Автор: Абасова Ирада Рафидиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "Новомакинская СОШ"
Населённый пункт: Сулейман-Стальский район с. Ново-Мака
Наименование материала: доклад
Тема: "Современный урок английского языка в контексте ФГОС"
Дата публикации: 22.02.2021
Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
КОНТЕКСТЕ ФГОС
Современный мир очень изменчив и динамичен. Эти изменения
отражаются в различных областях: научных знаниях, технологиях, а также в
сфере досуга человека. В связи с этим возникла необходимость разработать
новый федеральный государственный образовательный стандарт в условиях
изменяющихся запросов общества, который обеспечит дальнейшее развитие
системы образования.
В контексте ФГОС методика преподавания иностранного языка также
претерпевает соответствующие изменения с учетом требований воспитания и
развития
компетентной,
творческой,
всестороннее
развитой
личности.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения
английскому языку:
1.
Развитие
иноязычной
коммуникативной
компетенции
в
совокупности
ее
составляющих:
речевая,
языковая,
социокультурная/межкультурная,
компенсаторная,
учебно-познавательная
компетенции.
2. Развитие личности обучающихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты
2. Личностные результаты
3. Метапредметные результаты
Реализовать все эти требования предстоит в рамках урочной и
внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть
урок с позиции требований стандарта нового поколения.
Урок, как форма организации обучения, должен соответственно
отвечать качественным характеристикам образования на современном этапе.
Что же отличает современный урок английского языка в контексте
требований ФГОС?
На современном уроке обучающиеся – главные деятели, работающие
на всех этапах урока, самостоятельно определяющие цели и задачи урока,
анализирующие свою деятельность и оценивающие свои достижения. Их
креативное
мышление
развивается,
познавательная
активность
стимулируется
разными
видами
деятельности,
личностный
потенциал
раскрывается и реализуется.
Учитель–
вдохновитель, создающий
ситуацию
успешности,
координирующий
сотрудничество,
осуществляющий
индивидуально-
деятельностный подход, скрыто управляющий процессом обучения.
Согласно
требованиям
ФГОС,
современный
урок
–
это
здоровьесбережение, атмосфера взаимопонимания и комфорта, увлеченности
и радости; учет профиля класса, потребностей и настроения обучающихся;
разнообразные
образовательные
технологии;
направленность
на
деятельность, которая позволяет получить предметный, метапредметный и
личностный результаты обучения; информационные технологии для поиска
необходимой информации, создания проектов и оптимизации учебного
процесса.
Итак, современный урок должен быть проблемным и развивающим.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Учитель организует проблемную ситуацию, активизирует деятельность
обучающихся. На уроке вывод делают сами обучающиеся. Минимум
репродукции
—
максимум
творчества!
В
любом
виде
деятельности
обучающимся предоставляется право выбора.
В конце урока необходимо подводить итоги, привлекая обучающихся к
самоанализу, в ходе которого они размышляют о том, чему научились, какие
умения проявили.
Стандарты второго поколения ввели новое понятие на уроке — учебная
ситуация, при помощи которой, можно реализовать коммуникативно-
когнитивный
подход
в
иноязычном
образовании.
Коммуникативная
компетенция, как известно, проявляется только в процессе общения. А что
же представляет из себя учебная ситуация? Учебная ситуация — это такая
особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя
обнаруживают
предмет
своего
действия,
исследуют
его,
совершая
разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично запоминают,
рефлексируют результаты преобразования.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды,
которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить
собственную
продукцию
определенного
качества.
Учебные
ситуации
представляют собой безграничное сочетание и комбинирование различных
структурных элементов, которые отбираются в зависимости от задач
обучения.
Создание учебных ситуаций строится с учетом возраста ребенка,
специфики учебного предмета, меры информированности универсальных
учебных действий.
Классификация учебных ситуаций:
ситуация стимулирования;
ситуация успеха;
проблемные учебные ситуации;
ситуация выбора;
ситуация критики и самокритики;
ситуация помощи и взаимопомощи;
ситуация соревнования и соперничества и пр.
Учебно-речевые
ситуации
можно
поделить
на
реальные
и
воображаемые. К числу реальных относятся такие ситуации, которые
являются характерными для данной возрастной или социальной группы. Их
трудно смоделировать, это естественные ситуации, которые возникают
каждый день в процессе обучения. Такие ситуации подходят для среднего и
старшего этапов обучения, когда обучающиеся владеют достаточным
лексическим и грамматическим запасом.
Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с
обучающимися
вовлекается
и
сам
педагог.
Результаты
такого
взаимодействия «учитель-ученики» на уроке наиболее продуктивными.
Очень важно поддерживать инициативу ученика в нужном направлении и
обеспечивать
приоритет
его
деятельности
по
отношению
к
своей
собственной.
Итак, моделируя современный урок английского языка в контексте
ФГОС, учителю приходиться учитывать все перечисленные требования,
проявлять максимум творчества, воплощать новые педагогические идеи.