проект "Былинные богатыри — защитники земли русской"
Автор: Карпова Галина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №8" Населённый пункт: г Сыктывкар Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: проект "Былинные богатыри — защитники земли русской" Раздел: дошкольное образование
«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».
А. С. Пушкин
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационный
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта : 1 месяц (с 20 января по 20 февраля)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели
группы, руководитель изобразительной деятельности, музыкальный
руководитель, родители воспитанников.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Цель проекта:
Приобщение детей к русской народной культуре средствами фольклора
Задачи:
- формирование у старших дошкольников знаний о былинных богатырях
– защитниках земли русской;
- формирование представлений о героическом прошлом русского народа
Древней Руси;
- развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности;
- ознакомление старших дошкольников с произведениями живописи
русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
-воспитание эстетических чувств при знакомстве дошкольников с
произведениями устного народного творчества;
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста со старинными
народными инструментами – гуслями, трещоткой, ксилофоном,
треугольником, бубенцами, с их звучанием и историей их возникновения;
- ознакомление детей с народными героическими песнями и
произведениями русских композиторов по данной теме.
Актуальность темы:
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к
приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации
показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом
знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории
нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об
исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и
любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей
дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами,
героическими событиями, которые происходили в России.
Знакомя детей подготовительной к школе группы с произведениями русских
писателей («Руслан и Людмила» А.С. Пушкина), у детей возникли вопросы
«Как называлась одежда и доспехи богатырей?», «Какое оружие у них
было?», «Как стать богатырем?». Мы сделали вывод, что у детей
недостаточно сформированы представления о былинных богатырях.
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
- Оформление выставки детских рисунков « Богатыри земли русской».
- Праздник «Не перевелись богатыри на земле русской».
- Стенгазета «Слава защитникам Отечества».
- Детские рассказы о былинных богатырях.
- Совместные творческие работы.
- Выставки детских работ на темы: «Кони богатырские», «Шлемы богатыря»,
«Щиты богатыря».
- Занятие «Садко в подводном царстве»
Для того, чтобы правильно спланировать работу с детьми, мы использовали
«модель трёх вопросов»
Вопросы для беседы с детьми:
Что вы знаете о былинных богатырях?
Были богатыри.
Они воевали с врагами
Что бы вы хотели узнать?
Подвиги русских богатырей?
В какое время они жили?
С кем они сражались?
Кого защищали?
Какое оружие у них было?
Как стать богатырем?
Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?
Чем отличаются богатыри от военнослужащих?
Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать
на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах,
посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете)
Для реализации проекта был разработан план, состоящий из трех этапов.
1 этап – организационный , цель которого – пополнить предметно-
развивающую среду групповой комнаты наглядными материалами по
изучаемой теме.
На данном этапе мы создали каталог литературы, включающей пословицы и
поговорки о силе, смелости и отваге русских богатырей. А также подобрали
русские былины, доступные детям старшего дошкольного возраста:
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
«Как Илья поссорился с князем Владимиром»
«Садко»
«Про прекрасную Василису Микулишну»,
«Святогор - Богатырь»
Понимая, что дети легче представят события древней Руси, рассматривая
картинки, иллюстрации, мы начали поисковую работу по подбору наглядного
материала.
С помощью родителей создали картотеку иллюстраций, картин,
разнообразных репродукций, содержащих исторические факты и события из
жизни древней Руси. Родители принимали активное участие в изготовлении
атрибутов для праздника, а также приобрели богатырские доспехи: щиты и
мечи.
Приобрели аудио записи для слушания музыкальных произведений о
Родной земле, о подвигах русских богатырей: «Былины русского народа»,
«Сказка о сказочнике».
Собрав необходимую информацию по теме, приступили к
реализации основного этапа проекта – творческого .
Все занятия по проекту «Былинные богатыри - защитники земли русской»
взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как
самостоятельной, так и коллективной, для чтобы и педагог, и ребенок
сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание
продолжать работу по реализации данного проекта.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя
о том, чтобы занятия были связаны с детской деятельностью и
практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо
превратить детей из зрителей в активных эмоциональных участников.
Поэтому полученные на занятиях знания мы закрепляли в продуктивных
видах деятельности: с помощью природно-бросового и строительного
материалов создавать богатырские заставы и укрепительные сооружения.
На занятиях по лепке и рисованию украшали богатырские доспехи,
используя нетрадиционные методы и приемы рисования.
На занятиях по ручному труду мастерили богатырей из картона на основе
цилиндров с использованием бросового материала.
Выстраивая образовательный процесс, уделяли большое внимание игре как
методу радостного ненапряженного познания, научения и развития.
Изготовили дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «С кем
бились богатыри», «Почини картинку», «Богатыри земли русской», «Сложи
картинку», «Весёлый лабиринт»; игры-пазлы «Строим дом», «Три богатыря».
Реализация проекта
Работа
с детьми
Работа
с воспитателями
Работа
с родителями
Итоговое
мероприятие
Чтение былины
«Алеша Попович и
Подбор
Консультация на
тему «Былины»
Развлечение
«Богатырские
Тугарин Змеевич»
Беседы :
«Наш дом – Россия»
«Древние города России»
«Постройки древней Руси»
Виртуальная экскурсия
по Древней Руси
Познавательное занятие
« К а к
н а ш и
п р е д к и
защищали Русь от врагов»
Подвижные игры:
«Поймай хвост» (ловишки
с ленточками)
«Змейка» (с веревкой)
Дидактические игры:
«Герои былин»,
«Богатыри»
Заучивание пословиц и
поговорок о силе,
мужестве, отваге, о Родине
и её защитниках
Конструирование
«Старинный город»
Лепка
«Змей Горыныч»
Слушание
П.И.Чайковский «Марш
деревянных солдатиков»
Разучивание песен
«Любим Армию свою»
муз. Волкова, сл. Е. В.
Красновой
методической
литературы,
художественной
литературы для
чтения.
Подбор
иллюстративного
материала по теме
Поиск
информации
вместе с детьми, в
том числе и
Интернете
Приобретение
богатырских
доспехов (щиты и
мечи)
Подбор
иллюстративного
м а т е р и а л а
п о
теме.
состязания»
Чтение былины
- «Как Илья поссорился с
Консультация на
тему «Роль чтения
Совместное
Составление
творческих
князем Владимиром»
Беседы
«Богатырские доспехи»
«Оружие богатырей»
«Обереги»
Заучивание богатырских
потешек
Подвижные игры:
Перетягивание каната
«Петушиные бои»
Дидактические игры:
«В гости к былинам»,
«Собери богатыря в
дорогу»
Игры-пазлы
«Строим дом», «Три
богатыря»
Познавательное занятие
«Доспехи богатырей»
Рассматривание
репродукций картин:
В.М. Васнецова
«Богатыри»,В.М.Васнецова
«Витязь на распутье»
Занятие «Мир русских
былин в картине В.М.
Васнецова «Богатыри»
Составление рассказов по
картине Васнецова «Три
богатыря»
Ручной труд
«Шлем богатыря»
«Щит богатыря»
былин в
воспитании детей»
изготовление
атрибутов к
празднику и играм
Изготовление
богатырских
к о с т ю м о в
д л я
детей
рассказов на тему
«Если бы я был
богатырём»
Разучивание песен
«На горе-то калина»,
«Посею лебеду на берегу»
русские народные
хороводная
Слушание
Н.А.Римский-Корсаков
«Сеча при Керженце»
Лепка
«Богатырский конь»
Конструирование
«Крепость»
Чтение былины
«Садко»
Беседы:
«Садко»
Подвижные игры:
«Защити крепость»
«Стрелок»
Дидактические игры:
«Почини картинку»,
«Богатыри земли
русской»
Познавательное занятие
«Былинные богатыри -
славные защитники родной
земли»
Развлечение «Богатырские
состязания»
Придумывание сказок
о богатырях
Слушание
Вступление к опере
Римского-Корсакова
Помощь в
изготовлении
дидактических игр
Совместное
изготовление
атрибутов к
празднику и играм
Музыкальное
занятие
« С а д к о
в
подводном
царстве»
«Садко»
Разучивание песни
«Песня о пограничнике»
муз. С. Бугославской, сл.
О.Высотской
Рассматривание
репродукций картины
И.Репина «Садко в
подводном царстве»,
Ручной труд
«Кони богатырские»
«Богатырь»
Чтение былин
«Про прекрасную
Василису Микулишну»,
«Святогор - Богатырь»
Подвижные игры
«Вытолкни из круга»
Игры-эстафеты по данной
теме
Беседа
«Подвиги русских
богатырей»
Загадки о богатырях
Составление творческих
рассказов на тему «Если
бы я был богатырём»
»
Рисование «Богатыри
земли русской»
Разучивание песен
«Ты моя Россия» Г.Струве
Слушание
П.И.Чайковский «Марш
оловянных солдатиков»
Помощь в подборе
аттрибутов для
праздника
Изготовление
стенгазеты «Слава
защитникам
Отечества»
Участие в
празднике ко Дню
Защитника
Отечества
Праздник «Не
перевелись
богатыри на земле
русской»
Обеспечение проекта:
-материально-техническое (сборники былин; иллюстрации к былинам,
литература по теме, репродукции картин И.Репина «Садко в подводном
царстве», В.М. Васнецова «Богатыри», рисунков, фотографии по теме,
аудиозаписи произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила», Мусоргский
«Богатырские ворота», Е. Стрельникова «Русь былинная», Р. Нуриева
«Бесконечное обояние волн», аудиозаписи былин)
-методическое (программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры», О.А. Соломенникова «Радость
творчества»,
И.А.Бойчук
«Ознакомление
детей
дошкольного
возраста
с
русским народным творчеством», Г.А. Антонова «Воспитание духовности
через
приобщение
дошкольников
к
традиционной
праздничной
культуре
русского
народа»,
Т.Я.
Шпикалова
«Возвращение
к
истокам.
Народное
искусство
и
детское
творчество»,
Н.В.
Нищева
«Проектный
метод
в
организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».