Опыт организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся
Автор: Цветкова Ольга Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Гармония" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: статья Тема: Опыт организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся Раздел: среднее образование
Цветкова Ольга Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МАОУ «Гимназия «Гармония»
Великого Новгорода
Опыт организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
ФГОС определяет новые результаты обучения. Знания перестают быть основной и единственной целью школьного
образования, а становятся средством достижения метапредметных и личностных результатов обучения, которые в некоторых
источниках называются ключевыми (или базовыми) компетентностями.
Достигнуть новых результатов деятельности старыми методами невозможно. Объяснительно – иллюстративный метод не
сформирует у детей умения ставить перед собой учебные задачи, находить пути их решения, находить и отбирать нужную
информацию,
адекватно
оценивать
результаты
своей
деятельности
и
др.
Новые
результаты
обучения
формируются
в
деятельности, в том числе проектной и исследовательской. Именно в такой деятельности учащихся максимально задействованы
ключевые компетентности и в ней же они формируются. ФГОС определяет подход к организации процесса обучения как
системно-деятельностный, кроме этого, стандартом определена необходимость организации проектной и исследовательской
деятельности школьников.
Для того чтобы эта деятельность была эффективной, её необходимо правильно организовать, поскольку утверждение о
том, что если учащиеся что-то делают на уроке, то учителем была организована учебная или исследовательская деятельность,
неверно. Современный учитель обязательно должен владеть теорией деятельности и технологиями её организации. Именно в
этом, на наш взгляд, и состоит самая большая методическая трудность – необходимо поменять способ обучения.
Каждый
учитель,
приступающий
к
организации
исследовательской
и
проектной
деятельности,
понимает,
что
сформированных навыков такой деятельности у ребёнка в 5 классе нет и быть не может. Основам деятельности нужно учить.
Каждому педагогу предстоит ответить на два вопроса:
ЧЕМУ учить? (Занятия, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности, должны быть наполнены
каким-то содержанием)
КАК учить? (Как сделать так, чтобы ребёнок не был объектом воздействия, а принимал активное участие в деятельности с
момента постановки цели до момента её оценки, т.е. превратился в субъект деятельности?)
Наш опыт организации исследовательской деятельности можно описать в логике ответа на два эти ключевые вопроса.
Нашим ответом на вопрос ЧЕМУ учить стала разработка авторской образовательной программы «Научный перекрёсток»,
позволяющей организовать теоретические и практические занятия по формированию навыков исследовательской деятельности.
Отвечая на вопрос, КАК учить, как превратить ребёнка из объекта воздействия в субъект деятельности, мы обратились к
психологической науке. Отвечая на вопрос, как формируется субъект деятельности, Л.С.Выготский писал о том, что на первых
этапах
этот
субъект
формируется
как
коллективный,
и
лишь
потом
навыки,
приобретённые
в
процессе
коллективно
–
распределительной деятельности, становятся индивидуальным достоянием каждого учащегося. Так в нашем опыте родилась
модель организации исследовательской и проектной деятельности учащихся и школьного научного общества.
Опыт создания школьных научных обществ есть у многих школ. Изучив и обобщив его, мы пришли к выводу, что в
большинстве
случаев
школьное
научное
общество
представляет
собой
набор
структурных
компонентов,
которые
часто
называют предметными секциями: секция «Гуманитарных дисциплин», секция «Математика» и т.п. В нашем случае логика
организации научного общества как структуры, состоящей из предметных секций, также присутствует. Но есть принципиальное
отличие
нашего
подхода
от
других.
Модель,
описанная
нами,
помимо
структурных
компонентов,
определяет
варианты
взаимодействия
различных
участников
исследовательской
деятельности,
описывает
тот
самый
коллективный
субъект
деятельности, из которого впоследствии вырастает субъект индивидуальный.
Данная
модель
демонстрирует,
как
может
быть
организовано
взаимодействие
всех
участников
исследовательской
деятельности:
Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с другими участниками процесса исследовательской деятельности:
куратором
исследовательской
деятельности,
куратором
по
предмету,
группой
одноклассников,
кураторами
–
старшеклассниками.
Каждый
из
участников
выполняет
ряд
функций,
позволяющих
учащемуся
приобрести
навыки
исследовательской и проектной деятельности.
Куратор исследовательской деятельности – это учитель, который организует занятия внеурочной деятельности по
программе «Научный перекрёсток» (или др.), курирует деятельность учащихся на всех этапах в течение года, участвует в
экспертной оценке, предзащите и защите работ. Взаимодействие с учащимися происходит в рамках занятий внеурочной
деятельности (1 раз в неделю), а также в режиме индивидуальных консультаций. Куратор по предмету проводит занятия, на
которых
учащиеся
учатся
выбирать
тему
исследования,
определять
цель,
формулировать
гипотезу,
отбирать
методы
исследования, планировать и осуществлять исследовательскую деятельность и многому другому.
Куратор по предмет у – это учитель-предметник, который помогает ребёнку разобраться в предметном содержании
выбранной темы, редактирует предметной содержание,
участвует в экспертной оценке и защите работ. Взаимодействие
куратора по предмету с учащимися происходит в режиме индивидуальных консультаций.
На занятиях по программе «Научный перекрёсток» учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, обсуждают
промежуточные
результаты
деятельности,
осуществляют
предварительную
оценку
работ
по
критериям,
участвуют
в
предзащите.
Таким
образом, группа
одноклассников
–
важнейшее
звено
в
формировании
навыков
исследовательской
деятельности.
Задача кураторов-старшеклассников состоит в том, чтобы осуществить критериальную оценку работ, сформулировать
вопросы и замечания, помочь подготовиться к защите. Взаимодействие происходит в режиме индивидуальных консультаций.
Ещё одно направление деятельности – участие в различных конкурсах проектных и исследовательских работ с целью
осуществления внешней экспертизы работ, а также повышения мотивации учащихся.
Результатом такого взаимодействия в итоге станет формирование у учащихся навыков осуществления самостоятельной
проектной и исследовательской деятельности, готовность к экзамену в новой форме – защита собственного проекта после 9
класса.