Автор: Заяц Вероника Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ККБМК
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия
Тема: Викторина по дисциплинам «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» и «Информатика» «Своя игра»
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
открытого внеаудиторного мероприятия
Викторина по дисциплинам «Математика: алгебра и начала
математического анализа; геометрия» и «Информатика»
«Своя игра»
.
Краснодар
2018
1
Организаторы:
Анисимова А.В.
Заяц В.С
Иванова Е.И
Место проведения: ККБМК,
ауд. 305
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от ______ 2018 г.
Председатель
___________А.Ю. Струков
Согласовано:
Начальник отдела
по методической работе
_______Н.Н. Панжинская
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
__________И.В. Ротаренко
Авторы:
1.
Анисимова А.В. – преподаватель математики и информатики.
2.
Гришай В.С. – преподаватель математики и информатики.
3.
Иванова Е.И. – преподаватель математики и информатики, кандидат
педагогических наук.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Неотъемлемой частью учебно-воспитательной деятельности любого
учебного учреждения является внеаудиторная работа по предметам. Она
углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности,
интеллект студента.
Наиболее
приемлемыми
и
часто
используемыми
формами
внеаудиторной работы по математике являются математические кружки,
факультативы, олимпиады, викторины, так как необходимо воспитывать
познавательный интерес к предмету не только на учебных занятиях,
нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для
студента – чувство личной значимости.
Методическая
разработка
данного
мероприятия
позволяет
продемонстрировать возможности использования игровой технологии для
повышения
эффективности
внеаудиторной
работы
студентов
при
получении знаний, умений и навыков по математике и информатике.
Викторина, или игра, в которой вопросы, обычно объединенные
какой-либо
общей
темой,
является
одной
из
форм
организации
самостоятельной
работы
студентов
по
дисциплинам
естественно-
математического цикла. С помощью викторины преподаватель может не
только стимулировать интерес студентов к изучению предмета, но и
совершенствовать практические умения и навыки. Отвечая на вопросы
викторины, студенты имеют возможность систематизировать и обобщить
полученные на занятиях знания, стимулировать мыслительно-поисковую
деятельность.
Викторины
вносят
в
учебно-воспитательный
процесс
элемент игры и соревнования.
Уверенное овладение студентами умений устных и письменных
вычислений и первоначальными знаниями по математике и информатике
является одной из основных задач обучения. Эти предметы необходимы
для применения знаний в важных жизненных ситуациях. А чтобы знать,
нужно приложить максимум усилий для достижения целей, и каждый
студент должен принимать участие в этом процессе.
Методическая
разработка
внеаудиторного
мероприятия
«Своя
игра» наглядно показывает, что занятие-игра учит каждого участника
сопереживать, логически мыслить, рассуждать, обобщать, анализировать
материал, быть инициативным и настойчивым в стремлении побеждать.
Проведение викторины «Своя игра» по дисциплинам «Математика:
алгебра и начала математического анализа; геометрия» и «Информатика»
направлено на достижение целей:
3
Образовательных:
закрепление
и
углубление
системы
базовых
знаний,
отражающих
вклад
математики
и
информатики
в
формирование
современной научной картины мира;
повышение познавательного интереса студентов к изучению
дисциплин "Математика: алгебра и начала математического анализа;
геометрия ", "Информатика" посредством использования инновационных
педагогических
технологий
(игровых,
информационно-
коммуникационных, Интернет-ресурсов и др.);
формирование логического мышления, умения наблюдать и
сравнивать, рассуждать и размышлять, анализировать и обобщать;
Методических:
использование методики применения игровых технологий в
образовательном процессе;
ознакомление педагогов с методикой развития у студентов
навыков самостоятельной работы;
использование
межпредметных
связей
для
повышения
эффективности преподавания учебных дисциплин;
формирование умения
интегрировать знания по разным
дисциплинам естественно-математического цикла;
Развивающих:
развитие у студентов научного мировоззрения и научных
представлений об особенностях математики и информатики как основных
наук естественно-математического цикла;
повышение эффективности самостоятельной работы студентов
в ходе поисково-исследовательской деятельности;
развитие
слухового
и
зрительного
восприятия,
коммуникативных
способностей,
умения
выступать
на
публике,
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Воспитательных:
воспитание у студентов позитивного отношения и стремления
к обучению математике и информатике;
развитие и воспитание в личности каждого студента осознания
ценности знаний, возможности самореализации в
интеллектуальных
сферах жизни;
воспитание активной жизненной позиции, инициативности,
настойчивости в достижении поставленных цепей.
4
Мероприятие состоит из трех раундов и финала.
ТЕХНИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Интерактивная доска.
2.
Мультимедийный проектор.
3.
Методическая разработка конкурса.
4.
Карточки с заданиями для студентов.
СОСТАВ ЖЮРИ
Предполагается жюри из трех человек, которое подводит итоги
по каждому раунду и всей викторины в целом.
Состав жюри выбирается в начале мероприятия по факту из
присутствующих членов администрации или других преподавателей.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
"Своя Игра" состоит из трех раундов и финального раунда.
Каждый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов в каждой (всего 15
вопросов).
Во время игры ведущий зачитывает вопрос, участники должны
дать ответ на скорость. В каждом раунде представлены вопросы в трех
категориях: «Информатика», «Математика» и «Вопросы от…».
Начинают викторину первая тройка игроков.
Выбор темы и
стоимости вопроса осуществляет сам игрок. Ведущий зачитывает вопрос.
Игрок готовый дать ответ поднимает флажок. Если он отвечает правильно,
то
ему
предоставляется
право
выбора
следующего
вопроса,
если
неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется
другому игроку.
Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме
игрока. Неправильный ответ уменьшает сумму балов на стоимость
вопроса.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион”
и “Кот в мешке”.
Правильный
ответ
на
“вопрос-аукцион”
увеличивает
общее
количество
очков
игрока
на
ставку,
сделанную
им
в
аукционе,
неправильный – уменьшает.
Если игроку попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то он
передает его другому игроку на выбор.
Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее
количество очков игрока на стоимость данного вопроса, неправильный –
уменьшает.
5
В каждом раунде играет новая тройка участников, победитель
выходит в финал.
Финальный раунд (“Своя игра”) представляет три возможных тем
раунда. Финалисты одна за другой убирают темы, которые им не нравятся
(Начинает убирать игрок, набравший меньшее количество очков), до тех
пор, пока не останется одна тема.
Далее участники делают ставку в пределах своей накопленной
суммы. Задается вопрос. Игроки думают над ним в течение 40 секунд,
записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в
финальном раунде увеличивает общую сумму на сделанную ставку, а
неправильный – уменьшает.
Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество очков.
Список студентов
– участников викторины
1
Караваева Марина (группа Лаб/д-11)
2
Жирнова Юлия (группа С/д-11)
3
Кучеренко Лилиана (группа Ф-11)
4
Аутлева Замира (Ф-11)
5
Краснова Анна (С/д Е-11)
6
Решетник Анна (С/д Е-11)
7
8
9
6
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемое жюри, участники и гости
мероприятия! Что наша жизнь? Игра! Вашему вниманию представляем
интеллектуальную игру «Своя игра».
Предлагаем участникам ознакомиться с правилами игры.
"Своя Игра" состоит из трех раундов и финального раунда.
Каждый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов в каждой (всего 15
вопросов).
Во время игры ведущий зачитывает вопрос, участники должны
дать ответ на скорость. В каждом раунде представлены вопросы в трех
категориях: «Информатика», «Математика» и «Вопросы от…».
Начинают викторину первая тройка игроков.
Выбор темы и
стоимости вопроса осуществляет сам игрок. Ведущий зачитывает вопрос.
Игрок готовый дать ответ поднимает флажок. Если он отвечает правильно,
то
ему
предоставляется
право
выбора
следующего
вопроса,
если
неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется
другому игроку.
Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме
игрока. Неправильный ответ уменьшает сумму балов на стоимость
вопроса.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-
аукцион” и “Кот в мешке”.
Правильный
ответ
на
“вопрос-аукцион”
увеличивает
общее
количество
очков
игрока
на
ставку,
сделанную
им
в
аукционе,
неправильный – уменьшает.
Если игроку попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то он
передает его другому игроку на выбор.
Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее
количество очков игрока на стоимость данного вопроса, неправильный –
уменьшает.
В каждом раунде играет новая тройка участников, победитель
выходит в финал.
Финальный раунд (“Своя игра”) представляет три возможных тем
раунда. Финалисты одна за другой убирают темы, которые им не нравятся
(Начинает убирать игрок, набравший меньшее количество очков), до тех
пор, пока не останется одна тема.
Далее участники делают ставку в пределах своей накопленной
суммы. Задается вопрос. Игроки думают над ним в течение 40 секунд,
записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в
финальном раунде увеличивает общую сумму на сделанную ставку, а
неправильный – уменьшает.
Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество очков.
7
В сегодняшней игре, проводимой в рамках открытой предметной
недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, принимают
участие первокурсники отделения Сестринского дела и Фармации.
Я хочу представить гостей и жюри викторины:
Итак, сегодня в нашей викторине принимают участие девять
студентов, которые будут бороться за победу:
1.
Кучеренко Лилиана (Ф-11);
2.
Жирнова Юлия (С/д Е-11);
3.
Караваева Марина (Лаб/д-11);
4.
Аутлева Замира (Ф-11);
5.
Краснова Анна (С/д Е-11);
6.
Решетник Анна (С/д Е-11);
7.
8.
9.
Итак, мы начинаем!
Вопросы:
Раунд 1.
Категория «Информатика»:
Стоимость Вопрос
Ответ
Примечание
100
Устройство
визуального
отображения
информации
Дисплей
200
Центральный
"мозг"
компьютера,
предназначенный для
переработки
информации
Процессор
300
Мультимедийными
называют
именно
такие программы
Программы,
в
которые могут
работать
с
несколькими
видами
информации:
графической,
звуковой, видео
8
400
Первая
в
мире
женщина-программист
Ада
Августа
Лавлейс
Вопрос-аукцион
500
При
этой
операции
расположение файлов
и
папок
на
диске
упорядочивается,
а
часто, за счет более
компактного
и
экономичного
их
размещения,
еще
и
экономится
часть
дискового
пространства.
Дефрагментаци
я
Категория «Математика»:
100
Экипаж, запряженный
тройкой
лошадей,
проехал за 1 час 15 км.
С
какой
скоростью
бежала
лошадь?
Сколько
километров
проехала
каждая
лошадь?
15 км/ч, 15 км
200
Есть
такая
математическая
шутка:
«Коза,
привязанная
к
колышку,
лучше
восьмиклассника
знает, что такое…
Радиус
300
Они – родные брат и
сестра.
Они
всегда
вместе: рисовали Её –
возникал Он, вырезали
Его
–
ножницы
обозначали Её. О чем
идет речь?
Окружность
и
круг
400
Это
название
происходит
от
двух
латинских
слов
«дважды»
и
«секу»,
буквально
«рассекающиеся
на
две части». О чем идет
биссектриса
9
речь?
500
Слово,
которым
обозначается
это
понятие, в переводе с
греческого
означает
«натянутая тетива».
Гипотенуза
Категория «Вопросы от…»:
100
Если
бы
осьминоги
умели
считать,
то
какой
бы
системой
они
скорее
всего
пользовались?
Восьмеричная
200
Эта
макромолекула
обеспечивает передачу
генетических
данных
от одного носителя к
другому,
подобно
флешке.
ДНК
Кот в мешке
300
Что
общего
между
папирусом,
берестяной
грамотой,
книгой и диском?
Хранение
данных
400
Это
понятие
математики
тесно
связано
с
теорией
музыки,
которой
в
античной
Греции
придавали
большое
значение.
Древним
грекам было известно,
что
чем
длиннее
струна,
тем
более
низкий
звук
она
издает.
Чтобы
при
игре
все
струны
звучали
гармонично,
их
длины
должны
находиться
в
определенном
отношении – должны
соблюдаться
определенные …?
Пропорции
10
500
Книгу
по
какому
языку
программирования
химики
называют
книгой
про
ионы
меди?
Си++
Раунд 2.
Категория «Информатика»:
Стоимость
Вопрос
Ответ
Примечание
100
Специальная
программа
для
управления
внешними
устройствами
компьютера
Драйвер
200
Устройство
для
обмена информацией
с
другими
компьютерами
через
телефонную сеть
Модем
300
В 1963 году Дуглас
Энгельбарт
впервые
продемонстрировал
публике
“бабушку”
всех
сегодняшних
этих
устройств,
походившую
на
большой утюг на двух
деревянных
колесиках.
Компьютерная
мышь
400
При
выключении
компьютера
вся
информация из этого
устройства стирается.
Оперативная
память
Вопрос-аукцион
500
Они
имеют
высокоскоростное
соединение
своих
серверов
с
Интернетом,
что
позволяет
им
предоставлять
пользователям доступ
Провайдеры
11
к
Интернету
на
коммерческой основе
по
коммутируемым
телефонным линиям.
Категория «Математика»:
100
Мотоциклист ехал в
поселок. По дороге он
встретил
три
легковые
машины и грузовик.
Сколько всего машин
шло в этот поселок?
Ни одной
200
Что
англичане
называли
ленивой
восьмеркой?
Ответ:
знак
бесконечности
300
В 1992 году число
«пи» было рассчитано
с
точностью
до
1
млрд 11млн 196тыс
691
знака
после
запятой.
Этот
факт
был занесен в книгу
Гиннеса. Почему само
число туда не попало?
Для
записи
этого
числа
понадобилось
бы
свыше
тысячи
страниц.
Кот в мешке
400
В одной из книг о
Петре
Великом
говорится,
что
он
должен
был
знать
адицию,
субстракцию,
мультипликацию
и
дивизию. Думаю, что
и Вы это знаете, т.к.
на
занятиях
по
математике
производите
эти
действия. Что же это?
Четыре
основных
математически
х
действия:
адиция
–
сложение;
субстракция
–
вычитание;
мультипликаци
я – умножение;
дивизия
–
деление
500
Психогеометрия
–
уникальная
практическая система
анализа
личности,
которая
позволяет
быстро
определить
Круг - символ
гармонии.
12
форму
или
тип
личности
человека.
Как
вы
считаете,
символом
чего
является круг?
Категория «Вопросы от…»:
100
Так
называют и
искусственное
русло,
наполненное водой, и
линию связи
Канал
200
Этим
кухонным
предметом с носиком
называют
начинающего
пользователя
Чайник
300
По легенде, в честь
открытия этой теоремы
учёный
принёс
в
жертву 100 быков, а
теорему
назвали
его
именем.
Но
позже
выяснилось,
что
эта
теорема была известна
ещё древним шумерам.
На сегодняшний день
существует около 150
доказательств
этой
теоремы.
Чьё
имя
носит теорема? 300
Теорема
Пифагора
400
Индийские
математики VII века
так формулировали эти
правила: «Сумма двух
имуществ
есть
имущество,
сумма
двух долгов есть долг,
сумма
имущества
и
долга
равна
их
разности».
О каких
правилах идет речь?
Правила
сложения
положительны
х
и
отрицательны
х чисел
500
Ф.А.Искандер «Святое
озеро»
Инерция
13
Герой
рассказа
поскользнулся
и
полетел
по
крутому
склону ледника вниз.
Поперек его пути была
глубокая траншея, «где
клокотала
и
неслась
талая
вода.
Он
подумал,
что
сейчас
погибнет, попав в эту
траншею. Но перелетел
через неё и на пологом
склоне затормозился».
Вопрос,
какое
физическое
явление
помогло
герою
рассказа не упасть в
траншею?
Раунд 3
Категория «Информатика»:
Стоимость
Вопрос
Ответ
Примечание
100
Устройство,
вращающее
магнитный
диск,
записывающее на этот
диск и считывающее с
этого диска.
Дисковод
200
В различных странах
этот
символ
на
клавиатуре
имеет
разное название. Его
называют обезьянкой
или
улиткой,
встречаются и такие
экзотические
варианты
как
штрудель (на иврите),
сельдь под маринадом
(в
чешском
и
словацком),
лунное
ухо (в казахском). О
каком символе идет
Собака
14
речь?
300
Предлагаем вам игру,
в
которой
слова
заменяются
на
противоположные
себе
по
смыслу,
назначению, размерам
и
т.д.
По
этим
правилам,
например,
словосочетание
«материальная точка»
превращается
в
«духовную
плоскость»,
«функциональная
клавиша»
была
бы
представлена
как
«бесполезная кнопка».
А
теперь
внимание.
Вопрос: «Определите
исходное
словосочетание
для
следующего:
«долговременный
склероз»
оперативная
память
400
Значительная
часть
современных цветных
принтеров печатает на
каждом листе бумаги
свой серийный номер,
а также дату и время
печати
в
закодированном виде
жёлтыми
точками,
едва
видимыми
невооружённым
глазом.
От
кого
помогают защититься
эти желтые точки?
Фальшивомон
етчики
500
Одну
и
ту
же
информацию
можно
передавать
разными
сигналами и разными
способами. В рассказе
Программа
-
высокая
поэзия,
результат
ее
работы
-
15
Артура Конана Дойла
"Пляшущие
человечки"
преступник применял
оригинальный код для
записи
своих
угроз.
Внимание на экран!
Что
зашифровано
в
этой записи и каким
способом?
"АММАРГОРП
-
ЯАКОСЫВ ЯИЗЭОП,
ЫТАТЬЛУЗЕР
ЕЕ
ЫТОБАР - ЯАБУРГ
АЗОРП".
грубая проза
Категория «Математика»:
100
Коле и Толе купили
по 5 пирожных. Коля
съел свои за 6 минут и
стал сходить с ума от
зависти
глядя,
как
Толя
ест
каждое
пирожное
по
4
минуты.
Долго
ли
будет сходить с ума от
зависти Коля?
14 минут
200
Древняя
игра,
берущая
начало
в
Индии
и
имеющая
многовековую
историю; сочетает в
себе элементы науки,
искусства
и
спорта.
Способствует
развитию фантазии и
концентрации
внимания,
воспитанию характера
и
воли,
приучает
логически мыслить.
Шахматы
Вопрос-
аукцион
300
Стоит мельница, в ней
2
16
живет
сторож.
У
сторожа есть собака.
На
той
мельнице
четыре
окошка,
на
четырех окошках по
четыре
кошки,
у
каждой
кошки
по
четыре
котенка,
у
каждого
котенка
по
четыре
мышонка.
Сколько всего ног?
400
Ежегодно
любители
математики отмечают
День числа пи. Когда
это бывает?
14 марта
500
Сошлись два пастуха,
Иван и Петр. Иван и
говорит
Петру:
"Отдай-ка
ты
мне
одну овцу, тогда у
меня будет овец ровно
вдвое больше, чем у
тебя!"
А
Петр
ему
отвечает: "Нет, лучше
ты мне отдай одну
овцу,
тогда
у
нас
будет овец поровну!"
Сколько же было у
каждого овец?
У Ивана – 7
овец,
а
у
Петра
–
5
овец).
Категория «Вопросы от…»:
100
Она
бывает
и
рыболовная,
и
компьютерная
Сеть
Кот в мешке
200
Какое живое существо
является
частью
электронного
адреса
пользователя?
Собака
300
Какой учёный, решая
задачу, связанную с
нахождением объема,
предложенную царём
Гиероном,
открыл
Архимед.
Закон
Архимеда
17
важный
физический
закон?
400
Римский
император
Юлий Цезарь ввел в
Риме
календарь.
С
того
времени
этот
календарь
стали
называть Юлианским.
Он оказался настолько
удачным,
что
им
начали пользоваться и
другие
народы.
По
Юлианскому
календарю,
т.е.
по
старому
стилю
до
1917 года жила и наша
страна.
У
народа
какой страны Юлий
Цезарь
заимствовал
этот
удачный
календарь?
Египтяне
500
Известно, что ‘’3030’’
– марка знаменитой
винтовки. Почему же
накопитель,
представленный
фирмой IBM в 1973
году и все жесткие
диски в дальнейшем
получили
название
“Винчестер”?
Накопитель
состоял
из
двух
дисков
по 30 Мб в
каждом
Вопросы для финала:
Информатика
18
1.
Совокупность программ и команд, используемых аппаратными
компонентами компьютера для решения указанных пользователем задач –
(Программное обеспечение).
Вопросы от…
2.
Одна из самых первых компьютерных игр-головоломок,
сохранившаяся до наших дней. (Тетрис).
Математика
3.
Выполненные с помощью блоков строительные и другие
технические работы известного ученого всех времен Архимеда вызвали
удивление современников. Люди приписывали Архимеду слова «Дайте
мне точку опоры, и я переверну Мир!» Говорят, что Архимед нашел
приспособление, с помощью которого одной рукой опустил судно на воду.
(Рычаг).
Подведение итогов
Награждение.
Спасибо за игру!
19