Автор: Караваева Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Роль досуговой деятельности в создании условий для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ДОС УГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ
УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В педагогической энциклопедии досуг трактуется как " свободное
от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и
спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной
деятельности по собственному влечению детей ". Задача педагогов и
родителей состоит в том, чтобы досуг у детей развивал личностные
качества и свойства, запросы и творческие наклонности.
Обогащение специфических детских деятельностей, в том числе
амплификация досуговой деятельности в ДОУ , является важным условием
становления личности ребенка-дошкольника, успешного социально-
личностного развития детей.
В дошкольной педагогике изучением досуговой деятельности
занимались Л.В. Ворошина, Л.П. Бочкарева, О.В. Дыбина, Т. и Ю.
Караманенко, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина, М.В. Крулехт и др. Многими
исследователями( О.В.Дыбина, Л.С.Фурмина, М.В, Крулехт и др.) досуг
рассматривается как важное средство реализации интересов личности,
связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением , характеризуется
свободным и ненавязчивым характером. Содержательность и разнообразие
досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития
личности , степень развития интересов, способностей и наклонностей
человека .
В научных трудах А,В. Антоновой, М.Б, Зацепиной, Т, С, Комаровой и
др. досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее
отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
На этапе дошкольного детства досуговая деятельность является
уникальным феноменом и представляет сложный комплекс видов детской
деятельности, включающей разнообразное содержание, формы и методы
взаимодействия с дошкольниками. Досуг, как специфическая деятельность
в дошкольном образовательном учреждении, интегрирует разнообразные
варианты художественной, двигательной. познавательной,
изобразительной , игровой, музыкальной, театрализованной деятельности
детей. В досговой деятельности создаются условия для успешного
Социально-личностного, физического, сенсорного, познавательного,
речевого, художественно-творческого развития. Ненавязчиво у
дошкольников формируются двигательные умения и навыки, происходит
накопление сенсорного опыта. развиваются мыслительные операции и
эстетическое восприятие. В занимательной форме в процессе досуга дети
имеют возможность упражняться в звукопроизношении, закреплять
представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются
физические, интеллектуальные и личностные качества: двигательная
активность. любознательность, осведомленность, коммуникативность,
инициативность, внимание, доброжелательность, отзывчивость,
социализированность и т. д.
Художественный досуг детей дошкольного возраста включает
разнообразные виды деятельности( рисование, лепка, аппликация ,
конструирование, ручной труд и т. д.) и является эффективным средством
становления творческого потенциала ребенка. Создание в процессе
досуговой художественной деятельности условий для проведения детских
художественных выставок, изготовление поделок из бумаги и природного
материала с использованием различных техник( печатание, бисероплетение,
квилинг и др.) обеспечивает полноценное гармоничное художественное
развитие малышей(З.А. Богатеева, Т. С. Комарова, Т.А. Котлякова и др.) В то
же время досуговая деятельность художественно-творческой
направленности способствует развитию коммуникативных способностей
детей, формирует социальные навыки взаимодействия со сверстниками,
содействует знакомству детей с народными творчеством, приобщает к
истокам народного творчества, воспитывает у них уважение к культуре и
истории нашей страны. ее гражданам.
Организация физкультурного досуга имеет большой потенциал для
развития двигательной деятельности. Подвижные игры, активный отдых,
физические упражнения способствуют полноценному развитию физических
качеств и совершенствованию двигательных навыков у детей( Л.И.
Пензулаева, Т,И, Осокина, Н.В. Потехина, И,А, Анохина и др.). Физкультурные
досуги обеспечивают реализацию задач по воспитанию у дошкольников
волевых качеств, смелости. ловкости. выносливости и др. Особенностью
физкультурных развлечений является ознакомление детей с народными
играми и забавами, приобщение дошкольников к культуре, , традициям и
обычаям народов нашей страны развитие у них ориентированности на
сотрудничество со сверстниками, социальных навыков.
Литературный и музыкальный досуг, интегрируя различные виды
искусства(литература, поэзия, музыка, балет) активно используется в
организации образовательного процесса в детском саду. Особая роль
литературного и музыкального досугов в создании условий для становления
эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Досуговая
деятельность, с опорой на литературное, поэтическое, музыкальное и
танцевальное искусство, вызывает у детей сильнейший эмоциональный
отклик, восприятие поэтического слова, мелодии, художественных,
пластических образов, развивает восприятие, речь, коммуникативные
способности, а также формирует эстетические потребности, вкус и оценку.
Приобщение к произведениям отечественной классической литературы и
музыки развивает у детей эмоциональную отзывчивость, способность
проявлениям сопереживания и сочувствия, пробуждает чувство гордости
нашей культурой, формирует у дошкольников гражданскую
принадлежность.
Огромное место в развитии эмоционально-чувственной сферы детей
имеет театрально-игровой досуг. Л.В. Выготский дал следующее
определение "искусству " - это есть общественная техника чувств, орудие,
посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые
интимные и самые личные стороны нашего существа. В процессе досуговой
театрально-игровой деятельности у детей развивается эмоциональная
сфера, являющаяся одним из основных регуляторов поведения человека. По
мнению Л.С. Выготского, театр является средством развития внутреннего
мира ребенка, его чувств. В детском саду досуговая театрально_игровая
деятельность привлекает детей красочностью, динамикой и разнообразием.
В процессе досуговой театрально-игровой деятельности дошкольники
становятся творцами собственной субкультуры: пьес, образов, персонажей,
декораций. В процессе этой деятельности дошкольники расширяют
представления о социальном мире , культуре взаимоотношений взрослых и
сверстников, приучаются ориентироваться в эмоциональных проявлениях и
состояниях окружающих и своих собственных, у них формируются
одобряемые обществом модели поведения.
Отображение дошкольниками процессе досуговой театрально-
игровой деятельности образов героев народных сказок, сказаний, былин
вызывает у детей сопереживание событиям. вызывает у них желание
выразить собственную оценку поступков и действий персонажей.
Обращение к устному народному творчеству ( сказкам, песням, танцам)
содействует приобщению детей к истории и культуре народа, его традициям,
обычаям , общественным ценностям.
Таким образом, современный досуг в ДОУ представляет
уникальный комплекс видов детской деятельности, включающий
разнообразное содержание , формы и методы взаимодействия с
дошкольниками. Многоаспектное содержание досуговой деятельности
оказывает влияние на разностороннее развитие личности ребенка-
дошкольника и в целом на формирование основ общей культуры детей
дошкольного возраста . Амплификация досуговой деятельности в
образовательном процессе дошкольного учреждения имеет особое
значение для успешного социально-личностного развития детей
дошкольного возраста. Разнообразные виды досуговой деятельности
способны отображать многогранные социальные явления и обеспечивать в
ДОУ условия для расширения детского кругозора, закрепления у детей
представлений о социальной действительности, развития коммуникативных
способностей, ценностных личностных проявлений, чувствагендерной,
семейной и гражданской принадлежностей, патриотических чувств,
позитивной социализации.
Литература.
1. Крулехт М.В. " Педагогический потенциал детского досуга в воспитании
человека культуры". Журнал "Знание. Понимание. Умение." 2012 № 4.
2. Фурмина Л.С., Ворошина Л.В. "Значение театрализованных игр во
всестороннем развитии ребенка".
3. Зацепина М,Б, "Культурно-досуговая деятельность в детском саду" Лит.
Рес. " Читай".
4. Гальцева Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей. [Текст] /
Гальцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
5.Зацепина М.Б, Формирование основ культуры ребенка в культурно-
досуговой деятельности :автореф. дис. д-ра пед.наук М.Б. Зацепиной.