Напоминание

Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе


Автор: Резниченко Алина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: с. Спасское
Наименование материала: статья
Тема: Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Применение интеллект - карт

на уроках в начальной школе.

В рамках реализации ФГОС нового поколения перед нами – учителями

поставлена важная цель - научить ребёнка учиться.

Чтобы достичь заданной цели, в первую очередь, нужно ребенка научить

работать с информацией.

Ещё

в

70-ых годах

американский

учёный

и

психолог Тони

Бьюзен создал интересный

и

эффективный

метод

запоминания

информации - метод интеллект-карт. Этот метод меня тоже заинтересовал

и в этом учебном году мы с детьми стали учиться создавать интеллект –

карты.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект – карта, она же ментальная карта, схема мышления, карта

ассоциаций, карта памяти, разума и т.д . Слово «mind» означает «ум», а слово

«maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума».

Большую часть информации дети воспринимают визуально, и поэтому,

интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще

запомнить и с которым проще работать.

Цель данного метода:

1) Научить работать с информацией.

2) Лучше усваивать учебный материал.

3) Научить систематизировать полученные знания.

Данный метод позволяет изменить способ работы на уроках, развивает

умения:

сотрудничать и работать в группе;

систематизировать информацию;

ставить вопросы,

выделять главное,

делать сравнение.

Но, прежде чем создавать интеллект - карты на уроках, детей нужно

этому научить.

1 шаг. Подготовительный. Игры в ассоциации.

2 шаг. Ознакомление учеников с понятием интеллект-карта и алгоритмом её

построения.

3 шаг. Активное использование на практике.

Пример игры «Ассоциации»

Даны слова (или их изображения), нужно придумать слова-ассоциации к ним.

Цветок – праздник, подарок, лето;

Лодка – река, рыбалка, отдых;

Зима – снег, Новый год, снегопад и т.д.

Школа – учитель, портфель, оценка, парта.

Алгоритм построения интеллект-карт, в котором на каждом этапе

работы обучающимся оказывается помощь в формировании навыков поиска

и систематизации информации по теме включает:

1.Извлечение информации из текста, видео, презентации.

2.Составление списка понятий, которые будут нанесены на карту.

3.Выделение ассоциаций первого порядка.

4.Определение того, к какой ассоциации первого порядка относятся понятия

из списка (классификация).

5.Создание карты, добавление иллюстраций. В 1 классе ученик не умеет

писать, он рисует. Можно раздать готовые картинки, ученик выбирает

нужные по теме, распределяет и наклеивает.

6.Нанесение

на

карту

дополнительных

связей

между

понятиями,

относящимися к разным ветвям карты.

Следующий этап - построение интеллект-карты.

1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или

ватман (групповая работа), цветные карандаши, фломастеры.

2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается изображение или

слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).

3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над

которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.

Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно

чаще используют рисунки или картинки.

4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких связей – уточняющих

понятия ассоциаций.

С алгоритмом построения интеллект - кары мы знакомились на примере

карандаша.

Использование различных цветов для составления интеллект – карты

влияет на скорость восприятия информации.

Например, на

уроке

русского

языка,

при

изучении

темы

«Имя

прилагательное», дети дома заучивают правило о прилагательном. На

следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания, дети составляют

карту памяти по теме, затем карты периодически пополняются в процессе

получения новых сведений о прилагательных.

С целью наиболее глубокого понимания и запоминания правила работу по

созданию интеллект - карт лучше проводить сначала работу в парах или в

группах:

1. Класс делится на 2 группы, всем задана одна и та же тема.

2. Каждой группе выдаются листы плотной бумаги формата А-4 и маркеры.

3. Далее 2 полученные карты, которые находятся на доске, дети сравнивают,

анализируют и снова дорабатывают.

К интеллект - карте надо обязательно возвращаться время от времени, так

дети лучше её запомнят.

На своих уроках я использую интеллект - карты:

при повторении пройденного материала,

при изучении нового,

при проверке изученного материала,

даю как домашнее задание, т.е. использую на любом этапе урока.

Во 2 и 4 классах начали создавать интеллект - карты на уроках

окружающего мира, русского, математики, литературного чтения.

Свойства интеллект-карт:

Наглядность.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику,

ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга,

использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток

информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает

найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через

некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а

также увидеть новые идеи.

Технология интеллект-карты направлена на формирование навыков

самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

При составлении интеллект - карт ученик проделывает большую

мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её,

делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате

формируются способности пространственного мышления, изложения

кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения

работы с различными источниками информации.

Итак, можно с уверенностью сказать, что метод использования

интеллект-карт на уроках является эффективным.

Использовать интеллект - карты в школе можно уже с первого класса, как на

уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.

Рисование интеллект - карт - необычный вид деятельности, почти игровой,

но это эффективный способ работы с информацией.

1. С какого класса правильнее вводить понятие интеллект-карта и

использовать этот метод?

2. На всех ли типах уроков можно использовать интеллект-карты?

3. На каких этапах урока можно использовать интеллект-карты?

4. На каких школьных предметах можно использовать интеллект-карты?

5. Можно ли использовать метод при работе в парах?

6. В группе?

7. Индивидуально?

8. При работе с детьми, имеющими проблемы в обучении?

9. При работе с одарёнными детьми?

10. Как часто можно прибегать к использованию метода интеллект-карт в

учебном процессе?



В раздел образования