Напоминание

"ПРЕДМЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ"


Автор: Шульга Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель бухгалтерского учета
Учебное заведение: КГБ ПОУ ХТЭТ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "ПРЕДМЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




2
ПРЕДМЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

КАК

ФАКТОР

Ф ОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ

Аннотация:
В работе проведен анализ условий формирования положительной учебной мотивации в системе профессионального образования, рассмотрены аспекты формирования модели образовательного пространства
Ключевые слова:
мотивация, образовательное пространство, современная система образования, компетенции, образовательный стандарт В настоящее время, реализуя образовательные стандарты нового поколения, перед образовательными учреждениями стоят задачи, несопоставимые по сложности с теми, что были еще несколько лет назад… Для модернизации профессионального образования повышения конкурентоспособности выпускников необходимо ориентироваться на индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют работодатели. Поэтому при формировании и развитии профессиональных компетенций необходимо определение критериев оптимизации обучения с учетом требований предприятий-работодателей. В рамках реализации компетентностного подхода, главной целью преподавателей становится формирование у студентов профессионального мышления (практического, творческого, логистического и т.п.) и способности к интеграции знаний на различных функциональных уровнях [4]. Формирование ключевых компетенций будущего специалиста является приоритетным образовательным направлением. В этих условиях требуется создание адекватной современным условиям системы профессионального образования, способной к коммуницированию в глобальном формате экономического пространства и ориентированной на подготовку востребованных, на рынке труда специалистов. О необходимости формирования мотивационной сферы говорится и в новом образовательном стандарте. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности студента. Стандарт предполагает также реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности т.е. совершенствование образовательного пространства. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. При этом расширяется и задачи преподавателя, состоящие не только в приобретении знаний и умений, но и в формировании целого набора компетенций, а также системы учебной мотивации, необходимых современному специалисту для осуществления успешной профессиональной деятельности.
3 Каждый педагог хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители, и подростки. Но часто и педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у подростка нет интереса к учению, потребности в знаниях т.е. не сформирована положительная учебная мотивация. Актуальность данной проблемы также связана с тем, что ежегодно тысячи молодых людей начинают учиться в учебных заведениях, но процент отсева огромен. Неадекватность мотивов учебной деятельности подростков является причиной их неуспеваемости, а значит, совершенствование процесса обучения должно быть направлено на формирование мотивационной сферы подростка. Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у подростка положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе [2]. Модель структуры образовательного пространства представляет собой своеобразный «слоеный пирог», каждый «слой» которого представляет структурированную систему, в рамках которой решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи. Причем структурирование предполагает не только создание разнообразных форм внеурочной деятельности, но и широкий вариативный информационно-деятельный компонент. Любой горизонтальный «срез» представляет сложную, постоянно меняющуюся, развивающуюся и потому нестабильную систему, в отличие от вертикальной структуры, которая более упорядочена и менее динамична. Многие формы внеурочной деятельности на каждой ступени строятся на принципах развивающего обучения: принцип адаптивности, который позволяет каждому ребенку реализовать себя в том или ином виде деятельности. Основное положение, которым я руководствуюсь в работе, это: создание атмосферы сотрудничества, комфортности, успешности каждого студента. Только в этом случае подросток включается в образовательный процесс по своему желанию, а не из-за страха быть наказанным и работает свободно, осмысленно, заинтересованно. Такое психологически комфортное состояние студента повышает эффективность образовательного процесса, содействует осмысленному восприятию изучаемого материала, социальной адаптации, формированию ключевых компетенций [1]. Общий смысл формирования устойчивой положительной учебной мотивации студентов состоит в том, что необходимо переводить их с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного мотивации при которых отношение к учению – действенное, осознанное и ответственное. Образовательный процесс принесёт
4 положительный результат только после восприятия студентами трех позиций: «Я хочу! Я смогу! Я должен!» Дидактические установки от практической деятельности к теоретическим знаниям срабатывает стопроцентно. Эта мысль красной нитью проходит и в новых образовательных стандартах. Это натолкнуло меня на организацию работы по созданию журнала. Попала в точку: огромное количество очень слабых учащихся были затянуто в водоворот предметного образовательного пространства. Подводя итог, хочется сказать, что проблема мотивации является актуальной так как, от мотива, который присутствует у обучающихся при обучении, зависит отношение подростка к учебе, его успеваемость, его заинтересованность, а в дальнейшем, и его профессионализм. Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особую актуальность. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный проце сс приобрет ает приоритетно е значение в ф о рм и р о ва н и и профессиональных компетенций. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения с России. Сегодня уже не достаточно овладеть подростками суммой знаний, важное значение придается формированию системы компетенций, необходимо научить подростков учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Формирование мотивации учения в подростковом возрасте без совершенствования системы обучения, стимулируемой социальным заказом, можно назвать одной из цент ра льных проблем с о в р е м е н н о го профессионального образования подростков, делом общественной важности.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бакунин Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 321с. 2. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2011. – 232 с. 3. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 2008. – 189 с. 4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 312 с. ,


В раздел образования