Автор: Черная Светлана Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СШ №16 Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Программа родительского всеобуча" Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального
образования
«Закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской
области»
«Гимназия № 235»
Утверждаю
Директор МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия № 235
_____________________________Н.С.Штоколова
Программа родительского
всеобуча
«Мы вместе»
(программа взаимодействия
образовательного учреждения с семьями учащихся)
на 2011 - 2013 г.г.
Знаменск,2011г
Введение
В
современном
обществе
школа
становится
все
более
открытой
социально-педагогической
системой,
стремится
к
диалогу,
общению,
широкому социальному взаимодействию, поскольку за последние десять лет,
по данным МО и Н РФ, усилилась социальная тенденция самоустранения
многих родителей от решения вопросов воспитания и развития детей. Росту
детской
безнадзорности,
преступности,
наркомании
и
других
негативных
явлений в детской, подростковой и молодежной среде способствовали многие
факторы, в том числе рост безработицы или вынужденная сверхзанятость.
Все это осложняет взаимоотношения родителей с детьми .
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется и
тем,
что
сегодня
на
фоне
общего
снижения
«жизненного
потенциала»
российской
семьи
отмечается
устойчивая
тенденция
падения
уровня
ее
психологического
здоровья
и
соответственно,
ее
воспитательных
возможностей. Проблематичными для этой категории семей в сложившихся
условиях
представляются
вопросы
достижения
сходства
семейных
ценностей, сохранения социально-ролевой адекватности действий ее членов,
активности семьи в отношении перспектив. Все это в целом способствует
развитию внутрисемейной эмоциональной неудовлетворенности, социальной
пассивности и безразличия к реальной действительности.
Наиболее
актуальным
на
сегодняшний
день
становится
повышение
педагогической
культуры
родителей
как
основы
раскрытия
творческого
потенциала,
совершенствования
семейного
воспитания.
В
повышении
педагогической
культуры,
просвещении
родителей
особую
роль
призван
сыграть родительский всеобуч.
Семейный кодекс, Закон «Об образовании», Концепция модернизации
Российского
образования
на
период
до
2010
года
подчеркивает
исключительную
роль
семьи
в
решении
задач
воспитания.
Права
и
обязанности родителей определены в статьях 37, 43 Конституции РФ, главе
12 Семейного Кодекса РФ, статьях 17,18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на
период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется
всестороннее
укрепление
института
семьи
как
формы
наиболее
рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации.
Школьная
программа
родительского всеобуча «Мы вместе»
МКОУ
ЗАТО Знаменск
Гимназия №235
на 201 –2013г.г
является организационной
основой
деятельности
гимназии
в
сфере
воспитания
детей
и
молодежи,
направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного
у ч р е ж д е н и я
в
и н т е р е с а х
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
р е б е н к а .
Цель программы:
Совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ
повышения
эффективности
воспитательного
потенциала
образовательного
процесса в МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №235
Задачи программы:
-
Создание
условий
для
обеспечения
прав
родителей
на
участие
в
управлении образовательным учреждением.
-
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга
родителей и учащихся.
-
Проведение научно-обоснованной организаторской и пропагандистской
деятельности с целью информационного обеспечения
и психолого-
педагогического сопровождения семей.
Основные направления реализации программы родительского
всеобуча «Мы вместе»
1. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением.
Мероприятия
Сроки
исполнения
исполнитель
1 . 1 . А кт и в и за ц и я
р а б о т ы
родительского
комитета класса
2011 -2013 г.г..
Администрация
гимназии
,
классные руководители
1 . 2 .
С и с т е м а т и ч е с к о е
проведение
общешкольных
и
классных
родительских
с о б р а ний,
ко н ф е р е н ц и й ,
круглых
столов,
тренингов,
семинаров
по
проблемам
воспитания и обучения
2011 -2013 г.г.
Администрация
гимназии
классные руководители
2.Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно-значимой деятельности и
досуга родителей и учащихся.
Мероприятия
Сроки
исполнения
Исполнитель
2.1.
Совершенствование
содержания
воспитания в школе в соответствии с
т р а д и ц и о н н ы м и
д у х о в н о -
нравственными
ценностями
семьи,
семейного воспитания.
2011 -2013
г.г.
Администрация
гимназии
классные
руководители
2.2.
Создание
системы
массовых
м е р о п р и я т и й
с
р о д и т е л я м и ,
2011 -2013
г.г.
Администрация
гимназии
организации совместной общественно
значимой
деятельности
и
досуга
родителей и обучающихся.
Проведение
школьных
праздников:
День
матери,
День
семьи,
День
пожилого человека и т.п.
Проведение
совместных
трудовых
и
социально-благотворительных
детско-
родительских
семейно-общественных
акций).
классные
руководители
3.3.
Выявление
и
распространение
п о зи т и в н о го
о п ы т а
с е м е й н о г о
воспитания,
традиций
семейной
народной педагогики через
средства
массовой информации города.
2011 -2013
г.г.
Администрация
гимназии
классные
руководители
3 . 4 .
П р о в е д е н и е
с е р и и
про светительских
с еминаров
-
совещаний
для
руководителей
МО,
классных
руководителей
в
рамках
п р о г р а м м
п е д а г о г и ч е с к о г о
сопровождения семьи.
2011 -2013
г.г.
Администрация
гимназии
классные
руководители
3.5.
Разработка
и
распространение
информационно-просветительских
м а т е р и а л о в
д л я
к л а с с н ы х
руководителей, родителей
2011 -2013
г.г.
Администрация
гимназии
классные
руководители
3. Проведение научно-обоснованной организаторской и
пропагандистской деятельности с целью информационного
обеспечения и психолого-педагогического сопровождения семей.
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнитель
3 . 1 .
С о з д а н и е
с и с т е м ы
родительского
всеобуча
с
ц е л ь ю
п о в ы ш е н и я
педагогической
культуры
и
п р о с в е щ е н и я
р о д и т е л е й
( р од и т е л ь с к и е
с о б р а н и я ,
конференции, психологические
игры,
собрания
-
диспуты,
р од и т е л ь с к и й
л е к т о р и й ,
семейная гостиная, встреча за
"круглым
столом",
в еч е р
вопросов и ответов, семинары,
педагогический
практикум,
тренинг
для
родителей
и
другие).
2011 -2013 г.г.
Администрация
школы,
классные
руководители
3.2. Выпуск и распространение
печатных
материалов
для
родителей.
2011 -2013 г.г.
Администрация
школы,
классные
руководители
3 . 3 .
С о зд а н и е
с е м е й н ы х
страничек
и
информационно-
методических
материалов
на
сайдах
классов
и
школы.
Использование
информационных технологий в
работе с семьями учащихся.
2011 -2013 г.г.
Классные
руководители,
администрация
школы,
родители
обучающихся
3.4.
Проведение
локальных
социологических исследований
с
целью
выявления
уровня
2011 -2013 г.г.
Администрация
педагогической
компетентности
классных
руководителей
по
вопросам
с е ме й н о го
во с п и т а н и я
и
педагогических
потребностей
родителей.
школы
3.5.
Усиление
совме стной
работы
о б р а з о в ат е л ь н о го
у ч р е ж д е н и я
с
р а й о н н ы м
отделом
социальной
помощи
семье и детям
2011 -2013 г.г.
Администрация
школы
3.6. Выявление и организация
профилактической
работы
с
семьями,
оказавшимися
в
социально-опасном положении.
2011 -2013 г.г.
Администрация
школы,
социальный
педагог,
родительский
комитет школы
3 . 7 .
О к а з а н и е
п о м о щ и
родителям
в
формировании
нравственного
образа
жизни
семьи,
в
профилактике
и
диагностике
наркомании,
в
п р е д у п р е ж д е н и и
д р у г и х
негативных проявлений у детей
и подростков.
2011 -2013 г.г.
Администрация
школы,
социальный
педагог, психолог,
классные
руководители
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании
методов
работы
классного
руководителя
и
администрации
в
целях
обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды
семейного воспитания в средствах массовой информации, координации их
деятельности.
Организационное
сопровождение
программы
о суще ствляет
администрация
гимназии.
Главными
исполнителями
программы
являются
творческое объединение классных руководителей гимназии, родительский
комитет,
которые анализируют
ход
выполнения
плана
действий
по
реализации программы, вносят изменения, осуществляют организационное,
информационное
и
научно-методическое
обеспечение
реализации
программы.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы
осуществляется на
основе оценочных показателей – количественных и качественных.
Количественные показатели:
-
количество
проведенных
массовых
мероприятий,
общественно-
значимых дел, семинаров, конференций и т.п.;
-
количество семей, регулярно участвующих в деятельности школьных
объединений, клубов, центров;
-
кол и ч е с т во
и зд а н н ы х
ме тод и ч е с к и х
п о с о б и й
с е м е й н о й
направленности.
Качественные показатели:
-
повышение нравственного образа жизни семьи;
-
повышение педагогической культуры родителей;
-
формирование у молодежи качеств будущего семьянина, родителя;
-
создание
открытой
социально-педагогиче ской
системы
в
о б р а зо ват е л ь н ом
у ч р е ж д е н и и ,
с т р е м я щ е й с я
к
д и а л о г у,
межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с
р о д и т е л я м и
и
о б щ е с т в е н н о с т ь ю ;
-
создание
в
образовательном
учреждении
информационного
пространства для родителей и общественности.
Тематика родительского всеобуча на 2011 -2013
у.г.
№
Месяц
Название
мероприятия
Класс
Ответственный
1.
Сентябрь
«Возрастные и
индивидуальные
особенности
детей 13-14-ти
лет и учет их в
воспитании».
8-9 классы
Черная С.В.
2.
Ноябрь
«Учеба и
здоровье детей»
8-9 классы
Черная С.В.
3.
Январь
«Агрессия детей,
ее причины и
предупреждение.»
Семинар –
практикум.
8-9 класс
Черная С.В.,
психолог гимназии
4.
Март
«Планирование
учебного
времени.
Психологический
комфорт»
8-9 классы
Черная С.В.
5.
Апрель
«Впереди
ЕМЭ.
П о д г о т о в к а
к
экзамену.»
8-9 классы
Черная С.В.
6.
Май
«Как
п р о в е с т и
к а н и к у л ы
с
пользой?»
8-9 классы
Черная С.В.