"ПРЕДМЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ"
Автор: Шульга Людмила Анатольевна Должность: преподаватель бухгалтерского учета Учебное заведение: КГБ ПОУ ХТЭТ Населённый пункт: Хабаровск Наименование материала: статья Тема: "ПРЕДМЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ" Раздел: среднее профессиональное
Аннотация: В работе проведен анализ условий
формирования
положительной учебной мотивации в системе профессионального образования,
рассмотрены аспекты формирования модели образовательного пространства
Ключевые слова: мотивация, образовательное пространство, современная
система образования, компетенции, образовательный стандарт
В
настоящее
время,
реализуя
образовательные
стандарты
нового
поколения,
перед
образовательными
учреждениями
стоят
задачи,
несопоставимые по сложности с теми, что были еще несколько лет назад…
Для
модернизации
профессионального
образования
повышения
конкурентоспособности
выпускников
необходимо
ориентироваться
на
индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют работодатели.
Поэтому
при
формировании
и
развитии
профессиональных
компетенций
необходимо
определение
критериев
оптимизации
обучения
с
учетом
требований предприятий-работодателей.
В
рамках
реализации
компетентностного
подхода,
главной
целью
преподавателей
становится
формирование
у
студентов
профессионального
мышления (практического, творческого, логистического и т.п.) и способности к
интеграции знаний на различных функциональных уровнях [4]. Формирование
ключевых
компетенций
будущего
специалиста
является
приоритетным
образовательным направлением.
В этих условиях требуется создание адекватной современным условиям
системы профессионального образования, способной к коммуницированию в
глобальном
формате
экономического
пространства
и
ориентированной
на
подготовку востребованных, на рынке труда специалистов.
О
необходимости
формирования
мотивационной
сферы
говорится
и
в
новом
образовательном
стандарте.
Отличительной
особенностью
нового
стандарта является его деятельностный
характер, ставящий главной целью
развитие
личности
студента.
Стандарт
предполагает
также
реализацию
в
образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности т.е.
совершенствование образовательного пространства. Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности.
При этом расширяется и задачи преподавателя, состоящие не только в
приобретении
знаний
и
умений,
но
и
в
формировании
целого
набора
компетенций,
а
также
системы
учебной
мотивации,
необходимых
современному специалисту для осуществления успешной профессиональной
деятельности.
3
Каждый педагог хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и
желанием.
В
этом
заинтересованы
и
родители,
и
подростки.
Но
часто
и
педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у подростка нет интереса к учению, потребности в
знаниях т.е. не сформирована положительная учебная мотивация.
Актуальность данной проблемы также связана с тем, что ежегодно тысячи
молодых людей начинают учиться в учебных заведениях, но процент отсева
огромен. Неадекватность мотивов учебной деятельности подростков является
причиной их неуспеваемости, а значит, совершенствование процесса обучения
должно быть направлено на формирование мотивационной сферы подростка.
Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван
центральным.
Среди
основных
задач,
стоящих
в
настоящее
время
перед
каждым
педагогом, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача
формирования у подростка положительной устойчивой мотивации к учебной
деятельности,
такой
мотивации,
которая
побуждала
бы
их
к
упорной,
систематической учебной работе [2].
Модель
структуры
образовательного
пространства
представляет
собой
своеобразный
«слоеный
пирог»,
каждый
«слой»
которого
представляет
структурированную
систему,
в
рамках
которой
решаются
обучающие,
воспитательные, развивающие задачи. Причем структурирование предполагает
не
только
создание
разнообразных
форм
внеурочной
деятельности,
но
и
широкий вариативный информационно-деятельный компонент.
Любой
горизонтальный
«срез»
представляет
сложную,
постоянно
меняющуюся, развивающуюся и потому нестабильную систему, в отличие от
вертикальной структуры, которая более упорядочена и менее динамична.
Многие формы внеурочной деятельности на каждой ступени строятся на
принципах развивающего обучения: принцип адаптивности, который позволяет
каждому ребенку реализовать себя в том или ином виде деятельности.
Основное положение, которым я руководствуюсь в работе, это: создание
атмосферы сотрудничества, комфортности, успешности каждого
студента.
Только
в
этом
случае
подросток
включается
в
образовательный
процесс по своему желанию, а не из-за страха быть наказанным и работает
свободно,
осмысленно,
заинтересованно.
Такое
психологически
комфортное
состояние
студента
повышает
эффективность
образовательного
процесса,
содействует
осмысленному
восприятию
изучаемого
материала,
социальной
адаптации, формированию ключевых компетенций [1].
Общий
смысл
формирования
устойчивой
положительной
учебной
мотивации студентов состоит в том, что необходимо переводить их с уровней
отрицательного
и
безразличного
отношения
к
учению
к
зрелым
формам
положительного мотивации при которых отношение к учению – действенное,
осознанное
и
ответственное.
Образовательный
процесс
принесёт
4
положительный результат только после восприятия студентами трех позиций:
«Я хочу! Я смогу! Я должен!»
Дидактические установки от практической деятельности к теоретическим
знаниям срабатывает стопроцентно. Эта мысль красной нитью проходит и в
новых
образовательных
стандартах.
Это
натолкнуло
меня
на
организацию
работы по созданию журнала. Попала
в точку: огромное количество очень
слабых учащихся были затянуто в водоворот предметного образовательного
пространства.
Подводя
итог,
хочется
сказать,
что
проблема
мотивации
является
актуальной так
как, от мотива, который присутствует у обучающихся при
обучении,
зависит
отношение
подростка
к
учебе,
его
успеваемость,
его
заинтересованность,
а
в
дальнейшем,
и
его
профессионализм. Проблема
профессиональной
мотивации
в
настоящее
время
приобретает
особую
актуальность. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные
моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный
проце сс
приобрет ает
приоритетно е
значение
в
ф о рм и р о ва н и и
профессиональных
компетенций.
Правильное
выявление
профессиональных
мотивов,
интересов
и
склонностей
является
важным
прогностическим
фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей
профессии,
мотивы
её
выбора
являются
чрезвычайно
важными
факторами,
обуславливающими успешность профессионального обучения с России.
Сегодня уже не достаточно овладеть подростками суммой знаний, важное
значение придается формированию системы компетенций, необходимо научить
подростков учиться, а психологически это означает –
научить их хотеть
учиться.
Формирование
мотивации
учения
в
подростковом
возрасте
без
совершенствования системы обучения, стимулируемой социальным заказом,
можно
назвать
одной
из
цент ра льных
проблем
с о в р е м е н н о го
профессионального образования подростков, делом общественной важности.
5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бакунин Л. И. Личность и ее формирование в подростковом
возрасте. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 321с.
2.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2011. –
232 с.
3.
Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль,
2008. – 189 с.
4.
Щукина
Г.И.
Педагогические
проблемы
формирования
познавательных процессов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 312 с.
,