Взаимодействие ДОУ и семьи и учреждениями культуры
Автор: Костина Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №141 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи и учреждениями культуры Раздел: дошкольное образование
От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать все, чтобы дети росли
счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в
будущем успешно учились в школе исмогли реализоваться как личности.
Таким
образом,
от
участия
родителей
в
работе
дошкольного
учреждения
выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети, они учатся
с
уважением,
любовью
и
благодарностью
смотреть
на
своих
пап,
мам,
бабушек,
дедушек,
которые,
оказывается,
так
много
знают,
так
интересно
рассказывают,
у
которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше
узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить
характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Помимо
процесса
сотрудничества
«внутри»
сада,
также
необходимо
и
сотрудничество
«вовне»,
с
такими
социальными
институтами,
к а к - т о :
общеобразовательная школа, музыкальная школа, театр, библиотека и другие.
Для воспитания лучших качеств и чувств ребенка мы обратились за помощью к
культуре,
для этого мы с родителями создали необходимые условия для развития
познавательной активности детей.
Свое сотрудничество мы решили начать с театров. Воспитанники знакомятся с
различными театрами: драматическим, театром теней, театром марионеток, узнавая их
отличия
и
сходства.
Артисты
знакомят
детей
с
различными
музыкальными
инструментами,
видами-жанрами
театрализованной
деятельности,
помогают
«раскрыться»
детям.
Дети
старших
и
подготовительных
групп
регулярно,
в
сопровождении
воспитателей,
выезжают
в
Иркутский
театр
народной
драмы
для
просмотра спектаклей. Все выезды всегда сопровождаются интересными экскурсиями,
обсуждениями увиденного спектакля. А в декабре прошлого года родители нашей
группы своими силами организовали выезд детей в Музыкальный театр, так как
поняли, что эмоциональное воздействие
спектакля рождает состояние духовной
приподнятости, дает возможность переживать высокие чувства. А для того, чтобы эта
радость продолжалась, в группе создана зона
театрализованной деятельности, в
которой имеются разные виды театров. В создании зоны принимали активное участие
как
родители,
так
и
дети.
С
помощью
родителей
ставим
спектакли,
которые
показываем детям младших групп. А в этом году показали спектакль родителям на
родительском
собрании.
Родители
увидели
с
какой
радостью
и
желанием
дети
исполняют
свои
роли.
Приобщение
детей
к
театрализованной
деятельности
раскрепощает их, делает более уверенными и эмоциональными.
Для подготовки детей к школе проводили экскурсии в школу и библиотеку. В
школе дети познакомились, с классом, с будущими учителями. А в библиотеке дети
увидели как хранятся книги на стеллажах, аккуратно, по алфавиту. Библиотекарь
познакомила детей с правилами поведения в библиотеке, возможностью записи в
библиотеку и
через какой промежуток времени необходимо вернуть книгу. Затем
показали детям кукольный театр. Дети остались очень довольны, а потом несколько
человек ходили туда с родителями и записались в библиотеку. Также представители
библиотеки поддерживают связь с детским садом,
приносят книги для чтения как
детям, так и взрослым.
С помощью родителей организовывали экскурсии в Ботанический сад, где дети
познакомились с различными видами деревьев и растений: дуб, лещина, голубая ель,
грецкий орех, черемуха и другие, посетили поляну «желаний».
Сотрудники
и
родители
вовлекаются
в
районные
мероприятия.
Дошкольное
учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе
района, работы своих воспитанников. Из сравнительно новых форм сотрудничества
детского
сада
с
семьей
следует
отметить
вечера
отдыха
с
участием
педагогов,
родителей,
детей;
спортивные
развлечения,
посиделки,
подготовки
спектаклей,
собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой,
родители
и
педагоги
должны
строить
свои
отношения
на
психологии
доверия.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому
педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его
развитии личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их
проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей
к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в
вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств
(заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Воспитание детей трудное и сложное дело, требующее от родителей любви, а так
же высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться
своими личными интересами. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет
зависеть, каким он вырастет. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира» (А. С. Макаренко).