" Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"
Автор: Черненко Марина Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ"Колокольчик" Населённый пункт: ХМАО город Когалым Наименование материала: Методическая разработка Тема: " Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей
в свете ФГОС ДО»
На
современном
этапе
модернизации
дошкольного
образования
особое
внимание
уделяется
обеспечению
качества
образовательного
процесса
в
дошкольных
образовательных
учреждениях,
что
вызывает
необходимость
поиска способов и средств управления по формированию и регулированию
новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями,
школой и другими социальными институтами.
Значимость
новых
подходов
к
организации
учебно
-
воспитательного
процесса предполагает переход на качественно новый уровень деятельности
методической службы дошкольного учреждения, обеспечивающей единую
динамическую
социально
педагогическую
систему.
В
связи
с
тем,
что
дошкольное
образовательное
учреждение
–
это
целостная,
открытая,
взаимодействующая
с
внешней
средой
система,
была
разработана
новая
модель
интеграции
и
координации
взаимодействия
п ед а го го в ,
обеспечивающая
единство
понимания
задач
всеми
участниками
педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества.
Педагогическая
деятельность
имеет
коллективный
характер,
поэтому
развитие командного взаимодействия позволяет решать следующие задачи:
-
повышение
качества
образовательной
деятельности,
позволяя
реально
учитывать интересы всех его субъектов образовательных отношений;
- повышение уровня управленческой культуры, развивая формы и методы
коллективного управления;
- создание позитивного имиджа образовательной организации в социуме;
- активизация инновационного потенциала в педагогическом коллективе;
-
повышение
уровня
ответственности
педагогов
за
осуществление
образовательной деятельности;
- оптимизация психологического климата в коллективе;
- содействие повышению мотивации профессиональной деятельности.
Основные преобразования педагогического процесса будут заключаться в
изменении: – взаимоотношений между взрослыми и детьми, т.е. в стиле
педагогического
общения
и
предоставлении
ребенку
широкого
и
разнообразного круга общения;
- содержания форм и методов образования, так как интеграция предполагает
решение
единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами,
работающими с одной группой детей;
-
–
организации
педагогического
процесса
(составление
сетки
занятий,
графика
работы
и
взаимодействия
специалистов,
предоставление
дополнительных образовательных и оздоровительных услуг);
– предметно - развивающей среды, подразумевающей создание условий для
развития и самореализации личности ребенка.
Свою
работу
мы
должны
начали
с
интеграции
и
координации
взаимодействия специалистов ДОУ.
Любая деятельность должна начинаться с анализа. В связи с этим будет
проведено
анкетирование
педагогов
и
диагностика
детей,
которые
дадут
возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также
аргументированно
доказать
необходимость
совершенствования
воспитательно - образовательного процесса.
Анкетирование позволит
нам сделать вывод на сколько высок
уровень
интегрированного взаимодействия педагогов
Работа
с
педагогическим
коллективом
должна
быть
направлена
на
интеграцию и координацию взаимодействия специалистов и воспитателей
ДОУ
в
рамках
единого
пространства
развития
ребенка.
Интеграция
деятельности
педагогов
ДОУ
рассматривается
как
метод,
нацеленный
на
создание у детей целостной картины мира. Процесс достижения этой цели
определяется как комплексное воспитание и развитие детей, обеспечивающее
взаимопроникновение
и
взаимосвязь
компонентов
воспитательно
-
образовательной
работы.
Координация
взаимодействия
педагогов
ДОУ
осуществляется по следующим направлениям:
1) анализ профессиональной подготовки специалистов и воспитателей ДОУ
на основе изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные
формы профессионального совершенствования;
2) создание собственных программ профессионального совершенствования и
перспективных планов работы, которые учитывают задачи образования и
воспитания детей, пути их реализации с учетом модернизации и повышения
качества воспитательно - образовательного процесса;
3)
интеграция
и
координация
действий
педагогов
на
межпредметной
и
междеятельностной
основе
при
освоении
реализации
программного
материала на всех этапах деятельности в инновационном режиме работы
ДОУ;
4)
обеспечение
органичной
связи
содержания
и
методов
обучения
и
практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства
Основной формой работы должны стать семинары, консультации, тренинги,
взаимопосещение педагогов.
Планирование воспитательно - образовательного процесса ДОУ в условиях
интеграции
должно быть представлено целостной системой, элементами
которой выступают общий перспективный план работы с детьми, педагогами,
родителями,
индивидуально
-
перспективные
и
календарные
планы
педагогов.
Одним
из
условий,
обеспечивающих
повышение
качества
образования,
является создание развивающей среды.
Наличие подвижных трансформируемых и стационарных средств и объектов
деятельности в условиях нашего ДОУ позволить
дать каждому ребенку
возможность самостоятельного выбора того или иного вида деятельности и
условий ее реализации.
В нашем ДОУ детям доступно все функциональное пространство, включая
даже
ту
его
часть,
которая
предназначена
для
взрослых.
детьми
других
возрастных групп, с разными взрослыми, делает его истинным хозяином
ДОУ.
Интеграция
воспитательно
-
образовательного
процесса
будет
еще
эффективнее
при
взаимодействии
ДОУ
с
различными
социальными
институтами города. Прежде всего это повышает качество образовательных
услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются
отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно
значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с
воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи
решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга,
и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Родители
и
педагоги
-
воспитатели
одних
и
тех
же
детей,
и
результат
воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут
союзниками. Основа
этого
союза
-
единство
стремлений,
взглядов
на
воспитательный
процесс,
вместе
выработанные
общие
цели
и
воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за
воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные
институты
призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
их
воспитательную деятельность. Уходит в прошлое осуществляемая в нашей
стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Если
в
советский
период
наше
государство
всячески
подчеркивало
социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-
матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла
ставится
педагогическая
функция
дошкольного
учреждения:
как
воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические
работники
ищут
новые,
нетрадиционные
формы
сотрудничества
с
родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре
этой
перестройки
стоят
гуманизация
и
деидеологизация
педагогического
процесса.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и
родителей,
которое
предполагает
равенство
позиций
партнеров,
уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей.
Сотрудничество
предполагает
не
только
взаимные
действия,
но
и
взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная
совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений.