Напоминание

Адаптация детей раннего возраста.


Автор: Чугайнова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №89"
Населённый пункт: город Березники
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация детей раннего возраста.

Проблемы и пути их решения.
Приход осени многие родители ждут с нетерпением и некоторым ужасом, ведь заканчивается у мамы декретный отпуск и нужно выходить на работу – заново привыкать к коллективу, переучиваться, а любимое чадо впервые переступит порог детского сада. Он только будет учиться жить в коллективе. Адаптационный период сложен для всех: и для родителей, и для детей, и для сотрудников детского сада, поэтому работа начинается задолго до того как малыш переступит порог садика. Первые рекомендации о подготовке ребёнка к садику даёт, конечно же, педиатр. Заочное знакомство взрослых с нашим «Солнышком» проходит через сайт: где расположена информация о сотрудниках; о том, чем живут и чем занимаются дети; о достижениях, которые добились ребята самостоятельно или вместе со старшим поколением. Для родителей также проводится «День открытых дверей», где в течение недели они беспрепятственно могут присутствовать на занятиях, режимных моментах, на прогулке, встретиться со специалистами. На общем собрании администрация садика знакомит с требованиями предъявляемыми к будущим заказчикам, обсуждаются пункты договора, проводится анкетирование, так же даются рекомендации «Первые дни малыша в саду», воспитателями проводится экскурсия по группе. Во время адаптации мы придерживаемся принципов:  Набор осуществляется в летний период потому, что в это время года дети меньше подвержены простудным заболеваниям.  Группы заполняются постепенно, т.е. малыш начинает ходить в группу, где дети старше его на год. Благодаря им в игровой форме происходит знакомство с основными правилами и требованиями детского садика. Он не чувствует себя одиноким.  Первые недели посещения привычки, имеющиеся у ребёнка, сохраняются, т.е. малыш может приходить с любимой игрушкой и даже с пустышкой. Ведь всё это напоминает близких ему людей.
 За состоянием здоровья ведётся ежедневный контроль и со стороны персонала и родителей. В зависимости от этого составляется гибкий режим пребывания ребёнка в садике. Одна из задач адаптационного периода – помочь малышу быстрее и спокойнее освоиться в новой для него обстановке. Первое встреча, если позволяет погода, происходит на прогулке. Малыш вместе с мамой знакомится с ребятами и воспитателем. Дети очень любят играть в песочнице, и именно там он находит себе друзей и единомышленников. Песочница является прекрасным посредником для установления контакта с малышом. По мнению психологов игры с песком благотворно влияют на психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, помогают снять напряжение. Малыш ещё не умеет выразить свои страхи и тревоги словами, поэтому он проигрывает волнующую его ситуацию. Игры с песком развивают воображение, тактильную чувственность, мелкую моторику рук, которая в свою очередь стимулирует речь, учится находиться в коллективе, происходит формирование таких черт личности, как самостоятельность, инициативность, умение решать проблемы. Если ребёнок стесняется детей и воспитателя, то на помощь приходит мама. Вместе с ней они начинают рыть норки для мышат, строить заборы для зайцев, печь пироги. Постепенно в игру ненавязчиво включаются воспитатель и детишки. Следующим ключевым моментом является знакомство с группой. Создаются такие игровые ситуации как «Где мой шкафчик», «Маша-растеряша», включаются элементы театральной деятельности «В гостях у Мойдодыра», «Теремок», «Давай дружить». Во время адаптационного периода проводится образовательная деятельность, и используются такие формы работы как  Игры на развитие коммуникации: «Солнышко», «Назови ласково», «Сорока-белобока».  Театральная деятельность. Инсценировка сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята».  Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Маша и медведь», «Пых», «Гуси-лебеди»; стихи А. Барто, Е. Благининой, С.Я. Маршака; потешки «Кто у нас хороший», «Водичка, водичка умой моё личико».
 Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Пузырь», «Кто позвал».  Пальчиковые игры: «Мы ходили в магазин», «Пальчики здороваются», «У оленя дом большой».  Дидактические игры: « Кто в теремочке живёт?», «Где моя мама?», «Волшебный мешочек», «Что сначала, что потом».  Конструирование: «Теремок», «Башня», «Дорога», «Забор».  Экспериментальная деятельность с водой.  Рисование с использованием нетрадиционной техники (пальчиками, ладошкой).  Игры-занятия: « Уложим Катю спать», «Собираемся на прогулку», «Помощники», «Накроем к чаю стол». Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и комфортно в группе мы создали соответственно этому и предметно-развивающую среду, придерживаясь принципов: доступность, зонирование, безопасность, насыщенность, стабильность. Показателем окончания адаптации является: хороший аппетит, спокойный сон дома и в детском саду, умение общаться со сверстниками, спокойное расставание с родителями по утрам и встречи вечером.
Список используемой и рекомендуемой литературы:

«Улыбка малыша в период адаптации» С. Теплюк, «Дошкольное воспитание» 2006г. №3 «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» В. Костина, «Дошкольное воспитание» 2006г. №1. «Адаптация ребёнка к детскому садику» Е.А. Зенкова «Песочная терапия как средство адаптации детей 3 года жизни» В.И. Тэтэ Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. «Второй год жизни. Мамина школа» Л. Павлова «Дошкольное воспитание» 2004г. №8


В раздел образования