"Цикл занятий для старшеклассников для профилактики правонарушений несовершеннолетних "Суд присяжных"
Автор: Шуховцева Светлана Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГКОУ СО "Березовская школа" Населённый пункт: Березовский, Свердловская область Наименование материала: Программа курса Тема: "Цикл занятий для старшеклассников для профилактики правонарушений несовершеннолетних "Суд присяжных" Раздел: среднее образование
Шуховцева Светлана Евгеньевна,
педагог-психолог ГКОУ СО «Березовская СКОШ»
Цикл занятий для старшеклассников для профилактики
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних «Суд
присяжных».
Цель: практическое ознакомление с нормами уголовной, гражданской,
административной ответственности при совершении правонарушении
различной тяжести, в том числе хулиганства, разбоя, воровства, грабежа,
сексуального и физического насилия, употребления, хранения и торговли
наркотиками и других форм противоправного поведения.
Оборудование: атрибутика суда (гонг или молоток), карточки с заданиями, в
которых описаны различные ситуации противоправного поведения, в которые
может попасть несовершеннолетний.
Форма занятий: учащиеся делятся на две группы, изображая ситуацию «суда
присяжных». Каждая группа получает карточки с ситуациями и обозначает
меру вины и ответственность за правонарушения.
Участники: учащиеся 8-9 классов.
Данный цикл рассчитан на 6 занятий, длительностью 40 минут каждое,
периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Название и содержание занятий цикла.
№
п/п
Название занятие
Цель занятия
Содержание занятия
1.
Предварительное
информирование.
Знакомство с основными
понятиями
«преступление»,
«ответственность»,
«наказание»,
возрастными границами
уголовной
ответственности.
Информирование
участников о видах
-Рассказ педагога о
видах
ответственности.
-Групповая дискуссия
«Для чего нужны
законы».
преступлений,
2.
Не баловство, а
преступление.
Знакомство с понятиями
«хулиганство»,
«вандализм», «жестокое
обращение с
животными», «заведомо
ложное сообщение об
акте терроризма»,
«оскорбление» и
юридической
ответственности за эти
действия.
-На суд присяжных
представлены ситуации,
в которых обозначены
такие правонарушения
как хулиганство,
вандализм, заведомо
ложное сообщение об
акте терроризма,
оскорбление. Учащиеся
должны обозначить
степень вины
несовершеннолетних в
каждом случае и
определить меру
наказания.
3.
Чужое добро до
добра не доведет.
Знакомство с
юридическим понятием
«хищение», «кража»,
«разбой», «грабеж»,
«угон»,
«вымогательство» и
юридической
ответственностью за эти
действия.
На суд присяжных
представляются
ситуации, в которых
подростки украли
чужое имущество.
Учащиеся, работая в
группах должны
определить, какова
мера наказания для
несовершеннолетних,
совершивших
подобное
правонарушение.
4.
Опасное безумие
кайфа.
Знакомство с правовыми
нормами и
ответственностью за
хранение и сбыт
наркотиков и
Все задачи
представляются либо
в виде короткой
ролевой игры, либо
как случай перед
психотропных веществ.
«судом присяжных» с
соблюдением
игрового антуража
процедуры суда.
5.
Всеобщая
декларация прав
человека.
Знакомство с правами.
Определение
возможности каждого
человека (участника) при
необходимости защитить
свои права.
Дискуссия «Я имею
право». Учащимся
предлагается
высказаться о том,
какие права у них
есть, осуществляют
ли они их в полной
мере, что мешает и
что помогает их
осуществлять.
6.
Подведение итогов.
Проведение самоанализа
о необходимости
проведения данных
занятий и
Групповая дискуссия
«Что мы узнали, чему
научились»
Анкетирование
участников занятий.
Список используемой литературы:
1.
Коррекционно – развивающая программа для подростков
«Фарватер»/Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
2.
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб.:Речь, 2007.