Напоминание

Дидактические игры и упражнения в словарной работе с детьми


Авторы: Добрякова Елена Борисовна, Миничева Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры и упражнения в словарной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры и упражнения в словарной работе с

детьми

Угадай по описанию

Цель:

Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки

предмета; развивать наблюдательность.

Игровой материал:

Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки,

медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные

признаки с остальными предметами группы.

Картинки 'снеговики'

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами

шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их

внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

- Посмотрите на лица снеговиков. Они?

- Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.

- На головах?

- У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

- В руках?

- Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие -

в левой.

- Количество пуговиц?

- Где - две, где - три.

«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об

одном из них - предупреждает педагог. - Итак, угадайте, о котором снеговике я

расскажу.

У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с

красной палкой и две черные пуговицы из угольков».

Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков

(оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех

снеговиков (синее ведро), далее подчеркивает признак, присущий только двум

снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний

- отличительный признак (две пуговицы).

За покупками в магазин

Цель:

Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных

педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи

сложноподчиненные предложения.

Игровой материал:

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные

картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от

друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки:

пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);медвежата: один -

черный, 2- коричневых, у одного бантик на шее, один - в полосатых штанишках, один -

в

комбинезончике

(3

картинки);автомобили:

грузовик,

фургон,

самосвал

(3

картинки);неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и

бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки

с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте

себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее

игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне

пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из

пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным

колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не

надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без

бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с

синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне

мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну

неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с

лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными

глазами, не в сиреневом платье и не в платьес поясом».

Наборное полотно для игры 'За покупками в магазин'

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит

для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.

Ателье

Цель:

1. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку (зимняя -

осенняя, летняя - весенняя).

2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая,

ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья,

сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству

детей).

Игровой материал

Ход игры на занятии

Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Ставит перед ними на доске

конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно

заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него

тканью. Педагог объясняет: «Я пришла в ателье,

чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы - работники ателье и должны

предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я

покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие

предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о

ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так:

«Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая,

темно-зеленая».

А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего

нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и

блестящая».

Далее воспитатель говорит детям, что у них для одного и того же изделия есть

несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по

очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани,

о которой будет полнее рассказано».

Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт.

Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно

названное качество давать фишку.

Каждую птицу на свое место

(Для детей подготовительных к школе групп и логопедических групп.)

Цель:

Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных,

водоплавающих и болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких

рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид

птиц (строение клюва, ног и т. д.) свидетельствует определенном образе жизни,

повадках.

Игровой материал:

1. Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столб нарисованы орел, журавль и

гусь.

2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы),

цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).

Предметные картинки с изображениями птиц

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель

предлагает

детям

послушать

небольшие

рассказы

о

птицах,

изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения

ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.

Рассказ об орле.

Орел - хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря

над землей, орел высматривает добычу, У него сильные ноги с загнутыми когтями,

которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный

загнутый клюв.

Рассказ о журавле.

Журавль живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея.

Бродя по мелководью, он ищет корм - небольших водных обитателей.

Рассказ о гусе.

На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапках перепонки. Гусь

легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь

добывает себе корм. Гусь - водоплавающая птица.

Рассказав о птицах, педагог вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по

одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее

поместить, и объясняет почему. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом,

потому что она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными.

У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

Уточним цвет предметов

Цель:

1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета:

красный - оранжевый, красный - розовый, розовый - сиреневый, синий - голубой и др.

2.

Следить

за

правильностью

согласования

прилагательных

с

существительными: голубая незабудка.

3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь

оранжевая.

Игровой материал:

1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови,

мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно

растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги,

приклеенным сверху, другое - прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда

вставляют цветной бумажный прямоугольник.

2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый,

голубой, синий, фиолетовый.

Таблица к игре 'Уточним цвет предметов'

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель показывает детям таблицу с изображением помидора и моркови, но

помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это? Морковь.) Какого

цвета морковь?» (Морковь оранжевая.)

Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета,

предлагает вызванному ребенку найти оранжевый прямоугольник и вставить его в

карман позади силуэта моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги еще

что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он

может быть овощем, фруктом, цветком.

Дети

перечисляют растения красного цвета.

Когда

они назовут помидор,

воспитатель поднимает листок. Затем он просит назвать цвета обоих растений (морковь

оранжевая, а помидор - красный) предлагает запомнить их и не путать.

Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно

использовать таблицы, на которых нарисованы перец и рябина, апельсин и гранат.

Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием

изображений

следующих

растений:

незабудки

и

сливы

(голубой

и

синий

прямоугольники), баклажана и василька (фиолетовый и синий прямоугольники),

сирени и розы (сиреневый и розовый прямоугольники), мака и шиповника (красный и

розовый прямоугольники).

Цветное лото

(настольная игра)

Цель:

Развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы

одного цвета, но разных оттенков. Игровой материал:

1. 4 карты, разделенные на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета,

но разных оттенков: красного - звезда, флажок, цветок, вишни; желтого - лимон,

подсолнух, репа, груша; зеленого - виноград, ель, лист растения, огурец; синего -

василек, колокольчик, сливы, воздушный шарик.

2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.

Игровой материал к игре 'Цветное лото'

Ход игры

Воспитатель раздает детям карты, а посредине стола кладет 16 квадратиков четырех

цветов разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов,

как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит

рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня

все предметы желтого цвета, но разных оттенков. Лимон - светло-желтый, подсолнух-

ярко-желтый, груша-темно-желтая...» Или: «У меня синие предметы, но разных

оттенков. Самый темный синий цвет - это слива, самый яркий - василек, самый светлый

- колокольчик».

Оденем кукол на прогулку

Цель:

1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.

2,

Учить

детей

рассказывать

об

одежде

для

кукол,

используя

в

речи

сложноподчиненные предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее,

чем пальто».

Игровой материал:

1. Панно с четырьмя куклами в зеленом, красном, коричневом и синем пальто.

Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланельки или бархатной бумаги.

2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков,

чем пальто, остальные - более темных. С обратной стороны шапочки и пальто

подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Панно с четырьмя куклами

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на

куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для

прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нем -

шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для нее

сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.

Вызванный ребенок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом

рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже

красные, но светлее, чем пальто».

Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей - они подбирают шапочки и

сапожки для остальных кукол.

Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более

темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто,

и наоборот. («На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто»).

Махровые цветы

(настольная игра)

Цель:

1. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от

более темного оттенка к более светлому и наоборот.

2. Упражнять в описании цветка.

Игровой материал:

2 набора разных по величине картонных лепестков одного цвета, но разных

оттенков.

Ход игры

Воспитатель подзывает двоих детей, выдает по набору лепестков одного цвета.

Лепестки раскладываются перед детьми в беспорядке. Воспитатель объясняет, что

нужно выложить по одному махровому цветку. Первый ребенок должен составить

цветок так, чтобы от середины к краю цвет лепестков становился все темнее, а второй,

наоборот, выкладывать лепестки от темной середины к светлым краям.

Когда дети выполнят задание, воспитатель предлагает им рассказать о своих цветках

(«У меня голубой махровый цветок. В середине цветка лепестки светло-голубые, а к

краю они постепенно темнеют», «У меня тоже голубой цветок, но середина у него

темная, точнее, темно-голубая, а к краю лепестки постепенно светлеют»),

У кого букет больше?

(настольная игра)

Цель:

1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре

их названия.

2. Закрепить обобщающие слова теплые, холодные (цвета) и поупражнять детей в

употреблении этих слов. Игровой материал:

1. Игровое поле (лист бумаги) с нарисованной извилистой тропинкой из маленьких

прямоугольников и кружков (на них воспитатель перед игрой выкладывает цветочки

холодных и теплых тонов).

2. Кубик. 3 грани окрашены в холодные цвета, 3- в теплые. На гранях точки: одна,

две и три.

3. Картинки с вазами и цветы из набора к игре «Составь букет» и дополнительные (в

большом количестве).

4. Фишки по числу играющих.

Ход игры

Играют двое - четверо детей (если играют четыре человека, то двое собирают цветы

для букета холодных тонов, а двое -для теплых). Дети договариваются о том, кто из

них какой букет будет собирать.

Играющие поочередно бросают кубик. Если у ребенка, собирающего цветы для

«холодного» букета, верхняя грань кубика будет окрашена в холодный цвет, он

передвинет свою фишку на столько прямоугольников, сколько точек на этой грани

кубика. Если кубик ляжет на грань теплого цвета, ребенок бросает кубик еще раз. Если

опять неудача, он отдает кубик противнику. Когда фишка попадает на цветок нужного

тона, ребенок «срывает» его и помещает в вазу (на стебель). Выигрывает тот, кто,

пройдя по всей тропинке, соберет наибольшее количество цветов.

Если играют четверо, то в конце подсчитывается общее для каждой пары количество

цветов.

Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор-

ракета - автобус -сук- ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил- лук).

Размер карточек для занятия 12 X 7 см (10 X 6 см). Обратная сторона карточек

подклеена

бархатной

бумагой

или

фланелью.

Карточки

выкладываются

на

фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек -8 X 5 см.

Карточки для занятий

Ход игры на занятии

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с

изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов.

Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово,

которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш.

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске,

присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался

последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит

картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже,

когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по

кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого

указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4-6 детей» Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый

берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку

тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у

которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается

слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит

все свои карточки.

Кто в домике живет?

(Для логопедических групп.)

Цель:

Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал:

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым

окошком кармашек, куда вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с

детьми на занятии). На чердачном окошке - буква.

2. Предметные картинки:

К - кот, коза, кролик, кенгуру, крокодил;

С - слон, собака, сорока, снегирь, лиса;

3 - заяц, зебра, коза, обезьяна;

Ц - цыпленок, цапля, курица, овца;

Ж - жираф, журавль, ежик, жаба;

Л - лось, лошадь, белка, волк, иволга;

Р - рак, рыба, тигр, ворона, воробей, крот;

Ход игры на занятии

Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки

(или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц

построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике

могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором - те, у кого в

названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и

переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки,

вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети

проверяют, правильно ли выполнено задание.

Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из

зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы

поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может

переехать в домик с буквой с, а кролик - переехать в дом с буквой л, подальше от

зубастого крокодила.

Материал к игре 'Кто в домике живет?'

Ход игры вне занятия

Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет

из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в

каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках

(например, жираф - в домике ж и домике р), то картинку получает тот ребёнок,

который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется,

что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже

заселен (например, кот может жить только в домике тс), воспитатель предлагает детям

подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.



В раздел образования