Напоминание

"К вопросу об особенностях организации работы школьного метеорологического кружка"


Автор: Витковская Алёна Игоревна
Должность: учитель географии, физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Спеховская СОШ"
Населённый пункт: п. Куженкино, Бологовский район, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "К вопросу об особенностях организации работы школьного метеорологического кружка"
Раздел: среднее образование





Назад




К вопросу об особенностях организации работы школьного

метеорологического кружка

Ценность данной программы заключается в том, что учащиеся

получают возможность посмотреть на знакомые явления с позиции ученых,

ощутить

весь

спектр

требований

к

научному

исследованию.

Она

способствует

ознакомлению

с

организацией

коллективного

и

индивидуального

исследования,

обучению

в

действии,

побуждает

к

наблюдениям и анализу, опирается на собственный жизненный опыт,

позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Таким

образом, программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время

компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Метеорологический кружок «Флюгер», рассчитан на обучающихся 6

классов. Вести его в начальной школе не имеет смысла, т.к. дети не имеют

необходимых знаний, навыков в области географии, биологии, экологии и

иных дисциплин, важных для занятий исследовательской работой.

Цель создания кружка – создание условий для индивидуального

развития учащихся в избранной сфере познавательных интересов.

Задачи кружка:

1.

Образовательные: показать возможности применения знаний и

умений, приобретенных на уроках географии при изучении раздела «Атмо-

сфера», для решения практических задач, сформировать навыки работы с

метеорологическими приборами, научить устанавливать причинно-след-

ственные связи между элементами погоды и на этой основе прогнозировать

её изменения, познакомить учащихся с профессией метеоролога.

2.

Развивающие: приобщить учащихся к участию в исследователь-

ской и проектной деятельности, развивать у детей субъективно новые спосо-

бы познавательной деятельности, связанные с проведением самостоятельных

наблюдений, получением, обработкой и анализом полученной информации,

формировать навыки регулятивной деятельности (ставить учебную задачу,

планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной за-

дачей);

3.

Воспитательные: укрепить познавательные мотивы к овладению

знаниями об окружающей среде, развивать опыт неформального общения,

взаимодействия, сотрудничества.

Ценность данной программы заключается в том, что учащиеся получа-

ют возможность посмотреть на знакомые явления с позиции ученых, ощу-

тить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует

ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследова-

ния, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и анализу, опирается

на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и ин-

дивидуальную деятельность. Таким образом, программа позволяет реализо-

вать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориенти-

рованный и деятельностный подходы.

Главной задачей кружка «Флюгер» является, воспитание научного ин-

тереса у школьников, экологического воспитания и т. д. Все это станет воз-

можным. Если дополнить урочную деятельность внеурочной. Программа

данного кружка расширяет общий кругозор и повышает уровень эрудиции

детей. Метеорологический кружок «Флюгер» рассчитан на 24 часа, всего 12

занятий по 2 часа. Он реализуется на этапе основного общего образования в 6

классе.

Результаты обучения:

1.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отно-

шение к другому человеку; сформированы основы экологической культуры;

любовь к Родине и взаимное уважение; осознание значимости атмосферы,

как части географической оболочки.

2.

Метапредметные: уметь вычленять главное; находить отличи-

тельные черты; проводить анализ текста; выполнять логические операции;

координировать свои действия по времени.

3.

Предметные: различает причины происхождения атмосферных

явлений; умеет объяснять закономерности распространения осадков, темпе-

ратуры и т. д.; умеет различать природу стихийных бедствий.

Таблица 1

Тематическое планирование занятий кружка

Тема занятия

Методы и формы организации учебно-

го процесса

Планируемый результат (фор-

мируемые умения)

1

Введение.

«Я

метеоролог»

Вводное слово учителя. Просмотр ви-

деофильма. «Как это устроено. Метео-

станция». Обсуждение. Планирование

работы кружка

Высказывать

свои

мысли,

предложения для интересной

работы кружка.

2

Температура

воз-

духа

Эвристическая беседа. Практическая

работа с приборами, измерение соот-

ветствующего элемента погоды.

Применять на практике теоре-

тические знания. Общаться,

работать в группе, помогать

товарищам

3

Атмосферное дав-

ление

Эвристическая беседа. Практическая

работа с приборами, измерение соот-

ветствующего элемента погоды.

Применять на практике теоре-

тические знания. Общаться,

работать в группе, помогать

товарищам.

4

Облачность, влаж-

ность, осадки

Эвристическая беседа. Наблюдение,

практическая

работа

с

приборами,

описание и измерение соответствую-

щих элементов погоды.

Применять на практике теоре-

тические знания. Общаться,

работать в группе, помогать

товарищам.

5

Ветер

Эвристическая беседа. Практическая

работа

с

приборами,

измерение

направления и скорости ветра.

Применять на практике теоре-

тические знания. Общаться,

работать в группе, помогать

товарищам

6-7

Наблюдение и ана-

лиз погоды

Практические работы: построение гра-

фиков температур и осадков, розы вет-

ров (графическое моделирование). Ис-

следовательская деятельность: анализ

парных зависимостей между метеоро-

логическими элементами

Обобщать, систематизировать

и анализировать информацию,

полученную в ходе наблюде-

ний за погодой. Сопоставлять,

исследовать,

предполагать,

устанавливать взаимосвязи.

8

Синоптическая

карта

Рассказ учителя. Практическая работа:

описание погоды по синоптической

карте.

Извлекать информацию из но-

вого источника

9

Прогноз погоды

Рассказ учителя, эвристическая бесе-

да. Практическая работа: составление

прогноза погоды на следующий день.

Осуществлять прогнозную де-

ятельность на основе имею-

щейся информации дискути-

ровать, отстаивать свою точку

зрения.

10

Погода и человек

Работа учащихся с дополнительными

источниками информации, в том числе

в сети Интернет. Подготовка сообще-

ний, выступление перед товарищами в

группе.

Отбирать и систематизировать

информацию в соответствии с

задачей, делать публичное вы-

ступление, задавать вопросы и

отвечать на вопросы

11

Итоговая

проект-

ная работа

Обсуждение различных вариантов со-

держания и формы итогового проекта.

Планирование совместной деятельно-

сти по реализации проекта: определе-

ние задач и распределение обязанно-

стей.

Высказывать

свои

мысли,

предложения

для

создания

проекта. Осуществлять сов-

местное

планирование

дея-

тельности. распределять обя-

занности, ставить цели и вы-

полнять их

12

Итоговая

проект-

ная работа

Коллективная работа над проектом,

оформление и представление Атласа

погод своей местности. Подведение

итогов занятий кружка.

Презентовать продукт своего

труда.

Оценивать

собствен-

ную и коллективную работу.

Основным планируемым результатом работы кружка должно стать

формирование инициативной группы обучающихся, которые в дальнейшем

будут работать в постоянной сети наблюдений за состоянием атмосферы на

школьной метеостанции.



В раздел образования