Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии
Автор: Петрова Светлана Михайловна Должность: воспитатель общежития Учебное заведение: ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум им. В.Г. Волкова" Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, НАО Наименование материала: статья Тема: Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии Раздел: среднее профессиональное
Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии
Петрова С.М.
воспитатель ГБПОУ НАО «НАЭТ»
Определяющим
воспитательным
фактором
в
общежитии
является
наличие
благотворно
влияющей
среды,
прежде
всего,
благоприятная
психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда.
Существуют определённые критерии, исходя из которых можно судить о
сформированности педагогически воспитывающей среды:
1.
Степень
стабильности
и
чёткости
работы
всех
звеньев
системы
воспитательной работы в общежитии.
2.
Массовость
участия
студентов
в
различного
рода
мероприятиях,
проводимых в общежитии.
3. Качество участия, результативность участников конкурсов, соревнований.
4.
Уровень
их
притязаний
к
качеству
проведения
культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных мероприятий.
5.
Стремление
студентов
реализовать
себя
в
дальнейшем
именно
в
профессиональной
деятельности
по
основной
или
дополнительной
специальности.
6. Отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.
Одной
из
важнейших
задач
педагогически
воспитывающей
среды
общежития является формирование у студентов чувства ответственности .
Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место
ухудшение
экономического
положения
страны,
удорожание
процесса
обучения
молодёжи,
возрастание
стоимости
материального
оборудования,
коммунальных услуг, используемых учебными заведениями.
Исследование
показало,
что
в
среде
студентов,
проживающих
в
общежитии,
налицо
целый
комплекс
факторов,
свидетельствующих
о
наличии в реальности чувства ответственности у многих молодых людей и о
предрасположенности их к восприятию данного свойства в потенциале. О
наличии
в
реальности
чувства
ответственности
у
многих
студентов
свидетельствует: а) стремление и умение объективно оценить своё положение
и создавшуюся ситуацию в общежитии; б) реальное видение тех проблем,
которые имеют место в общежитии, и путей решения многих из них.
Таким
образом,
задача
преподавателей,
воспитателей,
совета
общежития - в реальной деятельности учитывать данную ситуацию, более
активно
прилагать
усилия
для
улучшения
работы
по
закреплению
и
воспитанию
у
студентов
чувства
ответственности
за
судьбу
своего
общежития.
Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии
Организация
воспитывающего
познавательного
досуга
молодёжи
в
общежитии возможна, если воспитатель знает запросы студентов, знает и то,
чего не хватает им. Потребности молодёжи довольно многообразны. Они
зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии нашего
техникума проживает молодёжь в возрасте 15-26 лет, и на каждом возрастном
этапе проявляются доминирующие потребности. Так, потребность в глубоких
и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 22-26 лет,
отсюда
их
стремление
больше
узнать
нового,
интересного.
Этому
их
стремлению
должны
соответствовать
и
формы
организации
досуга.
У
молодёжи
16-18
лет
преобладают
потребности
в
активном
отдыхе
и
развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки,
развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на
данные
потребности
нельзя,
так
как
это
приведёт
к
односторонности
в
развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в
общежитии
таким
образом,
чтобы
постепенно
расширить
сферу
доминирующих потребностей проживающих.
Характер
потребностей
зависит
и
от
психологического
склада
личности, уровня её воспитанности. У менее воспитанных молодых людей
потребности
часто
проявляются
в
виде
влечений
или
малоосознанных
побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостаёт, не хватает, но не
знают,
чего
именно,
не
пытаются
разобраться
в
своих
желаниях,
а
разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить.
Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи
делает
воспитательную
работу
в
общежитии
целенаправленной
и
активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления мы
используем анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:
1. Какие мероприятия вы любите?
2. Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?
3. С людьми каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии?
4. Какие виды искусства вы любите?
5. Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?
6.
Как
вы
любите
отдыхать:
принимать
непосредственное
участие
в
мероприятиях или смотреть со стороны?
7.
Напишите
ваши
предложения
по
улучшению
досуга
молодёжи
в
общежитии.
Организаторы
воспитательного
процесса
должны
учитывать
обобщённые
главенствующие
духовные
интересы,
вкусы
и
потребности
конкретных
групп
людей.
Тогда
станет
возможной
реализация
дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных
запросов конкретных групп молодёжи. В общежитии это особенно важно.
Основными
формами
досуга
в
студенческих
общежитиях
стали
индивидуальное
или
коллективное
прослушивание
музыкальных
записей,
радиопрограмм,
просмотр
видеокассет,
видеороликов
и
телевизионных
передач. Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком
кругу» с товарищами. Многие студенты очень серьезно относятся к спорту, к
своему
здоровью.
Помимо
нашего
спортзала,
также
посещают
другие
спортивные комплексы. Большинство студентов участвуют в праздновании
красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней
рождений.
При
использовании
форм
и
средств
воспитательной
работы
в
общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт
возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов,
проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и
девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее
составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий
всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности
за порученное дело.
Диагностика уровня воспитательной работы в общежитии
Целью исследования является определение проблем воспитательной
работы, проводимой в студенческом общежитии. Современные проблемы,
противоречия, связанные с воспитательной работой в общежитии, отношение
к ней студентов были выявлены в ходе исследования. Методом анонимного
анкетирования было опрошено 70 студентов I - IV курсов, из них 40 девушек
и 30 юношей. Студентам предлагалась следующая инструкция.
Дорогой друг! Совет общежития изучает проблемы и интересы студентов,
живущих в общежитии. Просим Вас принять участие в этом исследовании.
Ваши
ответы
помогут
получить
объективную
информацию
о
реальном
положении студентов общежития и будут способствовать принятию ряда
управленческих решений, касающихся путей его улучшения.
Предлагалось внимательно прочитать вопрос и варианты ответов на
него. Если ни один из вариантов не устраивал опрашиваемого, то ему нужно
было написать свой ответ в специально оставленном месте. В анкете были
вопросы, касающиеся различных групп проблем: бытовых, психологических,
социальных, материальных, педагогических.
Получены следующие результаты:
Впечатление
от
общежития
нередко
выражается
первокурсником
в
самых
кратких
оценках:
удовлетворительно.
А
старшекурсники
идут
на
критику: например, пишут о ремонте общежития, оценивают его. По данным
администрации техникума за последние пять лет в несколько раз сократились
бюджетные
ассигнования
на
ремонт.
Остро
ощущаемая
нехватка
средств
серьёзно сказывается на материально-бытовых условиях жизни студентов
общежития.
Отсюда
их
психологический
настрой
-
не
устраивает
существующая на данный момент в общежитии хозяйственно-бытовая среда.
Параллельно жаловались на «двери (плохого качества)», «нет даже нужного
инвентаря на уборку».
Стоит
остановиться
на
пункте
материальной
обеспеченности
студентов.
Вот
как
они
оценивали
своё
положение.
Хорошо
-
20
%,
удовлетворительно - 60 %, плохо - 20 %.
Основным источником дохода для большинства студентов по-прежнему
помощь со стороны родителей (80 %), такой поддержки не имеют вообще
15%.
Исследование
выявило
растущую
значимость
дополнительных
заработков, 60% студентов, проживающих в общежитии, желали бы иметь
постоянный
заработок,
но
в
нашем
городе
или
же
в
техникуме
нет
возможностей. Вот бы создать молодёжную биржу труда или штаб труда в
общежитии, т. е. занять свободное время студента с пользой для него.
Что касается интересов и досуга студентов, живущих в общежитии, то
они
очень
разнообразны.
На
вопрос
«Чему
Вы
отдаёте
предпочтение
в
свободное от учёбы время?» 20 % опрошенных ограничиваются сферой
«зарабатывания денег», 35 %
- спорт. 30 % - готовы принять участие в
управлении
студенческой
жизни
в
общежитии,
не
готовы
-
10
%,
затруднились определить свою позицию 5 %.
Таким образом, если правильно и интересно будет организован режим
дня,
досуг
студента,
живущего
в
общежитии,
то
такие
проявления
девиантного
поведения
как
правонарушения,
употребление
алкоголя
и
курение будут выкинуты из жизни студента.
Далее
исследование
показало,
что
круг
социально-психологических
проблем,
волнующих
студентов,
проживающих
в
общежитии
широк.
Социальное самочувствие молодых людей определяется тем, как решаются те
или иные социальные проблемы. Отношение к употреблению алкоголя в
целом «положительное», 30 % опрошенных употребляют алкоголь с разной
степенью
регулярности,
причём
20
%
юношей
и
девушек
употребляют
спиртные напитки 3-4 раза в месяц.
На
вопрос:
«Какие
причины
употребления
алкоголя
у
студентов,
проживающих в общежитии?» Вот характерные ответы: я их поделила на две
группы. В первую вошли причины, носящие чётко выраженный социальный
характер: «безделие и скука», «стремление выделиться в окружающей среде»,
вт о р а я
г р у п п а носит
социально-психологическую
направленность:
«угостили друзья», «желание попробовать», «испытать новые ощущения»,
«любопытство».
Примечателен
тот
факт,
что
только
30
%
опрошенных
заявили о своём отрицательном отношении к алкоголю.
В
своих
знаниях
о
СПИДе
молодые
люди
уверены,
что
знают
о
нём
достаточно:
«заразиться
СПИДом
можно,
если
вести
беспорядочную
половую
жизнь»
-
80%;
хотя
40
%
девушек
не
осуждает
свободную
сексуальную жизнь, 85 % юношей относятся к ней положительно.
На вопрос «Нужно ли заниматься разъяснительной работой в данном
направлении?»
(алкоголь,
наркомания,
курение,
СПИД)
95
%
студентов
ответили «ДА», студенты призывают нас «не закрывать на это глаза». Из
всего
сказанного
видим,
что
распространённость
наиболее
опасных
негативных
явлений
среди
студентов
общежития
присутствует.
Поэтому
организация и проведение различных мероприятий по разъяснению о вреде
этих явлений просто необходимы.
Таким образом, знание социально-психологических проблем студентов,
проживающих
в
общежитии,
даёт
возможность
выявлять
недостатки
воспитательной работы, а также намечать наиболее эффективные пути её
проведения.
Воспитание
студентов,
проживающих
в
общежитиях
-
сложный
и
многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора
воспитательных
средств,
постоянного
взаимодействия
с
администрацией,
студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы
работы
по
организации
досуга
молодёжи,
развивающие
её
духовно
и
интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.
Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами
этого
дома.
Общежитие
должно
быть
подлинной
школой
жизни,
гражданского воспитания будущего специалиста.