие»
К концу года ребёнок должен уметь:
Различать
и
называть
предметы
ближайшего
окружения:
игрушки,
предметы
мебели, одежды, посуды, виды транспорта.
Называть имена членов своей семьи и воспитателей.
Рассказывать о предметах, картинах, о событиях, датах.
Находить предметы по их названию, цвету, размеру.
Называть местоположение предмета.
Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом, детский
сад и групповую комнату.
Знать основные нормы и правила поведения в окружающей обстановке.
Содержание рабочей программы
№
Тема
Содержание учебного материала
1
«Ходим в гости».
Экскурсия по детскому
саду - кукла приглашает в
гости. (о)
Учить детей ориентироваться в помещении детского сада.
Познакомить с целевым назначением и функциями
отдельных помещений в группе и детском саду. Развивать
речевое общение. Воспитывать интерес к экскурсиям.
2
«Поможем зайцу сварить
суп из овощей для
нефтяников». (п)
Учить узнавать и называть овощи. Формировать умение
понимать и правильно выполнять задание,
активизировать в речи детей слово «овощи». Воспитывать
желание играть.
3
«Подарки от белочки» -
поможем белочке
разложить орешки и
шишки.(п)
Формировать первоначальные представления о лесе.
Развивать представления детей об окружающем мире
природы, речевую активность, память. Воспитывать
бережное отношение к природе.
4
«Ходим в гости».
Экскурсия в
методический кабинет -
кукла приглашает в гости.
(о)
Продолжать формировать знания детей о профессии
взрослых.
Развивать общительность, коммуникативные качества.
Воспитывать интерес к труду взрослых.
5
«Ходим в гости».
Экскурсия в медицинский
кабинет - поможем
медведю вылечить лапу.
(о)
Формировать знания детей о профессии врача. Развивать
и закреплять умения ориентироваться в помещении
детского сада. Воспитывать уважение к труду
медицинских работников.
6
«Ходим в гости».
Экскурсия в медицинский
кабинет (повторная) -
врач приглашает в
медицинский кабинет на
осмотр медвежонка. (о)
Закрепить знания детей о профессии врача. Развивать
наблюдательность, память, речь. Воспитывать
доброжелательность, уважение к труду взрослых.
7
«В гости к лесным
зверям» - в гостях у
сказки «Колобок». (о)
Формировать представление детей о непосредственном
окружении мира животных. Развивать речевую
активность, воображение, память. Воспитывать
доброжелательное отношение к животным.
8
«Ходим в гости».
Экскурсия в музыкальный
зал - кукла приглашает в
гости в музыкальный зал.
(о)
Формировать представления детей о назначении
музыкального зала. Развивать слуховое восприятие,
память детей, активизировать словарь. Воспитывать
любознательность.
9
«Путешествие. Станция
«Наша группа»» -
путешествуем по групповой
комнате на «поезде»
(песенка про поезд). (о)
Учить детей узнавать и называть предметы мебели. Развивать
речевую активность детей, умение ориентироваться в
пространстве.
Воспитывать бережное отношение к мебели, игрушкам.
1
0
«Подарки от медвежонка» -
поможем медвежонку
выбрать его любимую ягоду.
(п)
Продолжать формировать у детей первоначальные знания о
растительном мире. Развивать речь, умение называть
обобщающим словом растительные группы: деревья, трава,
ягоды. Воспитывать любовь к природе.
11
«Путешествие по
раздевалке» - поможем
кукле одеться на прогулку.
(п)
Учить детей запоминать последовательность одевания на
прогулку.
Развивать понимание речи взрослых, активизировать словарь.
Воспитывать бережное отношение к вещам.
1
2
«Ходим в гости». Экскурсия
в зеленую зону - кукла
приглашает в гости в
зеленую зону. (о)
Формировать представления детей об окружающем мире
природе.
Развивать умение рассматривать, наблюдать, активизировать
словарь. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1
3
«Игрушки с подарками».
(о)
Знакомить детей с лесными обитателями. Учить определять
текстуру предметов, их количество: много, один. Развивать
тактильное восприятие. Воспитывать интерес к животному
миру.
1
4
«Экзотические животные» -
поможем слоненку найти
друзей. (о)
Формировать представление детей о животных жарких стран.
Развивать наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать интерес и любовь к животным.
1
5
«Дом, в котором я живу». (о)
Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении:
узнавать свой дом, называть улицу. Развивать умение различать
и называть большой и маленький дом. Воспитывать любовь к
своему дому, к родному городу.
1
6
«Домашние птицы» - на
птицеферму к бабушке. (о)
Формировать знания детей о домашних птицах.
Развивать умение подбирать прилагательные для описания
внешности птиц. Воспитывать любовь к домашним птицам.
1
7
«Украшаем елочку
красивыми шариками». (п)
Сформировать у ребенка зрительное внимание; развивать
умение выполнять действие по образцу, узнавать и называть
елочные игрушки
1
8
«Гости» - к нам приехали
гости из жарких стран
встречать Новый год. (о)
Закрепить знание детей о животных, которые никогда не
видели зимы. Развивать память, активизировать в речи
обобщающее слово «животные». Воспитывать желание
проявлять заботу о животных.
1
9
«Кто что делает?» -
познакомимся с гостями
куклы. (п)
Закрепить и расширить представление детей о профессиях
взрослых.
Развивать связную речь, память, активизировать в речи слово
«профессии». Воспитывать интерес к трудовым действиям
взрослых.
2
0
«Музыкальные игрушки» –
поможем Маше
познакомиться с
музыкальными
инструментами. (п)
Формировать умение образовывать глаголы от названия
музыкальных инструментов (барабан - барабанит); обыгрывать
игру на музыкальных инструментах с помощью движений.
Закрепить в речи названия музыкальных инструментов.
Побуждать высказываться, делиться личными впечатлениями.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2
1
«Кому что нужно?» -
поможем куклам (шоферу,
врачу, повару) выбрать
предметы для работы,
которые перепутались в
коробке, пока их везли на
машине. (п)
Уточнить представления детей о трудовых действиях
взрослых, соотнесение орудий труда и профессий. Развивать
слуховое восприятие, речь, память. Воспитывать желание
выполнять посильные трудовые поручения.
2
2
«Ухаживаем за комнатным
растением» - научим куклу
ухаживать за комнатным
растением. (п)
Дать первоначальное представление о потребности растения в
воде, свете, тепле. Развивать сосредоточенность внимания,
речь.
Воспитывать желание ухаживать за растениями.
2
3
«На чем ездят люди» -
поможем куклам выбрать
средства передвижения.(п)
Продолжаем формировать и расширять представления детей о
транспорте. Развивать связную речь, умение понимать
обобщающее слово «транспорт». Воспитывать интерес к
наблюдаемому объекту.
2
4
«Машины» - научим кота
кататься на машине. (п)
Учить различать и называть машины по внешнему виду.
Закрепить знания детей о транспорте. Развивать представление
о назначении машины, активизировать словарь. Воспитывать
желание играть с машинами.
2
5
«Поможем лягушонку
доплыть на кораблике к
маме-лягушке». (п)
Учить подбирать глаголы. Формировать представление детей о
животных, которые живут в воде. Развивать речевое общение,
сенсорное восприятие, память. Воспитывать любовь к водным
обитателям.
2
6
«Весенний денек» -
поможем кукле отгадать
время года. (п)
Учить отвечать на вопросы по картинке. Продолжать
формировать представление детей о весенних изменениях в
природе. Развивать связную речь, память, мышление.
Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
2
7
«Познавательные забавы –
мыльные пузыри». (п)
Учить детей играть с мыльными пузырями. Развивать
представление детей о ближайшем непосредственном
окружении. Воспитывать желание быть всегда опрятными,
чистыми.
2
8
«Волшебная сосулька» -
поможем Винни-Пуху. (п)
Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении
формы – треугольник. Закрепить знание свойств льда:
холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода;
знание свойств воды: холодная, теплая. Способствовать
эмоциональному отклику на происходящее, создать хорошее
настроение.
2
9
«Путешествие в весенний
лес» - прогулка с зайчиком в
весенний лес. (о)
Продолжать формировать умение устанавливать связь
изменений в неживой природе с изменениями в жизни
животных весной.
Развивать речевую активность, воображение. Воспитывать
интерес к весеннему пробуждению природы, желание
любоваться ею.
3
0
«Мы встречаем птиц
весной».
(о)
Дать детям представление о перелетных птицах. Развивать
любознательность. Воспитывать желание помогать.
3
1
День космонавтики
«Познавательные забавы –
воздушные шары». (п)
Учить детей играть с воздушными шарами. Развивать
представление детей о ближайшем непосредственном
окружении. Воспитывать любознательность.
3
2
Всемирный день Земли
«Как елочка весну
встречает?» - поможем
зайчику отгадать, с какого
дерева веточка. (о)
Уточнить представление детей о весенних изменениях в живой
природе. Закреплять знания детей о деревьях. Развивать
мышление, речь, воображение. Воспитывать бережное
отношение к окружающей природе.
3
3
«Моя семья». (о)
Уточнять и обобщать знания детей о семье. Формировать
представления о составе семьи, используя фотографии членов
семьи ребенка. Воспитывать любовь, уважительное отношение
к членам семьи.
3
4
«Весенние забавы» - научим
куклу играть в мяч. (п)
Учить детей рассматривать картинки с изображением весенних
забав.
Развивать речевую активность, память, воображение.
Воспитывать интерес к прогулкам.
3
5
«Домик для одежды» -
покажем бабушкам и
дедушкам, как куклы умеют
раздеваться после прогулки.
(п)
Помочь детям запомнить последовательность раздевания
куклы после прогулки. Уточнить названия предметов одежды.
Развивать память, активизировать словарь. Воспитывать
аккуратность и опрятность.
3
6
«Приключения Капельки» -
путешествуем вместе с
капелькой. (о)
Продолжаем формировать знания детей о значении воды для
окружающего мира растений. Развивать восприятие цвета,
воображение, речь. Воспитывать бережное отношение к воде.
3
7
«Ладушки, ладушки» -
поможем куклам устроить
праздник. (п)
Вызывать у детей желание слушать потешку, подговаривать
слова; развивать воображение, упражнять в подборе
существительных к глаголу. Продолжать учить
классифицировать предметы по цвету.
Развивать представление об окружающем. Воспитывать
желание трудиться.
Способы проверки освоения содержания программы
Определение уровня овладения программы по познавательному развитию проводится
1 раз в год с использованием низко формализованных методов - наблюдение, беседа и в
форме индивидуальной работы, где в конце года выявляется уровень сформированности
знаний, умений, навыков по познавательному развитию.
Методика проведения обследования уровня освоения детьми 2 – 3 лет
программного материала по образовательному компоненту
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Задание 1
Цель: определение умения детей называть предметы ближайшего окружения.
Материал: набор предметных картинок по темам: «Посуда», «Одежда», «Мебель».
Содержание диагностического задания:
Задание: выбери картинки, на которых изображена посуда (мебель, одежда)
Вопросы:
-Для чего нужна посуда? (мебель, одежда).
- Какого цвета этот предмет?
Задание 2
Цель: определение умения детей определять свойства и качества предметов.
Материал: набор предметов разных по качествам (твердый, мягкий, тяжелый, легкий)
и свойствам (тонет, плывет).
Содержание диагностического задания:
Ребенку
предлагаются
игрушки,
различные
по
качеству
и
свойствам
(например,
резиновая игрушка, матрешка, пластмассовая машинка и т.д.)
Задание 3
Цель: определение умения детей называть имена членов своей семьи и воспитателей.
Содержание диагностического задания:
Предложить
детям
назвать
свое
имя,
фамилию,
имена
членов
своей
семьи
и
воспитателей.
Вопросы:
-Как тебя зовут?
-Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
-Как зовут воспитателей?
-Как зовут ребят из группы?
Оценка уровня освоения программного материала
2 балла (часто):
узнает и называет некоторые предметы ближайшего окружения;
называет имена членов своей семьи и воспитателей;
рассказывает о свойствах и качествах предметов.
1 балл (иногда):
ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, называя некоторые предметы
ближайшего окружения, членов семьи, воспитателей, но исправляет их самостоятельно;
рассказывает о свойствах и качествах предметов с помощью воспитателя.
0 баллов (крайне редко):
справляется с заданиями только с помощью взрослого;
допускает ошибки, называя некоторые предметы ближайшего окружения, членов
семьи, воспитателей;
не знает и не называет свойства и качества предметов.
Протокол обследования уровня освоения детьми 2-3 лет программного материала
образовательного компонента
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Первая младшая группа №_____ МБДОУ «Белоснежка»
Воспитатели _____________________________________
_____________________________________
№
п/п
ФИ ребенка
Предметное и социальное окружение
Итого
Предметное окружение
Социальное
окружение
Предметы
ближайшего
окружения
Свойства и
качества
предметов.
1
2
3
2 балла
1 балл
0 баллов
Литература и средства обучения
Методическая литература
1.
Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А
Васильевой.). - Мозайка-синтез, Москва, 2014
2.
Павлова
Л.
Н.
«Знакомим
малыша
с
окружающим
миром».
–
Москва:
Просвещение, 1987.
3.
Сотникова В.М. Самые маленькие в детском саду. - М.: Линка - Пресс, 2005.
4.
Алешина
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью. Младшая группа. - М.: ЦГЛ. - 2004 -112с.
Технические средства обучения
1.
Ноутбук
2.
Магнитофон
Учебно-наглядные пособия
1.
Игрушки – кукла, медвежонок, зайчик, матрешка.
2.
Сюжетные и предметные картинки по темам «Посуда», «Транспорт», «Одежда»,
«Мебель», «Город», «Больница».
3.
Кукольная посуда, кукольная мебель.
4.
Строительный материал.
5.
тазик, тряпка, фартук, мыло, мыльница, кружка, полотенце, мочалка.
6.
Кукла, халат, шапочка врача для воспитателя, инструменты для врача.
7.
Чудесный мешочек.
8.
Волшебная коробка.
9.
Мелкие предметы разных свойств и качеств.
Календарно – тематическое планирование
№
Планируем
ая дата
Фактическа
я дата
Тема
Мотивация
Словарь
Цель НОД
Содержание
с учетом
национально-регионального
компонента Компонент ДОУ
Материал
Сопутствующие
формы работы
1.
1 неделя
сентября
«Ходим в гости».
Экскурсия по детскому
саду - кукла приглашает
в гости.
Словарная работа:
1. Учить детей ориентироваться в
помещении детского сада.
2. Познакомить с целевым
назначением и функциями
отдельных помещений в группе и
1. Познакомить детей с
помещениями детского сада, их
расположением.
2. Рассматриваем прачечную,
Дидактическая
кукла, яблоки.
Беседа о детском саде,
рассматривание
иллюстраций.
2.
2 неделя
сентября
«Поможем зайцу
сварить суп из овощей
для нефтяников»
Словарная работа:
1. Учить узнавать и называть
овощи.
2. Формировать умение понимать
и правильно выполнять задание,
активизировать в речи детей слово
1. Рассматриваем и называем
овощи на картинке (морковь,
капуста, огурец, помидор,
картофель, лук, свекла).
2. Варим суп из овощей –
Игрушка заяц,
корзина с
овощами
(морковь,
капуста). Дид.
Наблюдения в огороде
детского сада.
3.
3 неделя
сентября
«Подарки от белочки» -
поможем белочке
разложить орешки и
шишки.
1. Формировать первоначальные
представления о лесе.
2. Развивать представления детей
об окружающем мире природы,
речевую активность, память.
1. Научить детей находить на
картинке и называть растения,
которые растут в лесу (деревья,
кусты, трава, шишки, орешки,
грибы).
Игрушка белочка,
корзинка с
шишками,
корзинка с
орехами. Орешки
Рассматривание
картины «Лес».
4.
4 неделя
сентября
«Ходим в гости».
Экскурсия в
методический кабинет -
кукла приглашает в
гости.
1. Продолжать формировать
знания детей о профессии
взрослых.
2. Развивать общительность,
коммуникативные качества.
1. Продолжать развивать умения
детей ориентироваться в
помещении детского сада,
определять этаж, на котором
находится методический кабинет.
Кукла, книги.
Рассказывание о
книгах, о библиотеке.
5.
5 неделя
сентября
«Ходим в гости».
Экскурсия в
медицинский кабинет -
поможем медведю
вылечить лапу.
1. Формировать знания детей о
профессии врача.
2. Развивать и закреплять умения
ориентироваться в помещении
детского сада.
1. В процессе экскурсии
ознакомить детей с
местонахождением медицинского
кабинета.
2. Дать первоначальное
Игрушка медведь,
витамины
Чтение стихотворения
А. Барто «Мишка».
6.
1 неделя
октября
«Ходим
в
го сти».
Э к с к у р с и я
в
медицинский
кабинет
( п о вт о р н а я )
-
в р а ч
п р и г л а ш а е т
в
1. Закрепить знания детей о
профессии врача.
2. Развивать наблюдательность,
память, речь.
3. Воспитывать
1. Рассматриваем и называем
предметы, которые находятся в
аптечке врача (бинт, вата, йод,
градусник), с помощью которых,
врач вылечил лапу медвежонку.
Игрушка медведь,
витамины.
Чтение сказки К.
Чуковского «Доктор
Айболит»
Чтение
Стихотворение А.
7.
2 неделя
октября
«В гости к лесным
зверям» - в гостях у
сказки «Колобок».
Словарная работа:
1. Формировать представление
детей о непосредственном
окружении мира животных.
2. Развивать речевую активность,
воображение, память.
1. Рассказываем сказку с показом
настольного театра.
2. Рассматриваем и называем
животных, известных по сказкам
(медведь, заяц, волк, лиса, белка,
Игрушка колобок.
Дид. пособие
«Дикие
животные».
Чтение сказки
«Колобок».
8.
3 неделя
октября
«Ходим в гости».
Экскурсия в
музыкальный зал -
кукла приглашает в
гости в музыкальный
1. Формировать представления
детей о назначении музыкального
зала.
2. Развивать слуховое восприятие,
память детей, активизировать
1. Познакомить детей с
помещением, в котором проходят
музыкальные праздники и
развлечения.
2. Рассматриваем и называем
Кукла,
музыкальные
инструменты
Рассказывание о
музыке, слушание
музыки, игра на
музыкальных
инструментах.
9.
4 неделя
октября
«Путешествие. Станция
«Наша группа»» -
путешествуем по
групповой комнате на
«поезде» (песенка про
1. Учить детей узнавать и называть
предметы мебели.
2. Развивать речевую активность
детей, умение ориентироваться в
пространстве.
1. Поможем медвежонку получше
узнать группу.
2. Вспомним общее
предназначение групповой
комнаты (в группе мы играем,
Игрушка медведь.
Игрушка с
игровых уголков.
Рассматривание
картинок из дид.
пособия «Мебель».
10.
1 неделя
ноября
«Подарки от
медвежонка» - поможем
медвежонку выбрать его
любимую ягоду.
1. Продолжать формировать у
детей первоначальные знания о
растительном мире.
2. Развивать речь, умение называть
обобщающим словом
1. Рассмотреть картинки из серии
«Ягоды», «Деревья».
2. Найти и назвать по картинке
деревья (ель, сосна, береза), ягоды
(брусника, клюква, черника,
Игрушка
медвежонок. Дид.
пособие «Ягоды»,
«Деревья». Ягоды
брусники в
Рассматривание
картины «Лес». П/и «У
медведя во бору».
И/у «Мишка
косолапый».
11.
2 неделя
ноября
«Путешествие по
раздевалке» - поможем
кукле одеться на
прогулку.
1. Учить детей запоминать
последовательность одевания на
прогулку.
2. Развивать понимание речи
взрослых, активизировать словарь.
1. Находим шкафчик «домик для
одежды».
2. Рассматриваем его, объясняем,
что в «домике для одежды» -
шкафчике хранят одежду, у каждой
Дидактическая
кукла в одежде,
одежда для детей
Рассматривание
картинок из
дидактического
пособия «Одежда»,
«Мебель»
12.
3 неделя
ноября
«Ходим в гости».
Экскурсия в зеленую
зону - кукла риглашает в
гости в зеленую зону.
1. Формировать представления
детей об окружающем мире
природе.
2. Развивать умение
рассматривать, наблюдать,
1. Рассматриваем комнатные
растения (называем цвет листьев -
зеленый).
2. Наблюдаем за рыбками в
аквариуме. Называем цвет, части
Кукла.
Игры с водой: «Ловись
рыбка!», «Где живет
рыбка?»
13.
4 неделя
ноября
«Игрушки с
подарками».
Словарь: гладкая,
шершавая, много, один.
1. Знакомить детей с лесными
обитателями.
2. Учить определять текстуру
предметов, их количество: много,
один..
1. Сюрпризный момент – в гости к
детям пришли игрушки (белочка,
зайчик, медведь).
2. Каждая игрушка приносит
подарки: белочка – шишки, зайка –
Игрушки: белочка,
зайка, медведь,
морковь, шишки,
ягоды.
Рассматривание
иллюстраций лесных
животных.
14.
1 неделя
декабря
«Экзотические
животные» - поможем
слоненку найти друзей.
Словарная работа: слон,
1. Формировать представление
детей о животных жарких стран.
2. Развивать наблюдательность,
активизировать словарь.
3. Воспитывать интерес и любовь
1. Рассматриваем картинки из дид.
пособия «Животные жарких
стран».
2. Называем животных (слон,
жираф, крокодил, обезьяна,
Игрушка слон.
Дид. пособие
«Животные
жарких стран»
Д/и «Зоопарк».
15.
2 неделя
декабря
«Дом, в котором я
живу».
Словарь: город, адрес,
улица.
1. Учить детей ориентироваться в
ближайшем окружении: узнавать
свой дом, называть улицу.
2. Развивать умение различать и
называть большой и маленький
1. Беседа о родном городе, доме.
Воспитатель знакомит детей с
названием города, в котором они
живут. Говорит детям, что они
тоже жители города. Воспитатель
Фотографии
зданий
ближайшего
окружения
детского сада.
Предлагает детям
рассмотреть дома на
фотографиях. Игры со
строительным
материалом
16.
3 неделя
декабря
«Домашние птицы» - на
птицеферму к бабушке.
Словарная работа:
курица, цыплята,
1. Формировать знания детей о
домашних птицах.
2. Развивать умение подбирать
прилагательные для описания
внешности птиц.
1. Рассматриваем и называем
домашних птиц на картинках:
курица, цыпленок, петушок, утка,
гусь..
2. Узнаем и выделяем характерные
Игрушка бибабо
бабушка.
Дид. пособие
«Домашние
птицы»
Чтение потешки
«Курочка хохлатка»,
«Петушок, петушок..»
17.
4 неделя
декабря
«Украшаем елочку
красивыми шариками».
Словарь: елочка, шарик,
красный, желтый,
Сформировать у ребенка
зрительное внимание; развивать
умение выполнять действие по
образцу, узнавать и называть
елочные игрушки
1. Сюрпризный момент «В гости
елочка пришла».
2. Рассматривание елочки,
определить, что иголочки колючие.
3. Рассматривание шариков,
Елка,
разноцветные
шары.
Рассматривание
иллюстраций о
празднике.
18.
5 неделя
декабря
«Гости» - к нам
приехали гости из
жарких стран
встречать Новый год.
1. Закрепить знание детей о
животных, которые никогда не
видели зимы.
2. Развивать память,
активизировать в речи
1. Рассматриваем и называем
животных (слон, жираф, крокодил,
обезьяна, попугай, змея, черепаха).
2. Перечислим отличительные
особенности внешнего вида
Игрушки
животных: слон,
жираф, крокодил,
обезьяна, попугай,
змея, черепаха.
Рассматривание дид.
пособия «Животные
жарких стран».
19.
3 неделя
января
«Кто что делает?» -
познакомимся с гостями
куклы.
Словарная работа:
1. Закрепить и расширить
представление детей о профессиях
взрослых.
2. Развивать связную речь, память,
активизировать в речи слово
1. Рассматриваем картинки с
изображением людей разных
профессий (врач, повар, шофер).
2. Уточнить и назвать трудовые
действия людей на картинке (врач
Дид. куклы повар,
врач, шофер.
Дид. пособие
«Профессии».
Экскурсия в
медицинский кабинет,
на кухню.
20.
4 неделя
января
«Музыкальные
игрушки» – поможем
Маше познакомиться с
музыкальными
инструментами.
1. Формировать умение
образовывать глаголы от названия
музыкальных инструментов
(барабан - барабанит); обыгрывать
игру на музыкальных
1. Встреча с зайкой.
2. Музыкальная игра-знакомство с
музыкальными инструментами.
3. Музыкально-дидактическая игра
«Оркестр».
Музыкальный
домик,
музыкальные
инструменты,
игрушечный заяц,
Игры с музыкальными
инструментами.
21.
1 неделя
февраля
«Кому что нужно?» -
поможем куклам
(шоферу, врачу, повару)
выбрать предметы для
работы, которые
1. Уточнить представления детей о
трудовых действиях взрослых,
соотнесение орудий труда и
профессий.
2. Развивать слуховое восприятие,
1. Рассматриваем и называем
предметы (орудия труда), которые
лежат в коробке (градусник,
витамины, молоток, отвертка,
ключ, кастрюля, посуда).
Д/ куклы: повар,
врач, шофер.
Коробка с
предметами
(градусник,
С/р игры в свободной
деятельности.
22.
2 неделя
февраля
«Ухаживаем за
комнатным растением» -
научим куклу ухаживать
за комнатным
растением.
1. Дать первоначальное
представление о потребности
растения в воде, свете, тепле.
2. Развивать сосредоточенность
внимания, речь.
1. Рассматриваем комнатное
растение с вялыми, опущенными
листочками.
2. Уточним представление детей о
частях растения (стебель, листья,
Игрушка кукла.
Комнатное
растение.
Поливаечка с
водой.
Наблюдения в зеленой
зоне д/с.
23.
3 неделя
февраля
«На чем ездят люди» -
поможем куклам
выбрать средства
передвижения.
1. Продолжаем формировать и
расширять представления детей о
транспорте.
2. Развивать связную речь, умение
понимать обобщающее слово
1. Рассматриваем и называем виды
транспорта (машина, поезд,
самолет, автобус).
2. Закрепить обобщающее слово
«транспорт».
Игрушки куклы.
Дид. пособие
«Транспорт».
Наблюдения на
прогулке за
транспортом.
24.
4 неделя
февраля
«Машины» - научим
кота кататься на
машине.
Словарная работа:
1. Учить различать и называть
машины по внешнему виду.
2. Закрепить знания детей о
транспорте.
3. Развивать представление о
1. Рассматриваем и называем
транспорт (машина, грузовик,
поезд, самолет, автобус).
2. Уточнить основные части
машины (кабина, руль, кузов,
Игрушки машина,
кот.
Наблюдения на
прогулке за
транспортом.
25.
1 неделя
марта
«Поможем лягушонку
доплыть на кораблике к
маме-лягушке»
Словарная работа:
1. Учить подбирать глаголы.
2. Формировать представление
детей о животных, которые живут
в воде.
3. Развивать речевое общение,
1. Рассматриваем картинки из
серии «Водные обитатели».
2. Называем животных и среду их
обитания (лягушка, черепаха,
рыбка, дельфин, - живут в воде).
Игрушка
лягушонок.
Дид. пособие
«Водные
обитатели».
Игры с водой.
26.
2 неделя
марта
«Весенний денек» -
поможем кукле отгадать
время года.
Словарная работа:
1. Учить отвечать на вопросы по
картинке.
2. Продолжать формировать
представление детей о весенних
изменениях в природе.
1. Рассматриваем картинки с дид.
пособия «Весна».
Называем время года (весна).
2. Отмечаем изменения в природе
(больше солнечных дней, стало
Дид. кукла.
Дид пособие
«Весна».
Наблюдения на
прогулке.
27.
3 неделя
марта
«Познавательные забавы
– мыльные пузыри».
Словарь: мыльные
пузыри, легкие,
1. Учить детей играть с мыльными
пузырями.
2. Развивать представление детей о
ближайшем непосредственном
окружении.
1. Беседа с детьми «Как мы моем
руки. Мыло – наш первый
помощник».
2. Сюрпризный момент «В гости
мыло к нам пришло».
Мыльные пузыри,
мыло.
Беседы с детьми о
чистоте, гигиене.
28.
4 неделя
марта
«Волшебная сосулька» -
поможем Винни-Пуху.
Словарь: сосулька,
треугольник,
1. Учить детей рисовать сосульку,
упражнять в изображении формы –
треугольник.
2. Закрепить знание свойств льда:
холодный, прозрачный, в тепле лед
1. Встреча с Вини – Пухом.
2. Рисование сосульки на бумаге
синего цвета.
3. Опыт с сосулькой.
4. Подведение итога. Прощание с
сосулька, пустая
тарелочка, гуашь,
кисточки,
стаканчики с
водой, листы
наблюдение за
сосульками на
прогулке,
рассматривание
сосулек, иллюстраций
29.
5 неделя
марта
«Путешествие в
весенний лес» -
прогулка с зайчиком в
весенний лес.
1. Продолжать формировать
умение устанавливать связь
изменений в неживой природе с
изменениями в жизни животных
весной.
1. Обратить внимание, что
«шубка» зайчика изменила цвет –
серый.
2. Под музыку «звуков природы»
рассматриваем и любуемся
Игрушки заяц,
медведь.
Дид. пособие
«Весна».
Аудиозапись
Рассматривание
иллюстраций,
слушание звуков
природы.
30.
1 неделя
апреля
«Мы встречаем птиц
весной».
Словарь: скворечник,
прилетели, высоко.
1. Дать детям представление о
перелетных птицах.
2. Развивать любознательность.
3. Воспитывать желание помогать.
1. Сюрпризный момент – прилетел
грач.
2. Первая весенняя птица – грач.
3. Друзья грача – скворцы.
Рассматривание скворечника.
Птица,
скворечник.
Беседа о птицах,
рассматривание
иллюстраций.
31.
2 неделя
апреля
День космонавтики
«Познавательные забавы
– воздушные шары».
Словарь:
воздушные
1. Учить детей играть с
воздушными шарами.
2. Развивать представление детей о
ближайшем непосредственном
окружении.
1. Беседа с детьми на тему «Кто
летает в небе».
2. Рассматривание резиновых
игрушек.
3. Сюрпризный момент
Воздушные шары.
Беседа с детьми о
самолетах, ракетах, о
космосе.
32.
3 неделя
апреля
Всемирный день Земли
«Как елочка весну
встречает?» - поможем
зайчику отгадать, с
какого дерева веточка.
1. Уточнить представление детей о
весенних изменениях в живой
природе.
2. Закреплять знания детей о
деревьях.
1. Рассматриваем и называем
деревья (ель, береза, сосна).
2. Уточнить представления о том,
что дерево это растение.
3. Называем его части (ствол,
Игрушка зайчик.
Дид. пособие
«Деревья».
Наблюдения на
прогулке.
33.
4 неделя
апреля
«Моя семья».
Словарь: семья, близкие,
родные.
1. Уточнять и обобщать знания
детей о семье.
2. Формировать представления о
составе семьи, используя
фотографии членов семьи ребенка.
1. Сюрпризный момент: «В гости к
бабушке на поезде».
2. Рассматривание альбомов с
фотографиями «Моя семья».
3. Игра – упражнение «С кем я
Альбомы с
семейными
фотографиями.
Рассматривание
семейных фотографий,
беседы о семье.
34.
1 неделя
мая
«Весенние забавы» -
научим куклу играть в
мяч.
Словарная работа:
1. Учить детей рассматривать
картинки с изображением
весенних забав.
2. Развивать речевую активность,
память, воображение.
1. Рассматриваем картинки с
изображением весенних забав
(дети катаются на качелях,
пускают кораблики, играют в мяч).
2. Поощрять попытки детей
Дид. Кукла, мяч.
Дид. пособие
«Весенние
забавы».
Наблюдения на
прогулке, за играми
старших детей.
35.
2 неделя
мая
«Домик для одежды» -
покажем бабушкам и
дедушкам, как куклы
умеют раздеваться после
прогулки.
1. Помочь детям запомнить
последовательность раздевания
куклы после прогулки.
2. Уточнить названия предметов
одежды.
1. Рассматриваем и называем
одежду куклы.
2. Учить находить «домик для
одежды» (шкафчик), вешать и
складывать одежду в шкафчик
Дид. кукла в
весенней одежде.
Наблюдения на
прогулке.
36.
3 неделя
мая
«Приключения
Капельки» -
путешествуем вместе с
капелькой.
1. Продолжаем формировать
знания детей о значении воды для
окружающего мира растений.
2. Развивать восприятие цвета,
воображение, речь.
1. Рассматриваем комнатные
растения, называем их части
(корень, лист, стебель, цветок),
выделяем признаки сходства и
различия.
Игровой персонаж
Капелька.
Комнатные
растения,
полеваечка с
Наблюдение в зеленой
зоне д/с.
Чтение рассказа К.
Чуковского
«Мойдодыр».
37.
4 неделя
мая
«Ладушки, ладушки» -
поможем куклам
устроить праздник.
Словарь: оладушки,
1. Вызывать у детей желание
слушать потешку, подговаривать
слова; развивать воображение,
упражнять в подборе
существительных к глаголу.
1. Чтение потешки.
2. Дыхательное упражнение
«Подуем на оладушек».
3. Хороводная игра «Каравай».
4. Пальчиковая гимнастика:
Тарелка с
оладушками,
картинка с
изображением,
игровой уголок с
С/р и «Напоим куклу
чаем».