Автор: Резниченко Алина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: с. Спасское
Наименование материала: статья
Тема: Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Применение интеллект - карт
на уроках в начальной школе.
В рамках реализации ФГОС нового поколения перед нами – учителями
поставлена важная цель - научить ребёнка учиться.
Чтобы достичь заданной цели, в первую очередь, нужно ребенка научить
работать с информацией.
Ещё
в
70-ых годах
американский
учёный
и
психолог Тони
Бьюзен создал интересный
и
эффективный
метод
запоминания
информации - метод интеллект-карт. Этот метод меня тоже заинтересовал
и в этом учебном году мы с детьми стали учиться создавать интеллект –
карты.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект – карта, она же ментальная карта, схема мышления, карта
ассоциаций, карта памяти, разума и т.д . Слово «mind» означает «ум», а слово
«maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума».
Большую часть информации дети воспринимают визуально, и поэтому,
интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще
запомнить и с которым проще работать.
Цель данного метода:
1) Научить работать с информацией.
2) Лучше усваивать учебный материал.
3) Научить систематизировать полученные знания.
Данный метод позволяет изменить способ работы на уроках, развивает
умения:
сотрудничать и работать в группе;
систематизировать информацию;
ставить вопросы,
выделять главное,
делать сравнение.
Но, прежде чем создавать интеллект - карты на уроках, детей нужно
этому научить.
1 шаг. Подготовительный. Игры в ассоциации.
2 шаг. Ознакомление учеников с понятием интеллект-карта и алгоритмом её
построения.
3 шаг. Активное использование на практике.
Пример игры «Ассоциации»
Даны слова (или их изображения), нужно придумать слова-ассоциации к ним.
Цветок – праздник, подарок, лето;
Лодка – река, рыбалка, отдых;
Зима – снег, Новый год, снегопад и т.д.
Школа – учитель, портфель, оценка, парта.
Алгоритм построения интеллект-карт, в котором на каждом этапе
работы обучающимся оказывается помощь в формировании навыков поиска
и систематизации информации по теме включает:
1.Извлечение информации из текста, видео, презентации.
2.Составление списка понятий, которые будут нанесены на карту.
3.Выделение ассоциаций первого порядка.
4.Определение того, к какой ассоциации первого порядка относятся понятия
из списка (классификация).
5.Создание карты, добавление иллюстраций. В 1 классе ученик не умеет
писать, он рисует. Можно раздать готовые картинки, ученик выбирает
нужные по теме, распределяет и наклеивает.
6.Нанесение
на
карту
дополнительных
связей
между
понятиями,
относящимися к разным ветвям карты.
Следующий этап - построение интеллект-карты.
1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или
ватман (групповая работа), цветные карандаши, фломастеры.
2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается изображение или
слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).
3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над
которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.
Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно
чаще используют рисунки или картинки.
4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких связей – уточняющих
понятия ассоциаций.
С алгоритмом построения интеллект - кары мы знакомились на примере
карандаша.
Использование различных цветов для составления интеллект – карты
влияет на скорость восприятия информации.
Например, на
уроке
русского
языка,
при
изучении
темы
«Имя
прилагательное», дети дома заучивают правило о прилагательном. На
следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания, дети составляют
карту памяти по теме, затем карты периодически пополняются в процессе
получения новых сведений о прилагательных.
С целью наиболее глубокого понимания и запоминания правила работу по
созданию интеллект - карт лучше проводить сначала работу в парах или в
группах:
1. Класс делится на 2 группы, всем задана одна и та же тема.
2. Каждой группе выдаются листы плотной бумаги формата А-4 и маркеры.
3. Далее 2 полученные карты, которые находятся на доске, дети сравнивают,
анализируют и снова дорабатывают.
К интеллект - карте надо обязательно возвращаться время от времени, так
дети лучше её запомнят.
На своих уроках я использую интеллект - карты:
при повторении пройденного материала,
при изучении нового,
при проверке изученного материала,
даю как домашнее задание, т.е. использую на любом этапе урока.
Во 2 и 4 классах начали создавать интеллект - карты на уроках
окружающего мира, русского, математики, литературного чтения.
Свойства интеллект-карт:
Наглядность.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга,
использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает
найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через
некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а
также увидеть новые идеи.
Технология интеллект-карты направлена на формирование навыков
самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.
При составлении интеллект - карт ученик проделывает большую
мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её,
делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате
формируются способности пространственного мышления, изложения
кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения
работы с различными источниками информации.
Итак, можно с уверенностью сказать, что метод использования
интеллект-карт на уроках является эффективным.
Использовать интеллект - карты в школе можно уже с первого класса, как на
уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.
Рисование интеллект - карт - необычный вид деятельности, почти игровой,
но это эффективный способ работы с информацией.
1. С какого класса правильнее вводить понятие интеллект-карта и
использовать этот метод?
2. На всех ли типах уроков можно использовать интеллект-карты?
3. На каких этапах урока можно использовать интеллект-карты?
4. На каких школьных предметах можно использовать интеллект-карты?
5. Можно ли использовать метод при работе в парах?
6. В группе?
7. Индивидуально?
8. При работе с детьми, имеющими проблемы в обучении?
9. При работе с одарёнными детьми?
10. Как часто можно прибегать к использованию метода интеллект-карт в
учебном процессе?