Напоминание

Роль досуговой деятельности в создании условий для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.


Автор: Караваева Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Роль досуговой деятельности в создании условий для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ДОС УГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ

УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В педагогической энциклопедии досуг трактуется как " свободное

от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и

спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной

деятельности по собственному влечению детей ". Задача педагогов и

родителей состоит в том, чтобы досуг у детей развивал личностные

качества и свойства, запросы и творческие наклонности.

Обогащение специфических детских деятельностей, в том числе

амплификация досуговой деятельности в ДОУ , является важным условием

становления личности ребенка-дошкольника, успешного социально-

личностного развития детей.

В дошкольной педагогике изучением досуговой деятельности

занимались Л.В. Ворошина, Л.П. Бочкарева, О.В. Дыбина, Т. и Ю.

Караманенко, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина, М.В. Крулехт и др. Многими

исследователями( О.В.Дыбина, Л.С.Фурмина, М.В, Крулехт и др.) досуг

рассматривается как важное средство реализации интересов личности,

связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением , характеризуется

свободным и ненавязчивым характером. Содержательность и разнообразие

досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития

личности , степень развития интересов, способностей и наклонностей

человека .

В научных трудах А,В. Антоновой, М.Б, Зацепиной, Т, С, Комаровой и

др. досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее

отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

На этапе дошкольного детства досуговая деятельность является

уникальным феноменом и представляет сложный комплекс видов детской

деятельности, включающей разнообразное содержание, формы и методы

взаимодействия с дошкольниками. Досуг, как специфическая деятельность

в дошкольном образовательном учреждении, интегрирует разнообразные

варианты художественной, двигательной. познавательной,

изобразительной , игровой, музыкальной, театрализованной деятельности

детей. В досговой деятельности создаются условия для успешного

Социально-личностного, физического, сенсорного, познавательного,

речевого, художественно-творческого развития. Ненавязчиво у

дошкольников формируются двигательные умения и навыки, происходит

накопление сенсорного опыта. развиваются мыслительные операции и

эстетическое восприятие. В занимательной форме в процессе досуга дети

имеют возможность упражняться в звукопроизношении, закреплять

представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются

физические, интеллектуальные и личностные качества: двигательная

активность. любознательность, осведомленность, коммуникативность,

инициативность, внимание, доброжелательность, отзывчивость,

социализированность и т. д.

Художественный досуг детей дошкольного возраста включает

разнообразные виды деятельности( рисование, лепка, аппликация ,

конструирование, ручной труд и т. д.) и является эффективным средством

становления творческого потенциала ребенка. Создание в процессе

досуговой художественной деятельности условий для проведения детских

художественных выставок, изготовление поделок из бумаги и природного

материала с использованием различных техник( печатание, бисероплетение,

квилинг и др.) обеспечивает полноценное гармоничное художественное

развитие малышей(З.А. Богатеева, Т. С. Комарова, Т.А. Котлякова и др.) В то

же время досуговая деятельность художественно-творческой

направленности способствует развитию коммуникативных способностей

детей, формирует социальные навыки взаимодействия со сверстниками,

содействует знакомству детей с народными творчеством, приобщает к

истокам народного творчества, воспитывает у них уважение к культуре и

истории нашей страны. ее гражданам.

Организация физкультурного досуга имеет большой потенциал для

развития двигательной деятельности. Подвижные игры, активный отдых,

физические упражнения способствуют полноценному развитию физических

качеств и совершенствованию двигательных навыков у детей( Л.И.

Пензулаева, Т,И, Осокина, Н.В. Потехина, И,А, Анохина и др.). Физкультурные

досуги обеспечивают реализацию задач по воспитанию у дошкольников

волевых качеств, смелости. ловкости. выносливости и др. Особенностью

физкультурных развлечений является ознакомление детей с народными

играми и забавами, приобщение дошкольников к культуре, , традициям и

обычаям народов нашей страны развитие у них ориентированности на

сотрудничество со сверстниками, социальных навыков.

Литературный и музыкальный досуг, интегрируя различные виды

искусства(литература, поэзия, музыка, балет) активно используется в

организации образовательного процесса в детском саду. Особая роль

литературного и музыкального досугов в создании условий для становления

эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Досуговая

деятельность, с опорой на литературное, поэтическое, музыкальное и

танцевальное искусство, вызывает у детей сильнейший эмоциональный

отклик, восприятие поэтического слова, мелодии, художественных,

пластических образов, развивает восприятие, речь, коммуникативные

способности, а также формирует эстетические потребности, вкус и оценку.

Приобщение к произведениям отечественной классической литературы и

музыки развивает у детей эмоциональную отзывчивость, способность

проявлениям сопереживания и сочувствия, пробуждает чувство гордости

нашей культурой, формирует у дошкольников гражданскую

принадлежность.

Огромное место в развитии эмоционально-чувственной сферы детей

имеет театрально-игровой досуг. Л.В. Выготский дал следующее

определение "искусству " - это есть общественная техника чувств, орудие,

посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые

интимные и самые личные стороны нашего существа. В процессе досуговой

театрально-игровой деятельности у детей развивается эмоциональная

сфера, являющаяся одним из основных регуляторов поведения человека. По

мнению Л.С. Выготского, театр является средством развития внутреннего

мира ребенка, его чувств. В детском саду досуговая театрально_игровая

деятельность привлекает детей красочностью, динамикой и разнообразием.

В процессе досуговой театрально-игровой деятельности дошкольники

становятся творцами собственной субкультуры: пьес, образов, персонажей,

декораций. В процессе этой деятельности дошкольники расширяют

представления о социальном мире , культуре взаимоотношений взрослых и

сверстников, приучаются ориентироваться в эмоциональных проявлениях и

состояниях окружающих и своих собственных, у них формируются

одобряемые обществом модели поведения.

Отображение дошкольниками процессе досуговой театрально-

игровой деятельности образов героев народных сказок, сказаний, былин

вызывает у детей сопереживание событиям. вызывает у них желание

выразить собственную оценку поступков и действий персонажей.

Обращение к устному народному творчеству ( сказкам, песням, танцам)

содействует приобщению детей к истории и культуре народа, его традициям,

обычаям , общественным ценностям.

Таким образом, современный досуг в ДОУ представляет

уникальный комплекс видов детской деятельности, включающий

разнообразное содержание , формы и методы взаимодействия с

дошкольниками. Многоаспектное содержание досуговой деятельности

оказывает влияние на разностороннее развитие личности ребенка-

дошкольника и в целом на формирование основ общей культуры детей

дошкольного возраста . Амплификация досуговой деятельности в

образовательном процессе дошкольного учреждения имеет особое

значение для успешного социально-личностного развития детей

дошкольного возраста. Разнообразные виды досуговой деятельности

способны отображать многогранные социальные явления и обеспечивать в

ДОУ условия для расширения детского кругозора, закрепления у детей

представлений о социальной действительности, развития коммуникативных

способностей, ценностных личностных проявлений, чувствагендерной,

семейной и гражданской принадлежностей, патриотических чувств,

позитивной социализации.

Литература.

1. Крулехт М.В. " Педагогический потенциал детского досуга в воспитании

человека культуры". Журнал "Знание. Понимание. Умение." 2012 № 4.

2. Фурмина Л.С., Ворошина Л.В. "Значение театрализованных игр во

всестороннем развитии ребенка".

3. Зацепина М,Б, "Культурно-досуговая деятельность в детском саду" Лит.

Рес. " Читай".

4. Гальцева Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей. [Текст] /

Гальцева. - Волгоград: Учитель, 2009.

5.Зацепина М.Б, Формирование основ культуры ребенка в культурно-

досуговой деятельности :автореф. дис. д-ра пед.наук М.Б. Зацепиной.



В раздел образования