Напоминание

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.


Автор: Чередниченко Евгения Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2 "Ласточка" общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Семилуки Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим

недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
Чередниченко Е.В. МКДОУ детский сад №2 «Ласточка» г. Семилуки, evgeniya0985@yandex. ru В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающих дислалией и дисграфией. Так по данным отечественных и зарубежных исследователей, встречаются часто нарушения — от 5 до 15 процентов детей школьного возраста подвержены этим нарушениям. За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. По статистике дислексией и дисграфией страдают почти 12 % населения земли. Проявления общего недоразвития речи зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут колебаться от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция общего недоразвития речи предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по Законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Впрочем не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной [5] и определено как общее недоразвитие речи. У детей, имеющих общее недоразвитие речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Формирование мелкой моторики может осуществляться в процессе выполнения разнообразных видов деятельности и занятий (лепка, конструирование, труд, аппликация, рисование, правописание, выполнение счетных операций с опорой на присчитывание предметов на занятиях по математике, игра на различных музыкальных инструментах, шитье, вязание и так далее). Наконец, это могут быть просто регулярно проводимые двух - трехминутные физкультминутки, снимающие усталость рук и напряжение. Таким образом, тонкие движения пальцев рук, так или иначе, развива- ются в процессе жизни, однако отсутствие их каждодневной, систематической тренировки может отрицательно сказаться на качестве овладения человеком теми или иными навыками, требующими активного участия мелкой моторики. На современном этапе развития логопедии учеными было доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка (Запорожец А.В. [2], Кольцова М.М. [3,4]. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития, а следовательно и готовности к школьному
обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и так далее), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Общее недоразвитие речи - серьезное речевое нарушение, при котором страдает вся речевая система. Теоретические и практические наработки ученных: Кольцовой М.М. [4], Запорожец А.В. [2], Гуревича М.О. и Озерецкого Н.И. [1], показывают взаимосвязь развития речи и моторики ребенка. Чем хуже сформирована речь, тем более на низком уровне остается речевое развитие. Выявленные особенности ручной моторики вызывают необходимость перестройки логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, на- правления внимания не только на устранение речевых и психических нару- шений, но и на формирование ручной моторики. Таким образом, в коррекционном обучении вместе с формированием полноценной звуковой стороны речи (воспитания артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия) необходимо вести систематическую работу по формированию общей моторики и работу по развитию движений пальцев и кистей рук.
Осуществление тренировки движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие р е бе н ка , способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, развивающим мышление ребенка. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает массаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бума- ги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д.). Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с нож- ницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»). Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторной сферы ребенка: чем слабее сформированность мелких движений, тем больше проблем у детей с речью; использование нетрадиционных подходов в коррекции моторики оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка.
Литература
1. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий.- М., 1930, Т. 2. -25 с. 2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец.- М., 1960. – 430 с. 3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. - М., 1973. – 144 с. 4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить / М.М. Кольцова. - М., 1979. – 192 с. 5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р.Е. Левина. - М., 1951. – 120 с.


В раздел образования