Автор: Канюк Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: Новосибирская область город Обь
Наименование материала: Проект учебного занятия по окружающему миру
Тема: "Твое первое знакомство с солнечной системой"
Раздел: начальное образование
Фрагмент учебного занятия по окружающему миру.
Ф.И.О. Канюк Нина Ивановна
Тема: Твое первое знакомство с солнечной системой
Класс: 3 класс. Окружающий мир.
Планируемые
результаты
Личностные: Формировать бережное отношение к живым существам в природе.
Метапредметные
Регулятивные:
Планировать свою
деятельность.
Прогнозировать и
выдвигать гипотезы.
Преобразовывать
знания в практические
умения.
Познавательные:
Пробудить стойкий
познавательный
интерес к
исследованию каких-
либо предметов.
Анализировать объекты
с целью выделения
признаков.
Коммуникативные:
Учить строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками при
работе в группе.
Предметные: Научиться определять различие между объектами солнечной системы.
характеризовать их, обосновывать свое мнение.
Цель урока
1. Познакомить учащихся в общих чертах с объектами солнечной системы – звезда, планета,
спутник.
2. Сформировать четкое представление о том, чем планета – Земля отличается от других объектов
солнечной системы.
Задачи:
1. Определить роль солнца – звезды в солнечной системе.
2. Рассмотреть общее признаки и различия между основными объектами солнечной системы:
звезды, планеты, спутники.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру, природе.
Проблема:
1. Как работать в паре, группе эффективно.
2. Формулировать тему и цель урока, основываясь на полученных ранее знаниях.
Педагогические
технологии:
Технология проблемного обучения, исследовательская работа, системно - деятельностный подход.
1.Организационный момент.
Диалог с детьми по вопросам.
- Почему люди любят смотреть на ночное небо? (оно красивое)
-По каким признакам вы определили, что небо красивое? (звезды сверкают на небе)
- О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
(О звездах. Просматривают фотографии звездного неба)
-Почему небо нам кажется загадочным и непонятным? (мы не знаем что там, это далеко от нас, мы не можем это потрогать руками)
II. Формирование новых знаний
-Посмотрев фотографии, что мы можем сказать о звездах? (Они разные)
- Какая между ними разница? (Есть маленькие звезды и есть большие)
- Верно, размер звезд разный. По какому еще признаку можно найти различие между звездами? (Цвет у звезд разный)
- У звезд цвет голубой, желтый, оранжевый, белый, красный. Ученые установили что самые горячие звезды – голубые и белые. Теплые
звезды - желтые, более холодные звезды - красные и оранжевые. Но даже самые холодные звезды горячее самого раскаленного металла,
потому, что это горячие газовые шары.
Вывод: 1. Звезды – горячие газовые шары. Они неподвижны.
2. Звезды бывают большие и маленькие.
o
3. Звезды находятся на большом расстоянии от Земли.
III. Закрепление знаний о звездах. (Раздаются карточки. Дети на индивидуальных карточках определяют и заполняют окошечки пустых
кластеров - горячие, теплые, холодные звезды)
Задание: Используя материал на странице7, «Звезды имеют разный цвет», соедините стрелочками текст с правой стороны с рисунком левой
стороны. Раскрасьте их.
1.Теплые звезды
2.Горячие звезды
3. Холодные звезды
Проверка выполненного задания
Вывод: мы с вами выяснили, что звезд много и они разные, но есть еще одна прекрасная звезда и ее присутствие мы периодически
наблюдаем на нашем небосклоне. Что это за звезда и как она называется (Солнце)
Беседа – диалог.
Эта звезда – старушка и ей 5 миллиардов лет. Если сравнивать солнце с человеком, то какое оно будет? Как вы себе его представляете?
(Умным, добрым)
- Почему солнышко можно назвать добрым? ( Оно нас греет. Дает жизнь всему живому)
- Вы сказали, что звезды далеко от земли, они нас не греют, хотя и горячие. А солнце тоже далеко от земли, но оно нас греет. - - Почему?
(Солнце находится ближе к земле)
Задумайтесь, на каком разумном расстоянии находится солнце от земли. Если бы оно находилось близко? (оно бы сожгло, а если далеко - не
грело бы)
Дети на индивидуальной карточке - схеме определяют место солнца. (Оно находится в центре. Оно главное)
Вывод: солнце - звезда, раскаленный огромный газовый шар).
- Давайте на схеме обозначим рисунком, где примерно может находиться солнце по отношению к Земле. Вспомним, если близко поместим
рисунок Земли, то сгорим, а если далеко, то на земле будет тьма. (Дети рисуют Землю голубым цветом в третьем круге солнечной системы).
Вывод: дети определяют общий признак всех звезд в том числе и солнца. (Неподвижны в системе, горячие раскаленные шары)
Определяют различия: Разный размер, цвет, яркость, температура, удаленность от Земли.
- Посмотрите на нашу схему, на что похожи эти круги, с чем их можно сравнить? (Тропинки, дорожки)
Физкульминутка.
-Зачем нужны тропинки, дорожки? (Чтобы по ни двигаться, ходить)
-Что еще может двигаться, ходить вокруг солнца? (Земля)
- Что такое Земля? ( Планета)
- Правильно, по этим дорожкам вращаются другие планеты и Земля тоже. По первому кругу проходит планета Меркурий, по второму кругу
идет Венера, по третьему - Земля, по четвертому - Марс, по пятому - Юпитер, по шестому – Сатурн.
Вывод: Это планеты. Они холоднее звезд, они подвижны.
Звезды неподвижные, раскаленные газовые шары.
-Сравнивают свою нарисованную схему солнечной системы с картинкой учебника на странице10.
Работа с учебником.
-На странице 9 помещена фотография – рисунок, рассмотрите ее и скажите, что неправильно на нем? (Земля в центре)
- Так в древности люди представляли себе солнечную систему. Вернемся к наше схеме. Мы выяснили, что у каждой планеты свой путь и
дорога вокруг солнца, но на рисунке учебника есть нечто, что не имеет своей дороги вокруг Солнца. Что это? (Луна)
- Если у луны нет своей дороги, пути вокруг Солнца, но рядом Земля, то что можно предположить? (Дети выдвигают свои гипотезы)
Гипотеза – Луна вращается вокруг Земли.
- Значит Луна спутник Земли и она движется вместе с Землей вокруг Солнца.
Демонстрация движения Земли и Луны вокруг солнца.
- Как вы думаете, если у планеты Земля есть свой спутник, то у других планет могут быть спутники? (Да)
- Вывод: у Земли только один спутник – Луна.
Закрепление: Групповая работа. Заполнение кластера.
- Заполнили кластер, а теперь возьмите фигурку человечка и выберите ему место в этой солнечной системе. (Дети помещают фигурку
человека на планету Земля)
-Почему вы поместили именно туда фигурку человека? (Человеку для жизни нужен свет, воздух, вода, тепло, а все это есть только на
планете Земля)
- Чем отличается планета Земля от других объектов солнечной системы? (Это единственная планета, на которой есть жизнь)
- Действительно, пока не обнаружена жизнь на других планетах, поэтому нам нужно как относиться к нашей планете? (Бережно, беречь ее
сокровища, природу, не засорять, чтобы сохранить Землю нашим потомкам)
Обобщение.
Вывод.
Рефлексия.