Напоминание

"Наглядные формы представления информации"


Автор: Бондаренко Ирина Петровна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Гимназия № 1"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка урока информатики и ИКТ в 5 классе
Тема: "Наглядные формы представления информации"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока информатики и ИКТ
«Наглядные формы представления

информации»
5 класс Автор: Бондаренко Ирина Петровна, учитель информатики и ИКТ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Гимназия № 1» Мурманск 2016
Тема урока "Наглядные формы представления информации". Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний. В уроке использована технология проблемного обучения. Форма работы: фронтальная, групповая. Методы: проблемный диалог, работа с наглядным материалом, с текстами, таблицами, рисунками, схемами. Тема "Наглядные формы представления информации" изучается после тем "Текстовая информация" и "Информация в форме таблиц". Оборудование: ПК, мультимедийный проектор. Основные понятия: наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица. Триединая дидактическая цель урока: 
Обучающие
: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать понятие о способах представления информации, расширение знаний учащихся о родном крае. 
Развивающие
: развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету. 
Воспитательные
: привить интерес к предмету, развить навыки самостоятельной работы и работы в группах, актуализировать знания учащихся о правилах дорожного движения, воспитание любви к родному краю. На уроке развиваются: 
познавательные
У УД : в ы д е л е н и е и ф о р м ул и р о в а н и е познавательной цели, умение извлекать информацию из текста и учебника, классифицировать информацию по выбранным критериям, представлять текстовую информацию в сжатом виде, в виде таблицы, схемы, диаграмм.

регулятивные
: целеполагание, умение обнаруживать и формулировать проблему, искать способы решения проблемы при изучении наглядных форм представления информации, выдвижение собственных гипотез, организация работы в группе, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, умение работать в группе по плану, оценивать степень успешности усвоения материала. 
коммуникативные
: умение выслушать чужую точку зрения, аргументировать свой выбор, участвовать в диалоге, уметь договариваться. 
личностные
: самоопределение, организация внутренней мотивации для обучения, чувство личной ответственности за результат работы группы. В уроке реализованы межпредметные связи с литературой, а также метапредметные связи с такими предметами как география и математика. Урок открытия новых знаний состоит из следующих этапов: актуализация знаний, целеполагание, открытие новых знаний, закрепление, контроль и рефлексия. На этапе целеполагания формулируется проблема. Возможно ли на уроке познакомиться с наглядными формами представления одной и той же информации? Какая форма наиболее удобна? Учащиеся выдвигают гипотезу по нахождению способа решения данной проблемы; работают с текстами, составляют схемы, знакомят класс с результатами своей работы. На этапе закрепления учащиеся формулируют вывод и сравнивают полученные результаты со своими предположениями. На каждом этапе урока учащиеся оценивают свою деятельность. На этапе рефлексии оценивают полученные знания, урок , собственную деятельность, деятельность группы, эмоциональное состояние.

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

учебные

действия

Формируем

ые способы

действий

Осуществл

яемые

учебные

действия

Формируе

мые

способы

действий

Осуществл

яемые

учебные

действия

Формируе

мые

способы

действий

Организационный момент
Здравствуйте! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! Теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос №1, который вы можете найти на листочках перед вами: «Выберите смайлик, который с о о т в е т с т в у е т в а ш е м у настроению в начале урока» Приветствие учащихся, создание доброжелательно й атмосферы. Определение настроения учащихся перед началом работы. Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу. Выделение существенн ой информации из слов учителя. Взаимодейс твуют с учителем. Слушание учителя. Целеполага ние. Рефлексия. Умение настраиват ься на занятие. Умение определят ь своё настроени е.
Актуализация знаний
Прежде чем мы познакомимся с т е м о й у р о к а , н е о б х о д и м о вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях. Даёт задания учащимся. Следит за самостоятельнос Выбирают уровень сложности задания, отвечают Компетенци я обучающихс я в области Взаимодейс твуют с учителем. Слушание учителя. Развитие регуляции учебной деятельност Регуляция учебной деятельно сти:
Для этого вам нужно выбрать «сигнальную кнопку», за которой к р о е т с я в о п р о с . В о п р о с ы отличают ся друг от д р у г а уровнем сложности, поэтому вы можете обсудить в группах, с какого вопроса вы начнете. (На столе у каждого ученика три с м а й л и к а , к о т о р ы е с о о т в е т с т в у ю т у р о в н я м заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает смайлик.) (Приложение 1, слайд 1)
З а д а н и е

н и з к о го

у р о в н я

сложности.
С помощью каких органов чувств человек может воспринимать информацию?
Задание

среднего

у р ов н я

сложности.
Какие формы представления информации вы знаете?
Задания

высокого

уровня

сложности.
Что такое текст, одна из самых р а с п р о с т р а н е н н ы х ф о р м представления информации? (Приложение 1, слайды 2, 3 и 4). тью выполнения заданий. на вопросы. Задание низкого уровня сложности. С помощью каких органов ч у вс т в человек м ож е т воспринимать информацию? (з р е н и е , с л у х , обоняние, осязание, вкус) Задания среднего уровня сложности. К а к и е ф о р м ы представления информации вы знаете? (текст, таблица) Задания высокого уровня сложности. Что такое текст, одна из с ам ы х распространенных форм представления информации? (Текст – э т о любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.) информатик и. и. Самоконтро ль выполнения задания. сличение результата действия.

Постановка цели и задач урока, создание проблемной ситуации
Давайте обратим внимание на следующий слайд (Приложение 1. Слайд 5). Что изображено на картинке? Герб какого города вы видите перед собой? Знаете ли вы, сколько лет городу Мурманску? А сколько лет Мурманской области? Сколько городов есть в Мурманской области? Какой из них самый маленький? А теперь давайте посмотрим на следующий слайд, на котором приведена информация о Мурманской области и её городах. (Приложение 1. Слайд 6). Ответьте, пожалуйста, на вопросы. В каком году был основан Североморск? В каком городе население больше: в Гаджиево или Заозерске? Сколько городов входят в ЗАТО «Александровск»? Хорошо. Давайте теперь взглянем на ту же самую информацию о Мурманской области и её городах, но представленную в другом виде, а именно в виде таблицы (Приложение 1, слайд 7). Попробуйте ответить на те же самые вопросы ещё раз. В каком году был основан Североморск? Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Формулируют цели урока. Выделение существенн ой информации из слов учителя. Осуществле ние актуализаци и личного жизненного опыта. Взаимодейс твуют с учителем Слушание учителя и товарищей , построени е понятных для собеседни ка высказыва ний. Контроль правильнос ти ответов обучающих ся Умение слушать в соответств ие с целевой установко й. Принятие и сохранени е учебной цели и задачи. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся.
В каком городе население больше: в Гаджиево или Заозерске? Сколько городов входят в ЗАТО «Александровск»? В каком случае вам было легче отвечать на одни и те же вопросы? Почему? Что вызвало затруднения? Как вы думаете, можно ли представить информацию о городах Мурманской области ещё каким- либо другим способом? Давайте проведем ещё один эксперимент. Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину (Приложение 1, слайд 8). Что вы себе представили? Вы видите, у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию (Приложение 1, слайд 9). Как вы думаете как легче воспринимать информацию, по рисунку или по тексту? Почему? Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, он воспринимает окружающий мир Организует беседу по теме урока. Даёт учащимся задание - представить картину по её описанию. Участвуют в беседе. Выдвигают предположения по поводу картины. Делаю выводы о способах представления информации. Как вы думаете к а к л е г ч е воспринимать информацию: а) по рисунку или по т е к с т у ? ( п о р и с у н к у ) ; б ) почему? (информация Формирован ие умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Направляют усилия на решение поставленн ой проблемы. Обсуждают выводы. Согласова ния усилий по решению учебной задачи, договарив аться и приходить к общему мнению в совместно й деятельно сти, учитывать мнения других. Контроль правильнос ти ответов обучающих ся. Самоконтро ль и взаимоконт роль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответств ие с целевой установко й. Планирова ть свои действия. Корректир овать свои действия. Принятие и сохранени е учебной цели и задачи.
своими глазами. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, "Наглядные формы представления информации" (Приложение 1, слайд 11) наглядна). Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся.
Первичная проверка понимания
А нужна ли нам наглядная форма представления информации? Разобраться в этом нам поможет следующий эксперимент. Но перед этим мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил перед работой. Давайте представим наглядно следующие профессии: водитель, плотник, садовник, повар, футболист. Вы большие молодцы! А теперь вернемся к нашему проекту. Каждая группа получит задание. Заключается оно в том, что участникам группы необходимо представить известное четверостишие с помощью любой формы наглядности таким образом, чтобы другая группа смогла это четверостишие узнать. Каждый участник группы представляет одну строчку четверостишия. Даёт учащимся задание работать с в группах. Работает индивидуально с учащимися у доски. Задает вопросы. Проводит физкультинутку. Работают в группах, готовятся к защите проектов. Участвуют в физкультминутке. Выделение существенн ой информации . Логические умозаключе ния. Осознанно и произвольн о строят речевое высказыван ие в устной форме. Умение формулиров ать вопросы. Участвуют в обсуждении во фронтально м режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающи хся, уметь формулир овать собственн ое мнение и позицию, уметь использов ать речь для регулиров ания своего действия Контроль правильнос ти ответов обучающих ся. Самоконтро ль понимания вопросов. Умение слушать. Принятие и сохранени е учебной цели и задачи. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся. Осуществ ление самоконтр оля и взаимокон троля. Планирова ние
Задание для 1 группы Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Задание для 2 группы: Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Пока наши группы работают, я приглашаю к доске по одному участнику из каждой группы. Мы с вами обсудим, какие наглядные формы представления информации существуют и где вы их можете встретить. (Приложение 1, слайды 13-19) А теперь давайте посмотрим, как справились наши группы с заданиями. Вы узнали эти четверостишия? Кто их авторы? Какую оценку можно поставить участникам групп? (Приложение 1, слайд 20) Сделайте, пожалуйста, вывод о том, нужны ли нам наглядные формы представления информации? учебного сотруднич ества со сверстник ами, принятие решения.
Открытие новых знаний
А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. Формулировка условий задач и контроль за Отвечают на вопросы. Строят диаграммы. Осознанно и произвольн о строят Участвуют в обсуждении Понимать на слух ответы Контроль правильнос ти ответов Умение слушать в соответств
Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученную шифровку. (Приложение 1, слайд 21) Какое слово у вас получилось? Правильно, диаграмма. Вы знаете, что оно обозначает? Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин. (Приложение 1, слайд 22) Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Мы отобразим на диаграмме "возраст" четырех городов Мурманской области: самого старшего, самого младшего и двух городов- ровесников. Какие города это будут? (На столах у групп находятся таблицы с информацией о городах Мурманской области). (Приложение 1, слайд 23) На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать названия городов, по вертикали – их возраст. Пусть одна клетка – 50 лет. Мы будем правильным их решением. речевое высказыван ие в устной форме. ответов на вопросы во фронтально м режиме. обучающи хся, уметь формулир овать собственн ое мнение и позицию, уметь использов ать речь для регулиров ания своего действия обучающих ся. Самоконтро ль понимания вопросов и знания правильных ответов. ие с целевой установко й. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся. Осуществ ление самоконтр оля.
строить столбчатую диаграмму. Толщину одного столбика возьмём в 2 клетки. С помощью линейки начертим 4 вертикальных столбца, длины которых будут равны возрастам городов соответственно: Кола - 498 лет, Снежногорск - 45 лет, Полярный - 119 лет, Североморск - 119 лет. Покажите друг другу, какие диаграммы у вас получились. Сегодня мы с вами изучили информацию о городах Мурманской области, представленную четырьмя разными способами: в виде текста, таблицы, карты и диаграммы. В каком случае информация представлена более наглядно? Почему?
Домашнее задание
Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно. Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделение существенн ой информации из слов учителя. Взаимодейс твуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельност и. Регуляция учебной деятельно сти.
Рефлексия
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных Проводит рефлексию, анализирует выбранные Отвечают на вопросы. Рефлексируют. На листах Осознанно и произвольн о строят речевое Участвуют в обсуждении итогов Уметь формулир овать собственн Саморегуля ция эмоциональ ных и Саморегул яция. Умение слушать в
целей? Отметьте на листочках своё настроение в конце урока. Улучшилось ли ваше настроение? Какую оценку вы бы поставили себе за урок? способы наглядного изображения. изображают соответствующее настроение, используя различные формы наглядности. высказыван ие в устной форме. Оценивают свое самочувстви е. урока во фронтально м режиме. Взаимодейс твуют с учителем. ое мнение. функционал ьных состояний. соответств ие с целевой установко й. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся.

Приложения
Приложение 1. Слайды презентации Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12 Слайд 13
Слайд 14 Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17
Слайд 18 Слайд 19
Слайд 20 Слайд 21
Слайд 22 Слайд 23


В раздел образования