Автор: Витковская Алёна Игоревна
Должность: учитель географии, физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Спеховская СОШ"
Населённый пункт: п. Куженкино, Бологовский район, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "К вопросу об особенностях организации работы школьного метеорологического кружка"
Раздел: среднее образование
К вопросу об особенностях организации работы школьного
метеорологического кружка
Ценность данной программы заключается в том, что учащиеся
получают возможность посмотреть на знакомые явления с позиции ученых,
ощутить
весь
спектр
требований
к
научному
исследованию.
Она
способствует
ознакомлению
с
организацией
коллективного
и
индивидуального
исследования,
обучению
в
действии,
побуждает
к
наблюдениям и анализу, опирается на собственный жизненный опыт,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Таким
образом, программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы
Метеорологический кружок «Флюгер», рассчитан на обучающихся 6
классов. Вести его в начальной школе не имеет смысла, т.к. дети не имеют
необходимых знаний, навыков в области географии, биологии, экологии и
иных дисциплин, важных для занятий исследовательской работой.
Цель создания кружка – создание условий для индивидуального
развития учащихся в избранной сфере познавательных интересов.
Задачи кружка:
1.
Образовательные: показать возможности применения знаний и
умений, приобретенных на уроках географии при изучении раздела «Атмо-
сфера», для решения практических задач, сформировать навыки работы с
метеорологическими приборами, научить устанавливать причинно-след-
ственные связи между элементами погоды и на этой основе прогнозировать
её изменения, познакомить учащихся с профессией метеоролога.
2.
Развивающие: приобщить учащихся к участию в исследователь-
ской и проектной деятельности, развивать у детей субъективно новые спосо-
бы познавательной деятельности, связанные с проведением самостоятельных
наблюдений, получением, обработкой и анализом полученной информации,
формировать навыки регулятивной деятельности (ставить учебную задачу,
планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной за-
дачей);
3.
Воспитательные: укрепить познавательные мотивы к овладению
знаниями об окружающей среде, развивать опыт неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества.
Ценность данной программы заключается в том, что учащиеся получа-
ют возможность посмотреть на знакомые явления с позиции ученых, ощу-
тить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследова-
ния, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и анализу, опирается
на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и ин-
дивидуальную деятельность. Таким образом, программа позволяет реализо-
вать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориенти-
рованный и деятельностный подходы.
Главной задачей кружка «Флюгер» является, воспитание научного ин-
тереса у школьников, экологического воспитания и т. д. Все это станет воз-
можным. Если дополнить урочную деятельность внеурочной. Программа
данного кружка расширяет общий кругозор и повышает уровень эрудиции
детей. Метеорологический кружок «Флюгер» рассчитан на 24 часа, всего 12
занятий по 2 часа. Он реализуется на этапе основного общего образования в 6
классе.
Результаты обучения:
1.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отно-
шение к другому человеку; сформированы основы экологической культуры;
любовь к Родине и взаимное уважение; осознание значимости атмосферы,
как части географической оболочки.
2.
Метапредметные: уметь вычленять главное; находить отличи-
тельные черты; проводить анализ текста; выполнять логические операции;
координировать свои действия по времени.
3.
Предметные: различает причины происхождения атмосферных
явлений; умеет объяснять закономерности распространения осадков, темпе-
ратуры и т. д.; умеет различать природу стихийных бедствий.
Таблица 1
Тематическое планирование занятий кружка
№
Тема занятия
Методы и формы организации учебно-
го процесса
Планируемый результат (фор-
мируемые умения)
1
Введение.
«Я
–
метеоролог»
Вводное слово учителя. Просмотр ви-
деофильма. «Как это устроено. Метео-
станция». Обсуждение. Планирование
работы кружка
Высказывать
свои
мысли,
предложения для интересной
работы кружка.
2
Температура
воз-
духа
Эвристическая беседа. Практическая
работа с приборами, измерение соот-
ветствующего элемента погоды.
Применять на практике теоре-
тические знания. Общаться,
работать в группе, помогать
товарищам
3
Атмосферное дав-
ление
Эвристическая беседа. Практическая
работа с приборами, измерение соот-
ветствующего элемента погоды.
Применять на практике теоре-
тические знания. Общаться,
работать в группе, помогать
товарищам.
4
Облачность, влаж-
ность, осадки
Эвристическая беседа. Наблюдение,
практическая
работа
с
приборами,
описание и измерение соответствую-
щих элементов погоды.
Применять на практике теоре-
тические знания. Общаться,
работать в группе, помогать
товарищам.
5
Ветер
Эвристическая беседа. Практическая
работа
с
приборами,
измерение
направления и скорости ветра.
Применять на практике теоре-
тические знания. Общаться,
работать в группе, помогать
товарищам
6-7
Наблюдение и ана-
лиз погоды
Практические работы: построение гра-
фиков температур и осадков, розы вет-
ров (графическое моделирование). Ис-
следовательская деятельность: анализ
парных зависимостей между метеоро-
логическими элементами
Обобщать, систематизировать
и анализировать информацию,
полученную в ходе наблюде-
ний за погодой. Сопоставлять,
исследовать,
предполагать,
устанавливать взаимосвязи.
8
Синоптическая
карта
Рассказ учителя. Практическая работа:
описание погоды по синоптической
карте.
Извлекать информацию из но-
вого источника
9
Прогноз погоды
Рассказ учителя, эвристическая бесе-
да. Практическая работа: составление
прогноза погоды на следующий день.
Осуществлять прогнозную де-
ятельность на основе имею-
щейся информации дискути-
ровать, отстаивать свою точку
зрения.
10
Погода и человек
Работа учащихся с дополнительными
источниками информации, в том числе
в сети Интернет. Подготовка сообще-
ний, выступление перед товарищами в
группе.
Отбирать и систематизировать
информацию в соответствии с
задачей, делать публичное вы-
ступление, задавать вопросы и
отвечать на вопросы
11
Итоговая
проект-
ная работа
Обсуждение различных вариантов со-
держания и формы итогового проекта.
Планирование совместной деятельно-
сти по реализации проекта: определе-
ние задач и распределение обязанно-
стей.
Высказывать
свои
мысли,
предложения
для
создания
проекта. Осуществлять сов-
местное
планирование
дея-
тельности. распределять обя-
занности, ставить цели и вы-
полнять их
12
Итоговая
проект-
ная работа
Коллективная работа над проектом,
оформление и представление Атласа
погод своей местности. Подведение
итогов занятий кружка.
Презентовать продукт своего
труда.
Оценивать
собствен-
ную и коллективную работу.
Основным планируемым результатом работы кружка должно стать
формирование инициативной группы обучающихся, которые в дальнейшем
будут работать в постоянной сети наблюдений за состоянием атмосферы на
школьной метеостанции.