Автор: Крутова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №6
Населённый пункт: Кимры. Тверской обл.
Наименование материала: Проект
Тема: Сказки со мною повсюду
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Алёнушка»
Познавательно-творческий проект на
тему: «Сказки со мною повсюду»
(старшая группа)
Воспитатель:
Крутова Татьяна Юрьевна
г. Кимры
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Аннотация проекта……………………………………………………………
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………………..
Актуальность проекта…………………………………………………………..
Этапы реализации……………………………………………………………..
Описание педагогической технологии речевого развития…………………..
Ресурсы, риски и пути преодоления рисков…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………………….
Использованные источники…………………………………………………
Введение
Сказки передаются из поколения в поколение. Они играют большую роль
в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Сказка учит ребенка
отличать добрые поступки от плохих, учит быть добрее и справедливее.
Встреча детей с
героями сказок не оставит
их равнодушными.
Все
это
стимулирует
умственную
деятельность
ребенка,
развивает
интерес
к
познанию
чего
–то
нового.
Дети
сопереживают
героям сказки,
черпают
множество познаний: о времени и пространстве, о роли человека в природе.
Сталкиваются с любовью и ненавистью, изменой и коварством. Сказочное
изображение всех проявлений, нравственный смысл доступен пониманию
ребенка. Те уроки, которые дает сказка – дети пронесут через всю жизнь.
Осуществляя интеграционный подход помогает развивать в единстве
речевую
деятельность.
Творческие
способности,
навыки
общения,
эмоциональную отзывчивость и художественно-эстетический вкус ребенка.
Аннотация проекта
Познавательно-творческий проект выполняют дети под руководством
педагога, принимают участие и их родители.
Прослушав песню для детей «Сказки со мною повсюду» возникла и идея
проекта.
В
последнее
время
наблюдается
резкое
снижение
уровня
речевого
развития.
Стимулом
для
развития
речевой
деятельности
детей
является
развитие мелкой моторики рук. Чтобы заинтересовать детей на изготовление
поделок (с их помощью укрепляются мышцы кисти) я решила обыграть с
детьми поделку на тему «Новые приключения домовенка Кузи». Во время
изготовления поделки пришла увлеченность, возникло желание придумать
собственные моменты сказки.
Цель проекта:
1.
Развитие коммуникативно-речевых способностей детей,
2.
Раскрытие совместного творчества детей, родителей и воспитателей.
Задачи проекта:
1)
Формировать устойчивый интерес к придумыванию сюжетов сказки,
2)
Обогащать и расширять словарный запас детей.
3)
Пробуждать желание самостоятельно обращаться к книге.
В результате:
Дети:
Проявляют познавательную активность;
Обогащается словарный запас, совершенствуется диалогическая речь;
Формируется коммуникативная способность.
Родители:
Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;
Оказывают помощь в изготовлении кукольного театра;
Помогают в оформлении поделки.
Продолжительность проекта: две недели.
Актуальность проекта
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со
сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Язык сказок отличается большой живописностью, которые помогают ребенку
развить речь. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает
любящее сердце. Они учат человека жить, вселяя в него веру в добро и
справедливость, вызывая у ребенка сочувствие к обиженным героям. Также
сказки
раскрывают
перед
детьми
меткость
и
выразительность
языка,
показывают.
Как
богата
наша
речь
юмором,
живыми
и
образными
сравнениями.
Актуальность проекта «Сказки со мною по всюду» состоит в том, что он
помогает организовать совместную творческую деятельность
детей и
их
родителей.
Развивает
связную
речь
детей
и
умение
создавать
замыслы,
выражая их в поделках из природного материала.
Цель проекта – развитие коммуникативно-речевых способностей детей
с помощью авторской сказки.
Задачи:
1.
Образовательные:
расширять представление детей о сказках;
формировать умение рассуждать и фантазировать;
обогащать и расширять словарный запас детей.
2.
Развивающие:
развивать умение применять свои знания в беседе;
развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
развивать
коммуникабельность
и
умение
общаться
с
детьми
и
взрослыми.
3.
Воспитательные:
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты
1.
Активизация связной речи, расширение словаря, совершенствование
звукопроизношения.
2.
Появление умения связно, последовательно пересказывать сказки.
3.
Выработка творческих отношений между всеми участниками проекта.
4.
Пополнение словарного запаса детей старинными словами.
5.
Создание альбома авторской сказки.
6.
Изготовление поделки на сюжет из сказки.
Продукт проекта
наглядные пособия
материал по работе с воспитанниками
консультации для родителей
альбом авторских сказок
поделка из природного
материала «Новые приключения
домовенка
Кузи»
Этапы работы над проектом
I.
Подготовительный этап
Форма работы
Задачи
Взаимодействие с семьей
Изучение литературы
(сборники русских
народных сказок, сказок
разных народов, интернет-
ресурсы).
Сознание условий для
чтения.
Изготовление альбома
«Мои любимые сказки».
Закреплять знания детей о
героях и сюжетах сказок.
Предложить нарисовать я
детьми рисунки с
сюжетами к знакомым
сказкам.
Изготовление настольного
театра «Рукавичка».
Формировать мотив для
самостоятельного участия в
обыгрывании сказки.
Обновление центра книги.
Видоизменить и
совершенствовать
развивающую среду.
Предложить пополнить
центр красочными книгами.
Сбор природного
материала для поделки.
Заинтересовать родителей в
принятии посильного
участия.
Обращение к родителям с
просьбой о сборе
природных материалов для
изготовлении поделки.
II.
Основной этап.
Форма работы
Задачи
Взаимодействие с семьей
Информация для родителей
«Польза домашнего
чтения»
Беседа с родителями по
реализации проекта.
Загадки о сказках
Развивать мышление,
умение рассуждать.
Предложить прочитать
детям знакомые сказки.
Беседа на тему «Родные
сказки»
Расширять представление
детей о видах сказочного
жанра
Игра «Кто из героев сказал
эти слова?»
Развивать память, умение
грамматически правильно
строить предложение.
Предложить родителям
посетить детскую
библиотеку.
Дидактическая игра
«Собери сказку»
Кубики со сказками ,
Закреплять умение
составлять картинку из
деталей, знания о главных
героях.
Чтение книги Татьяны
Александровой
«Домовенок Кузя»
Дать детям представление
об авторской сказке.
Помощь родителей в
пополнении книжного
уголка.
Музыкальная минутка
«Музыка и песни из
мультфильмов»
Создать условия для
творческого
самовыражения под
музыку.
Помощь в пополнении
музыкальной коллекции.
Беседа с детьми
«Стихотворные сказки»
Закреплять жанровые
особенности.
Оформление героев
различных сказок для
показа на фланелеграфе.
Аппликация «Домовенок
Кузя»
Используя разнообразные
методы, создавать сюжеты
по сказке.
Беседа на тему
«Волшебные сказки»
Обогащать словарь детей,
умение делать простейшие
умозаключения.
Придумывание героев
сказок, соединив
нескольких персонажей.
Игра «Веселый - грустный»
Развивать выразительность,
мимику, жесты, голос.
Рисование на тему «Моя
любимая сказка»
Развивать умение рисовать
сказочных героев.
Предложить поиграть с
детьми в игру «Один -
много»
Знакомство с художниками
- иллюстраторами
Развивать кругозор детей,
дать представление о
некоторых картинах.
Предложить просмотр
мультфильма «Домовенок
Кузя»
Дидактическая игра
«Назови сказку по
предмету»
Закреплять значение
содержания сказок,
развивать память,
мышление и речь.
Привлечь родителей к
рисованию предметов из
сюжета разных сказок.
Подвижная игра
«Бездомный заяц», «У
медведя во бору», «Домик»
Развивать координацию
движений, внимание,
упражнять в четком
произношении текста.
Предложить сочинить
небольшие сюжеты к сказке
«Новые приключения
домовенка Кузи»
Настольные игры со
сказками (пазлы, кубики и
т.д.)
Закреплять знания о
сказках, развивать речь,
мышление.
III.
Заключительный этап.
Форма работы
Задачи
Взаимодействие с семьей
Оформление
ширмы
«Новые
сюжеты
сказки
в
исполнении детей»
Активизировать
словарь
детей, развивать мышление.
Помощь
ребенку
в
составлении
сказки,
вводя
новых героев.
НОД по развитию речи «В
гостях у домовенка Кузи»
Приобщать детей к истокам
народной
культуры,
учить
составлять
небольшой
рассказ – сказку.
Оформление
коллективной
поделки
из
природного
материала
«Новые
приключения
домовенка
Кузи»
Развивать
эстетический
вкус,
учить
применять
знакомые
приемы
лепки,
аппликации
при
работе
с
природными материалами.
Привлечь
родителей
к
созданию
некоторых
элементов композиции.
Описание педагогической технологии
Для формирования и активизации связной речи детей я использовала
сказкотерапию.
Это
наиболее
доступный
и
эффективный
метод
совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия решает такие
задачи:
1.
развитие
речи
при
помощи
пересказов.
а
также
сочинение
собственных сказок;
2.
выявляет творческие способности ребенка;
3.
снижает уровень агрессивности и тревожности;
4.
развивает способность к грамотному выражению эмоций;
Я использовала наглядный, словесный и практический метод.
Наглядный метод: наблюдения, использование игрушек, рассказ по
картинкам, экскурсия в библиотеку.
Словесный метод: чтение сказок, рассказывание, пересказ и беседы.
Практический метод: дидактические игры, хороводные и подвижные
игры, драматизацию знакомых сказок.
Во время сочинения сказок было предложено детям использовать такие
приемы:
Салат из сказок (смешение разных сказок);
Что будет, если (сюжет задает воспитатель или родитель);
Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
Введение в сказку новых героев, атрибутов.
Ресурсы проекта
Наглядно
методические
пособия,
настольные
игры,
театральные
атрибуты. игровые, изобразительные и природные материалы.
Риски и пути преодоления рисков
- пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей (совместные
поделки с детьми, проведение консультаций и бесед);
-
Низкий
познавательный
интерес
детей
(с
помощью
изготовления
поделок побуждать к составлению новых сюжетов сказок).
Выводы
Проведенная работа по проекту подтверждает, что использование сказки
может быть важнейшим источником и резервом для активизации речи детей,
доброжелательных
отношений
между
детьми.
Создание
коллективной
поделки вырабатывает желание составлять новые эпизоды для сказок. У детей
повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, определять ее
героев и отношений между ними.
Использованные источники
1.
Сказки советских писателей «Правда», 1991 г.
2.
Вачков
И.В.
Сказкотерапия.
Развитие
самосознания
через
психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь,
2000.
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии. СПб.: Речь, 1998.
5.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Т.Б. Психодиагностика через
рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.
6.
Короткова
Л.Д.
Сказка
–
для
светлого
ума
закваска.
М.:
Педагогическое Общество России, 2001.
7.
Пономарева
В.И.
Там,
на
неведомых
дорожках..
Из
практики
сказкотерапии. – М.: Академический Проект; Альма Матер. – 2008. –
244 с.
8.
А. М. Бородич. «Методика развития речи детей», «Просвещение»
, 1981.
9.
О.Л. Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», «Акцидент», 1997.
10.
И. Б. Кочанская. «Полезные сказки», ТЦ «Сфера», 2015.
11.
А.К.
Бондаренко,
Дидактические
игры
в
детском
саду,
М.,
Прсвещение, 1991.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Алёнушка»
Конспект Н.О.Д. по развитию речи
Тема «В гостях у домовенка Кузи»
Воспитатель:
Крутова Татьяна Юрьевна
г. Кимры
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры, декоративно-
прикладному творчеству.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- воспитание доброжелательности.
Обучающие:
- учить детей составлять небольшой рассказ-сказку вводя нового героя;
- воспитывать желание дружить и приходить на помощь.
Ход деятельности
- Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Он за печкой жил и с ребятами дружил,
Он хозяйке помогал, всех гостей он развлекал,
Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой, самый лучший……
(домовой)
Воспитатель: А каких домовых вы знаете?
Дети: Домовенок Кузя из сказки.
Появляется игрушка-кукла «Домовенок»
Воспитатель: Кузя, здравствуй! Почему ты такой грустный?
Домовенок: Я хотел ребят познакомить с новыми сказками, а у меня Баба-
Яга украла мой волшебный сундучок.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку найти его волшебный
сундучок. Ведь Баба-Яга оставила подсказки, где она спрятала сундучок со
сказками. Ну, тогда в путь дорогу! А отправимся мы на воздушных шариках.
Дыхательная гимнастика
Сделать вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). Руками изобразить
шар.
Воспитатель: Вот я вижу первое задание от Бабы-Яги (нарисованный
сундучок). Читает: Вам надо подобрать «слова-антонимы».
Злой - …….(добрый)
Трусливый-….(смелый)
Глупый-…..(мудрый)
Жадный -……(щедрый)
Ленивый-…..(трудолюбивый)
Грустный-….(веселый)
Ложь-….(правда)
Воспитатель: Молодцы ребята, пойдем искать сундучок с номером 2.
Вот и второе задание:
Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
(сказка «Три медведя», назвать героев)
Игра «Назови ласково»
У медведя -лапы, лапищи, а у медвежонка -….(лапки)
У медведицы- глаза, глазищи, а у медвежонка -….(глазки)
У медведицы- нос, носище, а у медвежонка -….(носик)
У медведицы- рот, ротище, а у медвежонка -….(ротик)
Любит тортики, варенье,
Сушки. сладости, печенье.
Он упитанный вполне
И пропеллер на спине
(Карлсон)
Давайте приготовим для Карлсона угощений: сок и варенье! Угощение
будем готовить из фруктов и ягод.
Дидактическая игра «Назови фрукт и сок из него»
Дети
называют
по
картинкам
ягоды,
фрукты
и
отвечают
полным
предложением какой сок или из чего варенье.
Воспитатель: Ну, что-отправляемся дальше. Ой-ой-ой-повторяйте все за
мной.
Физкультминутка
Ва-ва-ва –высокая трава (повторяют, идут высоко поднимая ноги)
Па-па-па – узкая тропа (ходьба по полоске, руки в стороны)
Ке-ке-ке – мы пришли к реке (движение руками, изображать волны)
Це-це-це – улыбка на лице (рот растянуть. изображать улыбку)
Воспитатель: Посмотрите на поляне цветы разных расцветок. Нужно
взять цветочек и назвать героя сказки и его добрый поступок. Например, у
меня синий цветочек, герой сказки Айболит, он лечил больных зверей в
Африке. Под одним из цветов спрятано ещё одно задание.
Игра с мячом «Доскажи словечко»
Ребята, во многих сказках героев называют двойным именем. Я начну. а
тот кому брошу мяч, продолжит.
Кощей -…..(Бессмертный)
Василиса - …..(Прекрасная)
Сестрица - ….(Аленушка)
Иван - ….(Царевич)
Братец - ….(Иванушка)
Змей - ….(Горыныч)
Крошеска - ….(Хаврошечка)
Лисичка - ….(Сестричка)
Царевна - ….(Лягушка)
Конек - …..(Горбунок)
Баба - ….(Яга)
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями Бабы-Яги и она
вернула волшебный сундучок для Кузи. Давайте и мы с вами сочиним новую
сказку про домовенка Кузю, чтобы она тоже жила в его сундучке.
-Как начнем сказку? (Жил-был домовенок Кузя)
- С кем жил и где? (Жил он в темном лесу с Бабой-Ягой)
- Чем любил заниматься? (Он выращивал на лужайке красивые цветы)
- Что случилось в доме Бабы –Яги? (У нее погасла печка)
- Кто помог разжечь печь? (Домовенок Кузя сходил за помощью к Змею
Горынычу, тот пришел с домовенком, дыхнул пламенем с одной головы, печь
и растопилась)
- Как отблагодарила Баба-Яга? (Она замесила тесто. испекла пирогов и
накормила Змея-Горыныча)
-
Как
заканчиваются сказки?
(Вот
и
сказочке
конец, а
кто
слушал
молодец)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какую интересную сказку вы придумали.
Что больше всего запомнилось? Понравилось?
Ребята, вы сочинили такую хорошую, добрую сказку, давайте сделаем с
вами поделку из природного материала и назовем её «Новые приключения
домовенка Кузи».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Алёнушка»
Авторские сказки
(Старшая группа №4 «»Солнышко)
Воспитатель:
Крутова Татьяна Юрьевна
г. Кимры
Степа К.
Жил на берегу реки мальчик. Гуляя по берегу он играл с маминым
ожерельем. Мимо пролетал Змей Горыныч и забрал ожерелье у мальчика.
Тогда мальчик обратился за помощью к домовенку Кузе. Не удалось Кузе
незаметно забрать ожерелье, Змей Горыныч взял его в рабство и велел ему
заниматься домашними делами. Верой и правдой служил ему домовенок и
тогда Змей Горыныч отпустил домовенка и отдал ему ожерелье.
Алина М.
В сказочном лесу жил домовенок Кузя. Однажды над лесом пролетал
Змей Горыныч. Увидел он у Кузи волшебный сундучок и решил его забрать
себе. Домовенок на ногу быстрый, а сундучок легкий. Схватил Кузя свой
волшебный сундучок и убежал в лес, а Змей Горыныч летал над лесом, да так
ничего и не нашел. И улетел он в своё царство ни с чем.
Елисей В.
Жил-был домовенок Кузя у Бабы-Яги. Мимо пролетал Змей Горыныч и
увидел домовенка. Прилетел он тогда ночью и утащил Кузю к себе в пещеру.
И велел ему высиживать яйца.
Арсений Л.
Жил-был домовенок Кузя. Занимался он домашними делами и сильно
испачкался. Решил он сходить в баню, а лучшая баня была у Змея Горыныча.
Он пошел к нему в гости и своим видом так напугал Змея Горыныча, что тот
убежал в баню и там спрятался. Кузя пошел к Бабе-Яге за помощью, но её он
тоже напугал. Вернулся он назад и заплакал. Услышал Горыныч знакомый
голос, открыл дверь и сверкая тремя улыбками позвал Кузю мыться. Часто они
потом вспоминали и смеялись над этой историей.
Денис Б.
Жил домовенок Кузя у Бабы-Ягу. Баба-Яга учила Кузю «не открывай
дверь Змею Горынычу, а то утащит тебя в пещеру». Кузя решил сходить за
ватрушками и открыл дверь, а в это время Змей Горыныч ждал на крыльце.
Схватил он домовенка Кузю и утащил его в пещеру и велел ему наводить
порядок. А домовенок Кузя сказал: - Напеки сначала мне ватрушек. Змей
Горыныч дыхнул соей огненной пастью и разжег дрова, потом он испек
ватрушек. Они вместе съели их, и Змей Горыныч уснул, а домовенок сбежал к
Бабе-Яге. Вот и сказочке конец.
Алёна Е.
Жил-был домовенок Кузя в детском саду. Был он хорошим мальчиком,
дети его все любили и все с ним дружили. Они играли в разные игры: прятки
– догонялки и в мячик. Как-то раз дети вышли гулять. На улице стояла
солнечная погода и дети стали играть. Вдруг на небе появилась черная туча и
пошел дождик. Дети ушли в группу, а на крышу залетел Змей Горыныч. Дети
очень испугались и стали звать на помощь домовенка Кузю. И Кузя пришел на
помощь с волшебной шкатулкой. Кузя произнес волшебные слова и Горыныча
засосало в эту шкатулку. Дети сказали Кузе: - Огромное спасибо и хорошо, что
ты живешь в садике.