народное искусство»
Автор: Фролова Анна Викторовна, учитель музыки, МОУ Глебовская СОШ.
Описание
работы .
Данное
мероприятие
может
быть
проведено
учителями
начальной школы в качестве внеклассного урока музыки приуроченного к изучению
раздела «Фольклор - народное искусство».
Цели : прививать интерес к народной музыке, учиться слушать ее и видеть музыку
«цветной»,
приобщая
детей
к
народной
культуре,
воспитывать
любовь
к
песне,
родине, развивать художественный вкус, память, творческие способности, учиться
работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.
Оборудование : плакат «Фольклорные песни – народное искусство», раздаточный
материал, выставка новогодних открыток, образцы дымковской, богородской игрушек;
изображение музыкальных инструментов, музыкальное сопровождение, ноты русских
народных песен, наклейки-награды для команд.
Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд.
Побеждает команда, которая собрала больше наклеек- наград.
Предварительная работа : приготовление плаката, поделок, костюмов, подборка
нотного
материала,
подготовка
загадок,
пословиц,
шуток
прибауток,
поговорок,
русских народных песен.
Подготовка грамот и призов для команд.
Команды отвечают по очереди.
Ход игры-викторины:
Учитель:
Здравствуйте,
ребята.
Сегодня
мы
собрались
с
вами
на
викторину:
«Фольклор - народное искусство». Вспомним , что же такое фольклор. В переводе с
английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание.
Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные.
Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня,
русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже
слушали малые жанры фольклора- это ваши первые колыбельные песни(«Баю, бай»,
«У кота-воркота», « Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки.
А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем
капитана. Итак , начинаем игру.
1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (игра на
синтезаторе русских народных песен). Песня является душой русского народа, их
пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите
какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки.
Побеждает та команда, которая назовет больше песен. («Калина», « Во саду ли в
огороде»,
«У
кота-воркота»,
«Во
поле
березка
стояла»,
«Жил
был
у
бабушки
серенький козлик», «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Петушок»).
2 задание. Найдите виды устного народного творчества.(раздаточный материал на
карточках).
Скороговорки,
считалки,
прибаутки,
басни,
сказки,
пословицы,
стихи,
загадки,
песни, небылицы.
3
задание. Собери
пословицы
о
труде
и
добре.
Детям
выдаются
карточки
следующего содержания.
1.Делу время - потехе час.
2. Век живи – век учись.
3. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
4. Правда – глаза колет.
5. Трудно найти – легко потерять.
6. Всякое дело мастера боится.
7. За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.
8. Волка бояться – в лес не ходить.
9. Как аукнется, так и откликнется.
10. Кончил дело – гуляй смело.
11. Не вызнав броду, не суйся в воду.
4
задание. На
каких
музыкальных
инструментах
играли
ваши
прабабушки
и
прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на
музыкальных
инструментах.
Кто
больше
назовет
музыкальных
инструментов
( Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это
оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен(
применялись
у
скоморохов),
домра,
жалейка,
гусли,
калюка
(дудка),
ложки,
окарина( род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).
5 задание . Какие песни считаются русскими народными. (раздаточный материал).
Пение под синтезатор.
6 задание . Закончи фразу русской народной песни.(детям выдаются карточки, на
одной карточке начало песни, подобрать карточку с продолжением)
7
задание .
Народный
танец
(фольклорный
танец)
–
это
проявление
чувств,
настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя.
Ещё
ваши
прабабушки
и
прадедушки
водили
хороводы,
устраивали
весёлые
народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец ( по
командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с
музыкальным сопровождением).
8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки
из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость,
добро,
тепло,
фантазию.
Народная
игрушка
образна,
красочна,
оригинальна.
Вспомните,
какие
виды
народных
игрушек
вы
знаете,
и
что
вы
можете
о
них
рассказать (учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская,
филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.
9 задание .
Дорогой доброй сказки
Идем мы без опаски,
Увидим чудеса
Жар птицу в небесах,
Избушку в чаще леса,
Всю дряхлую во мхах
Стоит на двух ногах.
Старуха в ней живет
Колдуньею слывет
Зовут ее Яга,
Костяная одна нога.
С Кощеем она дружит,
Живет себе, не тужит.
Иван Царевич, серый волк
Узнаем этой сказки толк.
Увидим и Емелю
И щуку в полынье,
Богатырей былинных,
И девицу в окне.
Назовите русские народные сказки, которые знаете.
10 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).
- Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).
- Герой колыбельных песен , усыпляющий детей мурлыканием(кот).
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).
- Устное народное творчество. Народная мудрость ( фольклор).
- Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово ( люлька).
- Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).
- Что означало слово « баять» в старину(говорить).
- Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора.Это особое искусство -
народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)
Учитель: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими
знатоками
русского
фольклора.
Я
думаю,
что
народное
искусство
и
народная
мудрость всегда будет в ваших сердцах.
Подведение итогов и награждение команд.