Автор: Афанасьева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: г.Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема: Л.Н.Толстой "Лев и Собачка"
Раздел: начальное образование
У р о к
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать
формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих
навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к
окружающим людям), нравственному становлению личности
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
научатся выражать личное
отношение к прослушанному
(прочитанному),
аргументировать свою позицию
с привлечением текста
произведения; понимать,
позицию какого героя
произведения поддерживает
автор, подтверждать словами
из текста
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного
литературного произведения, выявляют особенности их поведения в
зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её,
сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои
учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при
оценке поступков литературных героев и своего собственного
поведения
Личностные:
пользуются формами
самооценивания и
взаимооценивания на уроке
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям
писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание
деятельности учащегося
(осуществляемые
действия)
Формируемы
е способы
деятельности
I.
Организация
начала урока
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть.
Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца
благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать,
громко
и чётко отвечать на вопросы.
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют
учителя
Владеют
навыками
психологичес
кой
подготовки к
уроку,
организации
Психологически настраивает учащихся класса на урок
рабочего
места,
вежливого
общения
II. Проверка
домашнего
задания
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе.
Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие
они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны".
Прочитайте его про себя.
- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может
сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем,
проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные
ответы. На работу вам даётся 4 минуты.
- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным
ответом.
«Акула», «Прыжок»
Выполняют тестовые
задания
Самопроверка
Владеют
логическими
действиями.
Анализируют
содержание
рассказов.
Осуществляю
т
самопроверку
.
III.
Постановка
учебной
задачи /
Разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и
поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно
хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.
Читают стихотворение
Владеют
логическими
действиями.
Прогнозирую
т содержание
рассказа по
за-головку и
иллюстрация
м. Владеют
навыками
работы со
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?
(Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до
озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь
о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком?
Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого
приручили.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с
центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества
защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он
собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы
детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва?
Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с
короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела
достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него
необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и
домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В
зоопарке они доживают до 50 лет. –
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой
собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту
и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над
этим произведением.
Читают стихотворение
про себя
Чтение стихотворения
хором
Беседа
Прослушивание
Читают название.
Рассуждают о
содержании
произведения.
– Это быль – то, что
было; рассказ о
действительном
происшествии.
справочной
литературой.
Формулирую
т ответы на
поставленные
учителем
вопросы.
Принимают и
сохраняют
цели и задачи
учебной
деятельности
Высказывают
свое мнение.
III. Изучение
нового мате-
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в
далеком городе Лондоне, столице Англии.
Внимательно слушают.
Принимают
и сохраняют
риала. 1.
Первичное
восприятие
текста.
2. Словарная
работа
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту
историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в
Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней
равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа
– Понравился рассказ?
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение
этих слов.
– Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он
называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или
нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем
эта быль?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Делятся своими
впечатлениями.
Определяют совместно
с учителем толкование
слов.
– О любви и
привязанности животных
друг к другу.
– Печаль, грусть,
тревогу.
– Лев и собачка.
– В зверинце.
Выполняют
физкультминутку
цели и задачи
учебной
деятельности.
Владеют
навыками
работы со
справочной
литературой.
Используют
простые
речевые
средства для
передачи
своего
мнения.
Полно и
точно
выражают
свои мысли.
Выполняют
физкультмин
утку согласно
инструкции
учителя
IV.
Продолжение
работы над
- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность
собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении
этих животных.
Выполняют задания,
отвечают на вопросы.
Осуществляю
т логические
действия.
темой.
Анализ
произведения
Работа в парах
(составить
диалог героев)
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со
львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх
собачки?
– (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки,
встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его
удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.
- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы
состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на
размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
– Подошел к ней,
понюхал, посмотрел с
любопытством, тронул ее
лапой…
– Умный взгляд собачки
был как просьба не есть
ее. Собачка очень добрая,
игривая и ласковая, стала
приветливо махать
хвостиком.
Адекватно
воспринимаю
т
информацию.
Используют
простые
речевые
средства для
передачи
своего
мнения.
Составляют
диалог
животных
при первой
встречи
Работа с
иллюстративн
ым
материалом
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в
одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а
иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать
собачку
Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А
собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто
обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
– Она понравилась льву.
Лев относился к ней
ласково, подружился с
ней, полюбил ее.
– Может положиться на
него, доверяет ему, он не
обидит ее, не предаст.
– В дружбу.
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он
вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам,
бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он
бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и
затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в
– Собачка заболела
и умерла.
– Лев перестал есть, а всё
нюхал, лизал собачку и
трогал её лапой.
– Места себе не находил.
Возможно, он понял, что
тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался
верен своей подруге.)
- Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось,
чтобы вы этому тоже научились.
не может больше
оставаться
в клетке, он пытается
вырваться на свободу, но
не может этого сделать.
Высказывают свое
мнение.
Работа в
группах
1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.
а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.
2, 5 группа портрет героя – льва
3, 6 группа портрет героя – собачки
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу
жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют
сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут
быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они
оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
Отвечают на вопрос.
Полно и
точно
выражают
свои мысли
V. Домашнее
задание
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для
домашней работы?
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40
Внимательно слушают,
задают уточняющие
вопросы
Осуществляю
т поиск
средств
достижения
цели
VI. Итог
урока.
Рефлексия
-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в
ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился
больше.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?
Какова была цель писателя?
(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали
им...)
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается
писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и
грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и
ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем,
празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они
дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и
справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо
работали. Я горжусь вами!
Делают выводы и
обобщения.
Осуществляют
самоанализ учебной
деятельности
Формулирую
т ответы на
вопросы.
Владеют
навыками
самоанализа
ТЕСТ уч - ся 3 класса
__________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению,
соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду
для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать
мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и
выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней
на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или
застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса
__________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению,
соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду
для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать
мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и
выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней
на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или
застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
А. Его сковал страх за детей, за сына.
Б. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
6. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
7. Когда мальчик опомнился?
А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.
Б. Когда открыл глаза.
8. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.