Системно-деятельностный подход в формировании целостной картины мира
Автор: Харченко Татьяна Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКБДОУ д/с №488 Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: методическая разработка Тема: Системно-деятельностный подход в формировании целостной картины мира Раздел: дошкольное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь
–
одна
из
основных
психических
функций
человека.
Чтобы
дошкольники смогли понять какие-либо объяснения, слова, которые они слышат
от взрослых, необходимо подкрепление восприятием явлений и предметов. Опыт,
который приобретет воспитанник в дошкольный период, создаст благоприятные
условия для перехода ребенка к приобретению разнообразных и сложных умений
и знаний, к наиболее трудным видам деятельности, необходимых при дальнейшем
обучении в школе.
В практике наиболее часто встречаются дети, имеющие нарушение речи,
осложненные минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточностью
звукопроизносительной и просодической стороны речи, наблюдаются обычно не
резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности,
эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства. Их моторика
отличается
недостаточной
координированностью,
заметно
отставание
от
сверстников
по
ловкости
и
точности
движений,
с
задержкой
развивается
готовность
руки
к
письму.
Для
многих
детей
характерно
замедленное
формирование
пространственно-временных
представлений.
Наряду
с
расстройствами фонетической и просодической стороны часто наблюдается общее
недоразвитие речи (ОНР). Нарушения функционирования отдельных элементов
речевого процесса в случаях психофизиологических отклонений развития речи
оказывает негативное влияние на формирование речевой и речемыслительной
деятельности.
В
последнее
время
специалисты
утверждают,
что
традиционные
общепринятые
психолого-педагогические
методы,
позволяющие
эффективно
воздействовать
на
тот
или
иной
дефицит
ребенка
непосредственно
по
типу
«симптом-мишень»,
во
многих
случаях
не
дают
ожидаемого
результата
и
в
2
процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Причинойнарушений в
развитии
(в
том
числе
и
речевом)
у
детей
дошкольного
возраста
является
несформированность
интегративной
деятельности
различных
анализаторных
систем. А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова показали, что эффективность коррекционно-
развивающей
работы
находится
в
тесной
зависимости
от
сформированности,
прочности и подвижности интегративного межанализаторного взаимодействия.
По мнению С.Л. Рубинштейна основу психического развития людей составляют
не
сами
по
себе
слова,
речь,
языковые
знаки,
а
изначально
практическая
деятельность
детей
и
взрослых
(игровая,
трудовая,
исследовательская),
неразрывно связанная с общением. Органы внешних чувств - орудие познания, и в
развитии речи ребенка именно они играют главнейшую роль. Сенсорное и речевое
развитие происходит в тесной взаимосвязи, а потому работу по развитию речи
нельзя
отрывать
от
активной
деятельности
органов
чувств
и
восприятий.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, на
основе многолетних наблюдений высказано предположение о том, что развитие
детей с нарушением речи будет успешным при условии развития партнерских
отношений в образовательном процессе, когда усилия педагогов, родителей, детей
направлены
на
создание
общего
продукта.
Общество
через
институт
семьи,
образовательные
учреждения
создает
условия
для
деятельностного
освоения
детьми мира, культуры. Вне активного взаимодействия с предметами культуры,
вне
деятельности
субъекта
овладеть
способами
культуры
невозможно,
невозможно развитие психики.Именно развитие смыслового содержания лежит в
основе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. В основе
разработанной
технология
«Формирование
осмысленного
восприятия
окружающего
мира
у
детей
с
нарушением
речи»
лежитсистемно
-
деятельностныйподход.Активное
ознакомление
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
окружающим
миром,
развитие
речевой
системы
родного
языка,формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и
личностных
качеств,
предпосылки
к
учебной
деятельности,
-определяют
3
содержание и организацию образовательного процесса для детей с речевыми
нарушениями.Потребностьребенка в исследовании нового пространства является
основой
для
включения
детей
в
познавательную
деятельность
.
Уникальность
технологии состоит в том, что дошкольники получают возможность сенсорного и
эмоционального развития, овладевают умением использовать полученные знания
на практике, понимая смысл неразрывного единства культурнойсреды и человека.
Технология « Формирование осмысленного восприятия окружающего мира у детей
с нарушением речи» включена всодержательный раздел ООП МКДОУ д/с №488 в
главу «Образовательная деятельность по профессиональной коррекции речевых
нарушений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста»
(рабочая
коррекционная
программа, которая разработана на основе «Программы логопедической работы
по
преодолению
общего
недоразвития
речи.
Т.Б.
Филичева,
Г.В.
Чиркина.-
М.:Просвещение, 2009г., Программно-методических рекомендаций «Воспитание и
обучение
детей
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи»
Т.Б.
Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г.,)предназначена
для
развития,
обучения
и
воспитания
детей
5-7
лет,
имеющих
речевые
нарушения.Технология решает проблему интеграции основной образовательной
программы ДОУ,обеспечивает социальную успешность, способствует сохранению
и
укреплению
здоровья
во спитанников,коррекции
п с и хо р еч е в о го
развития.Непосредственно
образовательная
деятельность
рассматривается
как
постоянно развивающая форма и строится на основе принципа сотрудничества,
деятельностного подхода. Активность ребенка – необходимое условие развития и
выражается в умении находить пути решения поставленных проблем. Педагогу
отводится роль партнера детских открытий, который не спешит указать путь
решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути
самостоятельного
поиска.
Именно
в
результате
предметной
и
социальной
активности происходит развитие высших психических функций, необходимых для
полноценного развития ребенка. Развитие мыслительных операций способствуют
становлению
речи:
расширяется
словарный
запас,
ребенок
овладевает
4
грамматическим
строем
речи,
связной
речью.Деятельность,
опирающаяся
на
личный опыт и интерес ребенка, его умение ответить на вопрос без наглядного
материала или без предварительной беседы, более продуктивна, так как участники
стремятся выдвинуть как можно больше версий и идей, не подвергаясь и не боясь
критики
взрослого,
а
потом
самостоятельно
(или
при
минимальном
участии
воспитателя) их обсудить и развить, оценивая возможности их доказательства или
опровержения.
Воспитанник
сам
определяет,
в
чем
заключается
проблема,
анализирует ее в контексте описанной ситуации и предлагает возможные пути ее
решения.
Основная
роль
воспитателя
заключается
в
создании
проблемной
ситуации и в подведении итогов версий детей.Активные методыобразовательной
деятельности базируются на экспериментально установленных фактах: в памяти
человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он
делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Условиями успешного применения технологии являются:
-
поддержка взрослым доброжелательного отношения между детьми в разных
видах деятельности;
-поддержка инициативы, самостоятельности;
-
возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной деятельности и общения;
-
поддержка родителей в воспитании детей, укреплении здоровья, вовлечение в
образовательную деятельность (создание совместных образовательных проектов
на
основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных
инициатив
семьи).
Содержание технологии отражает следующие аспекты образовательной среды
для дошкольников:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия со сверстниками;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе.
5
Содержание
технологии
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации
и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Технология направлена на создание условий развития ребенка, открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации,
личностного
роста,
развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
и
соответствующих
возрасту
видах
деятельности,
на
создание
развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий
социализации и индивидуализации детей. Технология реализуется в течение двух
лет обучения, расширяя и усложняя объем информации на втором году обучения.
В
основе
технологии
лежит
принцип
тематизма.
Темы
для
изучения
соответствуют«Основной общеобразовательной программе МКДОУ д/с №488» и
играют важную роль в становлении целостной картины мира. На изучение каждой
темы отводится 1-2 недели.
Цель и задачи
Цель: Развитие психических процессов и речи у детей с речевыми нарушениями,
в процессе активного познания окружающего мира.
Задачи
:
1.
Укреплять здоровье детей, удовлетворяя потребности ребенка в движении,
развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма.
2.
Развивать
активность,
любознательность
и
творческие
способности
в
совместной
деятельности
детей
и
взрослых
на
основе
партнерских
отношений.
3.
Создавать
условия
для
развитиякоммуникативных
способностей,умения
ориентироваться в окружающем мире, используя полученные знания.
6
4.
Вырабатывать общую установку на сотрудничество воспитателей, логопеда
и
родителей
для
совместного
решения
задач
по
коррекции
речевых
нарушений.
2.
Содержание технологии
Поддерживая
познавательную
активность
в
процессе
обучения,
важно
создать условия для самостоятельного поиска информации. Именно присвоение
информации через ее осмысление, дополнение, самостоятельное применение в
различных ситуациях и порождает знание. Овладение способами практического
взаимодействия с окружающим миром обеспечивает становление мироощущения,
мировидения
ребенка,
его
личностный
рост.
Существенную
роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность
дошкольников,
протекающая в форме экспериментальных действий во всех видах деятельности.
Дети дошкольного возраста отличаются пытливостью, любознательностью, что
лежит в основе познавательного интереса. Они исследуют объекты и предметы с
целью выявления
их качеств и устанавливают связи с другими объектами и
явлениями. Главное достоинство метода поисковой познавательной деятельности
в детском саду заключается в том, что:
-
у
детей
формируется
способность
видеть
многообразие
мира
в
системе
взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивается собственный познавательный опыт;
- поддерживается инициатива, пытливость ума, критичность, самостоятельность;
- развивается речь ребенка, поскольку необходимо рассказывать об увиденном,
формулируя обнаруженные закономерности и выводы;
7
-
в
процессе
активного
познания
развивается
эмоциональная
сфера
детей,
творческие
способности,
формируются
трудовые
навыки,
за
счет
повышения
общего уровня двигательной активностиукрепляется здоровье.
Именно
системно
-
деятельностный
подход
в
технологииоткрывает
возможность
накапливания
собственного
жизненного
опыта
ребенка,
находящегося в роли активного деятеля и, исходя из детских потребностей и
интересов,
развивает
его
как
личность.
Источником
психического
развития
ребенка является то, с чем он имеет возможность активно взаимодействовать.
Знания об окружающем мире, почерпнутые не из книг и картинок, а добытые
самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате
происходит преобразование психики ребенка и его личности. За использование
этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г.
Песталоцци,
К.
Д.
Ушинский
и
многие
другие.
Педагогическая
технология
«Формирование
осмысленного
восприятия
окружающего
мира
у
детей
с
нарушением
речи» реализуется в формах, специфических для детей (общение,
игра, познавательная, исследовательская деятельность, творческая активность).
Освоение окружающего пространства происходит в совместной деятельности с
культурным
взрослым,
который
направляет
ребенка.
Активно
действуя
с
предметами
окружающего
мира,
ребенок
овладевает
общими
способами
жизнедеятельности,
общими
способностями
культуры.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Предлагаемая технология
направлена
на
расширение,
обогащение
словарного
запаса
и
активное
ознакомление детей с окружающим миром. Особое значение в системе реализации
данной технологии придаетсяпсихоречевому развитию детей,именно такой подход
способствует
более
эффективному
осмысленному
восприятию
окружающего
мира.Базовой потребностью ребенка является общение. Включение в процесс
совместной деятельности позволяет решить множество задач речевого развития.
Это приобретение опыта совместных действий (умение действовать в команде),
8
овладение действием с предметами, обогащение словаря, развитие связной речи.
Особая роль в технологии отводится организации и проведению экскурсий и
целевых прогулок в соответствии с тематическим планированием. Ознакомление с
окружающим
миром
в
этой
форме
создает
условия
для
полноценного
психического,
физического
и
речевого
развития
каждого
ребенка.
Непосредственные наблюдения за объектами или явлениями природы, опыты,
эксперименты
во
время
тематических
экскурсий
и
целевых
прогулок
активизируют
детей,
способствуют
формированию
целостной
картины
мира,
расширению и обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя
речи,
развитию
связной
речи,
формированию
элементарных
математических
представлений. Темы, цели, задачи экскурсий в старшей и подготовительной
группе
усложняются
в
зависимости
от
возраста
детей.
Сюжетно-ролевые,
дидактические, подвижные игры наполняются другим содержанием. Закрепление,
обсуждение, решение проблемы, поднятой на экскурсии, реализуется во всех
видах
специально
организованной
непосредственно
образовательной
деятельности. Экскурсия на станцию юных натуралистов поднимает проблему
зимовки животных. В дальнейшем на занятиях дети вспоминают, расширяют и
уточняют свои представления на основе увиденного на экскурсии. Коллективно
решают
проблемные
ситуации:
чем
питаются
птицы,
животные
зимой?
Кто
выдолбил дупло на дереве, почему? и др. Дети на основе увиденного учатся
делать
умозаключения,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Это
обеспечивает более глубокое познание действительности и способствует развитию
речи и психики ребенка.В организованных видах деятельности делают сюжетные
зарисовки о том, что больше всего понравилось. По поводу каждой картинки
ребенок
составляет
предложения,
из
которых
получается
рассказ.
В
подготовительной группе рисуют комиксы (серия сюжетных картинок) по теме
экскурсии,
а
затем
рассказывают
по
ним.
Чем
ближе
ребенок
знакомится
с
предметами
явлениями
окружающей
действительности,
тем
глубже
его
заинтересованность, тем более полными становятся его образные представления,
9
а значит, расширяется его активный и пассивный словарь.Изучая тему «Хлеб»,
дети сначала в процессе собеседования высказывают свои предположения о том,
как
появляется
хлеб.
Активная
деятельность
по
рассматриванию
колосков
приводит
к
пониманию
того,
что
в
них
находятся
зерна,
которые
можно
попробовать на вкус, измельчить, это приводит к умозаключению о том как
получается
мука.
В
такой
ситуации
значение
каждого
слова
наполняется
полноценным содержанием и смыслом «если мы измельчили пшеничное зерно, то
какая получается мука?», «а если взять другие зерна, что получится?» Экскурсия в
магазин
с
целью
рассматривания
различных
видов
хлебобулочных
изделий
приводит к речевой активности, побуждает называть, рассказывать и узнавать
изделия
из
разных
злаковых
культур.
В
результате
любой
ребенок
способен
рассказать, откуда к нам на стол приходит хлеб. Важно, что за каждым словом у
него теперь стоит живой образ, поэтому ребенку можно задавать самые разные
вопросы по этому поводу, и он легко на них ответит. Таким образом развивается
не только устная монологическая, но и диалогическая речь.
Работая
над
темами
«Овощи»,
«Фрукты»
после
экскурсий
на
огород,
рынок
необходимо
создать
условия
для
проведения
тщательного
обследования
предметов: узнать на ощупь, определить форму, цвет, размер, попробовать на вкус
и запах, использовать дидактические игры «Скажи какой?», «Что лишнее?», «Сад-
огород», обогащая и активизируя словарный запас. Завершается работа созданием
единого продукта. В зависимости от темы дети совместно с воспитателем готовят
овощной
и
фруктовый
салат,
солят
капусту,
стряпают
печенье,
калачи
и
т.
д.Накопленный опыт побуждает детей самостоятельно выбрать и развить сюжет
игры в соответствии с изучаемой темой : «Овощной базар», «Булочная», «Салон
красоты», «У врача» и т.д. Дети учатся принимать на себя роли, разворачивая
сюжет,в процессе игры развиваются коммуникативные навыки, необходимые для
социализации.При изучении тем «Дом. Квартира», «Улица. Дорога», «Транспорт»
организуются
многократные
экскурсии
и
целевые
прогулки.
Рассматривание
разных видов домов, вычленение значимых деталей (стены и крыша, окна, двери,
10
балконы, этажи), моделирование «на руках» (например, показать форму крыши:
плоская
или
двускатная),
приводит
к
составлению
описательных
рассказов,
коллективных и индивидуальных.При этом необходимо обращать внимание на
правильное употребление в речи существительных в форме родительного падежа
множественного
числа(много
стен,
окон;
дверей,
этажей;
балконов,
углов),
образование
сложных
прилагательных(одноэтажный,
многоэтажный,
пятиэтажный),согласование порядкового числительного с существительным (на
шестом
этаже,
с
третьего
этажа).При
наблюдении
за
дорогой
выясняется
функциональное назначение проезжей части и тротуара, происходит знакомство с
правилами
дорожного
движения,
правилами
поведения
на
улице.Полученные
знания
и
представления
дети
реализуют
в
совместной
деятельности:
конструируют дорогу (проезжая часть и тротуар), строят дома, изготавливают
дорожные знаки, делают разметку дороги. Экскурсия в музей железнодорожного и
автомобильного
транспорта
побуждает
детей
к
моделированию
и
созданию
автомобилей,
поездов
из
строительного
и
бросового
материала,
которые
в
дальнейшем находят применение в игре. Так возникает сюжетно-ролевая игра
«Водители
и
пешеходы».
При
изучении
темы
«Профессии»
организуются
экскурсии в детском саду для ознакомления с профессиями работников ДОУ,
посещение
близ
лежащих
объектов:
стройка,
магазин,
библиотека,
парикмахерская, школа – расширяет знания детей о профессиях. Осмысление
полученной информации выражается в самостоятельной игровой деятельности, в
разнообразных сюжетно-ролевых играх при активном развитии коммуникативных
навыков.Заучивание
стихов
сопровождается
использованием
жестов,
мимики,
согласованной координацией речи и движений. Развитие связной речи происходит
при
составлении
описательных
рассказов,
придумывании
загадок,
в
театрализованной
деятельности
(«Теремок»,
«Зимовье
зверей»).
Изучение
лексических тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» предполагаеторганизацию и
проведение многократных экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, на речку.
Дети имеютвозможность увидеть сезонные изменения в живой природе, узнать,
11
какие деревья и кустарники растут в лесу, на берегу речки, рассмотреть их,
потрогать, понюхать, сравнить свои ощущения (например, у березы ствол гладкий,
а у сосны шероховатый). Запомнить названия деревьев и активизировать словарь
помогают дидактические игры «С какого дерева лист?», «Что вырастает из этих
деток?».
После
экскурсий
дети
отображают
свои
впечатления
в
рисунках
(индивидуальных и коллективных), по которым впоследствии составляют связные
рассказы. Эти рассказы и рисунки служат основой для составления альбомов
детского
творчества
(«Наша
речка»,
«Лес
зимой»,
«Первые
цветы»).
С
наступлением весны организуются экскурсии в музей Солнца и планетарий. В
музее Солнца дети рассматривают изображения солнца народов разных стран,
знакомятся с легендами и народными обычаями, разучивают народные песни,
хороводы, игры, заклички и потешки, принимают активное участие в празднике
Масленицы,
встрече
птиц.
В
планетарии
наблюдают
движения
планет
в
Солнечной системе, смену времени года, дня и ночи, восход солнца и закат,
получают ответы на сложные вопросы образования устройства Вселенной. Тема
космоса будит
воображение и творческую фантазию детей. Волнующий мир
космоса оживает в детских рисунках и играх. В речи появляются новые слова:
космическая
станция,
спутник,
орбита,
луноход,
планета,
созвездие.
Формирование элементарных математических представлений по ознакомлению с
геометрическими фигурами, счетом, величиной, ориентировкой в пространстве
происходит
и
во
время
целевых
прогулок.
На
основе
собственного
опыта,
полученного во время экскурсии,детям легче составлять математические истории,
задачи.
У
детей
с
нарушением
речи
недостаточно
сформированы
пространственные представления. Начинать работу необходимо с ориентировки
на себе и в окружающем пространстве, проводя разнообразные игры: «Что ты
знаешь о себе?», « Найди и покажи», «Назови правильно», «Вот игра у нас
какая...» и др. Дети уточняют расположение игровых зон и предметов мебели в
групповой комнате и выполняют задания на ориентировку в пространстве. На
заключительном
этапе
целесообразно
составить
план
помещений
группы
и
12
использовать его при проведении игр («Разведчики», «Угадай, где спрятано», «Кто
быстрее найдет»).В развитии познавательной активности особую роль играет
продуктивная деятельность.Рисунок- один из способов обозначения и передачи
собственного представления. Коллективный рисунок позволяет детям в момент
обсуждения темы рисования соотносить свое представление с представлениями
других участников группы. Рисуют группами по 5-6 человек на одном листе
бумаги. Стремление запомнить яркие события (экскурсия в ботанический сад, на
конюшню,в «деревню Ромашково» г. Бердск и др.) активизирует мыслительную
деятельность,
возникает
желание
для
вынесения
собственного
представления
вовне. Так появляется смысловой рисунок. Чем детальнее ребенок изображает
увиденное,
тем
активнее
развивается
его
мыслительная
деятельность.
Многократность
повторения
изучаемого
материала
в
разных
видах
образовательной деятельности способствует формированию целостной картины
мира и развитию речемыслительной деятельности, что приводит к осмысленному
пониманию
мира
детьми
и
умению
ориентироваться
в
нем.Важная
задача
-
развитие синхронизации движения и речи. Это, прежде всего, разнообразные
движения под ритмически организованную речь (считалку, потешку, песенку),
умение сопровождать свою речь движениями рук и ног. Для детей это смысловая,
эмоционально окрашенная деятельность, которая проводится на музыкальных,
физкультурных
занятиях
и
в
совместной
деятельности. Практически
во
все
специально организованные виды детской деятельности включаются упражнения
с мячом. В структуру комплексных организованных видов детской деятельности
о бя з ат е л ь н о
в к л юч е н ы
п о
л е кс и ч е с к и м
т е м а м
–
п а л ьч и ко в ы е
игры,логоритмические
упражнения,
упражнения
на
релаксацию.
Во
время
непосредственно
организованной
образовательной
деятельности,
учитывая
физиологические
особенности
детей,
каждые
5-7
минут,
необходимо
менятьстатические позы ребенка.
Современное качество образования может достигаться только при активном
участии всех заинтересованных лиц, включая самих воспитанников, их семьи,
13
общественность.
Формированию
осмысленного
восприятия
мира
детьми
с п о с о б с т в у е т
а к т и в н о е
с о т р у д н и ч е с т в о
с
о б щ е с т в е н н ы м и
организациями,имеющими образовательный потенциал, направленный на:
познавательное развитие: (лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО
РАН,Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, планетарий, контактный
зоопарк
«Деревня
Ромашково»
г.
Бердск,
конюшня,
железнодорожный
и
автомобильный музей, музей Солнца, Музей боевой славы НВИ, керамическое
предприятие ООО «Корн», почтовое отделение №60, аптека «Мелодия здоровья»,
Салон красоты «Людмила»);
речевое развитие : библиотека им. С.Т. Аксакова, школа №102;
художественно-эстетическое развитие: школа искусств №21, театр музыкальной
комедии, «Глобус»;
социально-коммуникативное развитее : ЦДО «Рассвет»;
физическое развитие : спортивная школа «Мангуста».
Приоритетом
дошкольного
образования
является
модернизация
в
направлении
большей
открытости,
для
реализации
инициативы
и
активности
самих
получателей
образовательных
услуг,
через
вовлечение
родителей
в
образовательный процесс. В соответствии с требованиями ФГОС ДО родители
являются
непосредственными
участниками
воспитательно
-
образовательного
процесса,
что
способствует
улучшению
эмоционального
самочувствия
детей,
обогащает
воспитательный
опыт
родителей,
повышает
их
педагогическую
компетентность. Просвещение родителей проходит в форме индивидуальных и
групповых
консультаций,
семинаров,
круглых
столовкоторые
проводят
воспитатели,
логопеды,
психолог.
Консультации
проводятся
как
по
запросам
родителей, так и по инициативе педагогов в соответствии с темами годового плана
ДОУ. Детский сад - единое образовательное пространствои
родители имеют
возможность проявить инициативу и творческие способности, принимая активное
участие
в
благоустройстве
территории
детского
сада.
В
зимний
период
родителиизготавливают
постройки
из
снега,
для
развития
двигательной
14
активности
и
оздоровления
детей,
весной
мастерят
скворечники,для
летнего
закаливаниясоздают тропу здоровья, участвуют в выставках, совместных поездках
на экскурсии и в театр. Просвещение родителей происходит через сайт группы,
где размещаются советы для родителей, фотоотчеты об экскурсиях, рассказыо
событиях в группе.
Ежедневная
открытость
педагогического
процесса
стимулирует
интерес
и
активность родителей к участию в жизни детского сада.
С
использованием
педагогической
технологии«Формирование
осмысленного восприятия окружающего мира у детей с нарушением речи»» ,
открылась
возможность
использования
разнообразных
форм
работы
с
дошкольниками, позволяющая решать задачи всестороннего развития в процессе
непосредственного общения ребенка с ближайшим окружением
во всех видах
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно
–
исследовательской, продуктивной.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования
Стандарта
к
результатам
освоения
части
Программы,
формируемой участниками образовательных отношений,
представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного
образования,
представлены,
как
социально-нормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений
ребенка
к
концу
дошкольного
15
образования и являются определенным отражением образовательных воздействий
при
реализации
основных
образовательных
областей:
социально
–
ко м м у н и к а т и в н о е
р а з в и т и е ; п о з н а в а т е л ь н о е
р а з в и т и е ; р е ч е в о е
развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.
В
процессе
познавательно-исследовательской
деятельности
у
детей
формируется
любознательность,
эмоциональная
отзывчивость,
инициатива
и
самостоятельность, улучшается физическое и психическое состояние здоровья.
Детям
предоставляется
дополнительная
возможность
приобщения
к
исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
прогнозировать
результат,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, -
словом развивает познавательные и речевые способности.
Целевые
ориентиры
дошкольного
образования
выступают
основанием
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования.
Они
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной
деятельности, что гарантирует успешное обучение в школе.
3.
Литература
1.
Веракса, Н.Е. ,О.Р. Галимов Познавательно- исследовательская деятельность
дошкольников М.- 2012.-80 с.
16
2.
Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг .- М.: Просвещение .: ил.-
(Библиотека воспитателя детского сада), 2008.- 128с.
3.
Виноградова, Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с
природой. М.: Просвещение, 1982. – 111 с.
4.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005.-96 с
5.
Елкина,
Н.
В.,
Мариничева
О.
В.
Учим
детей
наблюдать
и
рассказывать.
Ярославль «Академия Развития», 2006.-220с.
6.
Нищева,
Н.
В.
Конспекты
занятий
по
формированию
у
дошкольников
естественно
научных
представлений
в
разных
возрастных
группах.-Санкт-
Петербург «Детство-пресс» - 2012 .-144 с.
7.
Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой- М.: Просвещение,
1991. - 240 с.
8.
Шишкина, В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу М.- 2003.- 112 с.
4.
Приложение
Сентябрь
17
Тема:
«Ориентировка
в
пространстве»
(2недели).
Работу
начинатьс
ориентировки на себе: проводить игры «Что ты знаешь о себе?», «Найди и
покажи», «Ухо-нос», музыкальная игра «У жирафа пятна», танец «Если нравится
тебе», «Лавота», игра с хлопками «Вот игра у нас какая»:
Вот игра у нас какая – хлоп ладошка, хлоп-другая.
Правой правую ладошку мы похлопаем немножко,
А теперь ладошкой левой ты хлопки погромче делай!
Вверх ладошки – хлоп, хлоп, по коленям – шлеп, шлеп,
По плечам себя похлопай, по бокам себя пошлепай,
Можно хлопать за спиной, хлопаем перед собой,
Влево можем, вправо можем и крест накрест руки сложим.
Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве (лево-право, вверху-
внизу, впереди-позади, между, около, над, под, за, перед и т.д.). Сначала задания на
ориентировку
выполняют
в
пространстве
своей
группы
(«Найди
место,
где
хранятся краски, клей…»), затем учатся ориентироваться в пространстве детского
сада и в ближайшем окружении («Кто может довести детей до музыкального зала,
до медицинского кабинета…»). Особый интерес вызывают у детей игры типа
«Назови своих соседей», «Кто стоит перед, тобой, за тобой?». Для развития
межанализаторного
взаимодействия
использоватьигры
с
мячом
и
речевым
сопровождением
«Ты
катись,
веселый
мячик»,
«Брось!»,
«Назови
соседа
и
улыбнись»
и
др.
Игры
и
упражнения
способствуют
координации
движений,
развитию
внимания,
активизируют
речевую
деятельность,
поскольку
сопровождаются проговариванием «Раз себе, два другому», «Мячик мой» и др.
Тема: «Овощи.Фрукты» (2 недели)
Работа по теме «Осень» начинать с экскурсии на огород, расположенный на
территории детского сада. Здесь дети видят результаты ухода за посаженными
растениями, собирают выращенный урожай и в течение 2-3 недель обследуют
овощи (сравнивают по форме, величине, цвету, ищут сходство и различие похожих
овощей, пробуют на вкус, угадывают на ощупь), рассказывают о них, обмениваясь
18
впечатлениями.
Сопровождение
деятельности
речью
способствует
ритмизации
полушарий коры головного мозга. Например, засолка капусты сопровождается
приговариванием в едином ритме:
Мы капусту режем, режем, мы капусту мнем, мнем,
Мы капусту солим, солим, мы капусту жмем, жмем.
Работа
по
теме
«Фрукты»
начинается
с
экскурсии
на
рынок,
где
у
детей
появляется возможность совместно со сверстниками увидеть обилие выращенных
плодов. Благодаря созданным условиям, при самом активном участии родителей,
у детей возникает непроизвольный интерес к рассматриванию предметов, их
сравниванию, угадыванию по описанию, узнаванию фруктов на ощупь, на вкус,
по запаху. Вместе с развитием анализаторных систем обогащается словарный
запас
(ароматный,
душистый,
приятный,
сочный),
лексико-грамматическая
сторона
речи.
Так,
знакомя
со
словом
«сочный»,
дети
учатся
образовывать
относительные
однокоренные
прилагательные
(сок
яблока-
яблочный,
сливы-
сливовый…). Дети приступают к продуктивной деятельности (лепка, рисование,
аппликация, конструирование), чтобы запечатлеть в своей памяти образы новых
предметов.
Тема: «Хлеб» (1 неделя)
Предложить
детям
вместе
с
родителями
найти
и
принести
колоски
разных
злаковых культур. В процессе совместной деятельности выяснить сходство и
различие колосков ржи, пшеницы, овса, уточнить их название. В завершение
изучаемой
темы
всем
вместе
замесить
тесто,
сопровождая
свои
действия
проговариванием типа:
Мы тесто месим, месим, мы тесто мнем, мнем,
Его мы приготовим и сдобу испечем.
Октябрь
Тема: «Животные и птицы осенью» (4 недели)
19
Ввиду
природных
осенних
изменений
наблюдать
за
животным
миром
и
устанавливать причинно-следственные связи. Совершать целевые экскурсии и
прогулки в осенний лес. Наблюдая за поведением птиц в лесу, диких уток у
заводи, дети замечают, чем они питаются и почему одни из них улетают, а другие
остаются. Представления детей закрепляются при дальнейшем чтении сказки
«Серая шейка», а в своих рисунках дети передают смысловое содержание сказки.
Успешному
установлению
закономерностей
в
живой
природе
способствуют
экскурсии на конюшню и в контактный зоопарк «Деревня Ромашково». Здесь дети
наглядно видят и понимают, почему животных называют домашними, как за ними
ухаживают
люди,
имеют
возможность
погладить,
покормить
животных.
В
процессе такой активной деятельности заметно обогащается словарный запас,
связная
речь,
поскольку
возникает
желание
детей
вовне
вынести
свои
переживания в связи с увиденным.
Ноябрь
Тема: «Дом. Семья»(4 недели)
Изучение
темы
традиционно
начинается
с
активного
детского
восприятия.
Организуется экскурсия с целью рассматривания разных видов домов. Дети их
сравнивают,
описывают,
вычленяют
значимые
детали
(окна,
балконы,
этажи,
подъезды
и
т.д.).
Взрослый
предлагает
детям
рассказать
о
своем
доме
или
квартире, в которой они живут (какой этажности дом, из чего построен, каково
функциональное назначение помещений в квартире), запомнить свой адрес. На
занятиях по математике и конструированию предлагается моделирование домов
разной этажности. В подготовительной группе задача усложняется, предлагается
нарисовать
план
квартир,
комнаты.
Показателем
осмысленности
полученной
информации является коллективная постройка квартиры для куклы. Логическим
продолжением изучения данной темы считается уточнение и обогащение знаний и
представлений
детей
о
мебели,
посуде,
одежде,
обуви,
головных
уборах.
Использование системно-деятельностного подхода позволяет включить детей в
самую активную деятельность. Они моделируют одежду, выясняют кто и из чего
20
ее делает, конструируют мебель из различных материалов, знакомятся с техникой,
используемой в быту и т.д. Во время такой деятельности каждый ребенок учится
согласовывать свои действия с товарищами, может объяснить назначение любого
предмета, рассказать о том, что и как построили. В завершении изучаемой темы
дети конструируют макет микрорайона, в котором живут.
В процессе
познавательной деятельности идет активная работа над развитием
лексико-грамматической
стороны
речи.
Дети
учатся
образовывать
сложные
прилагательные путем сложения основ двух слов, задача усложняется еще и тем,
что
необходимо
при
этом
еще
и
согласовывать
порядковое
числительное
с
существительным,
поэтому
работать
над
закреплением
в
течение
месяца
(двухэтажный, десятиэтажный). Уметь грамматически правильно образовывать и
использовать в речи существительные в родительном падеже единственного и
множественного числа.
Тема «Семья» начинается с того, что дети приносят семейные фотографии,
рассказывают о членах своей семьи, о наиболее интересных семейных событиях,
о семейном досуге. Знакомить детей с историей возникновения семьи. Предлагать
нарисовать свою семью, организовать выставку работ к дню матери , дети рисуют
мам, а затем на празднике дарят свои рисунки.
Декабрь
Тема: «Зима» (2 недели)
В
течение
месяца
организовать
активное
наблюдения
за
происходящими
сезонными изменениями в лесу, на лугу, на реке. Непосредственные наблюдения
за
природой
помогают
развитию
восприятия
у
детей.
Эта
деятельность
сопровождается заучиванием тематических стихов. Полученные впечатления дети
коллективно обсуждают, а затем отражают в рисунках и другой продуктивной
деятельности.
Тема: «Зимующие птицы» (2 недели)
21
Большое внимание уделять изучению темы «Птицы зимой», использовать в работе
возможности наблюдения за поведением птиц в лесу и вблизи жилья людей. Дети
своими руками изготавливают кормушки и размещают их не территории детского
сада, за окном групповой комнаты и в течение зимы регулярно подкармливают
птиц. Это дает возможность точнее рассмотреть внешний вид синицы, снегиря,
свиристели, воробья и других птиц. Привлечение дидактического, литературного,
музыкального материала, использование подвижных игр позволяет создать более
полную картину в изучении данной темы.
Январь
Тема: «Домашние и дикие животные зимой» (3 недели)
Интерес к изучению темы возникает с организации поездки на станцию юных
натуралистов.
Здесь
дети
получают
возможность
активного
наблюдения
за
поведением животных. Они могут их погладить, подержать в руках, покормить
некоторых
из
них,
услышать
рассказ
взрослых
о
том,
как
ухаживать
за
животными.
В
результате
такого
восприятия
у
детей
повышается
речевая
активность.
Появляется желание рассказать об увиденном, поиграть, подражая движениям и
поведению
животных,
заучить
стихи,
песни
о
животных,
используя
жесты,
мимику, эмоции.
Февраль
Тема: «Профессии» (каждую неделю знакомить с новой профессией)
Для формирования более полной картины представлений детей о профессиях
каждую неделю организовывать экскурсии на близлежащие объекты: магазин,
почта,
аптека,
парикмахерская,
керамическое
производство
«Корн,
в
подготовительной группе изучение
расширятьэкскурсией в военный институт,
библиотеку. Дети непосредственно наблюдают за действиями профессионалов,
обсуждают и уточняют особенности их деятельности, по возможности пытаются
сами проявитьактивность (выбрать книгу в библиотеке, воспользоваться услугами
парикмахера, подержать в руках боевое оружие и т.д.)
22
Много
эмоций
получают
дети
от
экскурсии
в
военный
музей.
Их
образы
захватывают рассказы о
земляках-героях войны, об их подвигах. Экспонаты
хранящиеся в музее боевой славы вызывают неподдельный восторг и интерес,
дети задают много вопросов по поводу увиденного.
Яркие впечатления стараются отразить в своих рисунках, рассказах и других
видах деятельности.
Март
Тема: «Весенние изменения в природе» (2 недели)
В старшей группе это экскурсия в лес, наблюдение за изменениями в живой и
неживой природе в лесу и на реке, а в подготовительной – экскурсия в музей
Солнца.
Дети
узнают
о
пробуждении
природы,
знакомясь
с
былинами,
легендами, народными обычаями. Принимают активное участие в праздновании
Масленицы. Организовать экскурсию в ботанический сад с целью наблюдения за
культурными растениями в оранжерее.
Тема: «Перелетные птицы» (2 недели)
Вспоминаем, какие птицы относятся к перелетным, почему их так называют.
Готовясь к встрече птиц, вывесить скворечники, которые дети изготовят вместе с
родителями, испечь из теста жаворонков, учитьзаклички к встрече птиц:
Жаворонки, жавороночки, прилетите к нам,
принесите нам лето теплое.
Нам зима надоела, весь хлеб она поела.
Наблюдать за появлением первых скворцов, за тем, как птицы вьют гнезда.
Отражатьобразы птиц во всех видах деятельности.
Проводить работу по образованию приставочных глаголов, использованию в речи
предложений с однородными членами предложения.
Апрель
Апрель
– время
больших
изменений
в
природе,
а
потому
организовать
неоднократные целевые прогулки и экскурсии в лес, на луг, к реке с целью
23
наблюдения
за
ледоходом,
проталинами,
ручьями,
пробуждением
насекомых,
появлением первоцветов, пробуждением почек на деревьях.
Тема: «Вода в природе (1 неделя)
Предложить сравнить реку, ручей, лужу – найти сходство и различие, аналогично
река-озеро-море.
Подводитьк
умению
делать
умозаключения
на
основе
установления
причинно-следственных
связей,
непосредственно
наблюдая
за
объектом: «Как ты думаешь, почему вода в реке весной мутная?», «Почему весной
прилетают птицы?», «Откуда появляются насекомые?» «Почему кораблик в ручье
плывет, а в луже нет?» и др. Закрепление по поводу приобретенных знаний
проходит
в
виде
экспериментирования,
опытов,
моделирования,
обсуждений,
бесед,
рисования,
чтения
произведений,
например,
«Апрель»
С.Маршака,
«Весенние воды» Ф.Тютчева и др. Знакомя со стихотворением Н.А.Некрасова
«Дед Мазай и зайцы» в подготовительной группе подвести к моделированию
описанной ситуации (разобрать смысл непонятных слов и воссоздать их модели
«суковатое бревно», «меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину» и
др.), созданию комиксов, т.е. дети делят текст на смысловые части и передают
содержание
каждой
в
рисунках,
а
затем
рассказывают,
соблюдая
логическую
последовательность.
Тема: «Космос» (1 неделя)
Дети
старшей
группы
знакомятся
с
картой
звездного
неба,
рисуют
планеты,
знакомятся
с
созвездиями,
с
литературными
произведениями,
включая
обсуждение. В подготовительной группе знания расширяются путем организации
экскурсии в планетарий. Заметно обогащается словарный запас, возникают новые
образы и представления о восходе, закате, северном сиянии, движении планет во
Вселенной, космических ракетах и спутниках, кометах, астероидах. Понимание
увиденного на экскурсии ярко выражается детьми в совместных рисунках, играх в
космонавтов и другой деятельности.
Тема: «Улица. Дорога. Транспорт» (2 недели)
24
Начинаем ознакомление с темой с того, как и почему устроены дорога и улица, где
начинается
и
заканчивается
дорога,
что
такое
середина
дороги
и
где
она
находится, в чем заключается функциональное назначение улицы и дороги. На
основе полученных представлений дети моделируют все вместе дорогу нашего
микрорайона из конструктора, обсуждая, договариваясь, принимая общее решение
(дорога одна, а восприятие у каждого ребенка свое).
Поиск середины дороги
помогает в дальнейшем без труда найти середину строки. А решение проблемы,
о том, какая геометрическая фигура лежит в основе пересечения дорог подводит
детей к овладению простейшими приемами оригами и ориентировке на листе
бумаги. Экскурсии в автомобильный и железнодорожный музей приводят детей к
желанию моделирования различных видов транспорта, и как следствие этого,
возникает
потребность
в
развертывании
сюжетно-ролевой
игры
«Водители
и
пешеходы». У детей возникает необходимость вынести свои представления вовне
в виде создания единого макета. Они сами придумывают дорожные знаки, делают
разметку дороги, вычленяют части дороги (проезжая часть, тротуар), уточняются
правила
поведения
на
улице.
Эффективность
усвоения
изучаемой
темы
достаточно
хорошо
прослеживается
при
организации
и
проведении
дидактических
игр
по
классификации
видов
транспорта,
при
составлении
описательных
рассказов-загадок
о
транспорте,
заучивании
стихов,
чтении
литературных
произведений.
Одновременно
проводить
работу
по
словообразованию.
Дети
начинают
понимать,
из
каких
слов
в
образованы
названия машин панелевоз, молоковоз, цементовоз и начинают сами активно
соединять другие слова по смыслу.
Май
Тема: «Огород. Посадка овощей» (2 недели)
Дети принимают самое активное участие в совместном труде со взрослыми:
помогают
вскапывать
грядки,
рыхлят
землю,
делают
бороздки,
сеют
семена,
поливают. При этом объясняют, для чего все это нужно делать. Предварительно
была возможность заняться подобной деятельностью в феврале, во время посадки
25
зеленых растений на окне, когда каждый ребенок ведет дневник наблюдений за
ростом растений, открывая и устанавливая причинно следственные связи (условия
для роста растений).
Тема: «Праздник Победы» (1 неделя)
Это и встречи с ветеранами войны и труда, и возложение цветов к памятникам
воинам-сибирякам,
и
торжественный
праздник
в
детском
саду,
и
игры-
соревнования. Дети получают самые яркие впечатления, гордость за свою страну.
Организовать поездку для детей подготовительной группы к Монументу Славы,
где они имеют возможность поздравить ветеранов с праздником, рассказать им
стихи, спеть песни, услышать рассказы о войне. Дети старшей группы принимают
участие в митинге микрорайона у памятника воинам, погибшим во время войны.
Тема: « Скоро лето» (1 неделя)
Наблюдать за сезонными изменениями в неживой и живой природе в совместной
деятельности.
Закреплять
увиденное
в
играх,
рассказах,
продуктивной
деятельности.
26