Напоминание

"В мире геометрических фигур"


Автор: Григорова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 26 "Василек"
Населённый пункт: г. Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Проект
Тема: "В мире геометрических фигур"
Дата публикации: 07.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 «Василек»

муниципального образованиягород-курорт Анапа

Проект

«В мире геометрических фигур»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Автор, разработчик:

Григорова Наталья Валерьевна,

воспитатель

г. Анапа

2016 г.

Проект «В мире геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представленийв средней группе

МБДОУ д/с № 26 «Василек».

Проект:по продолжительности - краткосрочный (с 05.10.2015 по 28.10.2015 г.),

групповой, познавательный.

Актуальность проекта:

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного

развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах

и

отношениях

предметов

и

явлений,

в

пространстве

и

времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны -

усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и

явлений, и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно

воспринимать

окружающий

мир.

Представления о свойствах геометрических фигур необходимо развивать у детей

дошкольного возраста, т.к. уже в раннем детстве у ребенка накапливается

определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, которые

нас окружают. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с

которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия,

что позволяет ребенку расширять свои познания об окружающем мире и развивать

мышление детей.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет

геометрия

.

В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей.

Поэтому обучению дошкольников началам геометрии должно отводиться важное

место. Изучение этой науки является важным для формирования у детей сенсорных

эталонов, умения ориентироваться в форме окружающих предметов, развития

навыков конструирования. Геометрия является первичным видом интеллектуальной

деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека.

Знакомство детей с геометрически

ми

фигурами следует рассматривать в двух

направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие

элементарных математических представлений, элементарного геометрического

мышления.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на

то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели

узнавать, видеть ее и в других предметах.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих

предметов, другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи

которых можно определить форму предметов или их частей.

Следовательно, тема моей работы является актуальной.

Цель проекта:

1.

Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

2.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

3.

Научить выполнять действия, связанные с нахождением предметов,

одинаковых по форме.

4.

Создать условия для сравнения предметов по форме.

Задачи проекта:

1.

Уточнить представление о геометрических фигурах, формировать умение

группировать их по форме.

2.

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические

фигуры.

3.

Развивать умение определять и называть месторасположение предметов.

4.

Вызвать интерес к познавательной деятельности.

5.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Ресурсное обеспечение:

1.

Настольно – печатные игры:«Геометрическая мозаика», «Ассоциация»,

«Фигуры», «Хитрые предметы», «Умное домино», «Подарки малышам», «Веселая

геометрия»,

«Двойные

вкладыши»,

«Цветные

коврики»,

«Занимайка»,

«Геометрические формы», «Развивающий куб».

2.

Перчаточная

кукла

собачка.

«Автобус»

из

детских

стульчиков

с

приклеенными

на

них

бумажными

геометрическими

фигурами,

билеты

с

изображением

соответствующих по цвету

и

форме геометрических фигур.

Тренажеры «облачко» и «солнышко». Макет поляны с деревьями. Игрушечные

птица и еж. Конверт с карточками. Две зеленые ленточки: узкая и широкая –

«дороги». Рыбы с геометрическими фигурами на магнитах, удочки с магнитом,

ведерки. Цветы и бабочки из картона разного цвета с изображением геометрических

фигур. Муляжи грибов разной величины, корзинка.

3.

Конструктор «Строитель».

4.

Заготовки геометрических фигур, варежки.

Участники проекта:

1.

Воспитатели

2.

Дети группы

3.

Родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

1.

Сформировать умение детей выделять одновременно два свойства фигур

(форма и цвет, форма и размер, размер и цвет).

2.

Способствовать развитию глазомера; развивать восприятие и мышление;

развивать наглядно-действенное мышление.

3.

Закрепить знание геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и

прямоугольник.

4.

Накапливание сенсорного опыта.

Ход проекта.

Первый этап работы над проектом: Организационно-подготовительный.

Продолжительность: 3 дня.

Содержание работы участников: Определиться с темой проекта. Опрос-беседа

с детьми по теме проекта. Анкетирование родителей по теме проекта. На

родительском собрании познакомить родителей с проектом.

Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала. Подбор

игр для самостоятельной игровой деятельности. Изготовление атрибутов.

Выход этапа: Составление плана проектной деятельности по теме: «В мире

геометрических фигур». Составление консультацийдля родителей.

Второй этап работы над проектом: Основной.

Продолжительность: 14 дней.

Содержание работы участников:

Образовательные

области:Виды деятельности:

Познавательно

е

развитие,

социально-

коммуникативное

развитие

1.Дидактические игры:«Четвертый - лишний»,

«Найди

такой

же»,

«Собери

цветок»,

«Универсальное лото», «Что изменилось?», «Найди

отличия», «Платочек», «Сложи из геометрических

фигур», «Сложи из палочек», «Подбери пару»,

«Нарисуй по описанию», «Варежки».

2. Настольно – печатные игры: «Геометрическая

мозаика»,

«Ассоциация»,

«Фигуры»,

«Хитрые

предметы», «Умное домино», «Подарки малышам»,

«Веселая

геометрия»,

«Двойные

вкладыши»,

«Цветные коврики», «Занимайка», «Геометрические

формы», «Развивающий куб».

3.

Рассматривание иллюстраций леса, птиц и

животных.

4. Беседы.

5.

Показ

детям

компьютерной

презентации

«Геометрические фигуры для детей».

6. Показ видео-презентации «Про продукты –

полезные не полезные».

Речевое

развитие

1.

Чтение

русских

народных

песенок,

считалок и потешек.

2.

Прослушивание

звукозаписей

звуков

природы.

3.

Рассказывание детям сказки «Бесхвостая

лиса» О. Туманян, «Дом, который построил Джек»

С. Маршака.

Физическое

развитие

1.

Комплекс утренней гимнастики – «Хомка -

хомка

хомячок»,

«Буратино»,

«Кузнечик»,

«Цветок», «Ветерок».

2.

Подвижные игры - «У медведя во бору»,

«Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят

хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит»,

«Гуси – гуси».

Художественно

-эстетическое

развитие

1.

Конструирование

с

использованием

конструктора «Строитель».

2.

Лепка - «Угощение для мишки» (лепка из

пластилина «угощений» в форме геометрических

фигур)

3.

Рисование – «Девочка танцует», «Любимое

животное», «Сказочный домик – теремок»

4.

Аппликация

«Украсим

коврик»,

«Украсим рукавички для куклы».

Игровая деятельность:

1.

Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Семья».

2.

Игра «Придумай сказку» (использование геометрических

фигур в качестве главных персонажей).

3.

Строительная игра «Теремок».

Взаимодействие с родителями:

1.

Рекомендовать родителям обращать внимание детей на

форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество.

2.

Итоговое

мероприятие

по

проектной

деятельности

«Путешествие в волшебный лес».

3.

Рекомендовать

родителям

поиграть

дома

с

детьми

в

дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть

знакомые им геометрические формы в разнообразной обстановке.

4.

Консультация для родителей «Занимательная прогулка».

5.

Предложить родителям вместе с детьми дома нарисовать на

листе бумаги любые фигуры, состоящие из знакомых геометрических

фигур.

6.

Консультация для родителей «Занимательная математика

дома». Привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь

осознать значимость его применения в условиях семьи.

7.

Помощь в изготовлении атрибутов: бумажные бабочки и

цветы, грибы разных размеров из папье-маше и др.

Выход этапа:Совершенствование знаний о геометрических фигурах и форме

предметов.Создание совместно с родителями познавательного мероприятия

«Путешествие в волшебный лес».

Третий этап работы над проектом: Заключительный

Продолжительность: 1 день.

Содержание работы участников:

Итоговое мероприятие «Путешествие в

волшебный лес».

Выход этапа: Выявление полученных знаний, представлений, умений, которые

дети получили в течение реализации проекта. Закрепление знаний о

геометрических фигурах и форме предметов.

Полученные результаты:

Развитие мыслительных операций, внимания, умения ориентироваться в

пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.

Развитие у детей любознательности, взаимопомощи, навыков самооценки, общей и

мелкой моторики.

По окончанию проекта дети с легкостью:

- различают и называют геометрические фигуры;

- группируют фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные,

имеющие углы и округлые);

- сравнивают предметы по форме, понимают зависимость формы от других

качеств, признаков;

- называют и показывают элементы геометрических фигур (стороны, углы,

вершины, основания, боковые поверхности);

- воссоздают и трансформируют фигуры (рисуют, вычерчивают, выкладывают,

делят на две-четыре части и др.);

- знают особенности геометрических фигур как эталонов при определении

формы предметов;

- владеют разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и

различное.

Приложение 1.

Итоговое мероприятие.

Конспект занятия (формирование элементарных математических

представлений) «Путешествие в волшебный лес», средняя группа

Цель.

Уточнить представление о геометрических фигурах, формировать

умение группировать их по форме. Совершенствовать счетные навыки. Развивать

умение определять и называть местоположение предметов (на, под, за). Учить

располагать предметы по величине в порядке убывания. Тренировать носовое

дыхание, укреплять глазные мышцы. Развивать общую моторику.

Материал и оборудование. Перчаточная кукла собачка. «Автобус» из детских

стульчиков

приклеенными

на

них

геометрическими

фигурами,

билеты

с

изображением соответствующих по цвету и форме геометрических фигур.

Тренажеры «облачко» и «солнышко». Макет поляны с деревьями. Игрушечные

птица и еж. Конверт с карточками. Две зеленые ленточки: узкая и широкая –

«дороги». Рыбы с геометрическими фигурами на магнитах, удочки с магнитом,

ведерки. Цветы и бабочки из картона разного цвета с геометрическими фигурами.

Муляжи грибов разной величины, корзинка.

Применяемые технологии: здоровьесберегающая, игровая.

Ход занятия.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие в волшебный лес. Как вы

думаете, на чем можно туда попасть. (Ответы детей).

Ну, а мы с вами отправимся на автобусе. Что нам надо приобрести, чтоб

поехать на автобусе? Ну конечно же, билеты. Я уже сходила и купила для нас

билеты в кассе. (Воспитатель раздает билеты детям).

Раздается лай щенка.

Воспитатель надевает на руку перчаточную куклу собаку. Кто это так лает? Да

это же наш Дружок! Дружок, ты говоришь, что хочешь поехать с нами?

(Радостный лай щенка.) Ребята, скажу вам по секрету, что Дружок служит в

полиции. Своим острым нюхом он определяет, есть ли в багаже у пассажиров

ядовитые вещества и опасные предметы. Возьмем его с собой? (Да!) Займите свои

места: соотнесите маленькие геометрические фигуры на ваших билетах с

большими на сиденьях в автобусе по форме и цвету.

(Предлагает каждому

ребенку назвать геометрическую фигуру и цвет). Все устроились? Поехали! Мы

едем в волшебный лес. Как красиво вокруг! Какие необыкновенные облака! Одно

облачко решило с нами поиграть.

Проводится гимнастика для глаз.

Воспитатель. Не поворачивая головы, следите за движением облачка. Облачко

движется вправо – влево, вверх – вниз. Солнышко выглянуло из-за облачка, светит

прямо в глаза: зажмурились. Молодцы!

Вот он, волшебный лес. Посмотрите и скажите, какие деревья растут на

поляне? Давайте подуем на деревья (дыхательное упражнение, дети с силой

дуют). Кто сидит под елочкой? (ежик). Кто сидит накусту рябины? (птичка). Что

находится за елочкой? (Конверт).

Дружок, проверь, нет ли чего опасного в

конверте. (Собачка нюхает конверт). Все в порядке. Посмотрим, что там лежит.

Доставай, Дружок!

Проводится разминка.

Воспитатель. Показывает карточки из конверта и вместе с детьми выполняет

движения.

Сколько попугаев ярких,

Столько выполни наклонов.

Сколько видишь ты туканов,

Столько сделай ты прыжков.

Сколько уточек у нас,

Мы присядем столько раз.

Сколько цыплят

Сделай столько хлопков.

Посмотрите, впереди две дороги (указывает на зеленые ленты). Как вы

думаете, они одинаковые? (Первая дорога узкая, вторая широкая.) Мы с Дружком

пойдём впереди, а вы встаньте друг за другом и идите за нами. По узкой дороге

пойдём, подняв руки в стороны, спина прямая, пяточку приставляем к носочку. По

широкой дороге сначала пойдем боком, приставным шагом, а потом будем шагать,

высоко поднимая колени.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Мы пришли к реке. Сколько здесь рыбы! Хотите порыбачить?

(Да!) Будем по очереди каждую выловленную рыбку показывать Дружку, затем

поместим ее в ведерко такой же формы, что и рыбка.

С помощью удочек с магнитами дети ловят рыб, называют, какой они формы

и цвета, и кладут их в соответствующие ведерки, объединяя рыб по форме и

цвету.

Воспитатель. Дружок говорит, что надо идти дальше. (Приводит детей на

поляну.)

Посмотрите,

какие

здесь

необычные

цветы

-

они

напоминают

геометрические фигуры. Давайте вдохнем аромат этих цветов.

Дыхательное упражнение.

Дети кладут ладони себе на грудь. Делают медленный вдох через нос,

стараясь не поднимать плечи. Задерживают дыхание и, медленно выдыхая,

произносят: «А-а-ах!»

Воспитатель. Вот и бабочки прилетели, они такие же необычные, как и цветы.

Бабочки разного цвета, их крылышки - геометрические фигуры. (Раздает

бабочек.) Покружимся с бабочками. (Дети танцуют.) Теперь посадим каждую

бабочку на цветок такой же формы и цвета, как и их крылья.

Дети выполняют задания.

Воспитатель.

Пойдем

дальше.

(Подводит

детей

к

муляжам

грибов,

выложенным на полу.) Сколько в лесу грибов выросло! Подойдите к грибам и

посчитайте их. Сколько грибов вы насчитали? (Пять.) Разложите грибы в ряд

слева на право: сначала самый большой, потом поменьше, потом еще меньше,

затем еще меньше и совсем маленький грибочек.

(Щенок проверяет.Дети

выполняют задание.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь послушайте мои вопросы.

- Сколько рук у человека? (Две.) Верно. Поднимите два гриба и положите в

корзинку.

- Сколько хвостов у кошки? (Один.) Поднимите один гриб и положите в

корзинку.

- Сколько осталось грибов? (Два.) Кладем их в корзину.

Возьмем грибы, которые собрали, и сварим после путешествия грибной суп.

Занимайте свои места в автобусе, нам пора возвращаться в детский сад.

Скажите, куда мы сегодня ездили? Что мы делали в волшебном лесу? Кому

хочется еще раз отправиться в путешествие? (Ответы детей).

Дружок говорит нам: «До свидания! Гав! Гав!».

Приложение 2.



В раздел образования