Напоминание

"Программа модульного курса "Писатели и поэты Югры""


Автор: Бычко Анжелика Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Русскинская СОШ"
Населённый пункт: ХМАО, Сургутский район,д. Русскинская
Наименование материала: программа
Тема: "Программа модульного курса "Писатели и поэты Югры""
Раздел: среднее образование





Назад





Программа
модульного курса «Писатели и поэты - Югры» к рабочей учебной программе «Литература» Данная программа разработана на основе компилятивности как модуль для основной Программы по литературе для учащихся 6 класса. Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся. Материалы по литературному краеведению Ханты-Мансийского округа - Югра, легшие в основу модульной программы, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности. Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы В.Я. Коровиной. Москва. «Просвещение», 2009. Допущено Министерством образования и науки РФ и составляет 140 часа.
Цель
: приобщение школьников к культурному наследию своего народа.
Задачи:
 знакомить с выдающимися людьми ХМАО – Югра, произведениями писателей, их художественным мастерством и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России;  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;  приобщать школьников к культурному наследию своего народа.
В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в школьный музей, музей «Человек и Природа имени А.П. Ядрошникова», творческие встречи с местными авторами. С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. Приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся, а также – практикумы, семинары, проектная деятельность.
Учебно-тематический план



п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Темы модульной программы
1. Введение 1 Край прелестный – это ты! 2. Устное народное творчество 6 Богатство устного народного творчества 3. Из древнерусской литературы 2 Легенды края 4. Из литературы XVIII века 2 5. Из литературы XIX века 63 Поэтический мир природы 6. Из литературы XX века 38 Литературные голоса нашего края 7. Из литературы народов России 2 8. Из зарубежной литературы 26 Сказки северных народов.
Итого:

140

Содержание тем учебного курса

Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
Край прелестный – это ты! (2)
Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична. «Маленький тундровый человек». Смирнов Николай Павлович. «Маки в сердце».
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки, загадки- малые жанры УНТ. Народная мудрость, афористичность загадок.
Богатство устного народного творчества (2)
Собиратели и хранители фольклора. Понятие о фольклоре
Жанры хантыйского фольклора. Воплощение в сказках исторического опыта, представлений и надежд народа.
Из древнерусской литературы
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет
»
(сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе). Отражение исторических событий и народных идеалов. Легенды края ХМАО
Из литературы XVIII века
Особенности литературного языка 18 века. Рассказ о баснописце.
Из

литературы XIX века
И.А.Крылов. Рассказ о баснописце. Басни «Осел и Соловей», «Ларчик». А.С.Пушкин
.
Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве.
«
Зимнее утро».Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающиеся на богатство и власть. Протест Владимира Дубровско го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. « Барышня- крестьянка». Сюжет и герои. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. М. Ю. Лермонтов
.
Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы
»
Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения. «На севере диком...», «Утес», «Листок
»
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя. « Старосветский помещик». И.С.Тургенев «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе. Ф.И.Тютчев. «Листья». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Ель рукавом мне тропинку завесила» Природа как воплощение прекрасного. Н.А.Некрасов. »Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. «Железная дорога» Картины подневольного труда. Своеобразие композиции в поэзии. Н.С.Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, патриотизм, талант. Сказ как форма повествования. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Я.Полонский
,
Е.Баратынский. Художественные средства, передающие состояния в пейзажной лирике.
Поэтический мир природы (2 ч)
Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична. Стихи, песни и считалочки для детей на русском и хантыйском языках «Теей-тёй» («Баю-бай»). Смирнов Николай Павлович. «Сквозь тайгу».
Из литературы XX века
А.П.Платонов
.
Сведения о жизни писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. А.С.Грин «Алые паруса». М.М.Пришвин
.
Сведения о жизни писателя.
«
Кладовая солнца».

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущие вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были. В.Г.Распутин
.
Сведения о жизни писателя. «Уроки французского
» .
Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства юного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображения быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «В горнице» Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Родная природа в русской поэзии XX века. А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова. Чувства радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихах поэтов. В.М.Шукшин. «Срезал», «Критики». Особенности героев-чудиков, правдоискателей, праведников. Тарханов Андрей Семенович. «Зеленый дождь», «Утренний лыжник», «Праздник грома», «Морошковое лето», «Храм милосердия», «Рябиновый пир», «Плач неба»,«Снежная симфония». Шесталов Юван (Иван) Николаевич. «Потепка». Анисимкова Маргарита Кузьминична. «Татья-богатырь».
Из

литературы народов России
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей Родине и к своему родному краю. Кайсын Кулиев. »Когда на меня навалилась беда». Поэт - вечный должник своего народа.
Из

зарубежной литературы
Мифы древней Греции
.
Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги. Понятие о героическом эпосе. Мигель Сервантес Сааведра
.
«Дон Кихот» Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. Фридрих Шиллер
.
Баллада «Перчатка». Проспер Мериме
.
Новелла «Матео Фальконе» Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» юмор в произведении. Антуан де Сент-Экэюпери«Маленький принц» как философская сказка.
Сказки северных народов. (3 ч)
Анисимкова Маргарита Кузьминична. «Мансийские сказы». «Оленья долина». Слинкина Галина Ивановна. «Сказки Югры» (1995), «Сказки народов Севера». Конькова Анна Митрофановна. «Сказки бабушки Аннэ».
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу VI класса обучающиеся должны сформировать представление о специфике литературы как искусстве слова, умение осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Должны уметь производить сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, видеть своеобразие авторской позиции. Знать теоретико-литературные
понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывающие внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Список литературы

1.
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И., Полухина В.П. / Программа по литературе для 5-11 классов. Москва, Просвещение.2009.

2.
СлинкинаГалина. Сказки земли Югорской. Екатеринбург. Издательский дом «Пакрус»,2002.
3.
Сказки бабушки Аннэ. Иллюстрации детей поселка Талинка ХМАО к книге «Сказки бабушки Аннэ».
4.
Н.И. Сметанин. Использование мансийского фольклора на уроках в начальной школе. Ханты – Мансийск. 2010.
5.

Интернет – ресурсы:

6.
proza2007/12/05/405
7.
mifologbooks/item/f00/s00/z0000038/st001 .shtml
Данные об авторе
Бычко Анжелика Владимировна МБОУ «Русскинская СОШ» учитель русского языка и литературы.


В раздел образования