Напоминание

"Рисуем натюрморт акварелью"


Автор: Ахметзянова Резеда Азгаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: пгт Джалиль, РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рисуем натюрморт акварелью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЖАЛИЛЬСКАЯ

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

РИСУЕМ НАТЮРМОРТ АКВАРЕЛЬЮ

Методические рекомендации

Преподаватель: Ахметзянова Р. А.

Джалиль

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………..………………………3

Глава 1

Организация учебных заданий по живописи .................................................6

1.1.Тематический

план-программа

и

содержание

курса

по

предмету

«Живопись»

для

учащихся

детских

художественных

школ………………………………………………………………………………..6

1.2.Последовательность работы над натюрмортом (акварель)…………...…..11

1.3.Требования к уровню подготовки учащихся, завершающих изучение

данной дисциплины………..…………………………………………………….12

Глава 2

Технология и техника живописи......................................................................14

2.1.Акварель. Характерные особенности работы акварельными

красками………………………………………………………………………….14

Краткий словарь художественных терминов по живописи……………...…...21

Список литературы………………………………………………………………26

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная

цель

предлагаемых

методических

рекомендаций

по

живописи

формирование

у

учащихся

знаний,

умений,

навыков

в

реалистической передаче натуры средствами живописи.

Задачи работ выпускного класса предусматривают основные задания

академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте;

передача

формы,

объема

предметов,

их

фактуры;

решение

пространства,

глубины в натюрморте. На протяжении всего года обучения учащиеся

получают домашние задания, аналогичные классным постановкам. Для

домашних заданий в мастерской специально ставятся дополнительные

натюрморты. И в свободное от занятий время учащиеся выполняют данные

задания.

Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что

активизирует процесс обучения. В выпускном классе продолжается работа

над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению.

Задания

выполняются

в

различных

техниках,

разнообразными

живописными материалами: акварель, гуашь, пастель. На работу акварелью

отводиться большее количество времени, так как именно в этой технике

будущие абитуриенты выполняют экзаменационное задание.

Рекомендуемые в программе учебные задания составлены на основе

педагогического опыта работы в детской художественной школе

и проиллюстрированы работами, выполненными учащимися дхш на

уроках по живописи.

Занятия живописью предполагают выполнение работ акварельными

красками. Особое внимание уделяется изучению теоретических основ

живописи (цветовой тон, колорит и т. д.),

технологии работы акварелью, передаче в рисунках средствами

живописи формы, объема, цветовой окраски предметов,

перспективы, световоздушной среды.

3

Большое

внимание

следует

уделить

раскрытию

школьникам

особенностей техники работы акварельными и гуашевыми красками,

другими художественными материалами и средствами. Учащиеся

должны усвоить, что акварель дает наибольшие возможности в изучении

распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой при

различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски

предметов в зависимости от расстояния (воздушная перспектива) и т. д.

Гуашевые краски позволяют ярко, красочно решать композиции,

придавая им декоративный характер. Задания могут быть кратковременными

(наброски, этюды) и длительными—от 6 до 15 часов.

Как

правило,

длительные

работы

выполняются

на

основе

предварительного

карандашного

рисунка.

Быстрые

этюды

могут

выполняться и сразу красками без линейного рисунка. Теоретические

сведения, закономерности цветоведения (хроматические и ахроматические,

теплые и холодные цвета, колорит, цветовой тон, цветовой контраст и

т. д.)

желательно сообщать не отдельно, в виде лекций, а непосредственно в

процессе практической работы. Для более глубокого изучения основ

живописи, цветоведения желательно как можно чаще демонстрировать и

сравнивать произведения известных живописцев прошлого и настоящего.

Для этого, помимо специальных бесед о творчестве того или иного

живописца или о конкретном художественном направлении, к практическим

занятиям специально подбираются репродукции. Большое значение для

формирования и развития интереса к живописи, к творчеству прославленных

мастеров,

к

изобразительному

искусству

вообще

имеют

встречи

с

художниками, посещение их мастерских, художественных музеев, выставок,

организация конкурсов детских работ.

По итогам учебного года необходимо организовать отчетную выставку

рисунков школьников. В нашем учебном заведении выставки выпускников

стали традиционными.

4

Методический

фонд по живописи представляет собой

самые

разнообразные объекты действительности и как правило, включается в

общий методический фонд по изобразительному искусству.

Вся система занятий живописью в тесной связи с занятиями рисунком

и композицией ведет к развитию таких творческих способностей учащихся,

как

художественная

наблюдательность,

зрительная

память,

образное

мышление,

творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений. Она

призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые

для самостоятельной работы.

Качество знаний, умений и навыков учащихся проверяется в результате

проведения систематических просмотров и оценки работ, бесед и устных

опросов.

К зачетному просмотру представляются все материалы, связанные с

выполнением учебного задания. Оцениваются все работы учащихся за

определенный период (за полугодие). При оценке работы следует учитывать

не только формальное выполнение задания, но и прежде всего степень

проработки формы, решение поставленных задач.

Предлагаемые учебные постановки могут варьироваться на усмотрение

педагога,

не

нарушая

содержания

программы

и

логической

последовательности в заданиях. В приложение 1 дана цветовая раскладка

акварельных красок в той последовательности, в которой они находятся в

акварельной коробке. С помощью этой таблицы дети легко запоминают

сложные

названия

красок.

В

приложении

2

представлены

работы

выполненные учащимися детской художественной школы.

5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ШКОЛ

I ПОЛУГОДИЕ

Задание № 1 (6 часов)

Осенний

натюрморт в теплой гамме. Гуашь, ¼

ватмана.

Постановка: Предметы простой формы крынка с

ветками

рябины и корзинка с фруктами на фоне сближенных по цвету драпировок.

Цель: восстановление навыки и умений работы гуашью.

Задачи: показать материальность предметов; связать их с цветовой средой,

определить их тональность; вылепить форму предметов; передать осеннее

настроение.

Задание № 2 (6 часов)

Натюрморт с гипсовой розеткой в холодной гамме.

Акварель, ¼ ватмана.

Постановка: керамическая крынка и яблоко, гипсовая

розетка на втором плане на фоне холодных по цвету

драпировок.

Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых

отношений Задачи: передать материальность предметов, связать их с

цветовой средой,

определить их тональность; вылепить форму предметов; решить

пространство.

Задание № 3 (9 часов)

Натюрморт с тыквой. Акварель, ½ ватмана.

Постановка с использованием различных по цвету

6

драпировок.

Цель: практическое усвоение пограничных контрастов цвета.

Задача: передать конструкцию формы предметов и складок драпировок.

Использовать основные и дополнительные цвета, показать их зависимость и

отношения в натюрморте.

Цельность, гармония, колорит.

Задание № 4 (3 часа)

Этюды кистью с чучел птиц. Акварель, ½ ватмана.

Рекомендации: этюды выполняются с фоном, на ½ листа

ватмана. Большое внимание уделить найденному цвету,

форме.

Задание № 5 (6 часов)

Натюрморт со старой лампой. Пастель, ½ ватмана.

Постановка с чучелом птицы, висящей лампой и двумя

луковицами на белой драпировке.

Цель: учебно-творческое воплощение замысла.

Задача: передать освещение в натюрморте, контрастную

борьбу светотени, охарактеризовать предметы по их

теплохолодности.

Задание № 6 (6 часов)

Натюрморт из предметов быта. Акварель, ¼ ватмана.

Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых

отношений.

Задача: выявить в процессе работы форму, объем

7

предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений.

Задание № 7 (12 часов)

Натюрморт со скрипкой. Акварель, ½ ватмана

Постановка на фоне холодных драпировок.

Цель: добиться в задании колористической цельности;

смягчение контраста.

Задача: через рефлексы и полутона выразить влияние

окружения цветовой среды на предметы натюрморта;

использовать метод лессировок, передать глубину пространства.

Задания для самостоятельной работы

Этюды фруктов. Акварель, ¼ ватмана

Цель:

восстановить

навыки

и

умения

работы

с

акварелью; вспомнить основные задачи живописи и

основные понятия.

Задача: обобщенно вылепить форму предметов с

учетом различных цветовых и тональных отношений.

Этюд

с предметом быта из стекла. Акварель, ¼

ватмана.

Кратковременное задание.

Цель: передача тональных отношений.

Задача: использовать технические приемы работы

акварелью: лессировка и мазок, сочетание этих приемов.

Натюрморт

с гипсовым орнаментом. Акварель, ¼

8

ватмана.

Цель: закрепление понятий: цветовой тон, рефлекс.

Задача: точный цветовой разбор предметов в натюрморте; выявление

объема и характер формы предметов, влияние среды, освещения на гипсовый

орнамент; передача пространства.

II ПОЛУГОДИЕ.

Задание № 8 (9 часов)

Деревенский натюрморт. Акварель, ½ ватмана.

Постановка из предметов быта: сито, чугунок, бутыль,

туес, на фоне деревенского забора.

Цель: организация в натюрморте цветовой гармонии.

Задача: определить тональные отношения натюрморта,

использовать живописные техники: алла-прима,

лессировка.

Задание № 9 (12 часов)

Окно в мастерской (контражур). Гуашь, акварель, ½

ватмана

Натюрморт из небольшого количества предметов не

загораживающих вид из окна.

Цель: Самостоятельный выбор мотива пейзажа за окном, организация

многоплановости в работе.

Задача: передать плановость, воздушную перспективу и цельность

натюрморта.

Задание № 10(12 часов)

Натюрморт на зеркальной поверхности. Гуашь, ½

ватмана.

Постановка из разноматериальных предметов.

Цель: добиться в задании колористической цельности

9

передать материальность предметов.

Задача: найти тоновые различия предметов и их отражения.

Задание № 11 (9 часов)

Натюрморт

со швейной машиной. Пастель, ½

ватмана.

Постановка: предметы различные по размерам и

сложные по форме. Предметы составляются в

различных ракурсах.

Цель: художественно-творческий анализ учебной постановки.

Задача: композиционно решить натюрморт, самостоятельно выбрать

формат.

Задание № 12 (15 часов)

Контрольный

натюрморт с чучелом птицы.

Акварель, ½ ватмана.

Постановка: чучело птицы, предметы быта четкие

по тону, ясные по цвету, драпировка со складками.

Цель: выявление уровня подготовки учащегося.

Задача: применить в учебной работе основные теоретические знания и

практические выводы.

Задания для самостоятельной работы

Натюрморт: крынка, морковь, баклажан. Акварель, ¼

ватмана.

Цель: использование в практической работе

теоретических знаний.

Задача: написать натюрморт по памяти с учетом

цветовых и тональных отношений, влияние цветовой

10

среды; выявить пространство и объем предмета; методически верно довести

работу.

Примечание: натюрморт для учащихся, поступающих на специализацию

0515 (декоративно-прикладное искусство и народные промыслы).

Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной

цветовой гамме. Акварель, ¼ ватмана.

Цель: выявить влияние характера освещения на

цветовой строй натюрморта; закрепление понятий

«цветовой тон», «дополнительные цвета», «рефлексы».

Задача: правильно выдержать тональные и цветовые

отношения.

Примечание: натюрморт для учащихся, поступающих на специализацию

0514 (дизайн среды).

Этюд из простых по форме и различных по тону и

цвету предметов. Акварель, ¼ ватмана.

Цель: передача материальности предметов.

Задача: решить возможностями акварели различия

фактур предметов с учетом влияния среды на

поверхности

предметов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ (АКВАРЕЛЬ)

1 этап. Выполнение рисунка. После того, как

найдена композиция, выполняется рисунок, в

котором очень точно передаются все детали.

Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями,

чтобы они не просвечивали сквозь акварель.

11

2 этап. Сначала наносят основной цвет предметов и

драпировок, соблюдая тональные изменения цвета

на свету и в тени. По просохшему слою краски

приемом лессировки наносится более темный тон

для проработки основных масс. Обобщенно

прописывается вся поверхность листа. Постепенно

прорабатываются детали изображения тонкой

кисточкой по сухому слою краски

3 этап. Завершение работы. Методом лессировки

добиваются впечатления материальности предметов

и драпировок, обобщают цветовое решение

натюрморта для достижения цельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ЗАВЕРШАЮЩИХ ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для вы-

полнения учебной работы, которая соответствует требованиям, предъявляе-

мым к абитуриентам средних специальных художественных заведений.

Учащиеся должны успешно, творчески осознанно решать живописно-ком-

позиционные

задачи. Они обязаны показывать в работе освоение

12

ремесленной стороны искусства — умение смешивать краски (добиваясь

сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных)

и их сочетать. Необходимо освоить сложности техники акварельной

живописи, ее разнообразные приемы и возможности; грамотно пользоваться

художественными материалами.

Учащийся должен уметь решать форму, объем предметов в пространствен-

ной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний.

Добиваться

цельности и единства цветового строя в работе,

колористического

решения,

разбираться

в

цветовых

и

тональных

отношениях. Передавать форму, глубину, освещенность. Свободно,

эмоционально передавать ощущение от натуры.

13

АКВАРЕЛЬ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ.

Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До

нас дошли росписи на папирусах. Связующим веществом этих красок были

водорастворимые клеи растительного происхождения. Этот вид акварели

обычно содержал белила и был ближе к гуашевым краскам. Развитие

акварельной

живописи

относится

к

временам

персидской

книжной

миниатюры, которая возродилась примерно в XII веке и распространилась по

странам Востока. С XV века начинает применяться чистая акварель (без

примеси белил), отличающаяся чистотой и прозрачностью красок.

В

средние

века

акварель

широко

применялась

не

только

для

декоративного оформления книг, для заставок и виньеток, но и для

иллюстрирования

текстов

книг.

Для

иллюстраций

предварительно

создавались графические рисунки, которые раскрашивались акварельными

красками.

Технические возможности акварельной живописи впервые широко были

раскрыты Дюрером (1471—1528) в его пейзажах. В начале XVII века

14

акварель становится самостоятельным видом живописи и достигает своего

расцвета в XVIII и особенно в XIX веке, благодаря английским живописцам.

Акварель разделяют на два вида техники: акварель «английскую», когда

живопись ведут на увлажненной бумаге, с заливкой деталей рисунка общим

тоном и отмывками, и «итальянскую», которую ведут по сухой бумаге, с

плотным, многослойным письмом.

Акварельные краски относятся к группе клеевых лессировочных красок.

Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» —вода, так как

вода является растворителем для этого вида красок.

Акварель

единственный

вид

красок,

отличающийся

особой

прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.

Охра светлая Краска холодного тона,

глуховатого оттенка. Большим достоинством

охры светлой является то, что при высыхании она сливается с бумагой и

становится шелковистой.

Охра светлая относится к высокосветостойким краскам. Светостойкость

— 5 баллов.

Кадмий лимонный Специфической

особенностью краски является ее матовость в любом по

интенсивности слое накраски, приближающаяся к гуаши, хотя по

прозрачности и цветовой насыщенности краска на гуашь не похожа.

Светостойкость — 4 балла.

Кадмий желтый Краска аналогична кадмию

лимонному, но более, прозрачна.

Светостойкость—5 баллов.

Сиена натуральная Краска желто-

коричневого цвета. По своим свойствам аналогична охре

светлой, но обладает большей световой насыщенностью. Светостойкость—5

баллов.

15

Золотисто-желтая «ЖХ» Представляет собой

органический краситель. Краска очень прозрачная,

теплого тона. Хорошо разносится по бумаге. Отличается шелковистостью.

При добавлении к краске травяной зеленой или голубой «ФЦ» можно

получить оттенок индийской желтой. Светостойкость — 4 балла.

Кадмий оранжевый Фактура краски

аналогична фактуре кадмия лимонного и желтого, но

более прозрачна, чем у этих красок Светостойкость—5 баллов.

Охра красная Краска красно-коричневого

цвета, отличается высокой прозрачностью; в

тонких слоях дает мягкий желтовато-коричневый оттенок;

легко разносится по бумаге и хорошо смывается. Светостойкость — 5

баллов.

Сиена жженая и железная красная Обе красно-

коричневые интенсивные краски, отличаются друг от друга

тем, что сиена жженая имеет теплый тон, а железная красная — холодный.

Светостойкость — 5 баллов.

Алая Одна из очень прозрачных

интенсивных красок ярко-красного цвета,

имеет теплый тон с киноварным оттенком. Следует обратить внимание на то,

что эта краска при разведении быстро насыщает кисть. Светостойкость—3

балла.

Краплак красный Одна из очень

интенсивных красок красно-малинового цвета. На кисть

эта

краска набирается быстро, по бумаге разносится ровным слоем.

Нанесенную краску трудно смыть с бумаги. Работать краплаком следует

осторожно. Светостойкость — 3 балла.

Кармин

16

Очень интенсивная краска красно-малинового цвета, прозрачная, более

холодного оттенка, чем краплак. По своим свойствам кармин аналогичен

краплаку красному. Светостойкость — 3 балла.

Краплак фиолетовый Фиолетово-красная

краска. По своим свойствам эта краска аналогична

краплаку красному. Светостойкость — 2 балла. Краплак фиолетовый под

действием ультрафиолетовых лучей приобретает коричневый тон.

Светостойкость — 2 балла.

Ультрамарин Краска

из группы синих. Светостойкость—3 балла.

Кобальт синий Свеженанесенная краска

имеет нежный синий цвет, краска

неинтенсивная; неравномерно разносится по бумаге.

Голубая «ФЦ» Очень интенсивная синяя

краска холодного тона. При легком

соприкосновении влажной кисти с разведенной краской последняя быстро

набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно. При нанесении

насыщенных слоев рекомендуется работать осторожно, так как краска трудно

смывается с бумаги. Светостойкость — 4 балла.

Изумрудно-зеленая и зеленая травяная Очень

интенсивные зеленые краски, отличаются высокой

прозрачностью. Краски — разные по цвету, но аналогичны по своим

свойствам. Обе хорошо разносятся и размываются на бумаге. Светостойкость

— 4 балла.

Перманент зеленый Очень насыщенная ярко-

зеленая краска, самая теплая из группы зеленых

красок. Имеет высокую прозрачность, по бумаге разносится равномерно;

смывается

с бумаги хорошо; на кисть краска набирается быстро.

Светостойкость — 4 балла.

17

Умбра натуральная и умбра жженая Умбра

натуральная — холодного (табачного) оттенка; умбра жженая —

теплого (шоколадного) оттенка. Краски полупрозрачные;

удовлетворительно насыщают кисть и удовлетворительно смываются с

бумаги. По цвету и фактуре несколько глуховаты. Светостойкость — 5

баллов.

Марс коричневый Краска теплого тона, но

более холодная, чем умбра жженая. Краска

прозрачная и интенсивная; разносится, размывается и смывается с бумаги

хорошо. Светостойкость — 5 баллов.

Сепия Специфической особенностью

этой краски является некоторое ее

цветовое изменение. В насыщенном слое она темно-коричневая с холодным

оттенком, в тонких лессирующих слоях — коричневато-серая; размывается,

разносится по бумаге хорошо. Светостойкость— 5 баллов.

Тиоиндиго красная По цвету краска близка

к краплаку красному светлому, отличается от

него большей теплотой тона; интенсивная, прозрачная. Светостойкость — 4

балла.

Лак фиолетовый Интенсивная краска

холодного тона, полупрозрачная, легко

размывается и равномерно разносится по бумаге; при смывании с бумаги

оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость — 3 балла.

Черная Краска отличается большой

прозрачностью, но не обладает чрезмерной

интенсивностью сажи газовой; имеет большую цветовую насыщенность в

плотных слоях, чем кость жженая. Размывается, разносится и смывается с

бумаги хорошо. Светостойкость — 3 балла.

18

Акварельная живопись является одной из сложных художественных

техник. Этот вид живописи требует длительной практики, необходимой для

приобретения не только чисто технических навыков, но и чувства

гармонического владения цветовыми отношениями.

При продолжительной работе акварельными красками рекомендуется

начинать живопись прозрачными красками. Эти краски изготовляются на

основе красителей, поэтому они быстро растворяются в воде, легко

впитываются

бумагой

и

после

высыхания

неспособны

размываться

последующими наносимыми красками.

Краски на основе красителей необходимы в первую очередь для

создания воздушных планов, т. е. тех изменений в цвете, которые

воспринимаются на значительных расстояниях. Кроме того, эти краски дают

возможность наиболее эффектно передавать особенности блеска стекла,

металла и т. п. Краски на основе красителей наиболее хорошо передают

передние планы и предметы с выраженной фактурой.

Степень прозрачности акварельных красок связана со степенью белизны

бумаги, и поэтому выбор бумаги важен не только по ее качеству, но и по ее

белизне.

Опыт художников-акварелистов доказывает, что «теплые» краски, такие,

как желтые, оранжевые и некоторые зеленые, выявляются из глубины'

просвечивающегося красочного слоя значительнее, чем «холодные» (как,

например, голубые, фиолетовые и зеленые).

В палитре акварельных красок наиболее прозрачными являются:

кармин, кобальт синий, голубая «ФЦ», изумрудная зелень, краплаки,

марс коричневый, перманент зеленый, алая, кадмий оранжевый, золотисто-

желтая «ЖХ», нейтральная черная.

Обязательным правилом для всех видов акварельных красок является то,

что их нельзя обильно разводить водой, так как в процессе разведения красок

в значительной степени растворяется связующее, удерживающее краситель

или пигмент, и краски теряют свою цветовую насыщенность.

19

В связи со сложностью работы акварельными красками, связанной с тем,

что в процессе живописи недопустимы колористические ошибки, неверно

взятые тоновые отношения не могут быть исправлены нанесением вторичных

красочных слоев, так как нижний слой краски, просвечивая, будет загрязнять

вновь нанесенный слой. Поэтому рекомендуется, в случае нанесения на

бумагу неверно взятого тона, этот слой краски тщательно смыть.

Еще одно из важных условий живописи акварельными красками — это

приобретение навыка быстрого ведения живописного процесса, что требует

предварительной продуманности техники живописи для данной композиции

и предварительных проб в той цветовой гамме, которая необходима для

решения творческой задачи.

Следует также в процессе живописи использовать возможности бумаги,

ведя процесс живописи где-то по сухой бумаге, а где-то по влажной. Все

зависит от изображаемого объекта и передачи его тоновых отношений и

светотеней.

20

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ

ПО ЖИВОПИСИ

Акцент (ударение) – в изобразительном искусстве прием подчеркивания

цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь

фигуры лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить

особое' внимание зрителя.

Алла прима – художественный прием в живописи, состоящий в том, что

картина пишется без предварительных прописок и подмалевка.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной, глав-

ным образом глянцевитой или блестящей поверхности. Обычно это пятно по

своей яркости чрезвычайно резко отличается от общего тона предмета.

Валер (ценность, достоинство) – понятие, связанное в живописи со

светосилой цвета. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы

светотени

(полутона), которые определяются

конкретными

условиями

освещения и воздушной средой.

Гамма цветовая – основные отношения цветовых тонов, преобла-

дающие в данном произведении и определяющие характер его живописного

решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).

Гризайль (серый) – техника исполнения и произведение, выполненное

кистью, одной краской (преимущественно черной или коричневой);

изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной

степени светлоты).

Колорит (от лат. – цвет, краска) – особенность цветового и тонального

строя произведения.

Контраст (резкое различие, противоположность) – в изобразительном

искусстве широко распространенный художественный прием,

представляющий

собой

сопоставление

каких-либо

противоположных

качеств,

способствующее

их

усилению.

Наибольшее

значение

имеет

цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в

21

сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от

друга по светлоте.

Тональный

контраст – сопоставление светлого и темного. В

композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому

сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и

острота характеристики образов.

Корпусная живопись – живопись, выполненная плотными, густыми

мазками: ее красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.

Лессировка

художественный

прием

в

живописи,

в

котором

используется прозрачность красок. Слой одной краски просвечивает сквозь

тонкий слой другой, нанесенный сверху. Лессировка используется в живопи-

си для придания цвету новых цветовых оттенков, иногда для создания нового

(производного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности

цвета. |

Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета.

Локальный

цвет

постоянно

несколько

изменяется

под

воздействием

освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) в живописи,

взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального

выявления цветовых оттенков.

Отношения — взаимосвязь элементов изображения, существующая в

натуре и используемая при создании произведений, например, отношения

цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты, отношения

размеров и форм предметов (пропорции), пространственные отношения и т.

д. Отношения, передаваемые в произведениях искусства, определяются

методом сравнения.

Тональные и цветовые отношения могут быть контрастными, резкими

или легкими, нюансными.

Оттенок – 1) изменение, иногда малозаметное, цвета натуры под воз-

действием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по све-

тосиле, насыщенности, цветовому тону. Например, красный цвет краплака

22

имеет более холодный, а киновари – более теплый оттенок и т. д.; 3) различие

в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Полутон – тон переходный между двумя соседними малоконтрастными

тонами в освещенной части предмета.

Рефлекс (от латинского отражение) – 1) в живописи оттенок с цвета

более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним.

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре,

так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее

освещенных частей поверхности.

Светосила – термин, имеющий отношение к светотени. В живописи

степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета

по отношению к другим соседним цветовым тонам.

Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на

форме.

Градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре

и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными

называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на

его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением

источника света. Падающие – это тени, отбрасываемые телом на окру-

жающие предметы.

Тон (от французского окраска) – степень светлоты, присущая цвету

предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивно-

сти цвета и его светлоты Тон в живописи – под этим понятием

подразумевается светосила цвета, а

также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения

неразрывно связаны. Не следует смешивать понятие тон с понятиями оттенок

и цветовой тон, определяющими другие качества цвета. Разные по тону

(светлоте) цвета могут иметь один и тот же цветовой оттенок, напр., сине-

зеленый цвет может быть более темным или более светлым, но оттенок его

23

при этом остается одинаковым.

Тональность определенное соотношение цветов или тонов, характер-

ное для данного произведения, одна из его художественных особенностей. В

живописи понятие тональность имеет то же значение, что и цветовая гамма,

так как определяет особенности цветового строя произведения наряду с

цветовыми нюансами.

Фактура (от латинского обработка) – 1) характерные особенности

материала,

поверхности

предметов

в

натуре

и

их

изображение

в

произведениях искусств (напр., блестящая поверхность стеклянного кувшина

в натуре или в картине); 2) особенности обработки материала, в котором

выполнено произведение, а также характерные качества этого материала Она

может быть гладкой, шероховатой, рельефной и так далее.

Хроматические

цвета – цвета, обладающие особым качеством

(цветовым тоном), отличающим их один от другого. Хроматические цвета –

цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча

(красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по

«цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество пе-

реходов от холодных к теплым цветам. Ахроматические цвета – белый,

серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по

светосиле (светлоте).

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи.

Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей

натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых

оттенков.

К

основным

качествам

цвета

относятся:

цветовой

тон

особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра; светосила

цвета – способность того или иного цвета отражать световые лучи.

Различают более светлые и более темные цвета; насыщенность цвета –

количество определенного цветового тона в данном цвете. Насыщенность

цвета краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в

акварели) или от прибавления к ней белил в гуашевой живописи.

24

В

живописной

практике

всякий

цвет

всегда

рассматривается

в

отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во

взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и

теплых цветов и оттенков. Большое значение в живописи имеют и отношения

дополнительных цветов и оттенков. Эти цвета и оттенки, взятые в

сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. К дополнительным цветам

относятся следующие пары: красный и травянисто-зеленый, лимонно-

желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же Ц. контрастны между

собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых. Ц. являются

неотъемлемым элементом цветового решения картин.

Этюд (от французского изучение) – работа, выполненная с натуры.

Нередко этюд имеет самостоятельное значение. Иногда он является

упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные

навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры.

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

1.

Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967.

2.

Беда Г. Живопись. М., 1977.

3.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М. 2000.

4.

Лепикаш В. Живопись акварелью. М., 1961.

5.

Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование

в изобразительном искусстве. М. «Просвещение» 1988.

6.

Порсин Ю. Руководство по работе акварельными красками. Л., 1960.

7.

Пучков А., Триселев А. Методика работы над натюрмортом. М., 1982..

8.

Смирнов Г. Живопись. М., 1975.

9.

Сокольникова Н. Основы живописи. Обнинск, 1996.

10.Шитов Л.А. Живопись. М. 1995.

11.Яшухин А.П. Живопись, М. 1999.

Список дополнительной литературы

1.

Аксенов Ю. Цвет и линия. М. 1986

2.

Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965.

3.

Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.

4.

Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.

5.

Михайлов А. Искусство акварели: Учебное пособие. М., 1995.

26

27



В раздел образования