Напоминание

Проект"Философия русской сказки"


Автор: Иванова Екатерина Юрьевна
Должность: Воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: ГБОУ ЛО
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Петродворец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект"Философия русской сказки"
Дата публикации: 23.02.2021
Раздел: полное образование





Назад




ПРОЕКТ «ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ СКАЗКИ»

«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает — тем урок».

Вступление

Все мы уверены в том, что русские народные сказки предназначены

для малышей. Их незатейливые сюжеты и простота изложения взрослому

неинтересны. А между тем «Колобок», «Репка» и «Курочка Ряба» - сказки

совсем не детские…

С раннего детства мы знакомы с русскими сказками, знаем, что Баба

Яга и Кощей Бессмертный злые, а Иван обязательно победит темную силу и

спасет Василису Прекрасную. Но нам интересно знать, откуда в русских

сказках такие необычные герои и такие повороты сюжета?

Знаете ли вы, какое отчество у Бабы Яги? Почему Кощей - Бессмертный, а

смерть его на конце иглы, которая хранится в яйце? Почему богатыри

сражаются с врагом на Калиновом мосту через речку Смородину?

Оказалось, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах

древних славян. Все знают выражение А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в

ней намек, добрым молодцам урок». Значит, сказка – это выдумка?

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например,

можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа

грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении —

Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь.

В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён

и слов, а смысловая нагрузка сродни русской матрёшке, в внутри которой

находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки

может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых

наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в

неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Актуальность проекта:

Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще

сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает

тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать

интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В

нашем проекте мы работаем со сказками.

Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного

народного и авторского творчества с установкой на вымысел.

С помощью работы над проектом у нас появится возможность изучить и

передать детям семейные традиции и культурные ценности народов

проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного

народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в

решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности –

русская народная сказка.

Цель проекта:

Развитие творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально

– отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как

субъекта деятельности через знакомство с философией русской народной

сказки.

Задачи проекта:

- расширять читательский и культурный кругозор учащихся;

-изучить истоки русской сказки, возникновения сказочных персонажей;

-формировать умение понимать скрытый смысл, иносказание русской сказки;

-развивать творческие способности детей через театрализацию сказки;

-

совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в

группах, сотрудничество.

-совершенствовать словарный запас;

-воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через

русские народные сказки.

Этапы проекта:

1.

Изучение истоков русской сказки, происхождение и смысл.

Анкетирование. Скрытый смысл, заложенный в сказочных героях

2.

Философский смысл русских народных сказок.

3.

Написание сказки

4.

Инсценировка и показ сказки по группам.

5.

Презентация проекта. Рефлексия

Ожидаемые результаты:

1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и

творческих способностей учащихся.

2. Вовлечение детей в активную творческую деятельность .

3. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и

проведении мероприятий, посвященных сказкам.

4. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний,

практическими умениями, в том числе исследовательскими.

5. Обогащение знаниями о русских народных сказках, об их роли.

6 . Инсценировка сказки.

Длительность реализации проекта – 6 недель

Возраст: 8-12 классы (14-18 лет)

1 этап

Занятие 1

Начнем с того, что само слово «сказка» произошло от глагола «казать»

и означало «перечень», «точное описание». Именно, точное! В самых

простых, казалось бы, примитивных сказках, заложен глубокий философский

смысл, формирующий национальный и культурный характер человека.

Многие великие писатели и ученые внимательно изучали русские сказки и

пришли к выводу, что именно в русских народных сказках сокрыты знания

об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.

Попрошу вас заполнить анкету (см. приложение)

А теперь разберем самую известную русскую сказку.

Курочка Ряба

Взрослым людям эта сказка может показаться даже глупой. Ну,

казалось бы, дед с бабкой бьют золотое яйцо, но их усилия не приносят

никакого результата. Вдруг появляется мышка и наконец-таки разбивает

яйцо. Происходит то, чего старики добивались. Но нет же! Они оба

принимаются плакать. А успокаиваются только тогда, когда курочка обещает

снести им новое яичко, причем, простое. Законам современной логики эта

сказка не поддается. С точки зрения прагматичного человека, все

повествование — глупость последней степени. Сами посудите: курица

сносит золотое яйцо. Для бедных деревенских жителей это должно быть

подарком судьбы: яйцо можно продать и зажить безбедно. Но вместо всего

этого дед и баба прикладывают максимум сил, чтобы уничтожить

свалившееся на них богатство. Однако все становится понятно, если

попробовать увидеть в этой сказке не просто действия героев, а глубинный

смысл.

Сразу отмечу, что золото в древности символизировало смерть, а яйцо – мир.

А потому золотое яйцо – это не что иное, как конец жизни, мира, вселенной.

Старики пытаются бороться со смертью – бьют яйцо. Но у них ничего не

выходит: они таки и остаются пожилыми и немощными. Когда же мышка

разбивает яйцо вдребезги, дед и бабка осознают, что настал конец и, конечно,

плачут. Однако курочка уверяет их в том, что вскоре снесет им не золотое, а

простое яичко. А значит, стариков ждет новая жизнь, обновление,

перерождение.

Итак, казалось бы, знакомая сказка представляется в совершенно ином свете.

Давайте, выдвинем гипотезу: «В русских народных сказках сокрыты знания

об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной».

Занятие 2

Герои сказок

Иван дурак. На самом деле даже имя его в самом начале не носило

негативный оттенок, как это стало сейчас. А вот привычное нам значение к

слову «дурак» пришло только в 17 веке.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения.

Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли

вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из

таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в

произношении «другак» стал «дураком». С 14-го века оно служило именем-

оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось

наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны.

Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые

условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки

окружающих. Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он

непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью

побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта.. За неказистыми

одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося

фальши. Дурак нужен сказке для оценки ценностей «разумного мира» Дурак

он в глазах окружающих потому, что живёт не по их законам выгоды и

корысти, а по законам честности и справедливости. И в сказке-то именно

дураку везёт, на его стороне удача.

Василиса Премудрая, она же Василиса Прекрасная, в русских сказках -

это не кто иной, как богиня жизни Жива, дочь Сварога и Лады в славянской

мифологии.

Она является воплощением женского идеала, в котором

сочетается ум и красота.

Основной акцент в описании Василисы сделается на

ее внутреннем мире, а не на внешности. Поэтому Василиса часто предстает

образе животных и птиц (лягушка, кукушка и т.д.). Описание внешности

довольно условное: статная девушка с плавной походкой, длинной красивой

косой и ясными голубыми глазами. Следует особо отметить то, что длинные

волосы всегда считались основным признаком женственности, поэтому у

всех героинь русских сказок была длинная коса.

Жар-птица. Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок.

Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое

дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного

мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица

молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие. Поймать ее может

только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими

предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за

старыми родителями и много времени проводил возле родового очага. Таким

образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое

сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда

помогать просящим о помощи. На глубинном мифологическом уровне

является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью

Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё

есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Дремучий лес. Это пространство другого мира. Часто лес — граница между

миром мёртвых и живых, куда должен совершить путешествие главный

герой. Признаком иного мира является отсутствие признаков жизни и

движения, тишина, — или, наоборот, наличие разумных растений и

животных.

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта

вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла

границы «иного царства» — царства мертвых.

Ее образ связан с образом

жрицы при инициальных и похоронных обрядах. В сказках Баба-яга живет на

краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних

людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу

между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на

тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире

мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою

попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи

определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его.

Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение

усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых,

поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой

пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира

живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Баба Яга – персонаж, в последнее время, очень популярный. Официальная

«прописка» у нее в Ярославской области

Избушка на курьих ножках. В славянской мифологии традиционное место

обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из

мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу

задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир

мертвых/

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности.

В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-

украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках

подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из

угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких

пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая

«избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились

отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу,

поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему

передом, к лесу задом.

Кощей Бессмертный - это герой мифологический, сын Чернобога.

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских

сказок. Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому

богу загробного царства Аиду, Кащей похищает невесту главного героя.

Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и

ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это

характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в

яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего

универсального мифа о мировом яйце.

Змей Горыныч. Был у Чернобога еще один сын, Горын Змеевич,

перенявший у отца своего всю его змеиную природу, живучесть и

многоголовость. В языческие времена змею поклонялись как богу. В

славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, который

«заведовал» огнем («гореть»).

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате

набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного

персонажа с чертами, свойственными кочевникам: он сжигал пастбища и

деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. В христианстве змей —

это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм

воплощения дьявола, символ абсолютного зла. Змей-Горыныч настолько

отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет

впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью

(миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого

Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения,

оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным

препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как

тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название

моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом

«раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост

через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту

души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти

Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир

живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло

трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Занятие 3

Сказочные традиции

Награда. Во многих русских сказках герой после прохождения всех

испытаний награждается Родом: красавицей, которая становится затем

любимой супругой, т.е. сам смысл сказки – любовь, а это - есть гармония

мужского и женского начала, любящая пара, которая переходит в родовой

семейный супружеский союз. Сказка завершается всегда свадьбой. Сва-де-бо

– Небесное Деяние Богов (Сва - небесное, Де – деяния, Бо- Богов) и Любовь –

Люди Богов Ведающие (Лю-люди, Бо- Богов, ВЪ - Ведающие ), откуда и есть

выражение «Все свадьбы свершаются на небесах».

Мы не замечаем, что состав этих слов показывает несколько иную картину

мира, не ту, к которой мы сейчас привыкли. Эти слова - жениться и жених.

Жениться - брать жену. Жених - будущий муж. А теперь вглядитесь на

корни этих слов. Корень на самом деле один - жен-. И кто же главный был в

этом процессе создания семьи? Жена. В русских сказках девицы-красавицы

сами выбирали себе мужа, а не наоборот (выйти замуж - описательное

выражение этого ритуального действия появилось относительно недавно).

Сейчас бы мы сказали, что девушка объявляла «кастинг», на который

являлись все желающие поучаствовать в этом действе. При этом именно за

ней давалось полцарства придачу. То есть государственная власть и

имущество наследовались по женской линии. И «кастинг» проходил по

одному сценарию: проверялась физическая мощь, пространственная

ориентация (это только славянские женихи знают, куда идти, если их

отправили туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что), смекалка или ум

(когда женихам загадывались загадки).

Один из частотных сказочных сюжетов — это временная смерть. Девушка

надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает яблоко и

падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности был

похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее

понарошку умертвить. Главная часть церемонии была посвящена как раз

этому: девица должна была умереть как невинная девушка и возродиться к

жизни уже женщиной. Проделывали это играючи: укалывали невесту

иголкой или булавкой, после чего она картинно падала на землю, будто

мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и плясками.

В старину существовал обычай приносить в жертву невинную девушку: ее

топили в реке, от которой зависел урожай. Считалось, что тогда река будет

благоволить людям и не пересохнет, а значит, местное племя не погибнет от

голода. В сказках этот обычай трансформировался в драконов и других

чудищ, которые крадут девиц. Дракон в этом случае олицетворяет сам обряд,

а его злобное воплощение доказывает, что люди на самом деле не были

согласны с таким раскладом дел.

Поэтому в сказаниях появляется храбрый юноша, который закалывает

острым мечом чудище и спасает девушку. Если бы в той далекой реальности

среди народа нашелся такой герой, то его мгновенно отправили бы вслед за

девицей в речку. По таким сказочным трансформациям сюжетов

исследователи изучают, как менялось отношение народов к тем обычаям,

которые у них были.

Обработка русских сказок

Очень многие русские поэты и писатели пересказывали и обрабатывали

русские народные сказки.

Много таких пересказанных сказок у Алексея Толстого (Гуси-лебеди, Коза-

дереза, Морозко, Медведь и мужик, Репка, Теремок, Сестрица Аленушка и

братец Иванушка).

Обязательно следует назвать Александра Афанасьева, Александра Пушкина,

Ушинского, Льва Толстого, Павла Бажова.

Леонид Филатов (1946–2003) был щедро одарен разнообразными талантами.

Блестящий артист театра и кино. Замечательный драматург, сценарист и

кинорежиссер. Великолепный поэт. Пародист. Сказочник. Создатель и

ведущий телепередачи «Чтобы помнили» на канале ОРТ. Автор едкого,

уморительно-смешного сказа «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Просмотр фрагментов сказки в исполнении автора Л.Филатова

Занятие 4

Философские сказки

«Теремок»

У сказки «Теремок» существует несколько вариантов окончания. В

классическом, народном варианте – медведь домик-теремок рушит, звери

едва не погибают и разбегаются. Этот вариант имеет наиболее мощное

психологическое воздействие и признаки драматической развязки. Смысл,

который можно обнаружить здесь – «не сможешь договориться – всё

потеряешь» или, например, «всему своя мера и важно вовремя

остановиться». Однако если взглянуть на сказку «Теремок» в контексте

современной жизни, то результатом интерпретации может вполне стать

понимание неоднозначности проявления толерантности к «чужим»,

приезжим, тем, кто претендует на часть твоего жизненного пространства...

Поэтому, варианты сказки, где в финале все звери вместе строят новый дом,

причём, еще лучше прежнего – гораздо более привлекателен (если хотите –

политкорректен), хотя и существенно меняет результат интерпретации

первоначального смысла.

Представление сказки (творчество детей)

Репка

Первое, что приходит на ум – это взаимопомощь. Любую работу, которая

кажется непосильной, можно сделать вместе, «всем миром» , нужно только

попросить помощи.

Проглядывается тема примирения (Жучка-кошка, кошка-мышка) – это

говорит о важности мира и согласия в коллективе.

В этой сказке изначально тоже было больше персонажей. В частности, кроме

деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с

матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом

роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это

корни рода, несущие в себе некие знания, она как бы объединяет земное,

подземное и надземное. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться

только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что

только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне

живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга.

Дед – это корни, древняя мудрость, бабка – традиции

дома,

хозяйственность, отец – опора и защита, мать – любовь и забота, внучка –

продолжение рода, Жучка – охрана достатка в Роду, кошка – благоприятная

атмосфера в доме, т.к. коты являются гармонизаторами энергии человека, а

мышка – благосостояние этого самого дома, достаток ( где нечего есть — и

мыши не водятся). Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род)

разрушится.

Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы на защиту и опору

от церкви, а заботу и любовь – на Христа.

Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с Родом, жить в

гармонии с родными, значит иметь счастье и достаток в семье.

Представление сказки (творчество детей)

Занятие 5

Гуси-лебеди

Почему гуси-лебеди? Гуси – древнейшие домашние птицы, олицетворяющие

обычный деревенский быт, то есть совершенно земную жизнь. Лебеди,

прилетающие и улетающие красавцы, в народном восприятии относились к

загадочным, потаенным птицам. Недаром же в сказках лебедушка,

ударившись о землю, могла обернуться девицей-красавицей. То есть лебеди –

птицы волшебные, романтические, принадлежащие какому-то прекрасному,

далекому и притягательному, но явно не обыденному миру. Это птицы,

которые способны жить в двух мирах. Кроме того, образ этих птиц связан с

водой как со сферой, разделяющей жизнь и смерть. Птицы эти – не обычные

пернатые, а человеческие души, которые издавна представлялись славянам в

образе птиц. Они летают по небу, курсируя между миром живых и миром

мертвых. Дочери родители поручают следить за братом, девочка считает себя

взрослой (не слушается). Гуси- лебеди уносят мальчика почти с порога

родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним,

начинается процесс взросления, который требует прохождения

определенных испытаний. И первое, что встречается ей на пути – Печь и

хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо

выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья,

жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные

яблоки сказок). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать

ее в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами

– страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с

молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и

похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком

поминают родителей в так называемые «родительские» дни…

Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня

сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-

Яги. Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки – Баба

Яга. В древности ее называли Йога. Йога была богиней и занималась тем, что

переправляла людей в мир иной.

Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное.

Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам.

Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу.

Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме

того, забираются в печь.

Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой.

Почему?

Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний

обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ, который сохранился на Русском Севере вплоть до

наших дней.

Помните, в сказках Баба Яга предлагает детям сесть на лопату и сует лопату

в печь. Какой ужас, не правда ли?

Однако такой обряд действительно существовал в Древней Руси и назывался

перепечение. Если младенец вдруг становился беспокойным, много плакал и

болел, с ним совершали именно этот ритуал. Клали младенца на хлебную

лопату и совали в печь,

но есть их, конечно, никто собирался. После того,

как ребенка вынимали из печи (естественно теплой, а не раскаленной),

считалось, что это новый человек. Ребенок вроде как рождался заново,

перезагружался, если сказать современным языком. Обряд проводила

знахарка с участием женщин рода. Так и в сказке «Гуси-лебеди» брат и

сестра перепекаются для того, чтобы вернуться назад, в мир живых, они

обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми более

зрелыми людьми, т.е. прошел процесс их взросления.

Представление сказки (творчество детей)

По щучьему веленью

Прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться

деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак,

которое применимо к Емеле, - слово простак.

Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому

слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных

интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой

практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим

бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод.

На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав

волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить

так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане.

Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую

награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы

щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того,

что желает обычный человек ищущий земных удовольствий, которые бы

выразились в деньгах, славе, власти. Вот здесь я бы отметил первый и

важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека,

которые не являются недостатком или признаком слабости. Печь

символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки

находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел,

т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в

гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» со щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл

намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему

хотению». Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура –

родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил

набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который

можно проникнуть, только и отказавшись от сковывающих убеждений.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье

человека зависит от него самого. Фраза: «По щучьему велению, по моему

хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души.

Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и

представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел,

и он его получил. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это

проявление внутренней красоты на внешнем плане. А обо всём судим, как

говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того,

чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к

чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно

воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила

Представление сказки (творчество детей)

Занятие 6

Колобок

Существует 3 объяснения сказки колобок. Давайте их рассмотрим

1. В первоначальном варианте животных в сказке «Колобок» было гораздо

больше. Причем, каждый из них при встрече с колобком, откусывал от него

какую-то часть. Благодаря этим подробностям, сказка приобретает совсем

иной вид. Так главный герой становится похожим на луну. А его

постепенное уменьшение от зубов голодных зверей – это лунные фазы. Так

что сказка «Колобок» – это урок астрономии для самых маленьких.

2. Шар или блин в традиционной культуре — символ солнца. Масленичные

блины символизируют солнце, т.к. масленица вобрала в себя языческий

праздник весеннего равноденствия. На древнеславянском «коло» или «хоро»

— «круг», что свидетельствует о сакральном, «солнечном» смысле танца

хоровода. Колобок — символ солнца.

Первого на своём пути, Колобок встречает - зайца.

Заяц - это символ зарождающейся силы, мощь нарождающейся жизни. Заяц

труслив, но плодовит. Весна - время для продолжения рода. Встреча колобка

с зайцем - образ прихода весны.

Дальше колобок встречает волка. По древним преданиям, греческая богиня

Лето, оборачивалась волчицей. Встреча "колобка" с волком - залог хорошего

урожая. Образ волка - это образ ненасытности, неистовости. Летом нужно

неистово трудиться, чтобы создать задел на зимние месяцы.

После волка, колобок встречает медведя. Время медведя - ранняя осень. Это

время сбора урожая, созревания грибов, ягод. Время накопления добра на

долгую голодную зиму.

И завершается путь колобка после встречи с лисой. Лиса - славянский

символ зимы - одной из личин богини Мары. Время лисы - начало и середина

зимы.

Таким образом, минуя четыре времени года - Земля завершает свой путь

вокруг Солнца.

3. Сказка «Колобок» о славянской душе. И сказка именно как

предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить.

Весь путь Колобка в лесу и все зверушки, которые он встретил совсем не

просто так.

Заяц первый, кто пообещал его съесть, то есть стать для него погибелью.

Заяц — символ трусости, слабости. Ни трусость, ни слабость никогда не

были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда

славились русичи.

Волк — образ жадности, жестокости. Не присущи такие качества русскому

человеку, а значит и погубить его они не могут.

А Колобок встретился с Медведем. Медведь — символ власти, могущества.

Но во все времена для русских были ценны простота и свобода.

И катится Колобок к завершению своего пути, а именно ко встрече с

Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо

слышит… Лиса — символ хитрости.

Вот эта черта, которую следует опасаться — до-вер-чи-вость. Вот что

способно погубить русского человека, и именно от этого предостерегали нас

мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось бы, незатейливую

сказку.

Представление сказки (творчество детей)

Заключение. Рефлексия

Перечитав заново давно известные сказки, мы смогли раскрыть смысл и

философскую идею сказок, «приоткрыть» тайну этих произведений и

пришли к следующим выводам:

• сказки – это не просто занимательные истории, призванные веселить

человека, а произведения, способные ответить на серьёзные вопросы;

• сказка имеет вековую историю развития, традиции, передающиеся из

поколения в поколение, а несерьёзные, пустые произведения не смогли бы

выдержать испытание временем;

• в сказках отражается мировоззрение, быт, национальные особенности

народов, но при этом она сильна аналогией, т. е. несёт в себе обобщённую

мысль, характерную для многих народов и времён, а значит, воплощает

потребности и идеалы, общие для всех людей;

• сказка даёт уроки доброты, мужества, говорит об экологии души и

природы, о самоценности человеческой личности.

В самом начале проекта мы выдвинули гипотезу о том, что в русских

народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже

всей Вселенной. Ответьте на вопрос анкеты.

Презентация проекта.

Выступление детей.

Приложение:

1.

Презентация по проекту.

2.

Анкета для детей

3.

Сценарий сказки «Теремок» 8б класс

4.

Сценарий сказки «Репка»10 б,б1 классы

5.

Сценарий сказки «По щучьему велению» 9б,б1 классы

6.

Сценарий сказки «Гуси-Лебеди» 10а класс

7.

Сценарий сказки «Колобок» 11,8б1 классы

8.

Текст защиты проекта

9.

Презентация защиты проекта



В раздел образования