Автор: Краева Оксана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д\с№25 "Солнечный зайчик" Населённый пункт: Московская обл. г. Серпухов Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО" Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Исследования детской речи давно находятся в центре внимания
лингвистов. Процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения
детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. любое
словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже
опираясь на эти шаблоны, ребенок придумывает новые слова. В книге К. И.
Чуковского проводится парадоксальная на первый взгляд мысль о том, что
«детские речения порою даже правильнее наших». Утверждая это, он имел в
виду, в первую очередь, случаи не соответствующего норме слово- и
формообразования. Говоря о правильности детских речевых неправильностей
(он придумал для них замечательное и пародоксальное название, словно
заимствованное у самих детей, — «лепые нелепицы»).
Дэн Слобин, известный исследователь детской речи, имел все основания
назвать словесные инновации русских детей «маленьким чудом русской
речи». Любой ребенок, овладевающий русским языком, сочиняет большое
количество новых слов и непривычных для нашего слуха новых форм уже
существующих слов. Выражаясь языком современной лингвистики, русские
дети отличаются особой лингвокреативностью. Связана ли эта
лингвокреативность с особенностями их психической деятельности или со
спецификой усваиваемого ими родного языка?
Несомненно, причина кроется в особенностях языка. Русский язык, в
отличие, например, от английского или немецкого, характеризуется сложно
организованной системой правил, управляющих словообразовательными и
формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве
правил, а в сложности и противоречивости устройства самого языкового
механизма: существует многоэтапная и не всегда в достаточной степени
предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных
— к единичным исключениям. Есть важная особенность, определяющая
последовательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда
постигает в первую очередь самые общие закономерности, а значительно
позднее — частные правила, представляющие собой конкретизацию общих
закономерностей, а в самую последнюю очередь знакомится с
исключениями.
Тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно
не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать
детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим
развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его
лежат не особые творческие силы ребенка, а напротив, ярко выраженная
стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь ― выработка
речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм,
склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по
степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов.
Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть
усвоен ранее, но он всегда есть.
Ребенок должен постепенно, методом проб и ошибок, уточнять значение
слова. Оно складывается из обобщения всех ситуаций, в которых было
употреблено. Чем большим количеством слов овладевает ребенок, тем легче
ему уточнить область смысла, с которой слово вступает в отношения
референции; кроме того, он приобретает технику оперирования новым
словом и быстрее проходит все стадии. В этом развитии оказывается
огромное количество «отбросов» ― материала, не пошедшего на
строительство языка.
Большое внимание творческим аспектам речевой деятельности ребенка
уделяли представители казанской лингвистической школы Н. В.
Крушевский, В. А. Богородицкий и И. А. Бодуэн де Куртенэ. И. А. Бодуэн
де Куртенэ настаивал не только на необходимости изучать разнообразные
факты детской речи, но и оставил для потомства блестящие образцы такого
анализа. И. А. Бодуэн де Куртенэ полагал, что по детским инновациям
можно предсказать будущее состояние языка. Его работы вдохновили
молодого К. И. Чуковского на изучение детской речи. Цитируя
высказывание Бодуэна о предсказательной функции детских инноваций, К.
И. Чуковский восклицал: «Если это хоть в тысячной доле справедливо, то с
каким благоговением мы должны изучать этот всеми осмеянный и
презираемый детский язык» (Чуковский, 1911, с. 103).