Автор: Чугайнова Елена Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №89" Населённый пункт: город Березники Наименование материала: Статья Тема: Адаптация детей раннего возраста. Раздел: дошкольное образование
Проблемы и пути их решения.
Приход осени многие родители ждут с нетерпением и некоторым
ужасом, ведь заканчивается у мамы декретный отпуск и нужно выходить на
работу – заново привыкать к коллективу, переучиваться, а любимое чадо
впервые переступит порог детского сада. Он только будет учиться жить в
коллективе.
Адаптационный период сложен для всех: и для родителей, и для детей,
и для сотрудников детского сада, поэтому работа начинается задолго до того
как малыш переступит порог садика. Первые рекомендации о подготовке
ребёнка к садику даёт, конечно же, педиатр.
Заочное знакомство взрослых с нашим «Солнышком» проходит через
сайт: где расположена информация о сотрудниках; о том, чем живут и чем
занимаются дети; о достижениях, которые добились ребята самостоятельно
или вместе со старшим поколением. Для родителей также проводится «День
открытых дверей», где в течение недели они беспрепятственно могут
присутствовать на занятиях, режимных моментах, на прогулке, встретиться со
специалистами. На общем собрании администрация садика знакомит с
требованиями предъявляемыми к будущим заказчикам, обсуждаются пункты
договора, проводится анкетирование, так же даются рекомендации «Первые
дни малыша в саду», воспитателями проводится экскурсия по группе.
Во время адаптации мы придерживаемся принципов:
Набор осуществляется в летний период потому, что в это время
года дети меньше подвержены простудным заболеваниям.
Группы заполняются постепенно, т.е. малыш начинает ходить в
группу, где дети старше его на год. Благодаря им в игровой
форме происходит знакомство с основными правилами и
требованиями детского садика. Он не чувствует себя одиноким.
Первые недели посещения привычки, имеющиеся у ребёнка,
сохраняются, т.е. малыш может приходить с любимой игрушкой и
даже с пустышкой. Ведь всё это напоминает близких ему людей.
За состоянием здоровья ведётся ежедневный контроль и со
стороны персонала и родителей. В зависимости от этого
составляется гибкий режим пребывания ребёнка в садике.
Одна из задач адаптационного периода – помочь малышу быстрее и
спокойнее освоиться в новой для него обстановке.
Первое встреча, если позволяет погода, происходит на прогулке. Малыш
вместе с мамой знакомится с ребятами и воспитателем. Дети очень любят
играть в песочнице, и именно там он находит себе друзей и
единомышленников. Песочница является прекрасным посредником для
установления контакта с малышом. По мнению психологов игры с песком
благотворно влияют на психику, избавляют от негативных эмоций, тревог,
помогают снять напряжение. Малыш ещё не умеет выразить свои страхи и
тревоги словами, поэтому он проигрывает волнующую его ситуацию. Игры с
песком развивают воображение, тактильную чувственность, мелкую
моторику рук, которая в свою очередь стимулирует речь, учится находиться в
коллективе, происходит формирование таких черт личности, как
самостоятельность, инициативность, умение решать проблемы. Если ребёнок
стесняется детей и воспитателя, то на помощь приходит мама. Вместе с ней
они начинают рыть норки для мышат, строить заборы для зайцев, печь
пироги. Постепенно в игру ненавязчиво включаются воспитатель и детишки.
Следующим ключевым моментом является знакомство с группой. Создаются
такие игровые ситуации как «Где мой шкафчик», «Маша-растеряша»,
включаются элементы театральной деятельности «В гостях у Мойдодыра»,
«Теремок», «Давай дружить».
Во время адаптационного периода проводится образовательная
деятельность, и используются такие формы работы как
Игры на развитие коммуникации: «Солнышко», «Назови ласково»,
«Сорока-белобока».
Театральная деятельность. Инсценировка сказок «Колобок»,
«Теремок», «Волк и козлята».
Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Маша и
медведь», «Пых», «Гуси-лебеди»; стихи А. Барто, Е. Благининой, С.Я.
Маршака; потешки «Кто у нас хороший», «Водичка, водичка умой моё
личико».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль»,
«Пузырь», «Кто позвал».
Пальчиковые игры: «Мы ходили в магазин», «Пальчики здороваются»,
«У оленя дом большой».
Дидактические игры: « Кто в теремочке живёт?», «Где моя мама?»,
«Волшебный мешочек», «Что сначала, что потом».
Конструирование: «Теремок», «Башня», «Дорога», «Забор».
Экспериментальная деятельность с водой.
Рисование с использованием нетрадиционной техники (пальчиками,
ладошкой).
Игры-занятия: « Уложим Катю спать», «Собираемся на прогулку»,
«Помощники», «Накроем к чаю стол».
Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и комфортно в группе мы создали
соответственно этому и предметно-развивающую среду, придерживаясь
принципов: доступность, зонирование, безопасность, насыщенность,
стабильность.
Показателем окончания адаптации является: хороший аппетит, спокойный
сон дома и в детском саду, умение общаться со сверстниками, спокойное
расставание с родителями по утрам и встречи вечером.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
«Улыбка малыша в период адаптации» С. Теплюк, «Дошкольное воспитание»
2006г. №3
«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» В. Костина,
«Дошкольное воспитание» 2006г. №1.
«Адаптация ребёнка к детскому садику» Е.А. Зенкова
«Песочная терапия как средство адаптации детей 3 года жизни» В.И. Тэтэ
Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
«Второй год жизни. Мамина школа» Л. Павлова «Дошкольное воспитание»
2004г. №8