" Духовно- нравственное воспитание детей с ОВЗ через семейные традиции"
Автор: Дурнова Светлана Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС № 77 "Эрудит" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: методическая разработка Тема: " Духовно- нравственное воспитание детей с ОВЗ через семейные традиции" Раздел: дошкольное образование
совместного мероприятия с родителями и детьми старшей группы
Тема: «Семейные традиции. Ангела вам в сотрапезники»
Цель
№
1: Присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным
(традиции
семьи),
нравственным
(радушие
и
го степриимство)
социокультурным (этикет) ценностям.
Цель
№
2:
Создать
условия
для
всестороннего
развития
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
целях
обогащения
его
социокультурного опыта, развитие навыков самообслуживания; становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
Задачи мероприятия:
1.Вовлечь
родителей
в
непосредственную
организацию
и
участие
в
мероприятии для гармонизации семейных и детско-родительских отношений.
2.
Продолжать
знакомить
родителей
с
социокультурной
категорией
*традиции*
через
обобщение
темы
*
Семейные
традиции.
Чаепитие*,
обозначив значимость у ребенка домашних обязанностей.
Задачи для воспитанников :
Образовательные:
Закрепить
нравственные
категории
*дружная
семья*,
традиции семьи. Сформировать знания и умения этикета во время приёма
пищи за столом; Расширять и закреплять умение в сервировке стола для
чаепития.
Развивающие:
Развивать
умения
слушать
друг
друга,
работать
в
паре,
высказываться в ресурсном круге. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать в детях желание быть гостеприимными,
радушными, доброжелательными.
Технологии:
- социокультурные: ресурсный круг, работа в паре.
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в
решении проблемных ситуаций, осуществление возможности выбора,
дающего возможность проявить ребёнку свою активность.
-игровая : Игры (словесная, драматизация, с клавесами)
-здоровьесберегающие : ( упражнения на правильное дыхание).
- эстетической направленности ( при сервировке стола )
-музыкального воздействия (музыкальное сопровождение)
-информационно - коммуникационные технологии .
Предварительная
работа
с
родителями:
Знакомство
с
пятой
книгой
для
развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». активное занятие «Семейные
традиции» ,
оформление
информационного
экрана
*
Слово
к
родителям*
конкурс рецептов «Наш любимый чай»
Предварительная
работа
с
детьми:
оформление
альбома
*
Моя
семья*
,
разучивание сценки по стихотворению Сильвы Капукян * Маша обедает*
Оборудование:
мультимедийная
установка
для
презентации,
ноутбук,
музыкальное
оформление
«
Русский
чай»
в
исполнении
М.Мордасовой,
интерактивная презентация «Семейная традиция. Чаепитие.», столы, стулья,
скатерти, салфетки, чайные пары, сахарницы, чайные ложки по количеству
участников мероприятия, самовар, угощения, кукла , маски (собака, кошка,
курица), клавесы, набор кукольной посуды, самовар, щипцы для сахара.
Ход совместного мероприятия.
1.Минута вхождения:
Ведущий: Добрый вечер мамы, папы, мальчишки и девчонки!
Мы продолжаем разговор о традициях в семье. Чаепитие - многовековая
традиция гостеприимства и застолий русского народа. Русские люди считали,
что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами
семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на
столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
В другие времена,
бывало,
гость
на
порог,
а
хозяйка
за
самовар
-
*
Гостю - чай, сахар и
радость!
Давайте
вспомним
эту
замечательную
традицию
собираться
за
общим столом и семье и гостям.
- В гости ходить любите? Девочка Маша из сказки « Маша и медведь»
пригласила
нас
в
гости.
Вот
так:
*
Приходите
гости
дорогие*
Давайте
поучимся у Маши приглашать гостей. (дети доброжелательно приглашают
условных гостей)
Примем её приглашение?
Пойдем в гости к Маше. Возьмите клавесы, покажите как мы «шагаем» (Дети
и
родители
садятся
на
ковер,
берут
деревянные
палочки
и
«шагают»
палочками в такт слов):
«Ножки»
Большие ножки шли по дорожке,
Топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки шли по дорожке,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Еще меньше ножки бежали по дорожке,
Бежали-бежали,
Уф… устали…
( Игра повторяется 2- 3 раза)
Родители
рассаживаются
на
стулья,
а
дети
показывают
инсценировку
стихотворения * Маша обедает*
Ведущий:
А вот и Маша.
Час обеда подошел
Села Машенька за стол.
(Усаживает куклу за стол, хвалит за правильную позу, чисто вымытые руки.
Неожиданно лает собачка, которую пока не видно.)
Ребенок №1: Гав! Гав! Гав!
Ведущий от лица куклы Маши: Кто это к нам?
Ребенок:
Гав! Гав! Гав!
Ведущий от лица Маши: Кто это там?
Появляется ребенок в маске собачки.
Ребенок № 1:
Это я, ваш верный пес.
Ваш Арапка – черный нос.
День и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог.
Не пора ли нам обедать?
Ведущий от лица Маши:
Устал наш сторож! Чем покормить Арапку? Что он любит больше всего?
Принимаются ответы детей.
Воспитатель ставит на стол миску - в нее кладут косточку.
Слышится мяуканье кошки.
Ребенок № 2 Мяу! Мяу!
Ведущий: Кто же теперь к нам царапается в дверь?
Приходит ребенок, в маске кошки.
Это ваша кошка Мурка,
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли нам обедать?
Ведущий :Ах, и ты трудилась, не ленилась. Что больше всего любит кошка
Мурка? Чем ее угостим?
Принимаются ответы детей.
Воспитатель ставит на стол блюдце - наливаем молоко.
Слышится кудахтанье курицы.
Ребенок № 3 в маске курицы:
Куд-куда! Куд-куда!
Кто еще спешит сюда?
Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила –
Я яичко вам снесла.
Не пора ли нам обедать?
Ведущий: Чем же нам покормить нашу курочку?
Ответы детей. Дети насыпают пшено на разнос.
Ведущий от лица куклы Маши говорит, что Маша и сама желает вас к столу
пригласить.
Ресурсный круг
Ведущий от лица куклы Маши: Здравствуйте гости дорогие! Как я вам рада!
Проходите, для вас угощение готово. Вы чай пить любите? Давайте
посмотрим фотографии и послушаем, какой чай и с чем, вы пьете дома.
( Просмотр мини презентаций нескольких семей) Ведущий благодарит детей
и родителей, которые принимали участие в презентации . Взрослые голосуют
за предоставленные рецепты фишками с номерами.
Ведущий: Как расставить посуду, чтобы попить чай Маша не знает. Давайте
мы её научим.
Дети совместно с ведущим накрывают столы.
Ведущий:
-Для того, чтобы подготовиться к встрече гостей, следует накрыть стол.
-С чего начнем?
-Что у меня в руках (скатерть или полотняные салфетки)
-Какая она (чистая, отглаженная, красивая, желтая и т. д)
-Для чего нужна скатерть?
-Каким стал стол?- (нарядным, уютным, красивым, праздничным и т.д)
-Что будем делать дальше? (расставлять блюдца и чашки), что еще надо для
чаепития? (чайные ложки)
На экране появляется визуальный подсказка-алгоритм сервировки стола.
1.
Стол
2.
Стол со скатертью, самовар( ставит ведущий)
3.
Стол со скатертью, самовар, блюдце
4.
Стол со скатертью, самовар, блюдце, чашка
5.
Стол со скатертью, самовар, блюдце, чашка, чайная ложка
Каждый ребенок сервирует свое место за столом.
Ведущий:
Что забыли поставить на стол? Правильно - бумажные салфетки. Как быстро
сложить праздничную салфетку нас научит (И.О. мамы)
Работа в парах.
Дети с родителями берут салфетки и складывают их. На салфетку кладут
ложку чайную.
Ведущий:
-В чем мы сахар на стол поставим? (в сахарнице, сахар рафинад).
А с чем будем пить чай? с печеньем, конфетами. Ведущий ставит на стол вазу
с печеньем и конфетами.
Давайте пригласим еще гостей, ваших мам и пап. Дети вспоминают, как
приглашают гостей к столу. С улыбкой, доброжелательно.
«Проходите, гости дорогие! Рады вас видеть! Садитесь за стол. Будем пить
чай. Угощайтесь»
Ведущий:
Родители знают много поговорок про чай. Давайте его похвалим:
- «С чая лиха не бывает», «Чай не пить, так на свете не жить», «Чай пьешь –
до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску», «За чаем – не
скучаем».
Ведущий:
Перед тем, как приниматься за трапезу , мы желаем друг другу: «Приятного
аппетита!» Давайте скажем друг другу: «Приятного аппетита!» родители
детям, дети – родителям.
А в старину ещё так говорили: «Ангела Вам в сотрапезники!»
А чай горячий.
(Развитие речевого дыхания и голоса)
Ведущий:
Чтобы
чай
быстрее
остыл
надо вытянуть
губы
широкой
«трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Давайте покажем, как
пыхтит кипящий самовар:
- Произносим: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Подведение
итогов
конкурса
семейных
рецептов
чая.
Награждение
победителя. Презентация его рецепта. Советуем приготовить очень полезный
чай от семьи Ивановых.
В чашку кладете:
Мята - 2 веточки (вместо мяты можно добавить мелиссу)
Сок небольшого ломтика лимона
Палочка корицы - 1 шт.,
Мед - 1 чайная ложка или сахар по вкусу.
Залить кипятком. Можно добавить черный или зеленый чай (для цвета и
вкуса). Настаивайте 5–10 минут и наслаждайтесь приятным вкусом напитка.
Рефлексия
Ведущий:
Наш
вечер
закончен.
Мы
рады
были
видеть
вас
желанными
гостями. Как выдумаете, чаепитие или прием гостей может стать традицией
вашей семьи? Могут ли ваши дети стать помощниками в сохранении этой
традиции? Расскажите в нескольких словах ваши чувства от участия в данном
мероприятии?
Желаем, чтобы праздничный стол был накрыт и в будни. Чаепитие - еще
одна
добрая
традиция
объединения
семьи. Сохраняются
традиции,
сохраняется семья. Помните об этом. И Ангела вам в сотрапезники!