Напоминание

Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии


Автор: Петрова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум им. В.Г. Волкова"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, НАО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование воспитательного процесса в студенческом общежитии
Петрова С.М. воспитатель ГБПОУ НАО «НАЭТ» Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда. Существуют определённые критерии, исходя из которых можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды: 1. Степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии. 2. Массовость участия студентов в различного рода мероприятиях, проводимых в общежитии. 3. Качество участия, результативность участников конкурсов, соревнований. 4. Уровень их притязаний к качеству проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий. 5. Стремление студентов реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности. 6. Отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии. Одной из важнейших задач педагогически воспитывающей среды общежития является формирование у студентов
чувства ответственности
. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения страны, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых учебными заведениями. Исследование показало, что в среде студентов, проживающих в общежитии, налицо целый комплекс факторов, свидетельствующих о наличии в реальности чувства ответственности у многих молодых людей и о предрасположенности их к восприятию данного свойства в потенциале. О наличии в реальности чувства ответственности у многих студентов свидетельствует: а) стремление и умение объективно оценить своё положение и создавшуюся ситуацию в общежитии; б) реальное видение тех проблем, которые имеют место в общежитии, и путей решения многих из них. Таким образом, задача преподавателей, воспитателей, совета общежития - в реальной деятельности учитывать данную ситуацию, более активно прилагать усилия для улучшения работы по закреплению и воспитанию у студентов чувства ответственности за судьбу своего общежития.

Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии
Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии возможна, если воспитатель знает запросы студентов, знает и то, чего не хватает им. Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии нашего техникума проживает молодёжь в возрасте 15-26 лет, и на каждом возрастном этапе проявляются доминирующие потребности. Так, потребность в глубоких и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 22-26 лет, отсюда их стремление больше узнать нового, интересного. Этому их стремлению должны соответствовать и формы организации досуга. У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих. Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня её воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостаёт, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления мы используем анкетный опрос, содержащий следующие вопросы: 1. Какие мероприятия вы любите? 2. Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии? 3. С людьми каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии? 4. Какие виды искусства вы любите? 5. Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета? 6. Как вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны? 7. Напишите ваши предложения по улучшению досуга молодёжи в общежитии. Организаторы воспитательного процесса должны учитывать обобщённые главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация
дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодёжи. В общежитии это особенно важно. Основными формами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, радиопрограмм, просмотр видеокассет, видеороликов и телевизионных передач. Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие студенты очень серьезно относятся к спорту, к своему здоровью. Помимо нашего спортзала, также посещают другие спортивные комплексы. Большинство студентов участвуют в праздновании красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней рождений. При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Диагностика уровня воспитательной работы в общежитии
Целью исследования является определение проблем воспитательной работы, проводимой в студенческом общежитии. Современные проблемы, противоречия, связанные с воспитательной работой в общежитии, отношение к ней студентов были выявлены в ходе исследования. Методом анонимного анкетирования было опрошено 70 студентов I - IV курсов, из них 40 девушек и 30 юношей. Студентам предлагалась следующая инструкция. Дорогой друг! Совет общежития изучает проблемы и интересы студентов, живущих в общежитии. Просим Вас принять участие в этом исследовании. Ваши ответы помогут получить объективную информацию о реальном положении студентов общежития и будут способствовать принятию ряда управленческих решений, касающихся путей его улучшения. Предлагалось внимательно прочитать вопрос и варианты ответов на него. Если ни один из вариантов не устраивал опрашиваемого, то ему нужно было написать свой ответ в специально оставленном месте. В анкете были вопросы, касающиеся различных групп проблем: бытовых, психологических, социальных, материальных, педагогических. Получены следующие результаты: Впечатление от общежития нередко выражается первокурсником в самых кратких оценках: удовлетворительно. А старшекурсники идут на
критику: например, пишут о ремонте общежития, оценивают его. По данным администрации техникума за последние пять лет в несколько раз сократились бюджетные ассигнования на ремонт. Остро ощущаемая нехватка средств серьёзно сказывается на материально-бытовых условиях жизни студентов общежития. Отсюда их психологический настрой - не устраивает существующая на данный момент в общежитии хозяйственно-бытовая среда. Параллельно жаловались на «двери (плохого качества)», «нет даже нужного инвентаря на уборку». Стоит остановиться на пункте материальной обеспеченности студентов. Вот как они оценивали своё положение. Хорошо - 20 %, удовлетворительно - 60 %, плохо - 20 %. Основным источником дохода для большинства студентов по-прежнему помощь со стороны родителей (80 %), такой поддержки не имеют вообще 15%. Исследование выявило растущую значимость дополнительных заработков, 60% студентов, проживающих в общежитии, желали бы иметь постоянный заработок, но в нашем городе или же в техникуме нет возможностей. Вот бы создать молодёжную биржу труда или штаб труда в общежитии, т. е. занять свободное время студента с пользой для него. Что касается интересов и досуга студентов, живущих в общежитии, то они очень разнообразны. На вопрос «Чему Вы отдаёте предпочтение в свободное от учёбы время?» 20 % опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», 35 % - спорт. 30 % - готовы принять участие в управлении студенческой жизни в общежитии, не готовы - 10 %, затруднились определить свою позицию 5 %. Таким образом, если правильно и интересно будет организован режим дня, досуг студента, живущего в общежитии, то такие проявления девиантного поведения как правонарушения, употребление алкоголя и курение будут выкинуты из жизни студента. Далее исследование показало, что круг социально-психологических проблем, волнующих студентов, проживающих в общежитии широк. Социальное самочувствие молодых людей определяется тем, как решаются те или иные социальные проблемы. Отношение к употреблению алкоголя в целом «положительное», 30 % опрошенных употребляют алкоголь с разной степенью регулярности, причём 20 % юношей и девушек употребляют спиртные напитки 3-4 раза в месяц. На вопрос: «Какие причины употребления алкоголя у студентов, проживающих в общежитии?» Вот характерные ответы: я их поделила на две группы. В первую вошли причины, носящие чётко выраженный социальный характер: «безделие и скука», «стремление выделиться в окружающей среде»,
вт о р а я г р у п п а носит социально-психологическую направленность: «угостили друзья», «желание попробовать», «испытать новые ощущения», «любопытство». Примечателен тот факт, что только 30 % опрошенных заявили о своём отрицательном отношении к алкоголю. В своих знаниях о СПИДе молодые люди уверены, что знают о нём достаточно: «заразиться СПИДом можно, если вести беспорядочную половую жизнь» - 80%; хотя 40 % девушек не осуждает свободную сексуальную жизнь, 85 % юношей относятся к ней положительно. На вопрос «Нужно ли заниматься разъяснительной работой в данном направлении?» (алкоголь, наркомания, курение, СПИД) 95 % студентов ответили «ДА», студенты призывают нас «не закрывать на это глаза». Из всего сказанного видим, что распространённость наиболее опасных негативных явлений среди студентов общежития присутствует. Поэтому организация и проведение различных мероприятий по разъяснению о вреде этих явлений просто необходимы. Таким образом, знание социально-психологических проблем студентов, проживающих в общежитии, даёт возможность выявлять недостатки воспитательной работы, а также намечать наиболее эффективные пути её проведения. Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.


В раздел образования