Напоминание

Краткие сведения о В.В. Маяковском. Маяковский и футуристы. `Хорошее отношение к лошадям`.


Автор: Капшукова Татьяна Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ Брасовская СОШ им.В.Алексютина
Населённый пункт: село Брасово, Брянская область
Наименование материала: урок
Тема: Краткие сведения о В.В. Маяковском. Маяковский и футуристы. `Хорошее отношение к лошадям`.
Раздел: среднее образование





Назад





Краткие сведения о В.В. Маяковском. Маяковский и

футуристы. `Хорошее отношение к лошадям`.
Данную разработку можно использовать в 7 - 8 классах на уроках литературы, факультативных занятиях.
Цель
: 1) актуализация знаний учащихся о жизни и творчестве В.Маяковского, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, знакомство с футуристами; 2) познакомить школьников со стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», узнать историю создания , выявить художественную идею стихотворения; 3) продолжить формировать у учащихся интерес к поэзии; 4) воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование:
учебники литературы и рабочие тетради, мультимедийная презентация, плакаты.
Оформление
напоминает кафе «Бродячая собака»: на стенах – плакаты, странные вещи. Парты расположены, как столики в кафе. На импровизированных столиках-меню кафе. Дети – в ко стюмах, напоминающих одежду начала ХХ века. Некоторые ученики в костюмах футуристов. Репортеры передвигаются между столиками, фотографируют гостей, интервьюируют Маяковского.
Форма проведения:
урок-сценарий. Действующие лица: Маяковский Пронин Парень+девушка Молодежь (компания) Футуристы: Крученых, Бурлюк, Хлебников Михаил Кузьмин Репортеры Парни и девушки за столом
Кафе. Входят парень и девушка. Девушка (рассматривая интерьер): - Ой, какое странное место…. И куда это вы меня пригласили? Парень:- Это же литературное кафе -«Бродячая собака»!Очень модное!!! Его,между прочим, в 1911 году, открыл мой друг- режиссер, актер, театральный деятель- Борис Пронин. О! А вот, кстати, и он! Пойдемте, я вас познакомлю. Девушка: - Скажите, а откуда такое странное название: »Бродячая собака»? Борис Пронин:- Как-то у меня возникла идея - создать романтическое место, где все мы -«бродячие собаки»-т.е. –люди искусства, могли бы встречаться, недорого прокормиться и чувствовать себя ,как дома. Так и появился наш подвальчик. У нас, между прочим, есть свой символ, устав и даже гимн, написанный завсегдатаем заведения - Михаилом Кузьминым. Попросим его прочитать хотя бы один куплет. Михаил Кузьмин:(в светлой рубашке и жилете, бабочка яркая)- От рождения подвала Пролетает быстро год Но «Собака» нас связала В тесно-дружный хоровод. Чья душа в печаль попала, Опускайтесь в глубь подвала, Отдыхайте, отдыхайте, отдыхайте от невзгод Все: -БРАВО!!!!! Пронин:- благодарю!!рад знакомству! Располагайтесь. Желаю приятно провести время в нашем кафе. И! Не забудьте оставить свои впечатления в нашей «Свиной книге» (ну это потому, что она сделана из свиной кожи))) (
садятся за столик
,
Пронин уходит к себе
)
Вбегает компания.
1-й:- Товарищи, я пригласил вас сегодня в замечательное заведение - арт-кафе «Бродячая собака»! Оно весьма популярно среди творческой элиты!!! Между прочим, в разное время здесь выступали, отдыхали, участвовали в творческих
вечерах известные философы и артисты. Модные художники расписывали стены заведения. Выдающийся артист Александр Вертинский и знаменитая балерина Тамара Красавина устраивали творческие вечера!! Но самые частые гости заведения-представители различных литературных течений- символисты, акмеисты, футуристы. 2-й: - И даже Ахматова? 1-й:- И Ахматова и Гумилев и Мандельштам, Хлебников и многие другие. Пройдемте, и вы сами все увидите!!!!
(За отдельным столиком сидят футуристы)

Крученых:- (с подушкой ч/з плечо)
Пушкин и Толстой непонятнее иероглифов!!!!!! Маяковский: -
(желтая рубаха, бант)
- только мы лицо нашего времени!!!! Бурлюк: -
(лорнет, петрушка в петлице)-
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности!!!!! Хлебников: -
(раскрашено лицо, деревянная ложка в петлице) -
С высоты небоскребов взираем мы на их ничтожество!!!! Девушка за столиком, обращаясь к соседу: а вы не знаете, кто эти люди за столиком у окна? 2-я девушка : - Это-футуристы. Девушка: -кто? 2-я: фу-ту-рис-ты. От латинского «будущее». Их мечта-рождение сверхискусства, способного преобразить мир! 3-я: Да-да!!! Причем они предлагают уничтожить все искусство, которое появилось до них, чтобы быстрее создать искусство будущего!!!! Парень: Говорят, их главная задача-написание манифестов и провозглашений!!! 4-я: Они создают новые слова и хотят придумать новый язык!! 5-я: Они любят эпатировать, шокировать публику!! 6-я: А еще говорят, что они драчуны и скандалисты!! И почти всегда, там ,где они появляются, дело заканчивается дракой и полицией!!! 2-й парень: Зато, они прославляют технический прогресс!!
3-й парень : И устраивают выставки, поэтические вечера, спектакли! девушка: Правда, только платно. И, надо сказать, за немаленькие деньги!! девушка: Кстати, тот, что в желтой рубашке – скандально известный Маяковский!! девушка: Маяковский? Где-то я о нем слышала!! девушка: Да, это достаточно известная личность!!! Я читала, что он родился в Багдади вблизи Кутаиси в Грузии в 1893 году в семье лесничего - очень умного и уважаемого человека. Его мать посвятила себя воспитанию 3 детей. Во время обучения в Кутаисской гимназии, он участвовал в первой русской революции, получил кличку «товарищ Константин» и вел агитацию среди рабочих. В 1908 году, после смерти отца, Владимир с семьей перебрался в Москву, где поступил в Строгановское училище, т.к. с детства мечтал стать художником. Но окончить училище так и не получилось: Маяковского арестовывают за революционную агитацию и заключают в Бутырскую тюрьму. Именно в это время, были написаны его первые стихи. 1912 года он принимает участие во всех модных диспутах и выставках, сближается с поэтами-футуристами. В 1913 - 15 годах в альманахе футуристов были напечатаны его первые стихотворения: "Утро", "Ночь", "Порт". В годы Первой мировой войны поэт создал цикл стихов, в которых осуждал и обличал эту войну. В 1915 - 17 годах появляются стихи, где Маяковский выражает неприятие основ буржуазного общества: "Облако в штанах", "Война и мир", "Флейта-позвоночник". А вот, Октябрьскую революцию 1917 года, Маяковский приветствовал и отразил это во многих произведениях этого периода. С 1919г Владимир Владимирович трудится в "Окнах РОСТа"-Российском телеграфном агентстве, где создает агитационные плакаты-карикатуры и сопровождает их стихами, в которых отражались политические события. Маяковский воспевает новую советскую эпоху, которой посвящены его стихи "Хорошо !", "Владимир Ильич Ленин", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Стихи о советском паспорте". Он много пишет, выступает, его многие знают и любят. Он много путешествует и это также вдохновляет его на написание поэм и стихов. ( на проекторе слайды) Борис Пронин, обращаясь к гостям кафе: - Товарищи, сегодня для вас выступает В. Маяковский. Поприветствуем его!
За трибуну выходит В.Маяковский: - Товарищи, позвольте представить на суд мое новое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (читает)(хлопают)(браво!) Репортер 1:- скажите,а при каких обстоятельствах было написано это стих-е? Маяковский:- Однажды, я стал свидетелем уличного проишествия, к сожалению не редкого в голодающей Москве1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. А равнодушные люди проходили мимо, не обращая на бедное животное никакого внимания.. Репортер 2:-Да это же мини-рассказ, в котором можно выделить- вступление, основную часть и заключение!! События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше. Гости:- Браво, товарищ ,Маяковский. Очень хорошо, что вы затронули тему сострадания, такую актуальную в наше время! Причем сострадания не только к животным, но и друг к другу!!! Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившимся. А это так низко! Мне стыдно вместе с вами стыдно за этих безразличных к чужому горю людей; мне понятно ваше пренебрежительное отношение к ним и нежелание быть ее частью!!! Гости: - а мне кажется, что тема вашего стихотворения- труд-основа жизни. И если ты занят трудом и труд этот нужен людям, то ни на что не надо обращать внимание. Все, кто самозабвенно трудятся-«Немножко лошади». Гости: -нет, тема этого стихотворения - одиночество!!!! одиночества лирического героя, противопоставления его грубой и тупой толпе, и связанный с этим мотив отверженности, равнодушия.! Гости: а я в восторге от оригинальных, мастерски подобранных средств художественной выразительности, которые помогают передать мысли и эмоции стихотворения! произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. Например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. –грубые, жесткие звуки. Или согласный «з»: скользила, и сразу за зевакой зевака, Кузнецким, зазвенел и зазвякал – позволяет создать ощущение резкости, колкости
Гости: - Интересны и оригинальны тропы, использованные поэтом в данном произведении: метафоры (копыта пели, ветром опита, льдом обута, улица скользила, смех зазвенел и зазвякал, улица опрокинулась, течет, за каплищей каплища прячется в шерсти, тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте эпитеты (звериная тоска,), сравнения (все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь). Наблюдается в стихотворении и игра слов (стойло – стоило, рыжий ребенок – жеребенок), неологизмы , (ржанула,клешить), диалектные слова (плоше), слова с эмоциональными увеличительными суффиксами (за каплищей каплища – суффикс передает силу переживаний лошади). Гости:- Мне очень понравилось ваше стихотворение, потому что главное для человека – уметь сочувствовать, помогать. Эта тема мне близка. Лирический герой жалеет упавшую лошадь, проявляет сердечность тогда, когда все смеются над ее неловким падением. Высказанное без слов сочувствие, понимание, когда герой вглядывается в глаза «лошадиные», в которых «за каплищей, каплища», возвращает уставшей лошади детскую радость, веру в себя. Голос поэта в этом стихотворении мне кажется даже нежным, а строчка «все мы немножко лошади» позволяет понять, что разговор здесь не только о братьях наших меньших, но и об отношении человека к человеку… Гости: -Да, как же хочется ,наверное, каждому человеку вот такой вот поддержки со стороны. Необходимо человеческое участие, чтобы «рвануть, встать на ноги и дальше пойти». Гости: «каждый из нас по-своему лошадь» - странные слова.. Что они обозначают? Может быть, лирический герой, ощущая свое одиночество в жестоком мире, взывает к читателю, просит быть человечнее, добрее. В его голосе слышатся участие, сочувствие. Гости: «И стоило жить!!!! И работать стоило!!!» -это очень похоже на жизненный лозунг!!! Маяковский: Спасибо за критику, товарищи. Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и все будет хорошо!»


В раздел образования